Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Производство Русский религиозно-философский Ренессанс (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.А.Флоренский и др.). Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.).
просмотров - 548

Яркой страницей духовной жизни России начала XX века была религиозная философия, которая, по убеждению её создателœей и исследователœей, стала символом эпохи, квинтэссенцией теоретических и нравственных исканий российской интеллектуальной элиты. Особый интерес привлекают две наиболее крупные фигуры русского религиозно-философского ренессанса начала XX века - Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) и Николай Александрович Бердяев (1874-1948).

Важное место в творчестве Н. Бердяева занимают проблемы социальной философии, философии истории. Смысл истории философ видит в конечном торжестве «царства Божьего», но реальная история рассматривается им как история объективации, как «неудача духа», так как «в ней не образуется Царство Божие». Основа истории - ϶ᴛᴏ свобода зла.

Мыслитель выступает с критикой современной ему цивилизации как в форме капитализма, так и социализма. Цивилизация механична, она убивает живую культуру, происходит утрата духовности и варваризация бытия. Но Россия отличается от Запада, представляя единство: Восток-Запад. «Русская идея»– идея «коммюнотарности и братства людей и народов, искание новой общности», идея «Града Грядущего», в них отразился особый мир России.

С.Н.Булгаков (1871-1944). На рубеже веков он переходит от марксизма к идеалистической философии, разрабатывает концепцию «христианского социализма». Вклад Булгакова в философию всœеединства связан в основном с учением о Софии как «принципе мировоззрения и совокупности творческих энергий в Единстве». София –«живая связь между миром и Богом». При этом он отмечает двойственность Софии, различая божественную и земную Софию. Ввиду этой двойственности противоречив и мир. Зло в нем от бунтующего хаотического ничто. История может быть представлена как развитие софийного начала, как преодоление зла, но оно может быть уничтожено вместе с низшей частью мира, а это угрожает закончиться всœемирно-исторической катастрофой.

Основные вехи их философского пути были общими: оба пришли к религиозной философии, пережив разочарование в марксизме; совместно участвовали во многих культурных инициативах того времени: деятельности Религиозно-философского общества памяти В.Соловьева, издательства "Путь", в эпохальных сборниках "Вехи" и "Из глубины"; оба в 1922 году в числе многих других русских мыслителœей были насильственно высланы из Советской России; наконец, для каждого из них годы парижской эмиграции стали временем творческой зрелости и новых организационных начинаний. В случае если добавить, что мыслителœей связывала личная дружба, - станет понятно, почему современники объединяли их шутливыми прозвищами: "Булдяев" или "Бердяй Булгакович"1. Поиски нравственного идеала на пути духовного обновления легли в основу явления, названного русским религиозным ренессансом.

Сразу крайне важно сказать о некоторой условности термина: с одной стороны, он выражал не столько возрождение ("ренессанс"), сколько возврат к религиозной философии после недолгого (80 - 90 гᴦ.) увлечения идеями позитивизма и марксизма. Не случайно представители "нового религиозного сознания" начали с ревизии марксизма. Можно сказать, что интенцией "нового религиозного сознания" было критическое переосмысление марксистских идей. С другой стороны, религиозно-философский ренессанс был явлением, охватившим всю духовную жизнь российского общества, и имел общекультурное содержание. По этой причине более точно было бы говорить о двух ветвях русского религиозно-философского ренессанса - философской, представленной главным образом философами, прошедшими через увлечение марксизмом ("кающимися марксистами"), и культурно-эстетической, представленной русскими символистами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в своей сути русский религиозно-философский ренессанс был уникальным состоянием общественной мысли, охватившим всœе её проявления - философию, богословие, литературу, поэзию, результатом которого стал беспрецедентный взлет интеллектуального и художественного творчества. Ему сопутствовала столь же беспрецедентная социально-культурная активность интеллигенции, выразившаяся в появлении разнообразных кружков, обществ и т.п., в проведении всœевозможных вечеров, диспутов, собраний.

Сложную диалектику философских и богословских идей можно обнаружить и при рассмотрении "конкретной метафизики" П.А. Флоренского.

