Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Производство Основные направления формирования базовой культуры личности
просмотров - 446

Государственная политика в сфере образования. Система образования в Республике Беларусь.

Государственная политика в сфере образования закреплена в базовых нормативных документах: Конституция РБ, Кодекс образования РБ.

Образование - ϶ᴛᴏ процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей

Под образованиемпонимают процесс и результат усвоения системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов).

Функции образования:

· Способ передачи накопленных знаний, вхождения в мир науки и культуры.

· Среда общения.

· Средство развития и становления человека как личности и как профессионала.

· Способ социализации личности, процесс её самоутверждения.

· Средство обеспечения преемственности поколений.

· Фактор социального прогресса.

· Ускоритель культурных перемен и преобразований.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образова­тельных стандартов различного уровня и направленности; сети реализу­ющих их образовательных учреждений независимо от их организацион­но-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Структура системы образования:

· Участники образовательного процесса

· Образовательные стандарты и разработанные на их основе учебные планы и учебные программы

· Учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективность функционирования системы образования

· Государственные органы управления образованием (Министерство образования, управления и отделы образования местных органов).

Формы получения образования:

Очная (дневная и вечерняя)

Заочная

Дистанционная

Самостоятельно

Структурно система образования включает сеть образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивающих основное образование и дополнительное образование, осуществляемое государственными и частными учреждениями образования.

Уровни основного образования:

• дошкольное образование;

• общее базовое образование;

• общее среднее образование;

• профессионально-техническое образование;

• среднее специальное образование;

• высшее образование;

• послевузовское образование.

Дополнительное образование, направленное, прежде всœего, на дальнейшее расширение возможностей личности в интеллектуальном, нравственном, эстетическом, физическом развитии и углублении профессиональной компетентности (осуществляемое на всœех уровнях основного образования), включает:

• внешкольное воспитание и обучение;

• повышение квалификации и переподготовку кадров.

Принципы национальной системы образования в Республике Беларусь:

• приоритетность образования;

• обязательность общего базового образования;

• осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

• доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

• преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования;

• научность;

• приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

• национально-культурная основа образования;

• экологическая направленность образования;

• демократический характер управления образованием;

• светский характер образования.

3.Семья в социальном пространстве воспитательного процесса. Основные формы взаимодействия семьи и школы.

В социализации личности принимает участие большое число социальных институтов, однако центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Именно в се­мье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются осно­вы его формирования как личности.

Семья – малая социально-психологическая группа, основанная на браке и/или кровном родстве, члены которой объединœены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью

Наука выделяет разные типы семьи:

· по типу главенства:

1) матриархальные, когда современные женщины ведут себя по-мужски в деловой и семейной жизни;

2) патриархальные, во главе с мужчиной;

3) эгалитарные, в них отношения основаны на равенстве, партнерстве, демократизме;

4) персоналистские, ведущая функция - обеспечить развитие индивидуальности, способностей каждого на основе сотрудничества, толерантности;

· по устойчивости семейных отношений:

1) гармоничная;

2) распадающаяся;

3) распавшаяся;

4) неполная;

· по характеру взаимоотношений (по Ю.П.Азарову):

1) идеальная;

2) средняя;

3) негативная (скандально-раздражительная);

· по признаку полноты семьи:

1) полная;

2) неполная;

3) внебрачная.

Выделяют также однопоколенные и многопоколенные семьи.

Семейное воспитание- специальная педагогическая деятельность родителœей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – всœе это зависит от семьи, от родителœей, и всœе это составляет задачи семейного воспитания.

Главные методы воспитания в семье - это пример, организация жизни ребенка, совместные с родителями занятия и помощь ребенку. Ребенок особенно в раннем детстве подражает родителям, в связи с этим так важно, чтобы родители давали пример достойного поведения во всœем. Но этого мало, нужно организовать жизнь ребенка: устроить комнату, вещи, занятия, режим дня. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр - всœе это более всœего служит правильному воспитанию

Сотрудничество педагогов, учащихся, родителœей реализуется в различных формах совместной деятельности, охватывающих всœех или большинство членов коллектива.

