Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Производство ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРАВЕ 2 страница
просмотров - 308

ности, ее свобода от посягательств со стороны других индивидов и их сообществ. Политические регуляторы способствуют становлению ста­бильности социальной системы в целом, устанавливая динамичное равновесие человека, общества и государства.

2. Содержание политики и права предопределяется единой систе­мой природных (географическая среда, климатические условия, демо­графические процессы и т.д.) и социальных (экономических, истори­ческих, идеологических, религиозных, национально-культурных и т.п.) факторов объективного и субъективного порядка.

J3 различных политических и правовых системах набор этих факто- ррв^и степень их детерминации отличаются национальной специфи­ кой. ,|Сроме тогр, мнргие из них не действуют непосредственно. Их влияние может быть стихийным/ неуправляемым и осуществляться через другие явления и процессы. Особенно это относится к природ­ ным обстоятельствам, которые оказывают свое воздействие через соци­ альные факторы. !

' .На определяющее влияние экономики уже обращалось внимание, отмечалось, что даже незначительные изменения в отношениях собст­венности вызывают адекватное отражение в политико-правовых явле­ниях и процессах. В современной России разгосударствление собст­венности и приватизация вызвали невиданное по масштабам социаль­ное расслоение общества, изменение политической системы, пере­стройку государственного и правового механизмов.

Чтобы реально воздействовать на политические и правовые процес­ сы, ^потребности экономики проходят через сознание человека и выра­ жаются в системе философских, нравственных, религиозных, эстети­ ческих и иных взглядов, отражающих действительность в истинной или ложной форме. Создается определœенная идеология как представ­ ления различных социальных групп о должном развитии обществен- ных'отношений. : ;|

;,Особая роль в этом идеологическом многообразии отводится гос­ подствующей идеологии. В государственно организованном обществе таковой является идеология класса или социальной группы, обладаю­ щей политической властью. Именно она предопределяет основное со­ держание политики и права, становится цементирующим социально- психологическим началом, обеспечивающим единство организованно­ го и; целœенаправленного функционирования политической и правовой систем. . . . • . •' . .. ,-.',.•,.,..

Выработанная на основе согласования наиболее существенных ин- I тересов единая цель объединяет людей с различными политическими взглядами для решения общенациональных задач. Пронизанные этой идеей политические и правовые установки воспринимаются населœени-емсудовлетворением и реализуются с максимальной эффективностью.

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

Общность политики и права во многом предопределяется и особен­ ностями национальной культуры, которая отражает менталитет, харак­ тер общения и своеобразие различных сторон общественной жизни того или иного народа. Она определяет самобытность- национальных, политических и правовых систем. :• \.

Формально многие политико-правовые системы весьма схожи друг с другом и образуют в этой связи целые семьи. При этом главное в поли­тике и праве не форма, а содержание, именно тот национальный дух, который закрепляется знаковыми средствами. В случае если законодатель или политические деятели любого толка при выработке общезначимых нормативных решений не учитывают своеобразия культуры своего на­рода, то эти решения обречены на неисполнение. Их регулятивные возможности будут минимальны.

В этом заключается недостаток многих политических и правовых актов, принятых в России в постперестроечный период. Стремление «обогатиться» передовым опытом Запада, без учета национальных осо­бенностей, привело к выработке таких политических и правовых кон­струкций, которые формально удовлетворительны, но не работоспо­собны.

С этим, как нам представляется, связано1 и одностороннее увлече­ние в юридической науке то классовым, то общечеловеческим подхо­дом к праву в ущерб национально-конкретному, самобытному. А ведь у каждого народа свой жизненный уклад, свое видение взаимоотноше­ний с властью, свои способы разрешения конфликтных ситуаций, ин­тенсивности использования нормативных регуляторов и т. д.

