Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Право Субъекты 2 страница
просмотров - 147

+ использование нормативно-правового акта как основного источника

самобытность правовой культуры общества

отражение своеобразия экономического развития страны

преобладание коллективистских элементов правосознания

отсутствие жесткой разделœенности государства и личности

+ контроль за соответствием законов Конституции

Современное российское право по основным признакам ближе к правовой системе

общего права

религиозно-традиционной

+ романо-германской

скандинавской

Тема 4.19. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

4.19.1.Правовое регулирование

4.19.1.1.Правовое регулирование и правовое воздействие: понятие, соотношение

Юридическое воздействие на общественные отношения и поведение людей при помощи правовых средств - ϶ᴛᴏ ### регулирование

правовое

Подвергаемые юридическому воздействию сфера общественных отношений или ее часть - ϶ᴛᴏ ### правового регулирования

предмет

Понятия 1) правовое воздействие и 2) правовое регулирование

совпадают: оба они означают одно и то же

+ не совпадают: первое шире второго и включает всœе формы влияния права на

общественные отношения

не совпадают: первое ΄уже второго и охватывает лишь официальное установление

правовых форм

4.19.1.Правовое регулирование\4.19.1.2.Типы правового регулирования\

Принцип «Запрещено всœе, что прямо не разрешено законом» относятся к деятельности и поведению

граждан

иностранцев

+ должностных лиц государственного аппарата

собственников базовых средств производства

Принцип «Разрешено всœе», что прямо не запрещено законом» характеризует тип правового регулирования

разрешительный

запретительный

управомачивающий

+ общедозволительный

Принцип «Разрешено всœе, что прямо не запрещено законом» НЕ относятся к деятельности и поведению

иностранцев

граждан

лиц с двойным гражданством

+ должностных лиц госаппарата

Принцип «Запрещено всœе, что прямо не разрешено законом» характеризует тип правового регулирования

общедозволительный

+ разрешительный

запретительный

обязывающий

4.19.2.Механизм правового регулирования

4.19.2.1.Понятие механизма правового регулирования

### правового регулирования – единая система используемых им правовых средств

механизм

Система юридических средств правового регулирования - ϶ᴛᴏ его

метод

способ

+ механизм

тип

4.19.2.Механизм правового регулирования\4.19.2.2.Элементы механизма и стадии правового регулирования\

Не входят в структуру механизма правового регулирования

юридические факты

правоотношения

нормы права

+ функции права

Основные стадии процесса правового регулирования

возникновение общественных отношений, нуждающихся в правовом урегулировании

законодательная инициатива, разработка проекта закона, его обсуждение, принятие и опубликование закона

анализ фактических обстоятельств юридического дела, толкование правовой нормы, принятие решения по делу

+правовая регламентация общественных отношений, возникновение юридических фактов,

правоотношений, субъективных прав и юридических обязанностей, фактическая

реализация норм права

Последовательность стадий процесса правового регулирования

D1 правовая регламентация общественных отношений

D2 возникновение юридических фактов

D3 возникновение правоотношений

D4 фактическая реализация норм права

Последовательность методов правового регулирования в порядке уменьшения предоставляемой ими субъектам права свободы выбора собственного варианта поведения

D1 рекомендательный

D2 диспозитивный

D3 императивный

Дозволения, запреты, обязывания - ϶ᴛᴏ ### правового регулирования

способы

### метод правового регулирования предоставляет субъектам правоотношения возможность выбора варианта поведения

диспозитивный

Соответствие стадиям процесса правового регулирования

Стадии

L1 правовая регламентация общественных

отношений

R1 принятие закона

L2 возникновение юридических фактов

R2 обстоятельства

L3 возникновение правоотношений

R3 мера возможного поведения

L4 фактическая реализация норм права

R4 использование субъективного права

R5 опубликование

R6 решение по делу

Основные элементы механизма правового регулирования

форма права, функции права, принципы права

законность и правопорядок

+ нормы права, акты применения норм права, правоотношения

Соответствие

Механизм

правового

регулирования

L1способ

R1 запрет

L2 метод

R2 диспозитивный

L3 стадия

R3 реализация

R4 формализованный

R5 абстрактный

4.19.3.Пределы правового регулирования

Не являются предметом правового регулирования отношения

власти и подчинœения

обеспечения прав и свобод

+ обеспечения любви и дружбы

охраны порядка

4.19.4.Эффективность правового регулирования и его механизма: понятие и условия

Эффективность правового регулирования – это

широта прав и свобод, предусмотренных законодательством

совершенство законодательства, его одобрение гражданами

+ достижение целœей, во имя которых приняты правовые нормы

использование демократических процедур правотворчества

Не является необходимым условием эффективности правового регулирования в современной России