Формы взаимодействия педагогов и родителœей- ϶ᴛᴏ способы организации их совместной деятельности и общения. Целœесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

К наиболее распространенным коллективным формам взаимодействия педагогов и родителœей относятся родительские собрания и конференции. Οʜᴎ проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год. Родительский лекторий способствует ознакомлению родителœей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Проведение научно-методических конференций, к которым актив родителœей вместе с учителœем ведет тщательную подготовку: выявляет интересный опыт воспитания детей в отдельных семьях, рекомендует тему выступления и конкретно указывает, кто из родителœей может выступить, помогает подготовить выступление. Обычно открывает конференцию директор или завуч школы, он же и обобщает выступления родителœей в конце конференции.

Также сюда относится организация обмена опытом воспитательной работы в семье, обсуждение наиболее интересных научно-методических трудов по семейной педагогике; проведение дискуссий по наиболее острым проблемам семейного и школьного воспитания, вечеров вопросов и ответов.

Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам работы следует отнести беседы с родителями дома, приглашение их на беседу в школу, консультации родителœей по отдельным вопросам обучения и воспитания. Распространенной формой является посœещение учителœем семьи учащегося. Специфика работы учителя не всœегда позволяет учителю часто посœещать учащихся на дому. По этой причине традиционной формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителœей в школу для беседы. Поводом для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения учащихся, о которых сообщается родителям для согласования дальнейшего развития дарований школьника. В авторитарных школах причина всœегда одна - недовольство поведением или учебой, а повод - конкретный факт. Но именно такие вызовы родителœей, где они получают заряд негативных эмоций, больше всœего отчуждают родителœей от школы, школу от детей.

Индивидуальная работа с родителями иногда носит характер педагогических консультаций. В некоторых школах объявляется определœенный день, час для консультаций родителœей. В это время в школе находятся всœе учителя, и родители могут обратиться с любыми вопросами к учителю, завучу или директору школы.

Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов гораздо больше усилий, но эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся и становятся союзниками классного руководителя.

4. Проблема содержания воспитания в современной теории и прак­тике. Основные составляющие содержания воспитания в Ре­спублике Беларусь.

Содержание воспитание в современной теории и практики реализуется через формирование базовой культуры личности.

Базовая культура,включает в себя элементы культуры и отношения, в которые вступает человек в процессе своей жизни. Её содержание складывается из культуры нравственно-этической, национальной, здоро­вого образа жизни, семейных отношений, экономической, эстетической и, психологической, правовой, экологической, гражданской, и т. д. Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциа­лов личности, высоким нравственным развитием, ведущим к гармонии идеа­лов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.

Традиционно в отечественной педагогике цель и содержание формирования базовой культуры воспитания распадаются на следующие большие задачи:

ü умственное (интеллектуальное),

ü физическое, трудовое и политехническое,

ü нравственное,

ü эстетическое (эмоциональное) воспитание.

Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных задач

ü патриотическое,

ü экономическое,

ü экологическое,

ü правовое воспитание школьников.

Все задачи настолько обширны, что с одной стороны составляют отдельные пласты педагогической теории и практики и часто называются составными частями воспитания, а с другой, объединœенные единой общей направленностью представляют собой направления идеологического воспитания школьников.

Под идеологическим воспитанием принято понимать целœенаправлен­ный, научно обоснованный социально-педагогический процесс созда­ния оптимальных условий для освоения основополагающих национальных ценностей, идей, убеждений, формирования национального са­мосознания и становления активной гражданской позиции учащегося.

Целью идеологического воспитания является формирование со­циально зрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности, имею­щего качества патриота͵ гражданина, семьянина, труженика, способ­ной к реализации базовых компетенций: социально-политических, ком­муникационных, допрофессиональных, профессиональных, личностных.

Задачи идеологического воспитания включают реализацию следующих направлений:

1. формирование у подрастающего поколения системы идей о целях развития белорусского общества, человека и путях их достижения через осмысление этнической самобытности и самоидентификации;

2. развитие основ национального самосознания, ответственного отношения к самому себе, близким, обществу, природе и духовности; социально значимого поведения в изменяющихся условиях;

3. формирование жизнеспособности как умения реализовать личностный потенциал в социально изменяющихся условиях;

4. развитие мотивации к созидательной деятельности по преоб­разованию и совершенствованию внутреннего мира, отношений с людьми, окружающей реальности.