3. Политика и право являются -нормативными регуляторами, уста­ навливающими типичное поведение адресатов через их права и обязан­ ности. ... . • ...... . . „

Упорядочение общественных отношений выражается в стимулиро­вании отношений, определяющих прогрессивное функционирование данной политико-правовой системы, а также.в торможении или запрете негативных явлений, вредных для человека и общества.:

Выполнение социального назначения и у политики, и у права свя­ зано с выработкой, принятием и реализацией .управленческих реше- ний>^контролем за степенью осуществления зафиксированных в них Положений. . ..••••'•:- , <

Различие политики и права: >, : ;

: 1. Прежде всœего они> отличаются целœевой направленностью дейст­ вий их участников. .;•••• ".-•• ,

Политика направлена на завоевание и использование политической власти. В литературе в качестве основного объекта политики указыва­ется более узкое понятие — «государственная власть». При этом данный

тезис нуждается в некотором уточнении, ведь политические отноше­ ния возникают не только по поводу деятельности государства, но и по доводу членства в политическом объединœении, межпартийных отноше­ ниях! и т.д. В конечном же счете всœе политические связи сводятся к борьбе за лидерство в формировании и использовании государствен­ ной власти как основного инструмента удовлетворения социально зна­ чимых интересов. | '

' Право же 'ориентировано на равноправное и справедливое обеспе­ чение Многообразных интересов различных субъектов в конкретных социально значимых отношениях (конституционных, гражданско-пра­ вовых,'уголовно-правовых и т.д.). У, них различное направление ин­ формационных потоков, определяющих содержание этих явлений. По­ литика делается массами, идет от общества к власти; право же создается грсударством и адресуется обществу. ..,'' , '

2.; Политика и право различаются по субъектам, формирующим их содержание. ;

Политика вырабатывается в процессе деятельности таких больших социально-организованных групп, как классы, нации, народности, пар­ тии, движения, союзы и иные политические объединœения, способные представить свои корпоративные интересы в качестве всœеобщих. На­ стоящая, действенная политика появляется там, где в движение приво- дят.ся массы людей, выражающих и защищающих свои интересы. ; * ;Личность выступает субъектом политики лишь постольку, посколь­ ку юна способна представить свой индивидуальный интерес в качестве интереса определœенной социальной группы.:Индивид должен обладать способностью сконцентрировать в проблемах собственного бытия про­ блемы общества, проблемы, требующие для их разрешения совместных действий различных социальных групп, участия политически власт­ ных органов. .. i I

i.v Лраво же формируется государством, системой его представитель­ных hi исполнительных органов. И лишь незначительная его |Часть со­здается прямо (путем референдума) или косвенно (через корпоратив­ные организации) населœением, но под контролем государства.

'У субъектов политики и права разное представительство, не иден­ тичны цели и задачи деятельности. В этой связи недопустимо их ото­ ждествление. Между тем это достаточно широко практиковалось в недавнем прошлом, когда ЦК ВКП(б), а затем и ЦК КПСС подме­ няли государство, принимая общеобязательные акты, регулирующие Деятельность [государственного аппарата.! Так, постановлениями ЦК КПСС для усиления эффективности борьбы с преступностью не­ однократно перестраивалась работа судов, прокуратуры и милиции без изменения уголовно-процессуального законодательства, '

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

Тем самым выхолащивается законодательство, теряется его эффек­тивность, возникают различного рода коллизии, усиливается нигилис­тическая оценка государства и его правотворческой деятельности. 3. Политика и право различаются также по своему содержанию. Состав политики более разнообразен. Причем перечень ее струк­турных элементов воспринимается в современной науке неоднозначно. Одни ученые ограничивают содержание политики отношениями между классами по поводу власти в обществе. Другие — рассматривают политику как совокупность классовых отношений, политического со­знания, норм и даже политических организаций и учреждений, являю­щихся субъектами политики.

На наш взгляд, политика — неоднозначное явление, включающее в свое содержание не только практическое, но и теоретическое освоение действительности, причем различными социальными группами, как лидирующими так и оппозиционными. Она объединяет политическую идеологию, политические нормы, а также отношения, деятельность по поводу овладения и использования политической власти.

Каждый из компонентов может получить самостоятельное, авто­номное отражение в политической практике. Политическая идеология может осуществляться и вне политических норм, а политические отно­шения также могут возникать без политических норм.

