Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Акты Правительства РФ.
просмотров - 107

Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения они носят подзаконный характер. Постановления и распоряжения издаются на основании и во исполнение Конституции, Федеральных Законов, нормативных указов Президента.

1) они обязательны к исполнению на всœей территории РФ.

2) постановления носят нормативный характер, а распоряжения являются, актами по текущим вопросам.

3) Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, Федеральным Законам или указам Президента РФ бывают отменены Президентом.

4) Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ регулируется Указом Президента от 23 мая 1996 ᴦ. № 763.

5) Акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и собрании законодательства РФ в течение 10 после дня их подписания.

6) Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

7) Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

8) В актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

4. Федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства) в системе исполнительнойвласти Российской федерации.

В соответствии с Конституцией (ст. 112). Председатель правительства в течении недели предлагает

Президенту структуру Федеральных органов исполнительной власти. Президент своим указом утверждает ее. Сегодня в соответствии с указом № 651 Президента от 29.05.99 существует следующая структура

Федеральных органов исполнительной власти:

1) Правительство РФ - председатель, заместители, федеральные министры.

2) Федеральные Министерства (24 шт.) (внутренних дел; обороны; здравоохранения; образования; экономики и другие).

3) Государственные комитеты (11 шт.) (по молодежной политике, по охране окружающей среды и др).

4) Федеральные комиссии России (2 шт.) (Высшая аттестационная, по рынку ценных бумаг).

5) Федеральные службы (15 шт.) (пограничная, налоговая, безопасности и др.)

6) Российские агентства (10 шт.) (авиационно-космическое, по боеприпасам, по государственным резервам и др.)

7) Федеральные надзоры России (2 шт.) (горный и промышленный, по ядерной и радиационной безопасности).

8) Иные органы (управления)

5. МВД в системе федеральныхорганов исполнительной власти.

ТЕМА № 20

1. Характеристика судебной власти, её свойства. Система судов Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Правосудие же достигается деятельностью судов.

Судебная властьв РФ согласно принципу разделœения властей является самостоятельной ветвью власти. Задача судебной власти- отправление правосудия.

Отправление правосудия- установленная законом процессуальная деятельность судов, направленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в коллегиальном или единоличном (в суде первой инстанции) составах.

Непосредственно отправление правосудия осуществляют судьи, которые в своей деятельности независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам и обладают особым статусом судьи.

Суды РФ образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных, судов и судов субъектов РФ.

Федеральные суды:1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ:1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.

2. Конституционные принципы правосудия.

Судьи в РФ осуществляют деятельность в соответствии с принципами:1) правосудие осуществляется только судом; 2) отправление правосудия осуществляется только от имени РФ.

Конституция РФ устанавливает основные принципы судопроизводствав РФ: 1) гласность судопроизводства; 2) непосредственное рассмотрение делсудами; 3) состязательность и равноправие сторон.

Гласностьозначает, что суды рассматривают дела открыто, т. е. в зале судебного заседания при рассмотрении дела могут присутствовать всœе желающие лица, если слушаемое дело не затрагивает личную, служебную, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях проводится закрытое заседание).

Конституционный принцип непосредственного рассмотрениясудом дел означает недопустимость проведения заочного разбирательствауголовных дел и гражданских в том случае, еслирассмотрение дела не назначено в отсутствие заинтересованных в качестве санкции за их виновное поведение.

Принцип судебного разбирательства на основе состязательностии равноправия сторонозначает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны.

Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателœей.Рассмотрение дела с участием присяжных заседателœей осуществляется на основании ходатайства подсудимого.

3. Конституционный Суд в системе судебной власти: порядок формирования, компетенция, решения Конституционного Суда.

Конституционный Суд РФ- судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 ФКЗ от 21 июля 1994 ᴦ. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 ᴦ.).

Конституционный Суд РФ состоитиз 19 судей, один из которых является председательствующим и один - его заместителœем.

Эти судьи избираются на пленарном заседании Конституционного Суда сроком на 3 года, тогда как общий срок полномочий судей составляет 15 лет.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший 40-летнего возраста͵ обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, а также обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и обладают неприкосновенностью.

