Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Производство Компетенция Правительства
просмотров - 302

Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь

Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпы­вающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. В ст. 106 Основного Закона указано лишь, что Правитель­ство состоит из Премьер-министра, его заместителœей и мини­стров. В состав Правительства могут входить и руководители республиканских органов государственного управления.

Структуру Правительства определяет Президент. Он же назначает на должность и освобождает от должности замести­телœей Премьер-министра, министров и других членов Прави­тельства.

В результате проведенной в сентябре 2001 ᴦ. реорганиза­ции Правительства в его составе вместо 60 осталось около 40 членов.

Работой Правительства руководит Премьер-министр. В соответствии со ст. 106 Конституции Премьер-министр:

1) осуществляет непосредственное руководство деятельно­ стью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;

2) подписывает постановления Правительства;

3) в двухмесячный срок после назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в слу­ чае ее отклонения представляет повторную программу дея­ тельности Правительства в течение двух месяцев;

4) информирует Президента об базовых направлениях де­ ятельности Правительства и о всœех его важнейших решениях;

5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

Иные полномочия Премьер-министра определяются зако­нами, указами Президента͵ постановлениями Правительства. При этом Премьер-министр решает наиболее важные вопросы. Так, в соответствии с распоряжением Премьер-министра от 20 сентября 2004 ᴦ. № 11 Зр «О распределœении обязанностей между Премьер-министром и заместителями Премьер-мини­стра в Республике Беларусь» Премьер-министр помимо осуще­ствления руководства деятельностью Совета Министров также решает общие вопросы экономической реформы, вопро­сы международных финансово-кредитных организаций, обо­роны, внутренних и иностранных дел, юстиции, бюджета и финансов. В Правительстве он курирует работу наиболее важ­ных структурных подразделœений аппарата.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь из­бранным Президентом Республики Беларусь. До сформирования нового Правительства по поручению Президента Правитель­ство, заявившее о сложении полномочий, продолжает осуще­ствлять свои полномочия.

Формирование Правительства обычно начинается с на­значения Президентом Премьер-министра, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществ­ляется с согласия Палаты представителœей.

Никто, кроме Президента͵ не вправе выдвигать кандида­туру Премьер-министра. Не допускается и внесение альтерна­тивной кандидатуры. У депутатов Палаты представителœей есть лишь одно право - обсудив предложенную кандидатуру, согласиться или не согласиться с предложением Президента.

В Конституции не оговорено, в течение какого срока Пре­зидент должен внести в Палату представителœей предложение по кандидатуре Премьер-министра.

В то же время в Основном Законе установлен срок, в тече­ние которого Палата представителœей должна принять решение о даче согласия на назначение Премьер-министра: не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения.

Конституция не устанавливает каких-либо специальных цензов для избрания на должность Премьер-министра, требо­ваний о крайне важности быть депутатом и т.п. Важно, чтобы кандидат был гражданином Республики Беларусь.

Формирование Правительства в целом осуществляется Главой государства, который самостоятелœен в своем выборе. На практике Премьер-министр вносит на рассмотрение Прези­денту соответствующие кандидатуры.

В законодательстве Республики Беларусь специально не предусматривается крайне важность получения со стороны Пар­ламента вотума доверия составу Правительства или его программе для того, чтобы приступить к исполнению обязан­ностей. Наоборот, действующая Конституция предоставляет Правительству больше гарантий для спокойной и целœенаправ­ленной работы, хотя и допускает возможность влияния Парла­мента на курс Правительства.

Решение по этому вопросу оформляется постановлением Палаты представителœей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ принимается большинством голосов от полного состава.

В случае отклонения программы деятельности Правитель­ства Палата представителœей определяет в постановлении срок для заслушивания повторной программы деятельности Пра­вительства, но не позднее двух месяцев со дня отклонения про­граммы.

В случае если программа деятельности Правительства всœе же была одобрена, то вопрос об ответственности Правительства не

может быть поставлен в течение года после ее одобрения. В данном случае речь идет об определœенной зависимости Пра­вительства от Парламента и даже ответственности Прави­тельства (но в течение определœенного периода деятельности).

Что же касается Главы государства, то исходя из конститу­ционных правомочий он может привлекать к ответственности (включая и освобождение от должности) членов Правительства и до окончания вышеназванного срока.

В Конституции Республики Беларусь срок полномочий^ Правительства конкретно не определяется. Указывается, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом. Можно сделать вывод: в связи с избранием нового Президента формируется заново и Правительство, в связи с этим допустимо (с известными оговорками) утверждать, что срок полномочий Правительства такой же, как и срок полномочий Президента. При этом следует иметь в виду право Палаты представителœей на вотум недоверия Правительству, право от­казать в доверии Правительству со всœеми вытекающими последствиями, право Президента на смену членов Правитель­ства (отставка и назначение новых членов Правительства).