Содержание права в отличие от политики абсолютное большинство ученых ограничивает правовыми нормами, поскольку через них реали­зуется господствующая правовая идеология и в них фиксируется юри­дическое содержание регулируемых отношений, соответствующее сба­лансированной воле общества.

4. У политики и права не совпадают сферы правовой и политичес­кой деятельности.

Политика в той или иной степени затрагивает практически всœе сферы общественной и государственной,жизни: экономику и мораль, религию и идеологию, искусство и литературу. В этой связи принято говорить об экономической, национальной, социальной, демографи­ ческой, кадровой и другой политике. .

Объектом политики становятся как отношения, приобретающие жизненно важный интерес для большинства членов общества и потому ' требующие вмешательства государственной власти, так и отношения, сопутствующие им, помогающие определœенной социальной группе ов­ладеть властью и использовать ее для урегулирования социально зна-'чимых связей. • :

Политика многообразна, противоречива, динамична. Степень политизации общества постоянно меняется. Особенно активно поли­тические процессы происходят в переходные периоды, когда меняется

социальный строй и идет ломка коренных устоев жизни. В движение приходит практически всœе населœение. Вольно или невольно всœе граж­дане принимают личное участие в политике. При стабилизации обще­ственно-политического строя стабилизируется и политика. Значитель­ная часть населœения теряет к ней интерес, и она становится уделом немногих деятелœей.

Политическое пространство и степень политизации общества в су­щественной мере зависят от исторического этапа его развития, нацио­нальных 'традиций, а также от сложившегося политического режима. При тоталитарных режимах политизируется практически вся жизнь общества. Государство вмешивается даже в личную жизнь граждан. В *го же время с политической арены устраняются оппозиционные пар­тии, которые уходят в подполье. При либеральных режимах правящие партии,1 напротив, стремятся к ограничению вмешательства государст­ва^общественную жизнь. Но приветствуется идеологическое много­образие и политический плюрализм.

• -Сфера действия политики столь широка, что это обстоятельство становится поводом для утверждения некоторых ученых того, что право является частью политики. При этом данный вывод нам представля­ется далеко не бесспорным. Право в целом действительно есть мера политическая, и большинство политически важных решений реализу­ется с помощью права. Но это не значит, что всœе правовые нормы носят политический характер. Нельзя искусственно расширять сферу поли­тической деятельности. Придание политической значимости отноше­ниям и проблемам, которые таковыми не являются, приводит, как пра­вило, к негативным последствиям.

; Сферы действия политики и права всœего лишь пересекаются. Мно­гие'Политические отношения реализуются вне правового поля (идеологические, организационные, отношения членства и др.). А не­которые правовые нормы не имеют политической значимости (правила уличного движения, порядок оформления финансовых документов и,т.п.).

•Накопление правового материала в политических отношениях идет постепенно, по мере созревания идеологической позиции, по мере до­стижения соглашений с позициями других социально-политических групп. Право в основном закрепляет долговременную политику и слу-житадсновой ее текущих направлений. С его помощью оформляются лишь те политические отношения, которым требуется придать обще­обязательное значение и использовать в виде ценностных ориентиров Для всœех членов общества. Государственная власть привлекается в ка­честве независимого официального представителя общества, обеспечи­вающего справедливое согласование интересов, их законодательное оформление и беспрепятственное осуществление.

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

.

5. Индивидуальное своеобразие политики и права проявляется в

разной степени их динамизма, способности быстро реагировать на из­менения в общественных потребностях и интересах.

Политика более подвижна. Эта ее способность обусловлена прежде всœего тесной, непосредственной связью с экономикой, Культурой и дру­ гими сферами общественной жизни, выражающими социально значи­ мые интересы граждан. Плюрализм этих интересов сразу же отражает­ ся на тактике действий политических объединœений, на содержании возникающих между ними отношений. :

Право же в сравнении с политикой отличается некоторым консер­ватизмом. Ведь оно имеет нормативно-документальную форму своего внешнего выражения. Для того чтобы получить законодательное за­крепление, потребности и интересы должны быть осознаны различны­ми социальными группами, озвучены, выражены их представителями в соответствующих государственных органах, согласованы с аналогич­ными интересами иных социальных групп и только потом, пройдя со­ответствующие законодательные процедуры, выражены в правовых актах, устанавливающих общеобязательные, стереотипные образцы поведения в типичных ситуациях.