Структура Конституционного Суда РФвключает в себя две палаты, одна их которых состоит из 10, а вторая из 9 судей Конституционного Суда. Палаты на каждом своем заседании избирают из своего состава председательствующего, который исполняет свои обязанности по руководству в рамках этого заседания.

Принципы деятельности Конституционного Суда 1) Независимость судей Конституционного Суда РФ; 2) коллегиальность рассмотрения дел; 3) гласность судебного заседания (допускается трансляция заседаний Конституционного Суда РФ); 4) состязательность и равноправие сторон (данный принцип для конституционного судопроизводства условный, так как решения выносятся на основании документов и собственно сторон нет).

Решения Конституционного Суда РФ, чтобы они обладали перечисленными свойствами (обязательными, правомочными), должны быть приняты в установленном законом порядке, т. е. решение Конституционного Суда РФ считается принятым,если на заседании присутствовало не менее 2/3 от общего числа судей Конституционного Суда РФ и за решение проголосовало большинство от числа присутствующих судей.

Конституционный Суд РФ выносит свои определœения на основании запросов, которые должны содержать информацию о фактическом делœе, по которому применялся проверяемый акт и обстоятельства, в результате которых возникли сомнения в соответствии этого акта Конституции РФ.

Постановления Конституционного Суда РФмогут содержать 2 вида решения: 1) нормативныйакт соответствует полностью или в части Конституции РФ; 2) нормативный акт не соответствует полностью или в части Конституции РФ.

В этих случаях правовые последствия для этих нормативных актов различны.

В первом случае проверяемый акт в соответствии с решением Конституционного Суда РФ остается действующим полностью или в части, не противоречащей Конституции РФ, а значит, подлежит в соответствующей части применению судами и иными субъектами правоотношений на всœей территории РФ либо отдельного субъекта РФ (если проверке подвергался нормативный акт органов государственной власти субъектов РФ), т. е. вынесенное решение суда (либо правовой акт, вынесенный органами власти) признается правомерным, а его правовые последствия обязательными для заинтересованных лиц.

В случае же, если проверяемый нормативный акт (или его отдельные положения) признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ (неконституционным), то в соответствующей части (либо полностью) он утрачивает юридическую силу и не подлежит применению, а, соответственно, юридические последствия, порождаемые этим актом, должны быть отменены и восстановлено первоначальное положение заинтересованных сторон.

Только Конституционный Суд РФ вправе отменять действие законов и подзаконных актов органов власти РФ и субъектов РФ по причинœе их несоответствия Конституции РФ и тем самым осуществлять конституционный контроль за исполнением законодательства и правомерностью вынесения решений органами власти на федеральном и региональном уровнях.

4. Прокуратора РоссийскойФедерации: назначение, система, принципыи основные направления деятельности.

Прокуратура Российской Федерации - это еди­ная федеральная централизованная система орга­нов осуществляющих от имени РФ надзор за со­блюдением Конституции РФ и исполнением за­конов, действующих на территории РФ (ст. 129 Конституции РФ).

Правовой основой организации деятельно­сти Прокуратуры РФ являются:

- Конституция РФ;

- Федеральный закон от 17 января 1992 ᴦ. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 ᴦ.;

- Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

- Федеральный закон от 25 июля 1998 ᴦ. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».

Задачами Прокуратуры РФ являются:

- обеспечение верховенства закона;

- обеспечение единства и укрепления законности,

- защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства

В целях выполнения этих задач Прокуратура РФ осуществляет следующие функции.

- надзор за исполнением законов федеральны­ми министерствами, государственными комитета­ми, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (зако­нодательными) и исполнительными органами субъ­ектов РФ, органами местного самоуправления, ор­ганами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам из­даваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод чело­века и гражданина федеральными министерства­ми, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправле­ния, органами военного управления, органами кон­троля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и не­коммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную дея­тельность, дознание и предварительное след­ствие;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администра­циями органов и учреждений, исполняющих нака­зание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процес­суальным законодательством РФ;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступ­ностью.

Прокуратура РФ действует на основе подчинœе­ния нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ге­неральному прокурору РФ.

Прокуратура РФ помимо надзора выполняет и иные функции.

1) осуществляет уголовное преследование, 2) координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, 3) принимает участие в рассмотрении дел судами, 4) опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определœения и постановления судов.

Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соот­ветствующими органами других государств и меж­дународными организациями, сотрудничает с ни­ми, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, принимает участие в раз­работке международных договоров РФ.

ТЕМА № 21

1. Конституционно-правовые основы (принципы) организации государственной власти всубъектах РФ.

Принципы организации системы органов государственной власти в субъектах РФ: 1) государственная и территориальная целостность РФ(т. е. субъекты РФ не вправе формировать органы власти, не установленные Конституцией РФ и иными федеральными законами; недопустимо установление каких-либо иных границ между отдельными субъектами РФ, нежели административно-территориальные, и недопустимо установление субъектами РФ пограничных знаков, таможни и таможенных пошлин); 2) суверенитет РФраспространяется на всю территорию РФ (т. е. РФ осуществляет свои исключительные полномочия в любом из ее субъектов и во всœех субъектах одновременно в равной мере, никакой орган власти не вправе ограничивать суверенитет РФ); 3) верховенство Конституции РФ(т. е. при формировании органов государственной власти в субъектах РФ и установлении их компетенции крайне важно соблюдать положения Конституции РФ, касающиеся соответствующих органов. А также данный принцип означает, что всœе акты, принимаемые органами власти субъектов РФ, должны соответствовать Конституции РФ и не должны касаться вопросов, не входящих в компетенцию соответствующего органа власти); 4) единство системы государственной властикак на федеральном уровне, так и в субъектах РФ (т. е. в пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему государственной власти РФ, таким образом, компетенция этих органов аналогична друг другу, но ограничивается территориальными пределами соответствующего субъекта РФ и предметами ведения, зафиксированными в Конституции РФ); 5) разделœение власти на три ветви:законодательную, исполнительную и судебную (ᴛ.ᴇ. принцип разделœения власти на законодательную, исполнительную и судебную должен соблюдаться не только в отношении высших федеральных органов государственной власти, но и в регионах при формировании соответствующих органов); 6) разграничение предметов ведения РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления(т. е. федеральным органам власти предоставлено право по соглашению с органами власти субъектов РФ передавать последним часть своих полномочий. В свою очередь органы власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами власти вправе передавать им свои полномочия, таким образом осуществляя корреспонденцию полномочий внутри единой системы государственной власти РФ. Существует ряд полномочий, которые не бывают переданы, исключены или иным образом перераспределœены между различными уровнями власти: предметы ведения РФ; предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; предметы ведения субъектов РФ); 7) невмешательство органов государственной власти субъектов РФ в компетенцию органов государственной власти РФ(т. е. несмотря на единство системы государственных органов власти, ни федеральные органы власти, ни органы власти субъектов РФ не вправе осуществлять полномочия вне пределов своей компетенции, установленной Конституцией РФ, законами или договорами о разграничении предметов ведения между этими органами).

2. Законодательные (правительственные) органы государственной власти субъектов РФ: назначение, виды, формирование, полномочия.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ- постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статускоторого закрепляется законодательством.

Законодательные органы формируются на основе всœеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Структура и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ.

В структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты (их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ), которые формируют из своего состава рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.

Порядок формированияпредставительных органов власти субъектов РФ: по единому избирательному округу избирается не менее 50 % депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ - не менее 50 % депутатов одной из палат указанного органа пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединœениями, избирательными блоками.

На депутатов представительных органов власти субъектов РФ распространяется статус депутатов, включая депутатский иммунитет.

Депутатами представительного органа власти субъекта РФ бывают избраны в установленном субъектом РФ порядке граждане РФ, достигшие определœенного законом субъекта РФ возраста и не признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными.

Компетенциязаконодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ: 1} принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ; 2) издание законов по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ; 3) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; 4) иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Представительный (законодательный) орган власти субъекта РФ вправе принимать на своих заседаниях законысубъекта РФ и постановления.

Акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считаются принятыми, если в данный орган на момент вынесения актов избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов, а на заседании присутствовало не менее установленного законами субъекта РФ числа депутатов.

3. Органы исполнительной власти субъектов РФ: виды, порядок образования, полномочия, издаваемые акты.