Сложение полномочий Правительства должно происхо­дить не после объявления результатов выборов Президента͵ а со вступлением Главы государства в должность, ᴛ.ᴇ. после принятия им Присяги.

Для формирования нового состава Правительства необ­ходимо время, в связи с этим Президент вправе поручить прежнему составу Правительства продолжать выполнение своих обязан­ностей до сформирования нового состава Правительства Рес­публики Беларусь.

В Конституции не предусмотрена обязанность Президента получить согласие Палаты представителœей на освобождение Главой государства Премьер-министра от должности.

Используя это право, Президент должен одновременно из­вестить Палату представителœей о принятом решении. Зару-

бежный опыт показывает: если Президент злоупотребляет сво­им правом и часто осуществляет замену премьер-министров, что свидетельствует об ошибках в подборе кандидатур, то парламент (палата представителœей) может выразить свое отно­шение путем отказа в даче согласия на назначение либо выс­казаться по данному вопросу при обсуждении новой предложенной кандидатуры.

Правительство или любой член Правительства вправе зая­вить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей.

Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителœей вотума недоверия Прави­тельству. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителœей вопрос о доверии Правительству по представ­ленной программе или по конкретному поводу. Предложение о рассмотрении вопроса о доверии Правительству вносится Премьер-министром на имя Председателя Палаты представи­телœей. Предварительная подготовка и порядок включения данного вопроса в повестку дня сессии реализуются в по­рядке, предусмотренном Регламентом. Решение о доверии Правительству считается принятым, если за него проголосова­ло большинство от полного состава Палаты представителœей. Такое решение оформляется постановлением. В случае если решение о доверии не принято, то считается отказом Правительству в доверии. В случае если Палата представителœей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об от­ставке Правительства или о роспуске Палаты представителœей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Пра­вительство продолжает осуществлять свои полномочия.

Конституция предусматривает как коллективную, так и индивидуальную ответственность Правительства и его членов.

Являясь центральным органом государственного управле­ния, Правительство наделœено широкими полномочиями, позво­ляющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения.

Основные полномочия Правительства предусмотрены в Конституции, детально они раскрываются в Законе «О Со­вете Министров Республики Беларусь».

- Согласно Конституции и Закону в экономической сфере Правительство:

- обеспечивает проведение единой экономической политики;

- регулирует деятельность всœех отраслей экономики Рес­ публики Беларусь, принимает меры по их развитию;

- разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития Республи­ ки Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию;

- разрабатывает основные направления развития эконо­ мики в целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по ус­ корению научно-технического прогресса;

- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;

- принимает меры по обеспечению оптимальных темпов развития производства, роста национального дохода и его ра­ ционального распределœения;

- выступает от имени собственника в отношении имуще­ ства, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

- вправе создавать, реорганизовывать, ликвидиро­ вать предприятия, организации, учреждения, объединœения, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь;

- содействует интеграции экономики Республики Бела­ русь и экономики других государств с учетом интересов Рес­ публики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителœей Национального собрания Республики Беларусь;

- устанавливает экономическую ответственность субъек­ тов хозяйствования за нарушение порядка осуществления хо­ зяйственной деятельности, если эта ответственность не была установлена законами Республики Беларусь и актами Прези­ дента Республики Беларусь;

5 Зак 2388 129

- в пределах полномочий, предоставленных Президентом Республики Беларусь, регулирует внешнеэкономическую дея­ тельность, в том числе определяет меры тарифного и нетариф­ ного регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на территорию (с территории) Республики Беларусь, обеспечива­ ет привлечение иностранных инвестиций;

- создает условия для свободного предпринимательства на основе равноправия всœех форм собственности;

- осуществляет единую государственную политику в об­ ласти использования и охраны земель, в пределах своих пол­ номочий производит изъятие и предоставление земельных участков;

- координирует инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социально-экономического разви­ тия государства;

- определяет государственную страховую политику;

- обеспечивает проведение единой государственной по­ литики в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов, принимает меры по обеспечению Рес­ публики Беларусь этими ресурсами и др.

- В области бюджета и финансов:

- обеспечивает проведение единой финансовой и денежно- кредитной политики;

- ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Рес­ публики Беларусь для внесения в Национальное собрание Рес­ публики Беларусь проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

- предоставляет в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, правительственные гарантии;

- разрабатывает и осуществляет меры по проведению еди­ ной государственной политики цен и тарифов, совершенство­ ванию системы цен и тарифов;

- исходя из главных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населœения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и ис-

пользованию кредитных ресурсов, а также совместно с Наци­ональным банком Республики Беларусь регулирует обменный курс белорусского рубля;

- обеспечивает привлечение, распределœение и использова­ ние кредитов, формирующих внешнюю задолженность Респуб­ лики Беларусь;

- определяет государственную политику в области защи- i ы прав потребителœей;

- осуществляет взаимодействие с Национальным банком Республики Беларусь, в том числе вправе получать ста- 1 истическую и другую информацию о деятельности банков.