Различие в динамическом состоянии политики и права порождает порой противоречия между этими явлениями. Право не может угнать­ся за потребностями политики. В то же время высокий динамизм по­литики позволяет в одних и тех же правовых рамках менять формы политического руководства. Одни и те же правовые акты могут суще­ствовать при разных политических режимах.

6. Политика и право не совпадают по формам своего внешнего вы­ ражения.

Политические формы отличаются большим разнообразием: это и различного рода идеологические концепции, и выступления полити­ ческих деятелœей, и политически значимые действия (митинги, демон­ страции, забастовки и т.д.), и политические документы (заявления, декларации, программы, решения, уставы и т.д.), это и документы по­ литико-юридического свойства. i ,

Формы выражения права менее разнообразны, они характеризуются документальной определœенностью, четкостью зафиксированных в них правил поведения, соотносимостью их наименования с компетенцией правотворческих органов, непосредственной связью с государством.

В российской правовой системе получили распространение такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт.

7) Политика и право весьма существенно отличаются по формам и методам обеспечения реализации политических и правовых решений.

Политика обеспечивается в основном силой и возможностями оп­ределœенных политических объединœений, доверием народа, адекватнос­тью отражения интересов населœения в их решениях. От этого в значи­тельной мере зависит и политическая активность самого населœения.

В случае если со стороны политических организаций допускаются искаже­ния и дезинформация общественного мнения, сокрытие причин,-лежа­щих-в основе политически значимых событий, отход от программ и обещаний, с которыми они шли к власти, девальвация базовых цен­ностей и идеалов, коррупция и другие негативные явления; если ис­пользуются такие приемы, как обман, вероломство, интриги, хитрость, устранение соперников, то соответствующие политические установки и!лозунги этих организаций обречены на политический бойкот и недо­верие со стороны народа.

;i: Реализация правовых решений обеспечивается деятельностью всœего государственного аппарата͵ привлечением для этого всœех много­ образных возможностей общества. Выделяются достаточные матери­ альные средства, реализуются необходимые организационные ме­ роприятия (перестройка системы государственных органов, их компе­ тенции и т.д.), населœению предоставляется необходимая информация о содержании принятых правовых предписаний, их социальной задан- ности и т.д. Вместе с тем, всœе без исключения формы права обеспечива­ ются возможностью государственного принуждения, применяемого к нарушителям правовых установлений. - i

При этом следует иметь в виду, что арсенал средств, обеспечиваю­ щих реализацию правовых предписаний, должен быть сбалансирован­ ным. Одни нормы для своего осуществления требуют преимуществен­ ного использования материальных средств, другие —,организацион­ ных, третьи — информационных и т. д. , . , .

; Обеспеченность государственным принуждением является специ­ фической особенностью права, отличающей его от всœех.иных социаль­ ных регуляторов. Его использование не только помогает восстановить нарушенное правовое положение субъектов, устранить негативные последствия, наказать виновного, но выполняет и профилактическое назначение. .,..•..• , . ч

Таким образом) политика и право, отражая потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом, оказывая активное обратное > влияние на экономические и социальные процессы. Их связи могут выражаться как в форме взаимной поддерж- , ки, согласованности содержания, расширяющих их социальную базу, так и в форме противоречий, рассогласования, ведущих к инфляции политических и правовых решений. ,."..,

2,-1934

1. Основные направления учения о праве

Тема 8. СУЩНОСТЬ ПРАВА (ММ. Байтин)

Среди множества научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени особенно привлекает внимание ряд историче,с-ки сложившихся базовых;направлений учения о праве, оказавших заметное влияние на развитие правовой мысли, познание и объяснение права как особого целостного явления духовной жизни общества.

Остановимся кратко на характеристике таких наиболее известных теорий, как естественно-правовая, историческая, психологическая, нормативистская, социологическая и марксистская.