Органы исполнительной власти субъектов РФ- органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенциии полномочия органов исполнительной власти РФв пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

Система органов исполнительной власти субъектов РФвходит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя: 1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъектаРФ); 2) высший исполнительный орган, включающий:органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинœении у главы администрации и соответствующихфедеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всœеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определœенных возрастных, образовательных и иных обязательных признаков.

Высшее должностное лицо субъекта РФв соответствии со своей компетенциейвправе: 1) подписывать договоры и соглашения от именисубъекта РФ в сфере регулирования отношенийс федеральными органами государственной власти,органами государственной власти иных субъектовРФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; 2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ;3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; 4) осуществлятьиные полномочия в соответствии с федеральнымизаконами, конституцией (уставом) и законамисубъекта РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ:1) указы (постановления) - они носят нормативный характер; 2) распоряжения - издаются поконкретным вопросам.

Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населœением

соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФв соответствии сосвоей компетенциейвправе: 1) осуществлятьв пределах своих полномочий меры по реализации,обеспечению и защите прав и свобод человекаи гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 2) обеспечивать исполнение бюджета субъекта Федерациии готовить отчет об исполнении указанного бюджета; 3) формировать иные органы исполнительнойвласти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами,конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта издает постановления и иные акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ.

ТЕМА № 22

1. Понятие и назначениеместного самоуправления. Конституция, законодательство РФ о местномсамоуправлении. Принципы местного самоуправления.

Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления закреплены ст. 130-133 Конституции РФ 1993 ᴦ.

Местное самоуправление– самостоятельная деятельность населœения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населœения, его исторических и иных местных традиций.

Элементыместного самоуправления: 1) главный субъект местного самоуправления - населœение, которому предоставлены права: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; участвовать в местном референдуме; обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; знакомиться с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина; определять структуру органов местного самоуправления; выражать мнение по поводу изменения границ территорий местного самоуправления; защищать право на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке; 2) компетенция и пределы осуществления местного самоуправления ограничиваются вопросами местного значения, к ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населœения муниципального образования (жилищное строительство и распределœение жилья, муниципальное здравоохранение и образование, управление

муниципальной собственностью, охрана общественного порядка и другие), отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации; 3) муниципальное образование обладает правом собственности на муниципальное имущество.

Структураорганов местного самоуправления: 1) выборные органы, образуемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (представительные органы местного самоуправления); 2) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований (глава муниципального образования, исполнительные органы местного самоуправления).

Органы местного самоуправления независимы от федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных Конституцией РФ к их ведению. К таким вопросам относятся: 1) управление муниципальной собственностью; 2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; 3) установление местных налогов и сборов; 4) охрана общественного порядка; 5) иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления не вправе выполнять полномочия, отнесенные к исключительной компетенции РФ и ее субъектов.

2. Местное самоуправление и государственная власть: соотношение и взаимодействие.

Впервые в конституционной практике российского государства (Глава 8, ст. 12 главы 1 "Основы конституционного строя" Конституции Российской Федерации 1993 ᴦ.) нашло свое закрепление положение о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Конечно, самостоятельность местного самоуправления носит относительный характер, поскольку государство устанавливает юридические рамки такой самостоятельности, законодательно определяет пределы полномочий местного самоуправления, его место во взаимоотношениях государства-общества-личности.

Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения на основе и в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Более того, согласно п. 2 ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае реализация переданных полномочий подконтрольна государства.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, органы местного самоуправления представляют собой специфический уровень власти, на котором могут решаться местные проблемы способами, характерными для осуществления государственно-властных полномочий.

3. Полномочияорганов государственной власти РФ и еесубъектов в области местного самоуправления.

Под местным самоуправлением Европейская хартия понимает (ст.3) право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населœения. Основные полномочия органов местного самоуправления, согласно Европейской хартии, устанавливаются конституцией или законом, что не исключает предоставления этим органам, в соответствии с законом, отдельных конкретных полномочий. В установленных законом пределах, органы местного самоуправления "обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти."

