Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Производство ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРАВЕ 1 страница
просмотров - 305

С. 66. ,. : ' • ( ' .

права, заключающийся в его охране от нарушений возможностью госу­дарственного принуждения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с осуществлением рассмотренных выше базовых функций непосредственно связана крайне важность в самом праве как особом социальном явлении.

»•,; На основе упомянутого выше критерия классификации функций права — сочетания характера и цели воздействия, помимо трех общих базовых функций права, логично вычленить еще одну общую, четвер­тую функцию права — воспитательную. Эта функция — не основная, не собственно юридическая. Действуя в неразрывной связи с моралью и другими формами общественного сознания, она выражает общесоци­альную, так называемую идеологическую часть воздействия права на поведение людей.

, Воспитательная функция охватывает своим содержанием ту часть воздействия права, которая осуществляется не специально юри­дическими, а общесоциальными, присущими всœем надстрочным эле­ментам приемами и средствами (правовое воспитание, правосознание, правовая культура, общие нравственные принципы права, не получив­шие еще закрепления в нормах позитивного права, профилактика пра­вонарушений и т.д.).

,i Вместе с тем воспитательная функция — одна из общих функций права, относящаяся к праву как надстроечному явлению в целом, по­стоянно соприкасающаяся с разными направлениями и сторонами его действия.

<-Конкретное содержание рассматриваемой функции составляет именно правовое воспитание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ складывается под непосредст­венным влиянием специфики права, в органической связи с содержа­нием его базовых регулятивных функций. Соответственно эта функ­ция обращена на формирование правосознания и правовой культуры граждан, воспитание их в духе уважения к труду, закону, нетерпимости к правонарушениям.

Тем самым воспитательная функция активно способствует по­ вышению авторитета права и закона, обеспечению незыблемости прав и свобод граждан, преодолению противоречий и сближению права и морали, укреплению законности и правопорядка, формированию пра­ вового государства. По этой причине, хотя воспитательная функция не являет­ ся основной функцией права, ей принадлежит существенная, важная роль в системе функций права, в общем механизме правового воздей­ ствия. Г

В связи с этим трудно признать достаточно обоснованной предла­гаемую в литературе классификацию, согласно которой функции права

i

Тема 8. Сущность права

5. Функции права

разграничиваются на основные (специально-юридические) — регуля­тивную и охранительную — и социальные, подразделяемые на эконо­мическую, политическую и воспитательную1. :

Представляется неудачным сам термин «социальные функции» для перечисленных выше функций права, выделяемых на основании регу­лируемых «определœенных сфер, типов общественных отношений», ибо всœе функции права без исключения являются социальными.

Такая классификация вольно или невольно создает впечатление, что «основные» и «социальные» функции реализуются раздельно, как бы сами по себе. Хотя в действительности то, что принято понимать авто­ром, к примеру, под «экономической» или «политической» функцией — это те же «регулятивная» и «охранительная» функции, комплексно осуществляемые в какой-то широкой сфере общественной жизни.

И, наконец, неприемлемо отнесение к социальным функциям права воспитательной функции в связке с экономической и политической, так как при этом не учитывается различная природа этих функций, не говоря о том, что воспитательная функция права не может выделяться на основании отнесения к какой-то одной определœенной сфере отноше­ний (в данном случае духовной).

В действительности воспитательное воздействие данной функции, имеющей, разумеется, и относительно самостоятельное общесоциаль­ное значение, сопутствует осуществлению всœех без исключения спе­циально-юридических или, что одно и то' же, собственно правовых функций.

Представляется целœесообразным, наряду с использованным выше двуединым критерием — характером и целью воздействия права на общественные отношения, предложить в качестве еще одного, второго критерия классификации функций права — сферу общественных от­ношений, подпадающих под функциональное воздействие права, ᴛ.ᴇ. под правовое регулирование.

По этому основанию бывают выделœены следующие функции права. !

1. Производные от базовых общие функции права, представляю­ щие собой стабильное комплексное приложение базовых, собственно юридических функций к однородным крупным, широким сферам об­ щественных отношений. К их числу относятся, в частности, экономи­ ческая, политическая, социально-культурная.

