Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Право Кодификация законодательства
просмотров - 314

1. Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определœенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.

Кодификация - это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу, и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойства кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.

Кодификация обладает рядом характерных черт:

1) в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства. Он является основным среди актов, действующих в определœенной сфере общественной жизни, содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всœех норм соответствующей отрасли или института права;

2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);

3) будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

4) кодификация рассчитана на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта͵ их динамику;

5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от делœения системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определœенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

6) акт кодификации всœегда имеет значительно сложную структуру (части, разделы, главы и другие подразделœения). Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобства их использования.

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации. Первый вид - это всœеобщая кодификация, под которой принято понимать принятие целой серии кодификационных актов по всœем основным отраслям законодательства, и следующий этап создание объединœенной, внутренне согласованной системы таких актов типа "кодекса кодексов". Другой вид - это отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (Гражданский, Трудовой, Уголовный кодексы и т.д.). Наконец, специальная (комплексная) кодификация - это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (Налоговый, Лесной, Таможенный кодексы и т.д.).

2. Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы законодательства, которые активно используются в кодификационной деятельности нашего федеративного государства. Это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в первую очередь в нормативных актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов.

Основы законодательства обычно стоят во главе тех или иных отраслей либо институтов права, обеспечивают взаимоувязанность и согласованность всœех норм соответствующих отраслей и институтов. Обычно они делятся на крупные, обособленные подразделœения (разделы, главы). В них определяются единые для всœех субъектов Федерации принципы регулирования, даются определœения важнейших понятий, используемых в соответствующей сфере.

В Союзе ССР действовало 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик, регулирующих такие важные сферы, как труд, имущественные, жилищные отношения, брак и семья, борьба с преступностью и т.д. Ныне в Российской Федерации приняты и действуют такие акты, как Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.

Основы законодательства, определяющие цели и принципы регулирования той или иной сферы общественных отношений, - весьма эффективный инструмент упорядочения и унификации законодательства в условиях федеративного государства.

Чаще всœего используемый вид кодификационного акта - это кодекс. Это значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института͵ детально и конкретно регулирующий определœенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает всœе нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде). Наряду с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются также нормы непосредственного регулирования, конкретные варианты поведения, которые составляют основное их содержание.

В ряде случаев, установленных законодательством, кодекс, будучи законодательным актом, приобретает более высокую юридическую силу, чем обыкновенный закон. Так, в ч. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Кодекс - оптимальный вариант обобщения и систематизации законодательства по определœенной теме, действенное средство ликвидации множественности актов по одному и тому же вопросу. Ныне во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, многие из которых подвергаются существенной переработке. Вместе с тем, в современных условиях кодексы принимаются также и субъектами Российской Федерации. Так, в Башкортостане действует 16 кодексов. Среди них Жилищный, Трудовой, Экологический кодексы, Кодексы о браке и семье, о недрах, о средствах массовой информации и др.

По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую делœение права на отрасли и институты. Это Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский кодексы, Кодекс законов о труде и др. Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединœены концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений (Воздушный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.).

Интересы создания единой, логически согласованной системы законодательства требуют, чтобы в законодательной деятельности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевым кодексам как актам, непосредственно отражающим и цементирующим научно обоснованное распределœение нормативного материала по предмету и методу правового регулирования. Что касается принятия комплексных кодексов, то оно призвано быть дополнительным направлением кодификационных работ.

В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.

Уставы - это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определœенных органов и организаций (к примеру, Устав Центробанка РФ), либо ту или иную сферу государственной в первую очередь хозяйственной деятельности (Устав желœезных дорог, Устав внутреннего водного транспорта). В форме уставов определяется также порядок деятельности различного рода воинских формирований (устав караульной службы, дисциплинарный устав и др.).

Ныне в форме устава также формулируются основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации (исключая республики в составе РФ, которые принимают конституции), структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.

Положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определœенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном Суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.).

Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (к примеру, Правила возмещения работодателями вреда, причинœенного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).

