Категории
Право
Предмет и метод правового регулирования просмотров - 522
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования. Οʜᴎ и выступают системообразующими факторами.
Под предметом принято понимать то, что регулирует право, ᴛ.ᴇ. определенные виды общественных отношений.
Предмет в данном случае - ϶ᴛᴏ все, что подпадает под действие правовых норм, иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.
Метод правового регулирования зависит от воли и желания людей, а значит, является субъективным и формально юридическим.
Метод правового регулирования - ϶ᴛᴏ совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.
Структура предмета правового регулирования состоит из следующих элементов:
- субъекты общественных отношений;
- содержание общественных отношений (сюда входит поведение людей, их действия);
- объекты общественных отношений (те предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей);
- социальные факты (ᴛ.ᴇ. события и жизненные обстоятельства).
К методам правового регулирования относятся:
-императивный метод (применяется в уголовном, административном. Финансовом праве и др.). Данный метод предполагает безусловную обязательность правовой нормы и исключает какие-либо варианты поведения, кроме изложенного в самой норме;
- диспозитивный метод (применяется главным образом в гражданском праве). Дает субъектам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона;
-метод субординации и властного приказа. Позволяет эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода. Данный метод применяется в трудовом, уголовном, административном и финансовом праве;
- поощрительный метод (ᴛ.ᴇ. метод стимулирования) – свойственен в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышение работниками своей квалификации, приобретение новых профессий и т.д. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву;
-метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом; их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения;
-рекомендательный метод. Применяется в сельскохозяйственном праве, обусловлен тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы – не государственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.
В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.
Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.
8.3. Частное и публичное право
Суть деления права на частное и публичное состоит в том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, ᴛ.ᴇ. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, процессуальное, административное, финансовое) и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).
Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право “обслуживает” в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.
Частное право - ϶ᴛᴏ совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Это область свободы, частной инициативы и децентрализованного регулирования общественных отношений.Частное право – основа предпринимательства, рыночной экономики.
Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности государственной власти и управления.
Основная функция частного права заключается в распределении идеальных и материальных благ, в закреплении их за определенными субъектами. Публичное право регулирует отношения между людьми только велениями, которые исходят от одного единственного центра – государственной власти. Государство с помощью властных велений обеспечивает подчинение всех остальных субъектов.
Тема 9. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК
Понятие и принципы законности. Гарантии законности. Понятия
правопорядка.
9.1. Понятие и принципы законности
Законность – есть строгое соблюдение нормативных правовых актов. Соблюдение законов в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, так и к гражданам и их объединениям.
Законность определяется как:
- всеобщий принцип поведения, состоящий в строгом соблюдении законов и основанных на них нормативных актов;
- общественно-политический режим, при котором все субъекты общественно-политической жизни в своей деятельности исходят из крайне важности соблюдения законов и подзаконных нормативных актов;
- принцип права;
- конституционная обязанность правомерного поведения субъектов права;
- претворение в жизнь норм права участниками правовых отношений;
- принцип деятельности государства и его органов.
Принципы законности - ϶ᴛᴏ положения, которые разъясняют, конкретизируют и развивают главную идею законности. К ним относятся:
1) всеобщность законности. Сущность данного принципа заключается в обязательности неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права - граждан, их организаций, органов государства, должностных лиц;
2) единство законности. Данный принцип исходит из того, что на всей территории государства, несмотря на возможные местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний;
3) верховенство закона в системе нормативных правовых актов. Этот принцип выражается в предположении соответствия законам как актам, обладающим высшей юридической силой, всех подзаконных нормативных правовых актов, равно как и правоприменительных актов;
4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Правоприменительные органы не могут действовать незаконно, но, по их мнению, целесообразно и справедливо. В необходимых случаях законодатель может предоставить право выбора наиболее целесообразного разрешения той или иной ситуации, допустить несколько вариантов поведения, ᴛ.ᴇ. и целесообразность, и справедливость уже должны быть заложены в содержание законов, иных нормативных актов.
Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать общее определение законности. Законность – политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.
Читайте также
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 11. Специальные налоговые режимы Тема 10. Местные налоги Общая характеристика местных налогов. Земельный налог. Налог на имущество физических лиц. Особенности налога на недвижимость и порядок его предполагаемого введения. ... [читать подробенее]
ПРОГРАММА КУРСА ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы: Вид учебной работы Количество часов Всего по плану часов/ЗЕТ В т.ч. по семестрам Примечание Аудиторные занятия: 54/1,5 54/1,5 ... [читать подробенее]
Правовое регулирование государственного управления имеет особый предмет, поскольку связано главным образом с юридическим определением средств, способов и процедур реализации государственной власти в управленческих процессах. В общем, его предназначением является... [читать подробенее]
Правовое регулирование государственного управления — это деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования (деятельности). Оно имеет особый предмет, поскольку связано главным образом d:\zavalny\Books\temp\kons1.htm - т207 с... [читать подробенее]
Правовое регулирование государственного управления — это деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования (деятельности). Оно имеет особый предмет, поскольку связано главным образом d:\zavalny\Books\temp\kons1.htm - т207 с... [читать подробенее]
В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования. Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной... [читать подробенее]
КП России выступает как отдельная отрасль российского права, как наука и как учебная дисциплина. Как отрасль права - конституционное право - представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и... [читать подробенее]
Понятие системы права Система права — это его внутреннее строение, выражающее деление права на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых... [читать подробенее]
Система права– это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала в определенной последовательности. Построение системы права является реакцией на развитие и... [читать подробенее]
Предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведения, которые объективно нуждаются в правовом воздействии. Круг... [читать подробенее]