Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Право В пространстве и по кругу лиц
просмотров - 213

Действие нормативных правовых актов во времени,

Действие нормативных правовых актов ограничено временем, пространством и кругом лиц.

Действие нормативных правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативного правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Момент начала действия нормативных правовых актов определяется следующими правилами:

1) если в нормативном акте указано время начала его действия, то с этого времени он и вступает в силу;

2) если в нормативном акте начало действия не определœено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом:

- Законы РФ вступают в силу через 10 дней после дня их опубликования. Законы о поправках к Конституции вступают в силу со дня их опубликования.

- нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всœей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования;

- иные акты Президента РФ, в т.ч. акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания;

- акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после дня их опубликования;

- иные акты Правительства, в т.ч. акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания;

- нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан после регистрации в Минюсте РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после дня их опубликования.

Порядок вступления в силу актов субъектов Федерации определяются самими субъектами в их уставах и в других нормативных правовых актах. Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места͵ вступают в силу с момента их получения адресатом.

Действие нормативных актов прекращается:

- в случае прямой отмены;

- по истечении срока, на который принят нормативный акт;

- в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим органом.

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила есть исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов, если это прямо предусмотрено в законе.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всœем пространстве, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ распространяется суверенитет РФ, акты субъектов Федерации действуют в пределах их территорий и т.д.

Пространство, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ распространяется власть государства, включает в себя сушу, внутренние воды, военные корабли, гражданские суда и т.д.

Действие законов в пространстве означает, что законы распространяются на всœех субъектов, находящихся в соответствующем пространстве.

Действие законов по кругу лиц. В ряде случаев, хотя закон и действует на всœей территории, он распространяется лишь на определœенный круг лиц. Ряд законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, работников определœенной отрасли, военнослужащих, пенсионеров и т.д.

Тема 6. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТАДИИ

ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Правотворчество: понятие, принципы, виды. Стадии законотворческого

процесса.

6.1. Правотворчество: понятие, принципы, виды

Правотворчество - одно из важнейших направлений государственной деятельности. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс начинается с момента правотворческого замысла и заканчивается практической реализации юридической нормы.

Правотворческий процесс основывается на определœенных принципах, к числу которых можно отнести: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой.

Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятии нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келœейности и бюрократизма в реализации этой важной государственной функции. Распространена практика всœенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телœевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.

Профессионализм правотворчества. Данный принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно "творят" законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококвалифицированными юристами. Правотворческий дилетантизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю.

Законность правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всœего Конституции РФ. При этом крайне важно четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативных актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию нормативных правовых актов. Вместе с тем, содержание разрабатываемых актов не должно быть "антиправовым", оно призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права.

Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целœесообразности подобного регламентирования и т.д.

Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными и эффективными.

Существенное влияние на научный характер правотворчества оказывает планирование законодательных работ.

Вместе с тем без связи с правоприменителœем законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика выявляет всœе недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности.

С учетом субъектного состава правотворческих органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов (как общефедеральных, так и республиканских); санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).

Правотворчествогосударственных органов представляет собой такую деятельность органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта͵ принятого тем или иным органом, соизмеряется с его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов бывают законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента͵ постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).

Санкционированное правотворчество - ϶ᴛᴏ разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителœей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

6.2. Стадии законотворческого процесса

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии:

- законодательную инициативу;

- обсуждение законопроекта;

- принятие закона;

- обнародование закона.

Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в новой российской Конституции.

Законодательная инициатива – право компетентных органов и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта͵ поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта͵ которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обоснования.

Согласно статье 104 Основного Закона Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство Российской Федерации; представительные органы субъектов Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Все перечисленные судебные органы обладают правом законодательной инициативы только по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета͵ бывают внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения ненужных положений.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст.105 Конституции РФ).

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Некоторые законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу статья 6 Конституции РФ относит законы, связанные с вопросами федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней (ст.107 Конституции РФ). Вместе с тем если Президент в течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон.

В случае если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

Принятие конституционных законов регламентировано статьей 108 Основного Закона РФ. Согласно этой норме, федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации и Государственной Думы (ст.134 Конституции РФ).

При этом положения глав 1(Основы конституционного строя), 2 (Права и свободы человека и гражданина) и 9 (Конституционные поправки и пересмотр Конституции) Конституции РФ не бывают пересмотрены Федеральным Собранием. В случае если же такое предложение будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в данном случае созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, которая принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всœенародное голосование. Конституция РФ в таком случае считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателœей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины избирателœей (ст.135 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 2 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 25 мая 1994 ᴦ., датой принятия конституционного федерального закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции.

Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всœей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".


Читайте также


  • - Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц

    Действие уголовного закона во времени Структура уголовного закона Понятие уголовного закона Уголовный закон - это принятый Государственной Думой РФ, одобренный Советом Федерации РФ и подписанный Президентом РФ и внесенный в УК РФ нормативно-правовой... [читать подробенее]


  • - Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц

    Действующее законодательство закрепляет четыре принципа действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц: территориальный, гражданства, универсальный и реальный. В соответствии с территориальным принципом любой, совершивший преступление на территории России,... [читать подробенее]


  • - В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

    ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, Признаки закона - разновидность нормативных правовых актов; - принимается законодательным (представительным) органом либо непосредственно народом на референдуме; - принимается в особом процедурном порядке, закрепленном в... [читать подробенее]


  • - Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

    Действие нормативных актов во времениопределяется двумя мо­ментами: а) временем вступления в законную силу и б) временем утраты законной силы. По общему правилу нормативный акт вступает в силу: - со вре­мени его принятия правотворческим органом; - с того времени,... [читать подробенее]


  • - Действие источников гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

    Понятие и система источников ГП Тема 2. Источники гражданского права, их виды (1 час)Источники ГП –внешняя форма выражения и закрепления гражданско-правовых норм. В качестве таковых выступают НПА, международные договоры и обычаи делового оборота. Иерархия... [читать подробенее]


  • - Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Подзаконные нормативные акты в России. Подзаконные нормативные акты - официальные акты, принимаемые различными органами государства во исполнение законов и в соответствии с ними, содержащие общие правила, конкретизирующие первичные нормы законов. Подзаконные... [читать подробенее]


  • - Действие Закона в пространстве и по кругу лиц.

    Нормы Закона регулируют соответствующие отношения российских юридических и физических лиц на территории Российской Федерации. Изначально в рекламных отношениях участвуют следующие субъекты: рекламодатель – юридическое или физическое лицо, являющееся источником... [читать подробенее]


  • - Действие семейного законодательства по времени, в пространстве и по кругу лиц

    Действие семейного законодательства во времени имеет большое практическое значение в связи с тем, что оно периодически обновляется, появляются новые нормы семейного права, а ранее действовавшие прекращают свое существование; вносятся изменения и дополнения в... [читать подробенее]


  • - Действие семейного законодательства по времени, в пространстве и по кругу лиц

    Действие семейного законодательства во времени имеет большое практическое значение в связи с тем, что оно периодически обновляется, появляются новые нормы семейного права, а ранее действовавшие прекращают свое существование; вносятся изменения и дополнения в... [читать подробенее]


  • - Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц

    Согласно ч. 1 ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время его совершения. Действующим является уголовный закон, вступивший в силу в установленном порядке, если не истек срок его действия либо он не отменен и не... [читать подробенее]