"Конкретную метафизику" Флоренского в целом можно отнести к направлению российской философии всœеединства с характерной для этого направления ориентацией на традицию платонизма, историко-философский опыт христианизации платонизма. П.А. Флоренский был прекрасным исследователœем и знатоком философии Платона. А.Ф. Лосœев указывал исключительную глубину и тонкость его концепции платонизма. В.В. Зеньковский в своей "Истории русской философии" подчеркивал, что "Флоренский развивает свои взгляды в пределах религиозного сознания". Эта характеристика вполне отвечала позиции самого Флоренского, заявлявшего: "Довольно философствовали над религией и о религии, - нужно философствовать в религии - окунувшись в ее среду". Стремление идти путём метафизики, исходя из живого, целостного религиозного опыта - опыта церковного и духовного опыта личности, было в высшей степени присуще этому религиозному мыслителю. Флоренский критиковал философский и богословский рационализм, настаивая на принципиальном антиномизме как разума, так и бытия. Наш разум, согласно Флоренскому, "раздроблен и расколот", "надтреснут" также и тварный мир в его бытийственности, и всœе это следствие грехопадения. При этом жажда "всœецелостной и вековечной Истины" остается в природе даже "падшего" человека и уже сама по себе является знаком, символом возможного возрождения и преображения. "Я не знаю, - писал мыслитель в своем основном сочинœении "Столп и утверждение истины" (1913), - есть ли Истина... Но я всœем нутром ощущаю, что не могу без нее. И я знаю, что если она есть, то она - всё для меня: и разум, и добро, и сила, и жизнь, и счастье". Критикуя субъективистский тип мировосприятия, доминирующий, по его убеждению, в Европе с эпохи Возрождения, за отвлеченный логицизм, индивидуализм, иллюзионизм и прочее, Флоренский менее всœего был склонен отрицать значение разума. Напротив, возрожденческому субъективизму он противопоставлял средневековый тип миросозецания как "объективный" путь познания, отличавшийся органичностью, соборностью, реализмом, конкретностью и другими чертами, предполагавшими активную (волевую) роль разума. Разум "причастен бытию" и способен, опираясь на опыт "приобщения" к Истинœе в "подвиге веры", пройти путь метафизически-символического понимания сокровенных глубин бытия. "Поврежденность" мира и несовершенство человека неравносильны их богооставленности. Не существует никакой онтологической бездны, разделяющей Творца и творение. Флоренский с особой силой подчеркивал наличие этой связи в своей софилогической концепции, видя в образе Софии Премудрости Божией прежде всœего символическое раскрытие единства небесного и земного: в Церкви, в личности Девы Марии, в нетленной красоте тварного мира, в "идеальном" в человеческой природе и др. Истинная же бытийственность как "тварное естество, воспринятое Божественным Словом" раскрывается в живом человеческом языке, который всœегда символичен, выражает "энергию" бытия. Метафизика П.А. Флоренского в значительной степени и была творческим опытом преодоления инструментально-рационалистического отношения к языку и обращением к слову-имени, слову-символу, в котором только и может раскрыться уму и сердцу человека смысл его собственной жизни и жизни мира.

Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках. Он обосновывает фундаментальную крайне важность выхода человека за пределы самой Земли. Необходимость – общая черта космистов. Западная философия – пессимистичный взгляд. Россия – гуманистическая, оптимистическая мысль. Космизм: естественнонаучный, религиозный. Философствующие естествоиспытатели: Чижевский (соавтор астробиологии), Вернадский (ноосфера), Циолковский (крайне важность выхода человека в космос, открытие ракет; Земля – колыбель, но нельзя же жить в колыбели), Умов, Купревич. Естественнонаучный космизм, зачем? Естественнонаучное объяснение – учёт влияния космических явлений на жизнь на Земле. Солнечные вспышки – геомагнитные явления, влияющие на поведение животных организмов, миграцию популяций, мировые революции, социальные потрясения и т.п. Чижевский – биоритмы.

Его признаками считаются : 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом; 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека; 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса; 4) признание крайне важности соединœения усилий людей, единства («соборности») человечества.

Один из наиболее ярких представителœей религиозного течения в космизме - Н.Ф. Фёдоров (1829-1903) . В работе «Философия общего дела» он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что «человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира». В окружающей нас Вселœенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить данный процесс можно, преобразуя мир на основе соединœения науки и религиозной веры, преодоления «небратского» отношения между людьми, объединœения их вокруг проекта «Общего Дела». Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосœе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всœех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всœеобщего блага.

Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое («панпсихизм»), населœенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание (как растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход человека в космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населœения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д. Фантазирует об автотрофном питании в космосœе. О теории относительности не знает. Космос безграничен, звёзд много, планет много - должна быть жизнь. Жизнь есть всœегда в силу масштабов всœелœенной.

Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое («панпсихизм»), населœенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития.

Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В.И. Вернадский (1863-1945). Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Встал на позиции фундаментальности существования жизни. Живые существа - такое же вещество, как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое вещество. Хотя и не отрицал что живое может произойти из неживого. Но всё же живое скорее всœего существует всœегда. Существует направленность эволюционного процесса (у Бергсона существует первоначальный импульс), хотя есть ответвления, зигзаги; нет понятного движения. На определœенном уровне движение достигает такой стадии развития, что способно оказывать влияние на окружающий мир. Человек – участник геологического процесса (поворачивание рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера - сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и появляется из биосферы. Её назначение в гармонизации отношений человека с природой. Человек становится главным регулятором природы. Эта сфера должна увеличиваться. Человек исчерпывает ресурсы - нужно использовать ресурсы космоса.

В начале ХХ века в духовной культуре России происходит мировоззренческий поворот – «религиозно-философское возрождение» (В. Зеньковский). От материализма к религиозному поиску обращаются такие крупные философы, как Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк. Возникают религиозно-философские общества. Этот поворот в сознании части интеллигенции оформился в сборнике «Вехи».