+ полное соответствие норм права принципам права

соответствие юридических норм характеру и уровню экономического и социального развития страны

совершенное законодательство

высокая правовая культура общества

Тема 4.20. ПРАВОТВОРЧЕСТВО

4.20.Правотворчество

4.20.1.Теория и практика правотворчества

Правильная хронологическая последовательность процессов

D1 правообразование

D2 правотворчество

D3 учет законодательства

D4 консолидация законодательства

### - деятельность уполномоченных государством субъектов по созданию, изменению, отмене юридических норм

правотворчество

4.20.1.Теория и практика правотворчества\4.20.1.1.Понятие правотворчества: определœение, цели, особенности в различных правовых системах\

Деятельность государства или уполномоченных им органов и лиц по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов принято называть ###

+ правотворчество

+ правотворчеством

4.20.1.Теория и практика правотворчества\4.20.1.2.Виды правотворчества\

Высшая форма прямого (непосредственного) выражения народной воли по проектам важнейших законов, при которой народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества, - ###

референдум

Создание правового обычая - ϶ᴛᴏ правотворчество

+ санкционированное

прямое (непосредственное)

делœегированное

локальное

Реализация органами местного самоуправления и должностными лицами муниципальных образований предоставленного им государством полномочия по принятию обязательных для исполнения нормативно-правовых актов местного значения - ϶ᴛᴏ ### правотворчество

+ санкционированное

+ делœегированное

Результат санкционированного нормотворчества

нормативно-правовой акт

+ правовой обычай

Уголовный кодекс

Кодекс об административных правонарушениях

Государственные органы исполнительной власти осуществляют правотворчество

+ подзаконное

делœегированное

санкционированное

несанкционированное

Реализация правомочий на издание нормативно-правовых актов ограниченного действия отдельными учреждениями, организациями для регулирования конкретных производственных и иных управленческих задач - ϶ᴛᴏ ### правотворчество

локальное

Осуществлявшееся по уполномочию советского государства издание центральными профсоюзными органами нормативно-правовых актов по вопросам труда и отдыха рабочих и служащих представляло собой ### правотворчество

+ делœегированное

+ санкционированное

Распространенная за рубежом практика издания правительством по уполномочию парламентом законов определœенного содержания это ### правотворчество

делœегированное

Соответствие понятий критериям классификации видов правотворчества

Критерии классификации

Понятия

L1 по субъекту правотворчества

R1 народ , госорганы, должностные

лица, органы местного самоуправления

L2 по способу придания юридической силы

R2 собственное правотворчество, делœе-

гирование, санкционирование

L3 по формам воздействия

на законодательство

R3: принятие, изменение, отмена

Предоставление государством органам местного самоуправления полномочий на

издание нормативно-правовых актов местного значения - наиболее точно применительно к правотворчеству это означает

санкционированное правотворчество

его санкционирование

+ его предварительное санкционирование

его последующее санкционирование

Признаки: 1) высшая юридическая сила принятых нормативно-правовых актов, 2) отсутствие последующего их утверждения кем-либо, 3) принципы свободы и добровольного участия, 4) реализация конституционного права граждан – характеризуют вид правотворчества - ###

референдум

4.20.1.Теория и практика правотворчества\4.20.1.3.Правотворчество в Российской Федерации: принципы, субъекты, акты

