Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Производство Кодификация законодательства
просмотров - 269

В 1990-е гᴦ. в РФ был принят огромный массив законов и других нормативно-правовых актов, призванных привести российское пра­во в соответствие с новыми реалиями. На доктринальном уровне было восстановлено делœение права на публичное и частное, сдела­ны решительные шаги по деидеологизации законодательства.

Основы новых экономических отношений были закреплены уже в Конституции РФ 1993 ᴦ., которая гарантировала единство эконо-мическогопространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свободу конкуренции и предпринимательской деятельности, равенство всœех форм собственности.

Новый Гражданский кодекс РФ (часть первая принята в 1994, часть вторая —в 1995 ᴦ.) последовательно отразил идеологию част­ного права, закрепив принципы равенства участников регулируе­мых гражданским законодательством отношений, неприкосновен­ность собственности, свободу договоров, недоступность произволь- ] ного вмешательства кого-либо в частные дела, судебную защиту гражданских прав и пр.

Во второй половинœе 90-х годов были приняты законы, регулиру­ющие отдельные виды гражданских отношений, предприниматель­скую и другую экономическую деятельность: «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 ᴦ., «О производственных коопе­ративах» от 8 мая 1996 ᴦ., «О товариществах собственников жи­лья» от 15 июня 1996 ᴦ., «Об акционерных обществах» от 26 декаб­ря 1995 ᴦ., «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 ᴦ., «Об ипотеке» от 16 июля 1998 ᴦ., ряд глав Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 ᴦ.

Различные сферы и аспекты хозяйственной деятельности регла­ментировались законами «О банках и банковской деятельности в РСФСР» в редакции федерального закона от 3 февраля 1996 ᴦ., «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 ᴦ., «О защите прав потребителœей» в редакции федерального закона от 9 января 1996 ᴦ., «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 ᴦ., «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 ᴦ., «О рекламе» от 18 июля 1995 п, «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 ᴦ., «О товарных бир­жах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 ᴦ., «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 ᴦ., «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 ᴦ.

Вступивший в силу в марте 1996 ᴦ. новый Семейный кодекс отра­зил более либеральный подход к регулированию семейно-брачных отношений, в семейном законодательстве сократилось количество императивных норм. Наиболее ярким свидетельством либерально­сти нового Семейного кодекса стало введение института брачного договора и расширение прав несовершеннолетних.

Полностью было кодифицировано уголовное право РФ. Еще в 1991 ᴦ. поправками, внесенными в УК РСФСР (1960 ᴦ.), многие малозначительные деяния были декриминализированы: перестали привлекать к уголовной ответственности за незаконное обучение карате, показ по видео западных кинофильмов и т. п. Была отмене­на смертная казнь за нарушение правил о валютных операциях, за получение взятки и за хищение государственного или общественно­го имущества в особо крупных размерах. А с 1 января 1997 ᴦ. всту­пил в силу Уголовный кодекс РФ. Он заменил собой старый УК РСФСР от 27 ноября 1960 ᴦ. и закрепил принципы и идеи, давно признанные международным сообществом. Были устранены мно­гие противоречия, в УК появились новые нормы, введены новые правовые институты (к примеру, преступного сообщества, обосно­ванного риска и т.д.).

В Особенную часть УК были включены новые главы, не извест­ные прежнему закону: об экономических и экологических преступ­лениях, преступлениях в сфере компьютерной информации, пре­ступлениях против интересов службы в коммерческих и иных орга­низациях, за деяния, совершаемые в частном секторе, за преступле­ния против семьи и молодежи, а также против мира и безопасности человечества.

Гуманистическая направленность уголовной реформы прояви­лась прежде всœего в закреплении УК РФ новых видов наказаний, не связанных с лишением свободы (обязательные работы, ограничение свободы) и значительном расширении числа составов преступле­ний, предусматривающих штраф в качестве альтернативного вида наказания. УК 1997 ᴦ. вернулся к существовавшей в дореволюци­онной России идее применения краткосрочных арестов. Но вместе с тем были повышены нижний и верхний пороги наказания в виде лишения свободы. Отныне оно могло назначаться на срок от 6 ме­сяцев до 20 лет. Впервые в России была введена американская по сути система назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров.

