Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Право Основные направления учения о праве
просмотров - 238

Понятие и признаки права

Тема 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА

Понятие и признаки права.Основные направления учения о праве.

Право –это система общеобязательных, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающих волю политических сил, стоящих у власти.

Признаки права:

- исходит от государства;

- выражает государственную волю сил, осуществляющих власть;

- нормативность (право складывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на всœе отношения определœенного вида);

- общеобязательность (нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов, к которым эти нормы обращены, на которых распространяются. То есть всœе субъекты права в равной мере обязаны соблюдать, исполнять и применять нормы);

- системность (всœе нормы находятся в определœенной совокупности, системе. При этом право как система норм складывается из таких элементов (частей), как отрасли и институты права. Все отрасли, институты и отдельные нормы составляют единое право);

- принудительность права (реализация норм права обеспечивается принудительной силой государства);

- формальная определœенность права (нормы права, их содержание формальны, точно определœены. В нормах права точно указывается, на какие факты, обстоятельства, субъектов они распространяются, какие юридические последствия они влекут);

- волевой характер права (в норме права выражена воля. Учитывая зависимость отопределœенных ситуаций и обстоятельств в норме выражается воля либо всœего народа, либо господствующего класса);

- право является равным масштабом к разным людям (независимо от их национальности, пола, возраста и т.д.).

Существует несколько базовых направлений учения о праве:

Естественно-правовая теория. Ее виднейшие представители: Гуго, Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Вольтер, Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права – естественного и позитивного.

Позитивное, или положительное право, - ϶ᴛᴏ официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях.

В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всœеобщих нравственных принципов. По этой причине оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на всœе времена и народы.

Вместе с тем следует иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, ᴛ.ᴇ. ближайшую и необходимую предпосылку права. Важная роль в претворении идеалов естественного права в жизнь принадлежит основанному на нем позитивному или собственно юридическому праву.

Историческая школа права сложилась в первой трети XIX в. в Германии, остававшейся раздробленной феодальной страной со слабой, лишенной боевого духа буржуазией. Эта школа, наиболее крупными представителями которой были Густав Гуго, Савиньи, Пухта.

Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всœех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом. Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь от поколения к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.

С этих позиций историческая школа права отстаивала действовавшее в Германии право, закрепляемые им устаревшие феодально-крепостнические институты, резко выступала против любых его изменений и новых веяний, в частности против предложений о создании жизненно крайне важного общегерманского гражданского кодекса.

Вместе с тем как положительную сторону рассматриваемой школы следует отметить, что она привлекла внимание к крайне важности изучения истории права, его источников, и сама накопила связанный с этим обширный материал, особенно по истории римского права.

Историческая школа права оказала известное воздействие на последующее развитие правовой мысли, особенно на психологическую и социологическую теории.

Психологическая теория права, пронизанная психологизмом и иррационализмом, получает распространение в начале XX в. в Германии (Бирлинг, Kнапп) и Франции (Тард).

Наиболее основательно и оригинально эта теория была разработана в дореволюционной России Л.И. Петражицким. Суть его концепции в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединœения пережинают как право. Позитивное право, выражаемое в законах и других актах, мало доступно гражданам, чьи представления и иллюзии об этом официальном праве Петражицкий называет фантазмами.

Иное дело интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определœенное действие. Такие эмоции Петражицкий подразделяет на две группы:

- императивные, или нравственные, эмоции;

- императивно-атрибутивные, или правовые.

Императивная эмоция предполагает одностороннее переживание лицом обязанности совершить то или иное действие в отношении другого лица, однако оно не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности.

Императивно-атрибутивная – двусторонняя эмоция, при которой переживание одним лицом обязанности по отношению к другому лицу сочетается с переживанием последним права потребовать выполнения данной обязанности. К примеру, отношения должника и кредитора, продавца и покупателя, портного и заказчика и т.д.

Из таких двусторонних императивно-атрибутивных эмоций и складывается интуитивное, психическое право, которому, по мнению Петражицкого, принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отношений, постоянно возникающих в жизни людей.

При этом ученый исходит из того, что сколько людей, столько может быть и интуитивных прав. Не трудно заметить, что Петражицкий под правом понимает правосознание и правоотношения. Значительный интерес представляют его рассуждения о субъективных правах и юридических обязанностях. При этом главное в его учении – попытка перенести проблему права из области социальной жизни в сферу человеческой психики.

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теорияберет свое начало от «категорического императива» И. Канта как общеобязательного требования «чистой» воли, независимой от каких-либо внешних явлений. Под воздействием философии Канта она выступала в XIX в. как либеральная нормативная теория, использующая идеи естественной школы права и выводившая право из нравственности, способствовала упрочению законности и ограничению судейского усмотрения, выдвинула идею правового государства в смысле самоограничения власти законом (П.Н. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и др.).

При этом к концу XIX в. – второму десятилетию XX в. данная правовая школа претерпела существенные изменения, главенствующее место в ней заняло так называемое «чистое» учение о праве, наиболее видным представителœем которого был Г.Кельзен. Он и его сторонники противопоставляли право как «мир должного» «миру сущего», ᴛ.ᴇ. реалиям социальной жизни. Понимая под правом юридические нормы, представители данной теории рассматривали их в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества, достигнутого уровня цивилизации и т.д. Исходили из того, что правовые нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отношениям, а либо формальным установлениям государства, либо возвышающейся над обществом «суверенной, главной норме», определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды.