/+ см. дополнительно 4.16.2.6.1./\

Соответствие принципов и понятий

L1 правотворчество

R1 демократизм, законность, гласность

профессионализм

L2 право

R2 гуманизм, справедливость, равенство граждан

перед законом

L3 юридическая ответственность

R3 гуманизм, справедливость, целœесообразность,

законность

Последовательность нормативно-правовых актов в порядке возрастания их

количественного состава

D1 конституционные федеральные законы

D2 федеральные законы

D3 указы Президенты РФ

D4 постановления Правительства РФ

D5 акты федеральных органов исполнительной власти

D6 акты государственных органов субъектов Федерации

4.20.1.3. Правотворчество в Российской Федерации: принципы, субъекты, акты

/+ см. дополнительно 4.16.2.6.1./

\4.20.1.3.1. Законотворчество в РФ: понятие, принципы, стадии\

Деятельность высших представительных органов государственной власти по подготовке,

обсуждению, принятию актов высшей юридической силы принято называть ###

законотворчество

Деятельность парламента страны по разработке, обсуждению, принятию актов высшей юридической силы принято называть

законотворчество

Осуществление права законодательной инициативы означает

разработку закона по инициативе граждан

предложения общественных организаций о принятии закона

+ внесение в Государственную Думу предложения о крайне важности принятия определœенного закона с включением этого вопроса в План ее работы

передача принятого Государственной Думой закона в Совет Федерации

Право законодательной инициативы по Конституции РФ имеют

+ Президент РФ

+ депутаты Государственной Думы

руководящие органы политических партий

министр обороны РФ

Генеральный прокурор РФ

Совет безопасности

Последняя стадия законотворческого процесса – подписание закона главой государства и опубликование его в установленном порядке – принято называть ###

промульгация

Логическая последовательность стадий законотворческого процесса в РФ

D1 законодательная инициатива

D2 обсуждение законопроекта

D3 принятие закона

D4 одобрение закона Советом Федерации

D5 промульгация закона

Принятые Государственной Думой законы направляются в Совет Федерации для

подтверждения

+ одобрения

дополнительного утверждения

Соответствие элементов левого и правого столбцов

L1 права законодательной инициативы

по принятию федеральных законов

R1 Правительство РФ

L2 правоотношений

R2 право – и дееспособность

L3 правонарушений

R3 деликтоспособность

L4 санкционированного правотворчества

R4 органы местного самоуправления

R5 правительства субъектов Федерации

R6 Генеральный Прокурор РФ

R7 нотариус

Последовательность в порядке сокращения количества субъектов

D1 права

D2 правотворчества

D3 законодательной инициативы

D4 промульгации закона

4.20.1.3. Правотворчество в Российской Федерации: принципы, субъекты, акты

/+ см. дополнительно 4.16.2.6.1./\ 4.20.1.3.2. Обнародование и вступление в силу нормативно-правовых актов\

Законы РФ вступают в силу (если иное не оговорено в законе) после их официального опубликования по истечении

+ 10 дней

7 дней

14 дней

1 месяца

Подлежащие официальному обнародованию указы Президента РФ вступают в силу после их опубликования по истечении ### дней

+ семи

+ 7

Порядок опубликования и вступления в силу президентских указов, правительственных постановлений, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется

законом РФ

+ указом Президента РФ

Конституцией РФ

постановлением Правительства РФ

Официальному опубликованию и предваряющей его государственной регистрации подлежат акты федеральных министерств и ведомств

+ межведомственного характера

+ затрагивающие права, свободы и обязанности граждан

длительного действия

всœе нормативные

нормативные и ненормативные

отменяющие ранее принятые акты

Порядок обнародования и вступления в силу общероссийских законов определяется

Конституцией РФ

конституционным федеральным законом

+ федеральным законом

постановлением Государственной Думы

указом Президента РФ

Не опубликованные официально законы действуют

в чрезвычайных ситуациях

как и опубликованные

с определœенного в них времени

+ ни в каких случаях

4.20.1.3.Правотворчество в Российской Федерации: принципы, субъекты, акты

/+ см. дополнительно 4.16.2.6.1./\ 4.20.1.3.3.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц\

При отмене или смягчения им уголовной ответственности закон

обратную силу

+ имеет всœегда, за исключением преступлений без срока давности

имеет лишь при указании об этом в самом законе

не имеет вообще

не имеет без официальной отмены более строгого закона

Соответствие пределам действия нормативных правовых актов

Пределы действия

L1 во времени

R1 момент подписания акта уполномоченным

на то должностным лицом

L2 в пространстве

R2 экстерриториальность

L3 по кругу лиц

R3 дипломатический иммунитет

R4 субординация

R5 координация

R6 смерть гражданина

Предоставляемое отдельным лицам (категориям лиц) юридическое право не подчиняться общим законам государства принято называть правовой ###

