Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Производство Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
просмотров - 450

Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца; передвижением тела в пространстве, дыханием, а также - двигательным компонентом речи, мимики.

Существуют два базовых вида трудовой деятельности человека - физический и умственный труд и их промежуточные сочетания.

Физический труд - это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов. Выполнение физической работы всœегда связано с определœенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелœетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функциональные изменения).

Умственный труд - это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе - гипотез и теории. Результат умственного труда - научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей.

Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека. Одна из важнейших характеристик личности - интеллект. Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристикой служат умственные способности, которые формируются и развиваются в течение всœей жизни. Интеллект проявляется в познавательной и творческой деятельности, включает процесс приобретения знаний, опыт и способность использовать их на практике.

Другой, не менее важной стороной личности является эмоционально-волевая сфера, темперамент и характер. Возможность регулировать формирование личности достигается тренировкой, упражнением и воспитанием. А систематические занятия физическими упражнениями, и тем более учебно-тренировочные занятия в спорте оказывают положительное воздействие на психические функции, с детского возраста формируют умственную и эмоциональную устойчивость к напряженной деятельности. Многочисленные исследования по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной деятельности у адаптированных (тренированных) к систематическим физическим нагрузкам лиц и у неадаптированных (нетренированных) свидетельствуют, что параметры умственной работоспособности прямо зависят от уровня общей и специальной физической подготовленности. Умственная деятельность будет в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если целœенаправленно применять средства и методы физической культуры.

Учебный день студентов насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Вынужденная рабочая поза, когда мышцы, удерживающие туловище в определœенном состоянии, долгое время напряжены, частые нарушения режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки - всœе это может служить причиной утомления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ накапливается и переходит в переутомление. Чтобы этого не случилось, крайне важно один вид деятельности сменять другим. Наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде - активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.

В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия на отдельные мышечные группы и на целые системы организма. Важную проблему представляют средства физической культуры, которые непосредственно влияли бы на сохранение активной деятельности головного мозга человека при напряженной умственной работе.

Большое профилактическое значение имеют самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневно утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов. Важен активный отдых в каникулы: студенты после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере начинают учебный год, имея более высокую работоспособность.


Читайте также


  • - Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности.

    Внешняя среда и ее воздействие на организм, и жизнедеятельность человека. Внешняя среда и ее воздействие на организм, и жизнедеятельность человека На человека воздействуют различные факторы окружающей среды: - природные факторы (барометрическое давление,... [читать подробенее]


  • - Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности.

    Внешняя среда и ее воздействие на организм, и жизнедеятельность человека. Внешняя среда и ее воздействие на организм, и жизнедеятельность человека На человека воздействуют различные факторы окружающей среды: - природные факторы (барометрическое давление,... [читать подробенее]


  • - Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности

    Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца; передвижением тела в пространстве, дыханием, а также - двигательным компонентом речи, мимики. Существуют два основных вида трудовой деятельности человека -... [читать подробенее]


  • - Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности

    Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца; передвижением тела в пространстве, дыханием, а также - двигательным компонентом речи, мимики. Существуют два основных вида трудовой деятельности человека -... [читать подробенее]