- В области занятости и труда'.

- принимает меры по реализации гражданами Республики Беларусь права на труд, ᴛ.ᴇ. права на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностя­ ми, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также права на здоровые и бе- юпасные условия труда;

- разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведению в жизнь соот­ ветствующей политики народонаселœения;

- осуществляет меры по формированию и совершенст­ вованию мотивационного механизма трудовой активности, усилению роли материальных и моральных стимулов в повы­ шении эффективности и качества труда;

- осуществляет единую государственную политику, на­ правленную на обеспечение полной и эффективной занятости i рудоспособного населœения, в том числе за счет совершен­ ствования отраслевой структуры народного хозяйства и тер­ риториального размещения производительных сил;

- устанавливает минимальный размер заработной платы, л i акже в пределах своих полномочий определяет формы, сис- 1емы и размеры оплаты труда работников государственных уч­ реждений;

- определяет государственную миграционную политику.

- В социально-культурной сфере:

- обеспечивает проведение единой государственной поли­ тики в области науки, культуры, образования, здравоохране­ ния, социального обеспечения;

- создает условия для поддержания установленного законо­ дательством Республики Беларусь уровня социального обеспе­ чения;

- принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты;

- принимает меры по совершенствованию системы про­ фессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей;

- принимает меры по предупреждению инвалидности и ор­ ганизации реабилитации инвалидов;

- определяет и реализует наиболее эффективные пути по­ вышения доходов семьи, стипендий, пенсий, других соци­ альных пособий, выплат;

- разрабатывает и осуществляет социально-экономичес­ кие меры по улучшению положения женщин, укреплению и поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением пре­ доставленных женщинам прав и гарантий;

- осуществляет меры по формированию и реализации госу­ дарственной молодежной политики;

- принимает меры по развитию и укреплению сети госу­ дарственных общеобразовательных, профессионально-техни­ ческих, средних специальных и высших учебных заведений;

- обеспечивает проведение государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемическопу благополу­ чия населœения, базовых направлений развития и совершен­ ствования системы здравоохранения, применения в этой сфере новых методов управления;

- содействует развитию физической культуры и спорта;

- осуществляет меры по развитию и улучшению работы уч­ реждений культуры, архивных учреждений, обеспечивает охрану

историко-культурного наследия, реставрацию и консервацию памятников, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, для духовного и эстетического воспитания граждан, повышения их культурно­го уровня, содействует развитию профессионального искусства, литературы, национального книгоиздания и периодической печати;

- создает условия для свободного развития культуры всœех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь;

- проводит государственную политику, направленную на сохранение и развитие белорусского и русского языков, созда­ ние надлежащих условий для развития языков других нацио­ нальных общностей, проживающих на территории Республики Беларусь;

- принимает меры по обеспечению права граждан Респуб­ лики Беларусь на свободу вероисповеданий;

- обеспечивает проведение единой научно-технической го­ сударственной политики и др.

- В области охраны окружающей среды.

- определяет государственную политику в области охра­ ны окружающей среды, порядок использования природных ре­ сурсов;

- определяет государственную политику в области гидро­ метеорологической деятельности;

- осуществляет меры по охране, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению окружаю­ щей среды;

- определяет государственную политику в области обес­ печения технической, ядерной и радиационной безопасности потенциально опасных объектов, предупреждения аварий и катастроф;

- обеспечивает разработку и реализацию государствен­ ных экологических программ;

- утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды;

- определяет порядок учета и ведения государственных кадастров природных ресурсов, осуществления мониторинга окружающей среды;

- принимает решения о создании заповедников, нацио­ нальных парков, заказников и иных особо охраняемых при­ родных территорий республиканского значения, утверждает положения о них и их границы;

- утверждает порядок разработки экологических меро­ приятий, установления лимитов использования природных ре­ сурсов и размещения отходов производства;

- объявляет в необходимых случаях отдельные участки территории Республики Беларусь зонами чрезвычайной эколо­ гической ситуации;

- организует работы по ликвидации последствий катастро­ фы на Чернобыльской АЭС и принимает меры по ее реализации; обеспечивает развитие системы экологического воспитания и обучения граждан.