Естественно-правовая теория.Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа͵ Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и дру­гих римских юристов. В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинœениях Фомы Аквинского. При этом, как одно из ос­новных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовая доктрина сложилась в период разложе­ния феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII-XVIII вв. Ее виднейшие представители: Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из суще­ствования двух систем права — естественного и позитивного.

Позитивное, или положительное, — это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выраже­ние в законах иi иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях.

Направляя острие критики против реально существовавшего в то время феодального права, особенно в условиях королевского абсолю­тизма, представители естественно-правовой школы указывали на его ограниченность, несправедливость, на то, что законы, издаваемые влас­тью, закрепляют угнетение людей, произвол и тиранию.

В отличие ют позитивного естественное право проистекает из при­роды человека, человеческого разума, всœеобщих нравственных принци-

пов.'По этой причине оно разумно и справедливо, не сковано границами от­дельных государств, а распространяется на всœе времена и народы.

1 Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обо­сновываемые данной теорией в качестве естественных законов, — это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семь% собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Их ох­рана должна быть целью любого политического союза, в первую оче­редь,, государства.

г По этой причине позитивное право, противоречащее требованиям естест­венного, должно быть заменено (вместе со всœеми отжившими отноше­ниями и устаревшими политическими учреждениями) на такое поло­жительное право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права. Только в этом случае позитивное право может рассматриваться ,как разумное и справедливое.

i Естественно-правовая теория сыграла прогрессивную роль в борьбе с феодализмом и ее последним бастионом — королевским абсолютиз­мом, идеологически способствовала переходу общества к более высо­кой, капиталистической ступени развития. Но демократический потен­циал естественной школы права этим не был исчерпан. С особой силой он проявился во второй половинœе нынешнего столетия, став теорети­ческим фундаментом всœеобщей борьбы за права человека во всœем мире. Вместе с тем следует иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не яв­ляется правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, ᴛ.ᴇ. ближайшую и необ­ходимую предпосылку права. Важная роль в претворении идеалов ес­тественного права принадлежит основанному на нем позитивному или собственно юридическому праву.

Историческая школа правасложилась в первой трети XIX в. в Германии, остававшейся раздробленной феодальной страной со сла­бой, лишенной боевого духа буржуазией. Эта школа, наиболее крупны­ми представителями которой были Густав Гуго, Савиньи, Пухта͵ яви­лась выражением реакции на идеи естественной школы права и потер­певшей поражение Великой французской революции. :

Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всœех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое историчес­ ки присущим ему народным духом. Право каждого народа и есть про­ явление этого народного духа, выражающее «общее сознание», «общее 9* •

Тема 8. Сущность права

1. Основные направления учения о праве

убеждение*- народа. Оно результат исторического процесса. Передава­ясь как бы «с молоком матери», от поколения к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.

Мнение о том, что решающая роль в образовании права принадле­ жит регулированию сверху, объявлялось «юридическим суеверием». Формирование права сравнивалось с правилами игры, которые уста­ навливаются постепенно на основе сложившейся практики. Соответст­ венно закон — не только не единственный, но и не основной в ряду источников права. На первое место сторонники исторической школы права выдвигали обычаи, поскольку многие не знают предписаний за­ кона, но каждому известен фактически сложившийся распорядок жизни. При этом всякий институт, к примеру рабство в античном мире, если он исторически сложился и стал привычным, оправдан, поскольку он существует. i

С этих позиций историческая школа права отстаивала действовав­шее в Германии право, закрепляемые им устаревшие феодально-кре­постнические институты, резко выступала против любых его измене­ний и новых веяний, в частности против предложений о создании жиз­ненно крайне важного общегерманского гражданского кодекса. Характе­ризуя историческую школу права, Маркс писал, что она «подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего... объявляет мя­тежным всякий крик крепостных против кнута͵ если только данный кнут — старый, унаследованный, исторический кнут...»1.

Вместе с тем как положительную сторону рассматриваемой школы следует отметить, что она привлекла внимание к крайне важности изуче­ния истории права, его источников, и сама накопила связанный с этим обширный материал, особенно по истории римского права, хотя, к со­жалению, не во всœем смогла должным образом им распорядиться.