Возражая против теории естественного права, Кельзен утверждал, что никакого иного, кроме опирающегося на государство, права не существует, обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета. При этом вопреки этому само государство он выводит из права, понимая под государством не учреждение властвования, а организацию и воплощение правопорядка. Поскольку право, по его мнению, также есть порядок должного поведения, фактически он приходит к отождествлению государства и права.

Социологическая теория права. Предтечей этой теории явилась «школа свободного права», представители которой (Эрлих и др.) выступали за «живое право народа», основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей.

Социологическая школа права, как одно из базовых направлений буржуазной правовой науки, внешне противоположное абстрактно-нормативному и выступающее с его критикой, сложилась в первой трети XX в. первоначально в Европе, а затем получила наибольшее распространение в США. Представители этого направления, Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Левеллин и др., охватывают понятием «право» административные акты, судебные решения и при­говоры, обычаи, правосознание судей и иных должностных лиц, правоотношения, а также юридические нормы, значение которых среди названных правовых средств воздействия на поведение людей всячески принижается.

В представлениях сторонников социологической теории право должно рассматриваться не иначе, как в «действии», в процессе применения. Способностью творить право наделяются судьи: «право, состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности сторон». При этом подчеркивается значение психическою переживания судьей того, что есть право, при разрешении конкретного дела.

Несмотря на различные модификации, общее во взглядах юристов-«социологов» на право состоит в том, что всœе они, так или иначе, понимают под ним совокупность «правовых» отношений, возникающих и существующих независимо от норм; сложившийся в жизни «социальный порядок» или «правопорядок», а в конечном счете «фактический образ деятельности правительства, судов и других государственных органов и его должностных лиц».

Нетрудно заметить, что подобное понимание права, с одной стороны, приближает его к реальной жизни, юридической практике, на что ссылаются представители социологической школы права, а с другой – теоретически обосновывает и оправдывает административный и судебный произвол.

Марксистская теория права. В отличие от рассмотренных выше учений, основанных на различных течениях философского идеализма, марксистская теория права, как и учение марксизма в целом, зиждется на материалистической философии.

Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловлено материальными условиями жизни, оно оказывает на них обратное воздействие. Главное в праве основоположники марксизма видели в его классовой сущности. В «Манифесте Коммунистической партии» они утверждали, что буржуазное право (и вместе с тем право вообще), есть возведенная в закон воля господствующего в данном обществе класса. Объясняя механизм образования права, Маркс и Энгельс писали: «Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определœенными отношениями, всœеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона – выражение, содержание которого всœегда дается отношениями этого класса...».[1]

Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации.

Марксистская теория права, несомненно, оказала существенное влияние на развитие материалистического понимания права. Вместе с тем апологетическое отношение к данной теории как единственно верной и непогрешимой должно быть преодолено. Сама история, реальные события обнаружили ошибки, слабые места этого учения, несоответствие отдельных его положений действительности. При этом столь же неверным был бы и поворот к другой крайности, к признанию этого учения изначально ложным во всœех своих оценках[2]. Многие выводы марксистского учения о праве, как и о государстве, и в современных условиях сохраняют свое значение.

Два подхода к правопониманию в советской и современной российской правовой науке. Развитие советской правовой мысли после Октябрьской революции складывалось на основе марксистского учения о государстве и праве, и в процессе острой критики рассмотренных выше и других буржуазных теорий права, хотя одновременно и под влиянием некоторых из них.

Усилиями многих видных ученых-юристов, в числе которых были М.А.Аржанов, М.М.Агарков, С.А.Голунский, Н.Н.Полянский, М.С.Строгович, Н.Г.Александров, С.Н.Братусь и др., в конце 30–40-х годов было выработано нормативное понимание и определœение права как системы действующих в государстве юридических норм.


Читайте также


  • - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРАВЕ

    Среди множества научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени особенно привлекает внимание ряд исторически сложившихся основных направлений учения о праве, оказавших заметное влияние на развитие правовой мысли, познание и объяснение права как... [читать подробенее]


  • - Основные направления учения о праве

    Понятие и признаки права Тема 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА Понятие и признаки права.Основные направления учения о праве.Право –это система общеобязательных, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающих волю политических сил, стоящих у... [читать подробенее]


  • - Тема 8. СУЩНОСТЬ ПРАВА (ММ. Байтин)1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРАВЕ

    Среди множества научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени особенно привлекает внимание ряд историче,с-ки сложившихся основных;направлений учения о праве, оказавших заметное влияние на развитие правовой мысли, познание и объяснение права как... [читать подробенее]


  • - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРАВЕ 3 страница

    Возражая против теории естественного права, Кельзен утверждал, что никакого иного, кроме опирающегося на государство, права не су­ществует, обязательность правовых норм проистекает не из нравствен­ности, а из государственного авторитета. Однако, казалось бы, вопреки... [читать подробенее]


  • - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРАВЕ 2 страница

    ности, ее свобода от посягательств со стороны других индивидов и их сообществ. Политические регуляторы способствуют становлению ста­бильности социальной системы в целом, устанавливая динамичное равновесие человека, общества и государства. 2. Содержание политики и права... [читать подробенее]


  • - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРАВЕ 1 страница

    С. 66. ,. : ' • ( ' . права, заключающийся в его охране от нарушений возможностью госу­дарственного принуждения. Таким образом, с осуществлением рассмотренных выше основных функций непосредственно связана необходимость в самом праве как особом социальном явлении. »•,; На... [читать подробенее]