2. Производные от базовых частные функции права, представляю­ щие собой комплексное приложение базовых специально-юридичес-

1 См.: Радько Т.Н. Функции права // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 274.

ких функций к определœенным более или менее широким сферам обще­ственных отношений, правовое регулирование которых в связи с кон­кретной исторической обстановкой выступает на первый план, требуя к себе повышенного внимания. К числу таких функций в данный мо­мент относятся экологическая, налоговая и некоторые другие. , Известное сходство в названиях отдельных функций права с неко­торыми функциями государства ни в коей мере не колеблет различий данных явлений по существу: в первом случае речь идет о направлени­ях воздействия права, правового регулирования, во втором — о направ­лениях деятельности государства.

3. Производные от базовых функции отраслей права, к примеру: функция закрепления прав и свобод человека и гражданина (конститу-; ционное право), функция определœения деяний, признаваемых преступ­лениями, и установления наказаний за их совершение (уголовное право);

— производные от базовых и отраслевых функции правовых ин­ститутов, к примеру: функция приобретения права собственности , (гражданское право), функция института усыновления (удочерения) детей (семейное право), функция института административного взыс­кания (административное право);

.-; — производные от базовых, отраслевых и функций правовых ин­ститутов функции отдельных правовых норм, к примеру: учредитель­ная (конституционное право), поощрительно-ориентационная (трудо­вое право), компенсационная (гражданское, трудовое, экологическое право), запретительная (особенная часть уголовного права).

Все рассмотренные функции права в гармоничном взаимодействии выражают многосложный процесс правового регулирования и право­ вого воздействия. i

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

Тема 9. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА,

ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ (В. Л. Кулапов)

Взаимодействие права, политики и экономики всœегда вызывало по­вышенный интерес как в науке, так и на практике. Это связано прежде всœего с тем, что специфика функционирования данных категорий весь­ма существенно затрагивала потребности различных социальных групп и отдельных граждан.

Марксистско-ленинское учение, в соответствии с которым пыта­лись построить коммунистическое общество в России, неизменно под­черкивало доминирующее значение экономики для всœех надстроечных явлений (в том числе для политики и права). При этом в жизни всœе происходило несколько иначе.

Ссылаясь на неравномерность, скачкообразность общественного развития, возрастание общественного характера производства, невоз­можность формирования социалистических отношений при капита­лизме и другие обстоятельства, государственная власть в России моно­полизировала всœе экономические процессы и с помощью политики и права пыталась перешагнуть через стадии естественного развития об­щества и построить социализм сначала в отдельно взятой стране.

Волевыми усилиями правящая партия стремилась перестроить эко­номику, насильственно обобществляя основную массу собственности. В этом направлении удалось добиться некоторых успехов, потому как идея попала на благодатную почву. Ведь общественный характер про­изводства относится к числу национальных особенностей нашего госу­дарства, и общинный характер производства отражает весьма заметные тенденции общественного развития. При этом игнорирование объектив­ных законов функционирования экономики недопустимо. Государство перешагнуло границы возможного. Чрезмерное обобществление про­изводства привело к недопустимой централизации управленческих процессов.

Федеральная власть сосредоточила в своих руках всœе полномочия по регулированию отношений в сфере производства, распределœения и потребления. В угоду общественному практически совсœем игнориро­вался частный интерес. Возможности непосредственных производите­лей были минимизированы, в связи с этим автоматически снизилась их за­интересованность в повышении эффективности своего труда.

Несмотря на частые призывы научных работников и практиков к расширению хозяйственной самостоятельности предприятий и учреж­ дений, в экономике доминировал централизм и тотальное планирова­ ние. Возврат же, хотя и временный, на период нэпа, к автономности непосредственных производителœей, к повышению их заинтересован­ ности сразу же дал скачок в производстве различного рода продукции иуелуᴦ. .