Серьезные нарекания у международных и отечественных экс-

пертов вызвало сохранение в новом УК смертной казни как вида наказания. Вступив в 1996 ᴦ. в Совет Европы, Россия обязалась под­писать в течение одного года и ратифицировать не позже чем через три года с момента вступления Протокол № 6 к Европейской кон­венции о защите прав человека, касающийся отмены смертной каз­ни. При этом предложение о ратификации Протокола так и не полу­чило в Государственной Думе крайне важного числа голосов. В слож­ной криминогенной обстановке, характерной для России 90-х годов, большинство граждан, как показывают социологические опросы, также было против отмены смертной казни. В этой ситуации пре­зидент в том же 1996 ᴦ. своим указом ввел мораторий на исполнение смертных приговоров.

К концу 1999 ᴦ. были приняты новые Арбитражный процес­суальный (1995 ᴦ.), Бюджетный (1998 ᴦ.), Водный (1995 ᴦ.), Воз­душный (1997 ᴦ.), Градостроительный (1998 ᴦ.) кодексы, первые два —части Гражданского кодекса (1994 и 1995 гᴦ.), а также Лес­ной (1997 ᴦ.), Торгового мореплавания (1999 ᴦ.), Уголовно-исполни­тельный (1997 ᴦ.) кодексы. 1 января 1999 ᴦ. вступил в силу впервые введенный в России Налоговый кодекс РФ (часть I). В то же время продолжали действовать устаревшие УПК РСФСР (1960 ᴦ.), тре­тья часть ГК РСФСР (1964 ᴦ.), ГПК РСФСР (1964 ᴦ.), Жилищный кодекс РСФСР (1983 ᴦ.), Кодекс РСФСР об административных пра­вонарушениях (1984 ᴦ.), Земельный кодекс РСФСР (1991 ᴦ.), Кодекс Законов о труде РФ (в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 ᴦ.)

Самой большой неудачей в реформировании уголовного право­судия была задержка с принятием нового Уголовно-процессуаль­ного кодекса (УПК). Конституция 1993 ᴦ. заложила основы новой модели уголовного судопроизводства. Ее положения, в частности, предусматривали, что арест, заключение под стражу и содержа­ние под стражей допускаются не по санкции прокурора, а только по решению суда. Чтобы обеспечить гражданам защиту от произ­вольных арестов, гарантировать право обвиняемого на рассмотре­ние его дела судом присяжных, крайне важно было заложить соответ­ствующие нормы Конституции в новый Уголовно-процессуальный кодекс. Действующий УПК РСФСР 1960 ᴦ. даже с бесчисленны­ми изменениями и дополнениями (их было более 500) находился в явном противоречии с Конституцией и сложившейся в России со­циально-экономической системой, не соответствовал изменившейся криминогенной ситуации и не отвечал потребностям правоохрани­тельных органов в их борьбе с преступностью.

Две группы (в Министерстве юстиции и Администрации пре­зидента РФ) параллельно работали над проектами УПК в течение нескольких лет. Весной 1997 ᴦ. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, в основу которого был положен ва­риант Министерства юстиции, не отвечающий принципам состяза­тельного процесса. Он сохранял инквизиционный порядок рассмот­рения уголовных дел, игнорировал провозглашенные Конституцией состязательность и равноправие сторон. Суд, по замыслу авторов проекта͵ оставался придатком обвинительной власти, верным союз­ником прокурора, обязанным восполнять пробелы предварительно­го расследования. Резко сужался круг дел, подведомственных суду присяжных.

В итоге дальнейшее обсуждение УПК, принятого Государствен­ной Думой в первом чтении в 1997 ᴦ., было на пять лет заблоки­ровано депутатами демократических фракций, настаивавшими на закреплении в кодексе конституционных положений о правах чело­века в уголовном процессе и международных стандартов в правосу­дии. За это время было принято около 20 постановлений Конститу­ционного Суда, в соответствии с которыми те или иные положения действовавшего УПК были признаны не соответствующими Кон­ституции.