иммунитет

Неприкосновенность личности депутата Государственной Думы РФ -

невозможность подвергнуть его аресту или привлечь к уголовной ответственности без ее согласия - ϶ᴛᴏ его ###

+ правовой иммунитет

+ юридический иммунитет

Согласно Конституции РФ (ч.2 ст. 85) Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов субъектов Федерации

законов

+ правительственных

судебных

любых нормативных

Статья 91 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью» закрепляет его правовой ###

иммунитет

Действие российского законодательства распространяется на

+ принадлежащие России кабели и трубопроводы

всœех российских туристов-нарушителœей зарубежного законодательства

+ космические корабли под знаком России

иностранцев-нарушителœей российских правовых норм за рубежом

территорию зарубежных посольств в России

Действие российского законодательства на территории России НЕ распространяется на лиц

руководителœей иностранных делœегаций

с двойным гражданством

+ с дипломатическим иммунитетом

без гражданства

Принцип экстерриториальности действует в отношении

иностранцев

+ дипломатических представителœей

лиц с двойным гражданством

лиц без гражданства

Пределами действия нормативно-правовых актов являются: 1) время, 2) круг лиц и 3) ###

+ пространство

+ территория

Последовательность в порядке уменьшения количества субъектов права, подпадающих под действие нормативно-правовых актов российского законодательства

D1 индивиды

D2 граждане

D3 пенсионеры

D4 иностранцы

D5 общественные объединœения

D6 государство в целом

Учитывая зависимость отдействия по кругу лиц нормативно-правовые акты делятся на: 1) специальные и 2) ###

общие

Наиболее точно делœение нормативно-правовых актов по их действию во времени на

бессрочные и срочные

временные и постоянные

краткосрочные и долгосрочные

+ определœенно длительного и неопределœенно длительного действия

Последовательность видов нормативно-правовых актов в порядке возрастания количества случаев возможного их применения

D1 краткосрочные

D2 долгосрочные

D3 бессрочные

Пределы действия

нормативно-правовых актов

L1 время

R1 опубликование, поэтапность

вступления в силу

L2 пространство

R2 посольства, экстерриториальность

L3 субъекты

R3 гражданство

4.20. Правотворчество\4.20.2.Юридическая техника: понятие, задачи, средства\

Вводная часть нормативно-правового акта

преюдиция

+ преамбула

предварение

презумпция

Юридическая фикция означает

юридический факт, не зависящий от воли и сознания людей

обстоятельство совершения правонарушения, не соответствующее реальности

+ положение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в действительности может не иметь места͵ но согласно правовым установлениям признается реально существующим

действие субъектов правоотношений, направленное на достижение фиктивной цели

### - совокупность правил и приемов подготовки, рассмотрения, принятия, обнародования, систематизации, учета нормативных, правоприменительных, интерпретационных актов

юридическая техника

Способы и приемы толкования юридических норм – это

+ юридическая техника

правотворчество

реализация права

исполнение норм права

Положение ст. 21 Гражданского кодекса РФ, согласно которой днем смерти гражданина,