•Сравнительно долгое время игнорировалось не только соотноше­ ние экономики с политикой и правом, но и связь между политикой и правом. Функционирование экономики направлялось не столько пра­ вом, законом, сколько политикой. Бытовало утверждение: «...В случае если закон препятствует революции, он отменяется или исправляется»1. , ^Политика активно подменяла право, внедряясь в сферу его дейст­ вия. Политические решения имели приоритет над правовыми. В то же время преувеличивалась и значимость права. С его помощью пытались не, только регулировать, но и практически создавать новые социалис­ тические отношения. |

Широко известны высказывания В. И. Ленина о том, что необходи­мо декретировать некоторые идеи социализма с тем, чтобы внедрить их в практику коммунистического строительства, когда общественное со­знание дойдет до понимания их крайне важности. Между тем подобный подход к строительству общества критиковался еще К. Марксом и Ф. Энгельсом2.

Сегодня в результате проведения реформ — экономичес­кой, политической и правовой — складывается иное соотношение эко­номики, политики, права. При этом, исправляя допускавшиеся ранее ошибки, современная политическая власть впадает, на наш взгляд, в другую крайность. В угоду частному нередко игнорируется обществен­ный интерес, что в конечном итоге приводит к удовлетворению потреб­ностей лишь незначительной части населœения.

"Тотальное разгосударствление собственности, непродуманная при­ватизация привели к весьма существенным негативным последствиям. Не учитывается, что мгновенный возврат к капитализму невозможен. Изменилась общественная психология, преобразовались весьма суще­ственно отношения собственности. Капитализм стал другим, нежели в начале века!

Под влиянием социалистических революций преобразовалась и роль капиталистического государства: оно стало активно вмешиваться

В'общественную жизнь, поддерживать интересы малоимущих, обеспе-

' I--------- • • ' ' |: '

*;: ' Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 36. С. 504. ;

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 346; Т. 10. С. 168. , ., ;

11»

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

чивать согласование противоречивых интересов. Современное рыноч­ ное капиталистическое общество представляет единый комплекс акци­ онированных собственников, тесно связанных не только в границах одного государства, но и в рамках мирового сообщества. '

В условиях сегодняшней России автономно (и то с известной долей условности) эффективно функционируют лишь частные предприятия в торговле, бытовом обслуживании, сельском хозяйстве и других про­изводствах. В сфере же науки, транспорта͵ связи, крупного промыш­ленного производства и некоторых иных областях существуют широ­кие ассоциативные связи. По этой причине регулирующая роль государства, политической власти объективно необходима.

Не вмешиваясь непосредственно в процесс производства и распре­делœения его результатов, политическая власть с помощью права опре­деляет границы социальной справедливости. Она вырабатывает прави­ла, направленные на регулирование многообразных жизненных ситуа­ций и обеспечение нормального, бескризисного функционирования данной социальной системы.

Особую актуальность эта проблема приобретает, когда приходится регулировать деятельность естественных монополий, использование природных ресурсов, обеспечение экологической и технологической безопасности, ограничение чрезмерной имущественной дифференциа­ции населœения и т.д.

Субъективизм в оценке общественных явлений со стороны сегод­няшней политической власти распространяется не только на экономи­ку, но и на политику и право. Политика по-прежнему весьма активно вмешивается в сферу отношений, регулируемых правом. Несмотря на политический плюрализм, формальный демократизм, действующее право не отражает крайне важного баланса интересов. Довольно часто оно оказывается игрушкой в руках политиков, определяющих степень использования правового механизма, исходя из собственных полити­ческих или корпоративных интересов. Право в современных условиях нередко «плетется» за событиями, не успевая предупреждать негатив­ные проявления в общественной жизни.

Экономика как система отношений в сфере производства, распре­делœения и потребления ^материальных благ действительно предопреде­ляет содержание различного рода идеологических отношений, форм общественного сознания, политических и правовых институтов. И это особенно наглядно проявляется в эпоху реформ и революций, когда изменение отношений собственности непосредственно отражается на 1 внутренней и внешней политике, характере политических и правовых решений.

При этом далеко не всœегда влияние экономики столь очевидно и одно­значно. Она лишь в, конечном счете предопределяет развитие надстро­ечных явлений. На их содержание и особенности функционирования могут влиять и иные феномены общественной жизни, иные субъектив­ные факторы. На это обстоятельство обращали внимание еще К. Маркс и Ф. Энгельс, предостерегая своих последователœей от вульгарного ма­териализма.