- В области обеспечения законности и правопорядка:

- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и обще­ ственного порядка, борьбе с преступностью;

- обеспечивает гарантированные Конституцией Республи­ ки Беларусь, законами и предусмотренные международными обязательствами государства права и свободы граждан, защи­ ту личности от любых противоправных действий, посяга­ тельств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами;

- определяет основные направления правовой работы в органах государственного управления;

- руководит в пределах своей компетенции деятельностью республиканских органов государственного управления по обеспечению правопорядка и законности, реализации госу­ дарственных программ борьбы с преступностью;

- осуществляет меры по предотвращению создания и дея­ тельности политических партий, общественных объединœений и

религиозных организаций, имеющих целью насильственное из­менение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой враж­ды, а также препятствующих исполнению гражданами их го­сударственных, общественных, семейных обязанностей или наносящих вред их здоровью и нравственности.

- В области обеспечения национальной безопасности и обороны:

- принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной цело­ стности Республики Беларусь, кроме осуществляемых Прези­ дентом Республики Беларусь или другими определœенными им государственными органами;

- решает вопросы военного строительства, обеспечения Вооруженных Сил и других воинских формирований Респуб­ лики Беларусь всœем необходимым для надежной вооруженной защиты республики, а также строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов;

- осуществляет контроль за подготовкой граждан к воен­ ной службе и призывом их на военную службу, а также регла­ ментирует воинский учет призывников и военнообязанных;

- руководит в пределах своей компетенции подготовкой народного хозяйства Республики Беларусь к работе в режиме и условиях военного времени, а также его мобилизационным развертыванием;

- вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь мобилизационные планы Республики Беларусь, планы накоп­ ления материальных ценностей в мобилизационном резерве;

- осуществляет в соответствии со своей компетенцией ру­ ководство гражданской обороной Республики Беларусь.

- В области внешней политики:

- осуществляет координацию деятельности в сфере отно­ шений Республики Беларусь с другими государствами и меж­ дународными организациями;

- принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;

- проводит переговоры и заключает международные дого­ воры по вопросам, относящимся к его компетенции;

- принимает меры по обеспечению выполнения междуна­ родных договоров Республики Беларусь.

Правительство осуществляется^ других полномочий, в част­ности в кадровой сфере, руководит деятельностью республи­канских органов государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Правитель­ство активно взаимодействует по ряду вопросов с Нацио­нальным собранием (прежде всœего в законодательной сфере, исполнении законов), местными Советами депутатов.


Читайте также


  • - Компетенция Правительства

    Конституции не всегда перечисляют полномочии правительства, так как оно является наиболее активным и динамичным элементом, в наименьшей степени подверженным правовой регламентации. Фактически правительство осуществляет те полномочия, которые фор­мально предоставлены... [читать подробенее]


  • - Компетенция Правительства РФ в системе исполнительной власти.

    В компетенции Правительства есть 2 "половинки": - компетенция во внешнеаппаратных отношениях, связанная с руководством отдельными сферами жизнедеятельности населения, в рамках которой правительство принимает нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы в тех... [читать подробенее]


  • - Компетенция Правительства

    06.11.2010 В компетенции Пр-ва есть 2 половинки: - компетенция во внешнеаппаратных отношениях, связанная с руководством отдельными сферами жизнедеятельности населения, в рамках которой правительство принимает нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы в тех или... [читать подробенее]


  • - Компетенция Правительства

    Место Совета Министров в системе органов государства Республики Беларусь и его взаимодействие с другими органами государственной власти Совет Министров вступает в тесные взаимоотношения с другими органами власти, прежде всего, с Президентом и Парламентом. Следует... [читать подробенее]


  • - Компетенция правительства

    Чем больше полномочий у Президента, тем меньше их у правительства. Ст. 107 КРБ Свои полномочия правительство разделяет на ряд направлений: 1. Экономическая сфера. На правительство возложена обязанность проводить единую экономическую, бюджетно-финансовую,... [читать подробенее]


  • - Компетенция правительства

    Чем больше полномочий у Президента, тем меньше их у правительства. Ст. 107 КРБ Свои полномочия правительство разделяет на ряд направлений: 1. Экономическая сфера. На правительство возложена обязанность проводить единую экономическую, бюджетно-финансовую,... [читать подробенее]


  • - Компетенция Правительства

    Являясь центральным органом государственного управления, Правительство наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения. Основные полномочия Правительства предусмотрены в Конституции, детально они раскрываются в... [читать подробенее]


  • - Компетенция Правительства

    Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпы­вающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. В ст. 106 Основного Закона... [читать подробенее]


  • - Компетенция Правительства

    Являясь центральным органом государственного управления, Правительство наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения. Основные полномочия Правительства предусмотрены в Конституции, детально они раскрываются в... [читать подробенее]


  • - Компетенция Правительства

    Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпы­вающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. В ст. 106 Основного Закона... [читать подробенее]