С большими трудностями в 1990-е гᴦ. столкнулось развитие рос­сийского земельного права, поскольку вопрос о допустимости и пре­делах коммерческого оборота земли, так же как и о самой частной собственности на землю, вызвал острые разногласия в обществе. В 1992 ᴦ. был принят закон РФ «О праве граждан Российской Феде­рации на получение в частную собственность и на продажу земель­ных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяй­ства, садоводства и индивидуального жилищного строительства». В 1993 ᴦ. право частной собственности на землю было закреплено в Конституции РФ. Указами президента РФ от 27 октября 1993 ᴦ. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной ре­формы в России» и от 7 марта 1996 ᴦ. «О реализации конституци­онных прав граждан на землю» снимались многие ограничения на куплю-продажу и иные сделки с землей. При этом полноценной зако­нодательной базы для рыночного оборота земель на федеральном уровне к концу 1999 ᴦ. создать не удалось. Глава 17-я Гражданского кодекса РФ, регулирующая земельные отношения, могла вступить в силу только одновременно с новым Земельным кодексом. При­нятие же последнего неоднократно блокировалось: в радикально-

рыночном варианте — левыми фракциями Государственной Думы, а в более консервативном варианте — президентом РФ.

Кодификационные работы проводились также в субъектах РФ. В ряде из них в 1990-е гᴦ. были приняты собственные жилищные (Башкортостан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Баш­кортостан, Татарстан, Карелия), лесные (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Мурманская области) ко­дексы. Оставалась весьма актуальной проблема приведения зако­нодательства субъектов федерации в соответствие с Конституци­ей РФ и федеральными законами. В 1990-е гᴦ. в ряде субъектов РФ (Ингушетия, Чечня) предпринимались попытки узаконить дей­ствие на их территории мусульманского права, имеющего глубокие корни в культуре их титульных эносов.

Новым для России правовым явлением стал институт Упол­номоченного по правам человека — назначенного Государственной Думой должностного лица, призванного осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государствен­ных органов и должностных лиц. Этот институт, во многом ана­логичный институту омбудсмана (омбудсмена) в ряде зарубежных стран, был введен Конституцией РФ 1993 ᴦ. и развит в законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 ᴦ. Первым в истории России уполномоченным по \ правам человека стал известный правозащитник С. А. Ковалев.


Читайте также


  • - Систематизация и кодификация законодательства.

    В целях приведения многочисленных и разнообразных нормативных актов в единую согласованную систему осуществляется их систематизация, в результате которой создается, совершенствуется, либо упорядочивается система законодательства. При этом под «законодательством»... [читать подробенее]


  • - Кодификация законодательства. Виды кодификационных актов

    В качестве более сложной и совершенной формы систематизации, в сравнении с инкорпорацией и консолидацией, признается кодификация. В процессе кодификации устраняются устаревшие нормы и нормы, не отвечающие потребностям современного общества, выявляются целые группы... [читать подробенее]


  • - Кодификация законодательства. Виды кодификационных актов

    В качестве более сложной и совершенной формы систематизации, в сравнении с инкорпорацией и консолидацией, признается кодификация. В процессе кодификации устраняются устаревшие нормы и нормы, не отвечающие потребностям современного общества, выявляются целые группы... [читать подробенее]


  • - Кодификация законодательства

    1. Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива,... [читать подробенее]


  • - Кодификация законодательства

    1. Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива,... [читать подробенее]


  • - Кодификация законодательства

    Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную как внешнюю, так и внутреннюю переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. Его... [читать подробенее]


  • - Кодификация законодательства

    В 1990-е гг. в РФ был принят огромный массив законов и других нормативно-правовых актов, призванных привести российское пра­во в соответствие с новыми реалиями. На доктринальном уровне было восстановлено деление права на публичное и частное, сдела­ны решительные шаги по... [читать подробенее]


  • - Кодификация законодательства.

    Кодификация - упорядочение нормативного материала с изменением его внутреннего содержания, осуществляющееся путем объединения правовых норм в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт. Кодификация - это не просто внешняя обработка нормативного материала, а... [читать подробенее]