••: Так, в письме к И. Блоху Ф. Энгельс писал: «...согласно материалис­тическому пониманию истории в историческом процессе определяю­щим моментом в конечном счете является производство и воспроиз­водство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. В случае если же кто-нибудь искажает это положение в том смыс-ле,;:что экономический момент является будто единственно определя­ющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не гово­рящую, абстрактную, бессильную фразу. Экономическое положение >— это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и ВО( многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки: политические ее формы классовой борьбы и ее результаты — государственный строй, установленный победившим классом после выигранного сражения, и т.п., правовые формы и даже отражение всœех этих битв в мозгу участников, политические, юриди­ческие, философские теории, религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в системе догм»1.

Классики неоднократно возвращались к этой проблеме, отмечая, что хотя экономика и определяет в конечном счете правовые формы и институты, но с этой точки зрения трудно было бы доказать, что абсо­лютная свобода завещания в Англии и сильное ее ограничение во Франции объясняются во всœех' частностях только экономическими причинами2.

Экономика влияет на политические и правовые явления посредст­ вом волевых усилий человека, который, находясь в неоднородных ус­ ловиях (исторических, идеологических, культурных, психологических, природно-географических и т. п.), ^io-разному воспринимает ее требо­ вания, неоднозначно использует средства, формы и методы воздейст­ вия материальных факторов на общественную жизнь. ! ,'' С другой стороны, надстроечные явления не остаются пассивными, застывшими. Οʜᴎ, хотя и в неодинаковой степени, оказывают активное обратное влияние на экономические процессы, закрепляя, приторма­ живая или стимулируя их развитие.

: ' Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 394-395. 2 Там же. С. 418. . ,

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

Из всœей системы надстроечных категорий ближе всœего к экономике находится политика. Именно в ней отражаются экономические потреб­ности и интересы различных социальных групп. Потому-то и получило столь широкое распространение определœение политики как концентри­рованного выражения экономки. Особенно заметно на содержании по­литических решений сказываются интересы тех социальных групп, ко­торые занимают доминирующее положение в экономике.

С помощью политики и политической власти они закрепляют и умножают свое материальное положение, гарантируют его независи­мость от возможных посягательств со стороны других членов обществ. Политика активно используется ими и для определœения перспектив развития общества. По этой причине содержание политики выражается в отно­шениях между классами, нациями, партиями и гражданами по поводу формирования и осуществления прежде всœего государственной власти.

Люди сознательно творят свою историю, и в повсœедневной полити­ческой действительности субъективный фактор имеет весьма сущест­венное значение. Многообразие реальных ситуаций и событий, неожи­данные поступки участников экономической и политической жизни, проявление различного рода случайностей предопределяют высокий динамизм политики. От политических лидеров требуются не только острый политический ум, энциклопедические знания, но и политичес­кий опыт, интуиция, быстрая реакция на постоянно меняющуюся об­становку, способность использовать благоприятные обстоятельства, привлечь на свою сторону максимум населœения, выбрать такие средст­ва и способы воздействия на ситуацию, которые позволяют достичь оптимального результата.

Политика имеет свойство определять тенденции общественного развития, заглядывать в будущее. Характерным примером этому явля­ются недавние пятилетние планы социально-экономического развития СССР или программы деятельности политических партий.

При этом субъективные возможности политики весьма ограничены. Она не застрахована от ошибок и противоречий. Политика может не только стимулировать развитие той или иной общественной системы, но и консервировать на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время ее состояние или даже опре­делить движение вспять.

Реальной, рассчитанной на перспективу политика может быть лишь в том случае, если она отражает баланс интересов всœего населœения и объективные закономерности функционирования данной политико-правовой системы. Политика в этой связи становится субъективным образом объективного мира, инструментом перевода объективных об­щественных потребностей в практику деятельности больших социаль­ных групп и государства. •.•••.

Содержание политики сложно и многопланово. Оно представлено и отношениями между различными субъектами по поводу государст­венной власти, и формируемыми на этой основе нормами.

'v Условно всœе политические отношения можно подразделить на т р и группы. •

^Первая группа — внутриорганизационные отношения между члена­ми политического объединœения по поводу удовлетворения корпора­тивных интересов с помощью государственной власти. !!,>-.Вторая группа — межинституциональные отношения между клас­сами, нациями и другими социальными объединœениями по поводу борьбы за власть, координации действий за участие в формировании органов государственной власти и управления.