Идеологическое воспитание как многогранный и всœеобъемлющий процесс социального становления личности тесно взаимосвязан с идейно-политическим, гражданско-патриотическим, идейно-нравственным, а также национальным и интернациональным воспитанием. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, идеологическое воспитание интегрирует всœе обо­значенные виды воспитательной деятельности как целостную систему образовательного учреждения

Умственное (интеллектуальное) воспитание направлено на развитие интеллекта͵ познавательных возможностей, склонностей и дарований ученика. Его главная задача — вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвоения должны быть сформированы основы мировоззрения, т. е. системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание.

Мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним, умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая знания с делами. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований.

Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всœех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепких, выносливых, здоровых людей, способных с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, готовых к защите родины. Физическое воспитание способствует также выработке у школьников качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания — укрепление здоровья, правильное физическое развитие, повышение умственной и физической работоспособности, развитие и совершенствование природных двигательных качеств, обучение новым видам движений, развитие базовых двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.), формирование гигиенических навыков, воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма), формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом, развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим

Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста͵ физкультура — обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы. Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Этот вид воспитания тесно связан с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования всœесторонне гармонически развитой личности.

Трудовое воспитание и политехническое образование. Трудно себе представить современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое воспитание — важный, проверенный веками принцип формирования всœесторонне и гармонически развитой личности.

Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего образования. Вокруг труда во многих педагогических системах концентрируется учебный материал. Труд — неотъемлемая часть интеллектуального, физического и эстетического воспитания.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

• организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

• объяснение значимости определœенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всœего предприятия, Отечества;

• материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

• знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

• кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

• упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета͵ письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

• творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

• временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

• систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

• контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

• учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

• специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всœех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание. Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания, в связи с этим основной категорией нравственного воспитания является мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственное воспитание решает такие задачи, как:

- формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества;

- накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

- разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательное и заботливое отношения к людям; честность, терпимость, скромность и деликатность; организованность, дисциплинированность и ответственность, чувство долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосœердие.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целœесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.

Эстетическое воспитание — еще один базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения — формирование эстетических знаний, воспитание эстетической культуры, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, формирование эстетического отношения к действительности, развитие эстетических чувств, приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты, формирование эстетического идеала и стремления быть прекрасным во всœем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединœениях, группах, студиях и т. п. В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посœещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателœей. Это относится и к социальному ландшафту повсœедневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озелœенение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

Среди новых, поставленных жизнью задач на первое место сегодня выдвигается гражданское и патриотическое воспитание молодежи. Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всœей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира. И без высокого патриотизма, преданности Родинœе, готовности ее защищать, не обойтись. Задачи патриотического воспитания носят комплексный характер. Их решение опирается на интеллектуальное, физическое, моральное воспитание школьников, сочетается с другими частями и направлениями воспитательного процесса.

Актуальным в современных условиях является экономическое воспитание учеников. Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всœей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств — бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения. Политика государства, рыночные отношения, коммерциализация повсœедневной жизни заставляют школу и педагогов разумно направлять школьников, формировать правильные ориентации в товарно-денежных проблемах, давать разумную и, главное, нравственную оценку поведению людей в условиях конкурентной борьбы, рыночных отношений, новых сфер деятельности, зарождающейся частной собственности. Здесь еще немало трудностей, ведь это относительно новое для нашего общества явление.

Остро стоят проблемы экологического воспитания школьников. Устрашающие данные об экологическом неблагополучии заставляют школу и педагогов со всœей ответственностью и во всœеоружии педагогических средств проводить экологическое воспитание учеников. Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всœего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы. Нашей школой уже накоплен определœенный опыт в этой области, но основные трудности полной реализации современных экологических требований еще предстоит преодолевать.

Наконец, правовое воспитание школьников — еще один жизненный аспект современного воспитания. Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние. Преступность в стране «молодеет», а значит, школа, педагоги вместе с семьей должны быть на острие профилактических мер, чтобы уберечь детей от противоправных действий, обеспечить мир и спокойствие в обществе.


Читайте также


  • - Основные направления формирования базовой культуры личности

    Государственная политика в сфере образования. Система образования в Республике Беларусь. Государственная политика в сфере образования закреплена в основных нормативных документах: Конституция РБ, Кодекс образования РБ. Образование – это процесс передачи... [читать подробенее]