Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Акты международных конференций
просмотров - 238

Международные (межгосударственные) конференции завершаются, как правило, принятием итоговых документов, юридическая природа которых различна.

1. Конференция, созванная специально для разработки международного договора, завершается одобрением резолюции (иного акта) о принятии договора и открытии его для подписания государствами. В этом случае резолюция имеет лишь разовое, процедурное значение, а источником становится договор как результат действий государств по его подписанию, ратификации, введению в действие. Так, Конференция ООН в Сан-Франциско в апрелœе—июне 1945 ᴦ. завершилась принятием Уста-

ва ООН, здесь же подписанного представителями государств, затем ратифицированного и вступившего в силу. Третья Конференция ООН по морскому праву (1973—1982 гᴦ.) завершилась 10 декабря 1982 ᴦ. принятием Заключительного акта Конференции и принятием Конвенции по морскому праву, сразу же открытой для подписания. На дипломатической конференции полномочных представителœей ООН по учреждению Международного уголовного суда 17 июля 1998 ᴦ. был принят и открыт для подписания Римский статут Международного уголовного суда.

2. В случае если конференция посвящается проверке состояния выполнения уже действующего многостороннего договора, то ее задача ограничивается заслушиванием информации, контрольными функциями, формулированием рекомендаций государствам. К примеру, с целью оценки результатов действия Договора о нераспространении ядерного оружия подобные конференции государств-участников проводятся каждые пять лет.

3. Конференция посвящается рассмотрению и решению новых проблем и завершается принятием итогового документа с разноплановым содержанием. Это и общий обзор ситуации, и рекомендации государствам-участникам, и разработка новых правил деятельности и взаимоотношений государств.

Потсдамская (Берлинская) конференция руководителœей трех государств — СССР, США и Великобритании, состоявшаяся 17 июля — 2 августа 1945 ᴦ., завершилась подписанием двух документов — Протокола и Сообщения о конференции. В Протоколе были зафиксированы предписания относительно обращения с Германией, территориальных вопросов, ответственности главных военных преступников. Нормативный и юридически обязательный характер этого итогового документа не вызывал сомнений.

Принятый тридцать лет спустя, 1 августа 1975 ᴦ., Заключительный акт СБСЕ совмещал рекомендации по вопросам экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества и нормативные положения о принципах, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, и о мерах укрепления доверия (предварительное уведомление о крупных военных учениях и т. д.). Характеристика мер укрепления доверия в этом акте, а затем в итоговом документе Стокгольмской конференции от 19 сентября 1986 ᴦ. может расцениваться как совмещение политических и юридических обязательств. Юридический аспект обязательств выра-

жается в следующем: во-первых, они связаны с регулированием отношений между государствами — участниками СБСЕ; во-вторых, имеют общий характер и должны реализовываться во всœех предусмотренных случаях; в-третьих, используемые формулировки имеют форму долженствования («государства должны...», «будут предоставлять...», «будут обеспечивать...»); в-четвертых, предусмотрены меры контроля за соблюдением согласованных мер, инспекции. Меры доверия — это новые правила межгосударственного сотрудничества.

Неоднократные ссылки в последующих договорах на Заключительный акт и на другие документы СБСЕ сформулированы так, что не оставляют сомнений в признании их юридической силы и нормативности, а это — свидетельство статуса этих актов как источников международного права.

И сам процесс преобразования СБСЕ в ОБСЕ юридически был регламентирован актами самого СБСЕ — Парижской хартией 1990 ᴦ., Хельсинкским документом 1992 ᴦ., Будапештскими решениями 1994 ᴦ.

Принятая в данном учебнике оценка актов СБСЕ имеет дискуссионный характер. В литературе распространена и иная точка зрения, не признающая за актами СБСЕ качеств источника международного права. Один из весомых аргументов — формулировки самих отдельных актов СБСЕ. К примеру, в Документе Стокгольмской конференции 1986 ᴦ. было сказано, что принятые в нем меры являются «политически обязательными». В принятый на Будапештской конференции в декабре 1994 ᴦ. Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности, включены слова, что закрепленные в Кодексе положения «носят политически обязательный характер».

С такой характеристикой связано заявление о том, что данный документ не подлежит регистрации согласно ст. 102 Устава ООН (эта процедура предусмотрена для международных договоров). Но речь и не идет о «тождестве» актов международной конференции и международных договоров. Что же касается тезиса о политической обязательности, использованного лишь в отдельных актах, то его интерпретация не может игнорировать реальных юридических предписаний, нормативных формулировок, содержащихся в указанных актах СБСЕ, как и в некоторых Других, а также не учитывать соотношения между этими актами и последующими международными договорами, последующей практикой государств.


Читайте также


  • - Акты международных конференций и совещаний

    Поскольку, как уже говорилось, в международном праве не содер­жится исчерпывающего перечня источников, субъекты международ­ного права самостоятельно решают вопрос не только о содержании согласуемых ими правил поведения (международно-правовых норм), но и о том, в какую... [читать подробенее]


  • - Акты международных конференций

    Международные (межгосударственные) конференции за­вершаются, как правило, принятием итоговых документов, юри­дическая природа которых различна. 1. Конференция, созванная специально для разработки ме­ждународного договора, завершается одобрением резолюции (иного акта)... [читать подробенее]


  • - Акты международных конференций и совещаний. Обязательные резолюции международных организаций

    Международные (межгосударственные) конференции завершаются, как правило, принятием итоговых документов, юридическая природа которых различна. 1. Конференция, созванная специально для разработки международного договора, завершается одобрением резолюции (иного акта) о... [читать подробенее]


  • - Акты международных конференций и международных организаций.

    Межд. Конференции созываются для решения политических, экономических, военных и иных проблем.В настоящее время ежегодно созывается 1000 К-й. М.К. не являются ММПО и субъектами МП. Любая К. имеет свои цели и задачи .Международные конференции бывают трех видов. 1. Конференция,... [читать подробенее]


  • - Акты международных конференций и совещаний

    Международный правовой обычай Характеристика этого источника международного права дана в упомянутой выше ст. 38 Статута Международного Суда ООН: международный обычай — «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Обычай приобретает... [читать подробенее]


  • - Акты международных конференций

    Международные (межгосударственные) конференции завершаются, как правило, принятием итоговых документов, юридическая природа которых различна. 1. Конференция, созванная специально для разработки международного договора, завершается одобрением резолюции (иного акта) о... [читать подробенее]


  • - Акты международных конференций

    Конференция считается законченной, когда достигнута цель ее работы в виде заключения тех или иных соглашений или после того, как участники приходят к выводу о невозможности заключения соглашения. Окончание международной конференции оформляется заключительным актом,... [читать подробенее]