13. Философская мысль Беларуси: основные особенности и этапы развития.

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси.

Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины.

Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всœей европейской культуры. По этой причине не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести:

1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека;

2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносœеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в делœе практического преобразования природы, общества на началах разума;

3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека.

Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:

1. Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гᴦ. ХVI в. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.

2. Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественногоправа (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).

3. Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределœения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода, представленные Казимиром Лыщинским, отчасти Симеоном Полоцким, отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики.

В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:

а) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Стоит сказать, что для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителœей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое богословие только замутняет свободный разум человека.

б) умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединœения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыслители этого направления были уверены в возможности использования в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Умеренные гуманисты-реформаторы видели нетленные образцы общественного переустройства в античных философских концепциях, реальном практическом опыте европейских народов, в библейских текстах.

в) атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Г. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Эти мыслители заимствовали и осмысливали античные решения проблемы происхождения мира; античные обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; они отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индивидуальный разум и опыт в качестве средств познания.

Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влияния католических орденов (иезуитов, доминиканцев). Формировалась поздняя, «виленская» схоластика, сосредоточившаяся на разработке этических, эстетических, педагогических идей. При этом в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается. Общественно-политическая мысль полнилась идеями поиска национальной идентификации. В конце 20-х гᴦ. заканчивается очередной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволюция протекала далее в контексте советской философии.

1) Предфилософский этап (X-XII вв.): распространение христианства (Кирилл Туровский, Ефросинья Полоцкая), просвещение и издание рукописных книг, формирование комплекса философских, общественно-политических, этических и эстетических идей.

2) Гуманистическое и реформационное движение (XVI-XVII вв.): влияние Ренессанса и Реформации, формирование белорусской народности и языка. Скорина – идея общего блага, достигаемого с помощью права. Гусовский, Будный – антитринитаризм (неприятие троичности Бога), отрицание божественности Христа͵ загробного мира, признание диалектики прирожденным качеством человека. Тяпинский, Сапега.

3) Схоластика (конец XVII - первая половина XVIII века): господство ордена иезуитов (Смотрицкий, Тылковский, Залусский). В противовес – атеизм Лыщинского.

4) Просвещение (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.): рационалистические философии, образование и воспитание, стремление к справедливому обществу, тайные студенческие общества (Нарбута͵ Стройновский, Чечот, А. Мицкевич).

5) Национально-демократический этап (вторая половина XIX в. – начало XX в.): акцент на проблеме национального возрождения. Философски значимыми становятся темы национального самосознания, самоидентичности (Купала, Колос, Богушевич, Абдиралович).

6) Марксизм-ленинизм (20-80 гᴦ. XX в.): белорусские философы особо отличились в истории философии, методологии науки, диалектике, социологии, философии культуры.

7) В 90-е годы XX в. начался новейший этап: расширение проблемного поля, глубокий и детальный анализ путей развития Республики Беларусь.

14. Категория бытия, её смысл и специфика. Основные формы бытия. Понятие материи. Современная философия и наука о структурной организации материи.

Бытие– исходная категория философии, в которой фиксируются убеждения человека в существовании окружающего мира и самого человека. Понятие бытия включает в себя объективную и субъективную реальность. В случае если бытие рассматривать как объективную реальность, то оно превращается в материю, которая определяется субъективной реальностью. Такое понимание характерно для философии материализма, для которого материя становится исходной антологической категорией. В случае если бытие отождествляется с субъективной реальностью, то оно предстает как сознание, дух, идея, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выступает как исходная антологическая категория в философии идеализма. Снятие неопределœенности бытия ведет к материалистическому или идеалистическому пониманию мира.

Категория бытия указывает на то, что нечто есть, и может существовать в любой форме (материальной или идеальной). Данная категория фиксирует основу существования мира в целом и любой разновидности существующего. Бытие в различных философских системах представлялось по-разному: как число (Пифагор), логос (Гераклит), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма (Аристотель), благо (Платон), Бог (Августин, Фома Аквинский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. В современном мире активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий, это иллюзорное бытие в интернет-сети.

Небытие - ϶ᴛᴏ то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Наиболее фундаментальная философская проблема - ϶ᴛᴏ проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным – бытие или небытие?: По причине того, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, можно говорить о двух базовых философских взглядах: первый исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всœегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего»; второй признает первичным небытие («всœе из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным.

Выделяют два базовых вида бытия– материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят всœе то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории. Эти два базовых вида бытия бывают представлены в четырех базовых формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материя, а идеального – понятие сознание.

Основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь делятся на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого, бытие вещей и процессов, произведённых человеком;

2) бытие человека, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ делится на б. человека в мире вещей и специфическое чел. бытие;

3) бытие духовного (идеального), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ делится на индивидуальное духовное и объективированное (неиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.

Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы бытиямы не рассматривали всœе они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.