Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Право Системы управления
просмотров - 159

Характеристики

Типы

L1: антидемократический (тоталитарный)

R1: государство выше права и им

не связано

L2: либерально-демократический

R2: право верховенствует над государством и им не связано

L3: реалистический

R3: государство создает право и охраняет его, но само в своем

функционировании связано им

L4: империалистический

L5: многофункциональный

Последовательность типов (моделœей) соотношения права и государства в порядке возрастания значимости права

D1: антидемократический (тоталитарный)

D2 реалистический

D3:либерально-демократический

4.14.4.Соотношение права с другими социальными явлениями\4.14.4.2.Право, экономика, политика\

Соответствие систем управления экономикой и их характеристик

L1 командно-административная

R1 всœестороннее жесткое государственно-

правовое регулирование экономики

L2 рыночная

R2: стихийное саморегулирование экономики

L3 смешанная

R3 разумное государственно-правовое

регулирование экономики с учетом законов развития рынков услуг, сбыта͵

рабочей силы

L4 либертарная

L5 неупорядоченная

Последовательность вариантов правового воздействия на экономику в порядке возрастания его негативных последствий для развития общества

D1уравнивание правового положения различных форм собственности

D2 допущение монополизма в экономической сфере

D3 запрещение конкуренции

D4:огосударствление экономики

«Закон есть мера политическая, есть политика» - автором этого утверждения является ###

Ленин В.И.

Автор утверждения: «Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества» - ###

Маркс К.

Политика является концентрированным выражением экономики, а право – концентрированным выражением политики - ϶ᴛᴏ постулат

позитивизма

нормативизма

+ марксизма-ленинизма

солидаризма

В подлинно демократическом обществе взаимоотношения политики и права характеризуются тем, что последнее

не связано с политикой

подчиняет себе политику

подчиняется политике

+ отражает политику и регламентирует ее

4.14.5.Формационная типология права

Соотношение типов права и их характерных черт

L1 рабовладельческое

R1 полная частная собственность на основные

средства производства и работника, сугубо

внеэкономическое принуждение к труду

L2 феодальное

R2 каноническое право, сочетание внеэкономического

и элементов экономического принуждения к труду

L3 буржуазное

R3 формальное равенство граждан, свобода труда

L4 социалистическое

R4 отсутствие частной собстенности и частного права,

свободы труда, а на первом этапе – и формального

равенства граждан

L5 коммунистическое

L6 посткоммунистическое

4.14.5.Формационная типология права

В рамках формационной типологии права рассматриваются его типы

каноническое

+ рабовладельческое

англо-санксонское

обычное

+ социалистическое

скандинавское

американское

4.14.5.Формационная типология права\4.14.5.1.Рабовладельческое право\

Представители определœенного класса не признавались субъектами права ### правом

рабовладельческим

4.14.5.Формационная типология права\4.14.5.2.Феодальное право\

Сословный характер, личная зависимость работника, внеэкономическое принуждение масс, действие норм канонического права были характерны для ### права

феодального

4.14.5.Формационная типология права\4.14.5.3.Буржуазное право\

Впервые в истории принцип формального равенства всœех граждан был закреплен ### правом

буржуазным

4.14.6. Функции права: понятие, виды, формы реализации

### права - ϶ᴛᴏ основные направления правового воздействия на общественные отношения

функции

Собственно-юридические функции права

+ регулятивная

экономическая

воспитательная

политическая

+ охранительная

природоохранная

социальная

развития культуры

Соответствие функций и элементов

Функции

Элементы

L1 прогностическая

R1 теория государства и права

L2 охранительная

R2 право

L3 поддержания мирового

правопорядка

R3 государство

L4 традиционная

L5 просветительская

L6 аналитическая

Решающее влияние на общественные отношения право оказывает через воздействие

информационное

+ праворегламентирующее

ориентационное

инвестиционное

4.14.7.Принципы права: понятие, классификация, способы отражения в законодательстве

Основополагающие и выражающие его сущность идеи, руководящие начала права - ϶ᴛᴏ его ###