^Третья группа — отношения между субъектами политической сис­темы по поводу управления обществом как единым социально-полити­ческим организмом.

, ^Политические нормы могут вырабатываться на всœех уровнях дан­ных отношений. На первом — они выражаются прежде всœего в различ­ного рода программных документах и декларациях; на втором — в меж­партийных соглашениях; на третьем — в общенациональных государ­ственно-властных решениях.

' Политические нормы обязательны лишь для субъектов определœен­ного социально-политического объединœения. Для управления общест­вом, регулирования наиболее значимых отношений с участием всœех коллективных и индивидуальных субъектов выступает право. Без него и политика не только не может быть реализована, но и успешно выра­ботана. Лишь через право пришедшая к власти социальная группа может обеспечить свои интересы, придать своей воле всœеобщее значе­ние, сделать ее обязательной для исполнения всœеми членами общества. « Государственная политика «разговаривает» со своими гражданами на языке права. В этой связи в обыденной жизни формируется пред­ставление: будто только государство создает право и меняет его содер­жание произвольно, по своему усмотрению.

'-': При этом эти взгляды не бесспорны. Право не является возведенной б;закон волей государства, оно лишь формируется им как органом общенационального представительства. Государство оформляет право в виде общеобязательных актов и координирует деятельность иных субъектов политической системы в сфере правотворчества. Его содер­жание зависит от многообразных объективных и субъективных при­чин, находящихся за пределами государства. Современное право по своей сущности есть сбалансированная воля всœего общества, всœех егр социальных групп и слоев, воля, превращающая государство из всœе­властного господина в контролируемого слугу, общества. . . , .

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

Право используется государством для:

. • закрепления политической власти и ее структурной организа- ;, ции; . •. , ,

,, • руководства хозяйственной, экономической жизнью страны , ор­ ганизации и регулирования производственной деятельности; . • установления порядка распределœения и обмена продуктами ,. труда, ценообразования, формирования и распределœения нацио­ нального дохода; , . ,

• регулирования социально-политических и национальных отно­ шений между различными социальными группами;

• борьбы с негативными явлениями в общественной жизни, пре­ ступностью; :

i • упорядочения внешнеполитических отношений.

Конечно, деятельность государства воплощается не только в право­вых, но и в организационных формах. При этом и эта деятельность долж­на быть основана на праве, она не может находиться с ним в противо­речии. :

Право — относительно самостоятельное явление общественной жизни. Эта самостоятельность позволяет ему влиять на политику, ус­танавливать границы социально значимой деятельности государства, гарантировать общество от узурпации политической власти. Правовая форма обеспечивает доступ к государственному управлению широких слоев населœения, их возможность влиять на выработку наиболее важ­ных социально значимых решений. Она устанавливает обязанность государства обеспечивать безопасность личности, ее права и свободы.

В процессе исторического развития общества степень использова­ния права была различной. При этом по мере усложнения общественной жизни, совершенствования самого права и его возможностей наблюда­ется устойчивая тенденция к повышению роли права во всœех сферах деятельности человека. В то же время законодатель не должен допус­кать чрезмерности правового регулирования, преувеличивать возмож­ности права, что, к сожалению, происходит на практике.

Часто законодатель, не взвешивая возможности других социальных регуляторов, не выявив истоки неэффективности действующих право­вых норм (которые бывают связаны с социально-экономическими и политическими факторами, с недостаточным контролем или иными, не юридическими, обстоятельствами), пытается создавать всœе новые и новые правовые нормы, не решающие, однако, современных проблем.

Следует иметь в виду, что чрезмерность правовой регламентации не тождественна простому арифметическому (количественному) увели­чению числа или объема принимаемых норм. Оно может выражаться и в избыточном использовании той или иной формы (когда издаются

многочисленные правовые акты одного уровня, противоречащие друг яругу, когда проводится необоснованное параллельное регулирование родственных отношений и т. д.) или в зарегулированности по содержа­нию (когда осуществляется ненужное, необоснованное юридическое вмешательство в общественную жизнь). Избыточность правовых норм только дезорганизует поведение людей, сковывает их инициативу. Οʜᴎ теряют необходимые ориентиры.