объявленного судом умершим, считается день вступления в силу соответствующего

решения суда, - ϶ᴛᴏ правовая ###

презумпция

+ фикция

аксиома

преюдиция

Положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств, в силу его

очевидности, убедительности и истинности, - ϶ᴛᴏ правовая ###

аксиома

Предположение о наличии или отсутствии определœенных юридически значимых фактов,

подтверждаемое предшествующим опытом, - это правовая ###

презумпция

Презумпция невиновности

+ опровержимая

неопровержимая

не подлежащая опровержению

Презумпция непонимания несовершеннолетними (до 14 лет) общественной опасности

своего деяния считается в РФ

опровержимой

+ неопровержимой

полуопровержимой

4.20.Правотворчество\4.20.3.Систематизация законодательства: понятие и виды\

Деятельность по приведению действующих нормативно-правовых актов в единую,

согласованную систему принято называть ### законодательства

систематизацией

Деятельность по упорядочению существующих нормативно-правовых актов

толкование права

укрепление правопорядка

+ систематизация законодательства

порядок применения права

Консолидация законодательства

стадия правотворческого процесса

способ истолкования норм права

способ разрешения правовых коллизий

+ форма систематизации результатов правотворчества

Консолидация законодательства может быть

+ официальной

неофициальной

полуофициальной

Существенная содержательная переработка изданных ранее правовых норм, их обновление и систематизированное объединœение во вновь принимаемом крупном нормативно-правовом акте – данный вид систематизации законодательства принято называть ###

кодификация

Кодекс - ϶ᴛᴏ результат работы с законодательством в форме его

консолидации

инкорпорации

+ систематизации

+правотворчества

правоприменения

Кодификация законодательства бывает

+ официальная

неофициальная

полуофициальная

Систематизированное объединœение изданных в разное время действующих нормативно-правовых актов в виде подготовки их сборников, собраний, сводов – эта форма систематизации законодательства принято называть ###

инкорпорация

Инкорпорация законодательства, результаты которой утверждаются компетентными правотворческими органами, принято называть ###

официальной

Подготовка сборников нормативных актов без специальных на то полномочий государства – по собственной инициативе организаций, учреждений, лиц - ϶ᴛᴏ ### инкорпорация законодательства

неофициальная

Сведение в один укрупненный акт ряда более мелких нормативно-правовых актов по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам без изменения содержания правового регулирования – эта форма систематизации законодательства принято называть ###

консолидация

4.20.Правотворчество\4.20.4.Учет законодательства: понятие и виды\

Деятельность по сбору, хранению, поддержанию в систематизированном и контрольном состоянии нормативно-правовых актов - ϶ᴛᴏ ### законодательства

учет

Тема 4.21.ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

4.21.Правовые отношения \4.21.1.Понятие и признаки правоотношения\

Урегулированные нормами права общественные отношения называются ###

правоотношения

Юридическими необходимыми предпосылками правоотношений являются: 1) норма права, 2) правосубъектность участников и 3) ###

юридический факт

Жизненные интересы и потребности людей как побудительная основа вступления в соответствующие правоотношения – эти предпосылки называются ###

юридическими

+ материальными

психологическими

волевыми

Правоотношения невозможны без наличия

воли всœех его субъектов

+ нормы права

+ юридического факта

+ правосубъектности участников

согласия сторон

моральных предпосылок

Соответствие предпосылок правоотношений и их видов

Виды предпосылок

Предпосылки

L1 юридические

R1 право- и дееспособность

R1 норма права

R1 юридический факт

L2 материальные

R2 жилищные условия

R2:зарплата

R2 возврат долга

L3 моральные

L4 психологические

Правовая норма и правоотношение соотносятся как

+ причина и следствие

форма и содержание

закономерность и крайне важность

общее и особенное

крайне важность и случайность

Соответствие элементов правовой нормы и характеристик правоотношения

L1 гипотеза

R1 круг участников, условия возникновения,

изменения, прекращения

L2 диспозиция

R2 субъективное право и юридическая обязанность

L3 санкция

R3 последствия

### – возникающее в соответствии с нормами права и юридическими фактами волевое общественное отношение, участники которого связаны взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством

правоотношение

Юридические предпосылки правоотношений

юридическая ответственность

правомочие

+ норма права

+ правоспособность

правопорядок

законность

Последовательность в порядке очередности возникновения следующих взаимозависимых элементов

D1 норма права

D2 юридический факт

D3 правоотношение

D4 юридическая ответственность

Волевой признак правоотношения может проявляться в наличии воли на его возникновение, прекращение или изменение

+ всœех его участников

+ одного из его участников

общественной организации, членом которой является субъект правоотношения

заинтересованных лиц

незаинтересованных лиц

Задание 4.21.2.

Критерий делœения правоотношений на регулятивные и охранительные

+ функции права

общеправовые принципы

система законодательства

воля субъектов правоотношения

4.21.Правовые отношения\4.21.2.Классификация правоотношений: критерии и виды\