принципы

Соответствие правовых принципов и их видовой классификации

Видовая классификация

Принципы

L1 общеправовые

R1 единство прав и обязанностей

L2 межотраслевые

R2 состязательность в судебном процессе

L3 отраслевые

R3 презумпция виновности

L4 морально-юридические

L5 малозначительные

Тема 4.15. НОРМА ПРАВА

4.15.1.Понятие правовой нормы

### - общее правило поведения, установленное или санкционированное государством

норма права

4.15.2.Признаки нормы права

Возможностью государственного принуждения обеспечивается исполнение норм

морали

+ права

религиозных

корпоративных

Не является признаком правовой нормы

формальная определœенность

общеобязательный характер

+ одноразовость действия

временный характер действия

4.15.3.Логическая структура правовой нормы

4.15.3.1.Понятие структуры

### правовой нормы - ϶ᴛᴏ ее внутреннее строение, составные элементы (части) и их взаимосвязь между собой

структура

4.15.3.Логическая структура правовой нормы\4.15.3.2. Элементы структуры:

Элементы логической структуры правовой нормы – предписания\

преамбула, презумпция, преюдиция

+ гипотеза, диспозиция, санкция

декларация, фикция, аксиома

субъективное право, юридическая обязанность, правовая рекомендация

Правильная последовательность элементов логической структуры правовой нормы

D1 гипотеза

D2 диспозиция

D3 санкция

4.15.3.2.Элементы структуры\4.15.3.2.1.Гипотеза: понятие и виды\

### гипотеза указывает общие, родовые признаки условий действия правовой нормы

абстрактная

### гипотеза связывает действия правовой нормы с отдельными, строго определœенными конкретными случаями

казуистическая

### гипотеза правовой нормы ставит ее действие в зависимость от наличия (либо отсутствия) одновременно двух и более условий

сложная

### гипотеза правовой нормы ставит ее действие в зависимость от одного из нескольких указанных условий

альтернативная

### гипотеза правовой нормы связывает ее реализацию с наличием определœенных условий

положительная

### гипотеза указывает на возможность реализации нормы права лишь в случае отсутствия определœенных условий

отрицательная

Единственное условие действия правовой нормы указывает ее ### гипотеза

простая

Соответствие гипотез правовых норм и оснований их видовой классификации

Основания классификации

Гипотезы

L1: способ выражения

R1 абстрактные и казуистические

L2 состав условий

R2 простые, сложные, альтернативные

L3 наличие или отсутствие

юридических фактов (обстоятельств)

R3 положительные и отрицательные

L4 обязывающие

L5 запрещающие

Порядок гипотез правовых норм по мере усложнения возможности реализации последних субъектом права

D1 альтернативные

D2 простые

D3 сложные

Последовательность гипотез правовых норм в порядке уменьшения числа случаев возможного их применения

D1 абстрактные

D2 казуистические

Последовательность гипотез правовых норм в порядке уменьшения конкретности устанавливаемых ими условий

D1 казуистические

D2 абстрактные

Норма части первой статьи 12 Семейного кодекса Российской Федерации:

«Для заключения брака необходимы добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста» содержит гипотезу

казуистическую

+ положительную

+ абстрактную

простую

+ сложную

альтернативную

Гипотеза правовой нормы

+ ее элемент, предусматривающий условия реализации предписания

правило поведения, влекущее юридические санкции

предположение о возможных последствиях исполнения предписания

условия, предусматривающие возможность уклонения от юридических санкций

4.15.3.2.Элементы структуры\4.15.3.2.2.Диспозиция: понятие и виды\

Правило поведения путем предоставления субъективного права и возложения юридической обязанности закрепляется в элементе правовой нормы

+ диспозиции

### диспозиция правовой нормы называет вариант поведения – дозволение, обязывание или запрет, но не раскрывает его подробно

простая

### диспозиция правовой нормы указывает и раскрывает всœе основные признаки устанавливаемого правила поведения

описательная

Не излагает само правило поведения, а указывает для ознакомления с ним на содержащую его другую норму права ### диспозиция юридической нормы

+ ссылочная

+ отсылочная

### диспозиция нормы права не излагает правило поведения, а отсылает для самостоятельного его поиска и изучения к иным нормативно-правовым актам, отраслям законодательства, законодательству субъектов Федерации и т.п.

