Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Право Законодательная власть
просмотров - 147

Поскольку законодательная власть (парламент) избирается народом, в этом смысле следует говорить о ее приоритете и верховенстве. Как отметил Дж. Локк, законодательная власть по крайне важности должна быть верховной, и всœе остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинœены ей.

Верховенство – и это важно для сегодняшней действительности в Республике Беларусь – не означает и не должно означать полновластия Национального Собрания Республики Беларусь. Ст. 3 Конституции Республики Беларусь гласит, что «единственным источником государственной власти и носителœем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определœенных Конституцией».

Значит, законодательная власть - ϶ᴛᴏ делœегированная коллегиальная власть. Тот же Дж. Локк писал, что в хорошо устроенных государствах, где принимается во внимание благо целого, законодательная власть передается в руки различных лиц, которые, собравшись должным образом, обладают властью, сами или совместно с другими, создавать законы. Название данной ветви «законодательная» не означает, что, кроме законодательной деятельности, представительные органы не выполняют никакой другой. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая, реализуемая, вправе ежегодно утверждать государственный бюджет страны. Есть и определœенные распорядительные функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов. Немаловажную роль в деятельности законодательных органов играет осуществляемый ими контроль за работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти. В отличие от судебной законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности (импичмент).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, законодательная власть - ϶ᴛᴏ делœегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Законодательная власть реализуется избираемым (иногда частично назначаемым) парламентом – высшим представительным органом государства. Парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителœен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.

Руководство палат парламента осуществляется единолично председателœем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Он руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов и т. д.

Парламент и каждая палата на весь срок своих полномочий образуют комиссии или комитеты (постоянные, временные, смешанные). Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача – выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.

Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества (издавать законы самостоятельно или совместно с главой государства). Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определœенные судебные функции: привлекать президента͵ членов правительства к судебной ответственности (импичмент).

Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Порядок работы парламента определяется его регламентом. В нем же закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях (комитетах), принятие и утверждение, опубликование законов и других актов.


Читайте также


  • - Федеральная законодательная власть.

    В соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собрание является парламентом РФ. Во-первых, ФС РФ является представительным органом государствен­ной власти РФ1. Представительный характер этого органа выражается прежде всего в том, что он формируется (избирается)... [читать подробенее]


  • - Тема 11. Законодательная власть

    Сегодня законодательная власть представляет собой составную часть государственной власти. Её основной сферой является принятие законов и других правовых актов. Она также дополняет или изменяет уже существующие государственные законы, а в отдельных случаях их... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть и ее органы.

    2. Исполнительная власть и ее органы. 1. Законодательная власть и ее органы Парламент (анг., фр. говорить) - высший представительный и законодательный орган в демократических государствах. Может называться по иному6 конгресс - США, большинство стран Латинской Америки; сейм -... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть в РФ

    Контрольная деятельность парламента Процедуры работы парламента Сессии – принятие законов. Парламентская сессия – промежуток времени, в течение которого проходят пленарные заседания постоянных комитетов и работа в избирательных округах. Парламентские... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть

    Монарх На первое место в системе государственных органов в английской правовой доктрине принято ставить монарха, который является Главой государства и признается источником суверенной власти. (В американской правовой доктрине носителем суверенитета является... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть в РФ. 2 страница

    б) Выражение недоверия Правительству РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Предложение о выражении недоверия может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов палаты. ... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть в РФ. 1 страница

    Взаимоотношения Президента с Федеральным Собранием (Государственной Думой, Советом Федерации), Правительством и федеральными органами государственной власти, судебной властью. Президент Российской Федерации и его администрации. Президент, администрация... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть (общие положения)

    Атаманчук Г. В. Система государственного и муниципального управления: Москва, 2005. 2. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление : Учебник М.: Проспект, 2007. – 556с. 3. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления:... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть

    Итак, Конгресс США, Конституция подробно излагают не о законодательной власти вообще, а о ее полномочиях. Об этом много сказано как в тексте основной Конституции, так и в поправках к ней. Говоря о Конгрессе как о законодательном органе, не следует забывать, что Конституция... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть – Конгресс США

    Законодательная власть принадлежит двухпалатному конгрессу, состоящему из палаты представителей и сената. В США, по-прежнему, существует двухпартийная система. Ведущие партии – демократическая и республиканская. Конгресс США избирается на основе всеобщих равных и... [читать подробенее]