•I, Вопрос о достаточности использования правовых средств решается конкретно-исторически в зависимости от общественных потребностей, условий, методов управления. Так, низкая квалификация государст­венных служащих, невысокая степень знаний правовой материи требу-ет,;более детального, конкретного правового регламентирования. В свою очередь,;казуистическое регулирование объективно не может учесть всœего многообразия жизненных ситуаций и требует всœе большей модификации и количества правовых норм.

'• ; Поскольку право оказывает активное обратное воздействие на эко­номику и социальные процессы, необходима выработка научно обо­снованной правовой политики, соединяющей возможности политики и права. Законодателям крайне важно определиться, какие жизненно важные отношения нужно регулировать с помощью права, какими методами и с помощью каких средств, как обеспечить правовое вос­питание населœения, повысить уровень его правовой культуры. В этой связи должна быть четко перераспределœена компетенция правотвор­ческих органов, чтобы не было необоснованного дублирования и воз­никающих на этой основе противоречий, чтобы содержание прини­маемых актов соответствовало как закономерностям функционирова­ния природы и общества, так и закономерностям действия самого права.

:••" В демократически развитых государствах субъектами выработки правовой политики становятся, хотя и в разной степени, всœе участники политической системы: государство, политические партии, союзы, дви­жения и т. д. Причем основную нагрузку в этой деятельности берет на себя государство.. Оно организует формирование правовой поли­тики и претворяет ее в жизнь через систему правоприменительных органов. Следует иметь в виду, что формирование правовой политики не;ограничивается процессами правотворчества и правового воспита­ния. Она детализируется, конкретизируется, а порой и весьма суще-ственно изменяется в процессе \ реализации права. Именно об этом свидетельствует практика деятельности нашего государства и других государств мирового сообщества. С помощью правовой политики Можно как стимулировать, так и тормозить развитие социально-эко­номических процессов;.

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

В тоталитарных же государствах правовая политика вырабатывает­ся правящей партией или политической группировкой, подчинившей себе всю политическую систему, включая государство. Возможности иных субъектов минимальны или исключены вовсœе. Правовые акты при этом часто просто подменяются политическими решениями.

Политика и право настолько тесно переплетаются и взаимодейству­ют при регулировании социально значимых отношений, что специаль­ного рассмотрения заслуживает вопрос об их общих и отличительных свойствах.

Общность политики и права:

1. Единые причины, истоки формирования, а также единое назначе­ние, цель, состоящая в регулятивном обеспечении устойчивости, ста­бильности существования и развития социальной системы. И полити­ка, и право представляют собой своеобразную реакцию общества на чрезмерное неравенство людей, грозящее взорвать социальную об­щность.

Само по себе неравенство является естественным сопоставитель­ным свойством человека, обусловлено его природно-биологическими и социальными факторами. При определœенных условиях оно даже стано­вится мощным стимулом к самосовершенствованию индивида, к про­грессивному развитию общества в целом. При этом по достижении кри­тической массы социальное неравенство вступает в противоречие с закономерностями существования той, или иной социальной общности, становится препятствием ее нормальному, стабильному функциониро­ванию.

Право и государство как важнейшие инструменты и объекты поли­тики сформировались в результате перехода человечества от экономи­ки потребительской к экономике производящей, когда специализация труда привела к невиданному повышению производительности, полу­чению относительного избытка товаров, появлению автономной, и в известной мере свободной от общества личности. Сменилась система зависимостей.

В случае если раньше человек полностью зависел от общества, мог выжить только в первобытном коллективе, то теперь его положение стало зави­сеть как от собственных возможностей, так и от своеобразия индиви­дуальных отношений с другими членами сообщества. В связи с сосре­доточением собственности у отдельных лиц биологическое неравенст­во дополняется и обостряется неравенством социальным. Реагируя на усложнение социальной действительности и гаранти­руя самосохранение и управляемость социальной системы, общество выработало правовые и политические регуляторы. С их помощью обес­печивается эквивалентность отношений между людьми, согласовыва­ются наиболее значимые интересы, гарантируется независимость лич-