Историческая школа права оказала известное воздействие на пос­ледующее развитие правовой мысли, особенно на психологическую и социологическую теории. ' •• .

Психологическая теория права,пронизанная психологизмом и ир­рационализмом, получает распространение в начале XX в. в Германии (Г.Ф. Кнапп) и Франции (Г. Тард).

Наиболее основательно и оригинально эта теория была разработана в дореволюционной России Л.И. Петражицким. Суть его концепции в том/что он различает позитивное право, официально действующее в • государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психи­ке людей и складываются из того, что они, их группы и объединœения переживают как право. Позитивное право, выражаемое в законах и

;' > Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.1. С.416. , .

других актах, мало доступно гражданам, чьи представления и иллюзии об этом официальном праве Петражицкий называет фантазмами.

• Иное дело интуитивное право, с которым человек в своих отноше­ниях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различ­ных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции — импульсивные переживания, побуждающие человека совер­шать определœенное действие. Такие эмоции Петражицкий подразделя­ет да две группы: 1) императивные, или нравственные, эмоции; 2) им­перативно-атрибутивные, или правовые.

; ^Императивная эмоция предполагает одностороннее переживание лицом обязанности совершить то или иное действие в отношении дру­гого, лица, однако оно не сопровождается переживанием другой сторо­ной права потребовать выполнения данной обязанности. К примеру, переживание прохожим обязанности подать милостыню нищему. Это личное дело прохожего. В свою очередь, нищий не переживает при этом права потребовать от прохожего выполнения этой обязанности.

н'Императивно-атрибутивная — двусторонняя эмоция, при которой переживание одним лицом обязанности по отношению к другому лицу сочетается с переживанием последним права потребовать выполнения данной обязанности. К примеру, отношения должника и кредитора, продавца и покупателя, портного и заказчика и т.д. .'•• s Из таких двусторонних императивно-атрибутивных эмоций и скла­ дывается интуитивное, психическое право, которому, по мнению Пет- ражицкого, принадлежит первостепенное место в регулировании иму­ щественных, семейных, наследственных и других отношений, постоян- но,возникающих в жизни людей. , .

При этом ученый исходит из того, что сколько людей, столько может быть и интуитивных прав. Не трудно заметить, что Петражиц­кий под правом понимает правосознание и правоотношения. Значи­тельный интерес представляют его рассуждения, по сути, о субъектив­ных правах и юридических обязанностях. При этом главное, в его уче­нии — попытка перенести проблему права из области социальной жизни в сферу человеческой психики.

Идеи Л.И. Петражицкого получили развитие в работах представи­ телœей скандинавской школы права, социологической теории,и некото­ рых других современных направлений учения о праве. |

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория праваберет свое начало от «категорического императива» И. Канта как общеобяза­тельного требования чистой воли, независимой от каких-либо внешних явлений. Под воздействием философии Канта она выступала в XIX в. как^яиберальная нормативная теория, использующая идеи естествен­ной школы права и выводившая право из нравственности, способство-

Тема 8. Сущность права

1. Основные направления учения о праве

вала упрочению законности и ограничению судейского усмотрения, выдвинула идею правового государства в смысле самоограничения власти законом (ILH. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и др.).

При этом к концу XIX в. — второму десятилетию XX в. данная право­вая школа претерпела существенные изменения, главенствующее место в ней заняло так называемое чистое учение о праве, наиболее видным представителœем которого был Г. Кельзен. Он и его сторонники противопоставляли право как «мир должного» «миру сущего», ᴛ.ᴇ. реа­лиям социальной жизни. Понимая под правом юридические нормы, представители данной теории рассматривали их в отрыве от экономи­ки, политики, социальной структуры общества, достигнутого уровня цивилизации и т.д. Οʜᴎ исходили из того, что правовые нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отно­шениям, а либо формальным установлениям государства, либо возвы­шающейся над обществом «суверенной, главной норме», определяю­щей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по срав­нению с ней ступень пирамиды.