В ряде случаев кодификационный акт может приниматься в форме закона без дополнительного наименования (к примеру, Закон о государственных пенсиях, Закон об образовании, Закон об основах государственной службы и т.д.). Отнесение того или иного закона к разряду кодификационных определяется в зависимости от его содержания, объема и сферы регулирования им общественных отношений, направленности на объединœение действующих норм и одновременное внесение нормативных новелл.

3. Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны. Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать содержание и форму законодательства.

В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности. Множественность и фрагментарность законов, их узкая тематика - это существенный недостаток законодательства, и он будет становиться всœе более очевидным по мере развития и усложнения правовой системы, углубления правового регулирования. Правда, крайне важность быстро, оперативно заполнять пустоты, пробелы в действующем регулировании, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, дальнейшей демократизации общественной жизни, динамика социальных преобразований объективно побуждают законодателя принимать отдельные акты по сравнительно узким темам, частным вопросам. В результате нормативный массив интенсивно растет, а кроме этого, возникает больше возможностей для создания пробелов, несогласованностей и противоречий в действующем регулировании.

В перспективе издание кодификационных актов должно превратиться в основную форму законотворчества. Не следует растаскивать наше законодательное хозяйство по отдельным кускам, мельчить нормативные акты. Основной путь преодоления множественности нормативных актов, их мелкотемья, а также пробелов и противоречивости регулирования - это повышение внимания к кодификации законодательства, принятие законов по укрупненным блокам регулирования. Следует сочетать отраслевую и комплексную кодификацию, отдавая предпочтение первой.

Генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его всœеобщей кодификации. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, постепенно обновляя и укрупняя наше законодательство, создавая крупные кодификационные "блоки", которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущий кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности, не расчленяя на части, можно было бы включать в более крупные кодификационные подразделœения - в кодексы, единые тома свода.

Подготовка и издание так называемого "Кодекса законов" Российской Федерации (или "кодекса кодексов") - создаваемого на базе Свода законов единого систематизированного законодательного акта͵ имеющего многоуровневую структуру и объединяющего всœе действующее законодательное регулирование - это задача совершенствования законодательства России на длительную перспективу.

Рекомендуемая литература:

1. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. М.Н. Марченко. – М. : Проспект, 2008. – 504 c.

2. Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2007. – 832 c.

3. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов / под ред. М.М. Рассолова. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2004. – 735 с.


Читайте также


  • - Систематизация и кодификация законодательства.

    В целях приведения многочисленных и разнообразных нормативных актов в единую согласованную систему осуществляется их систематизация, в результате которой создается, совершенствуется, либо упорядочивается система законодательства. При этом под «законодательством»... [читать подробенее]


  • - Кодификация законодательства. Виды кодификационных актов

    В качестве более сложной и совершенной формы систематизации, в сравнении с инкорпорацией и консолидацией, признается кодификация. В процессе кодификации устраняются устаревшие нормы и нормы, не отвечающие потребностям современного общества, выявляются целые группы... [читать подробенее]


  • - Кодификация законодательства. Виды кодификационных актов

    В качестве более сложной и совершенной формы систематизации, в сравнении с инкорпорацией и консолидацией, признается кодификация. В процессе кодификации устраняются устаревшие нормы и нормы, не отвечающие потребностям современного общества, выявляются целые группы... [читать подробенее]


  • - Кодификация законодательства

    1. Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива,... [читать подробенее]


  • - Кодификация законодательства

    1. Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива,... [читать подробенее]


  • - Кодификация законодательства

    Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную как внешнюю, так и внутреннюю переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. Его... [читать подробенее]


  • - Кодификация законодательства

    В 1990-е гг. в РФ был принят огромный массив законов и других нормативно-правовых актов, призванных привести российское пра­во в соответствие с новыми реалиями. На доктринальном уровне было восстановлено деление права на публичное и частное, сдела­ны решительные шаги по... [читать подробенее]


  • - Кодификация законодательства.

    Кодификация - упорядочение нормативного материала с изменением его внутреннего содержания, осуществляющееся путем объединения правовых норм в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт. Кодификация - это не просто внешняя обработка нормативного материала, а... [читать подробенее]