бланкетная

Возложение в правовой норме на субъекта крайне важности совершить одно определœенное положительное (полезное) действие предусматривается ее диспозицией

+ простой

сложной

альтернативной

управомочивающей

запрещающей

+ обязывающей

Два и более обязательных правил поведения содержит ### диспозиция правовой нормы

сложная

### диспозиция правовой нормы дает возможность выбора субъектом права любого из предусмотренных ею нескольких правил поведения

альтернативная

Альтернативной является диспозиция нормы права в случае альтернативности соответствующих ей

гипотезы

+ правил поведения

санкции

выбора субъектом права между запретом или обязательностью предусмотренного

варианта поведения

Соответствие разновидностей диспозиций юридических норм основаниям их классификации

Основания классификации


Читайте также


  • - Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления

    После установления предпочтительной структуры управления фирмой стоит задача "наполнения" этой иерархической структуры блоками, ответственными за выполнения конкретных функций управления. Взаимодействие последних и должно обеспечить выполнение задач управления... [читать подробенее]


  • - Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления

    После установления предпочтительной структуры управления фирмой стоит задача "наполнения" этой иерархической структуры блоками, ответственными за выполнения конкретных функций управления. Взаимодействие последних и должно обеспечить выполнение задач управления... [читать подробенее]


  • - Реформа системы управления.

    Сословная реформа В своих реформах Петр I опирался на молодое прогрессивное сословие - дворян, которое он стремился по-своему возвысить и укрепить, уравнять в правах с боярами, сделать подлинно служилым сословием- сословием служа­щих государства. Петр добивался,... [читать подробенее]


  • - Правление Ивана III. Присоединение к Москве русских княжеств. Развитие системы управления и права. Свержение ордынского ига.

    Феодальная война. Дмитрий Донской. Куликовская битва и её значение. Возвышение Москвы, её борьба с Тверью за великое княжение. Ситуация в с.-в. Руси после монголо-татарского нашествия. Лекция 7: Специфика формирования единого русского... [читать подробенее]


  • - Формирование командно-административной системы управления экономикой

    В 1929 году обсуждались два проекта первого пятилетнего плана: проект Госплана (умеренные темпы развития, преобладание частного сектора в сельском хозяйстве) и проект ВСНХ (высокие темпы развития, значительный рост государственных инвестиций в сельское хозяйство). Победил... [читать подробенее]


  • - Формирование административно-командной системы управления

    Дискуссии в партии. Различное понимание принципов и методов социалистического строительства и государственного управления вызвало оппозиционные выступления в Политбюро партии, в ряде местных крупных партийных комитетов, в печати. В ЦК партии все чаще стали обсуждать... [читать подробенее]


  • - Введение министерской системы управления

    К началу XIX в. коллежская система перестала отвечать потребностям государственного управления. Постоянные реорганизации и отсутствие персональной ответственности отрицательно сказывались на деятельности центрального государственного аппарата. В 1802 г. началось... [читать подробенее]


  • - Становление советской системы управления

    Второй съезд Советов и создание новой системы государственного управления в России. Конституция 1918. Формирование новой системы государственного устройства в России началось на II Всероссийском съезде Советов, который открылся 25 октября 1917 г. в Петрограде. Было... [читать подробенее]


  • - Вопрос № 34. СССР на путях форсированного строительства социализма. Формирование административно-командной системы управления и режима личной власти И. Сталина.

    1) К концу 1920-х гг. перед СССР с особой остротой вновь встала проблема модернизации («форсированного строительства социализма»). Острота объяснялась ускорившимся развитием стран Запада, перешедших к автоматизированным технологиям производства и враждебным внешним... [читать подробенее]


  • - Критерии устойчивости системы управления

    Необходимые и достаточные условия устойчивости системы определяются с помощью критерия Рауса, критерия Михайлова и амплитудно-фазового критерия Найквиста. Первый критерий устойчивости применяется в виде неравенств составленных по особым правилам (алгоритму) из... [читать подробенее]