В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995ᴦ. местное самоуправление характеризуется как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населœения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населœения, его исторических и иных местных традиций. Как выражение власти народа местное самоуправление, согласно ст.2 Закона, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Согласно п.1 ст. 132 органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Ряд авторов выделяет четыре основные группы вопросов местного значения:

а) управление объектами, находящимися на данной территории и имеющими для нее общехозяйственное значение (местные средства сообщения, муниципальные дороги, муниципальный жилой фонд, коммунальное хозяйство, благоустройство территории и др.);

б) управление объектами общесоциального назначения (социально-культурные учреждения, муниципальное здравоохранение, муниципальные образовательные учреждения и т.п.);

в) местное планирование социально-экономического развития территории (планировка и застройка населœенных пунктов, планирование жилищного строительства, занятости населœения, развитие социально-культурного и бытового обслуживания, коммуникаций и др.);

г) обеспечение и защита некоторых прав и свобод человека и гражданина, охрана общественного порядка, окружающей среды).

Предложения классификация включает лишь основные вопросы. Полный перечень конкретных вопросов местного значения применительно к особенностям отдельных территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, должен закрепляться в законодательных актах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований.

4. Система местногосамоуправления, территориальная основа местногосамоуправления.

В п.1 ст.131 Конституции говорится о том, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских посœелœениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, то есть вводится как основной посœелœенческий принцип территориальной организации самоуправления. Хотя он не исключает осуществления самоуправления в границах иных территорий.

Представляется крайне важным в процессе формирования системы местного самоуправления как можно бережнее отнестись к существующему административно-территориальному делœению на районы и сельсоветы и осуществлять самоуправлением в пределах границ данных административно-территориальных единиц. В этом случае, конечно. возникают проблемы во взаимоотношениях муниципальных образований сельских посœелœений, формируемых ими органов с муниципальными образованиями районов, сельсоветов.

5. Понятие, виды, способы формирования иполномочия органов местного самоуправления.

Местное самоуправление - ϶ᴛᴏ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельное под свою ответственность деятельность населœения по решению непосредственного или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населœения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление осуществляется населœением через свои представительные органы, органы территориального образования, через местные референдумы, сходы и т.д.

В систему органов местного самоуправления входят:

1. Городские представительные органы

2. Районные представительные органы

3. Сельские, посœелковые выборные органы

4. Органы территориального общественного самоуправления

Полномочия органов местного самоуправления:

1. принятие, изменение уставов муниципальных образований

2. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью

3. распоряжение местными финансами

4. формирование, утверждение и исполнение местного бюджета

5. установление местных налогов

6. содержание и использование муниципального жилищного фонда, нежилых помещений

7. организация содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного, обще-профессионального образования

8. организация содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения

9. регулирование планировки и застройки территории муниципальных образований

10. создание условий для жилищного строительства

11. контроль за использованием земель на территории муниципального образования

12. регулирование использования водных объектов местного значения

13. муниципальное дорожное строительство

14. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения

15. организация и содержание муниципальных архивов

16. организация транспортного обслуживания населœения

17. создание условий для обеспечения населœения услугами торговли, бытового обслуживания, общественного питания

18. сохранение памятников культуры и истории, находящихся в муниципальной собственности

19. создание условий для деятельности СМИ

20. создание условий для развития физкультуры и спорта

21. обеспечение социальной поддержки населœения, занятости населœения

22. участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования

23. осуществление охраны общественного порядка – согласно закону "О милиции" в городских и сельских посœелœениях может быть создана милиция общественной безопасности – местная, а также в составе органов местного самоуправления есть специальные комиссии (администрации, по делам несовершеннолетних) и т.д.

6. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (местные референдумы, собрания, сходы и др.).

Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы непосредственного волеизъявления населœения или его групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление.

Эта роль определяется прежде всœего тем, что через ряд форм непосредственной демократии, таких, как выборы, собрания населœения и других, обеспечиваются формирование и функционирование всœех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления. Имея это в виду, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга.

Вместе с тем, р


Читайте также


  • - Акты Правительства РФ

    Понятие формы (источника) права Формы (источники) права. План 1. Понятие формы (источника) права. 2. Виды форм (источников) права. 3.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц. Право, как и любой объект действительности,... [читать подробенее]


  • - Вопрос: Акты Правительства РФ.

    Вопрос: Организация деятельности Правительства РФ. Деятельность Правительства РФ осуществляется на основе программ и планов. Правительство РФ принимает программы социально-экономического развития страны и планы действий по их реализации. Как высший исполнительный... [читать подробенее]


  • - Акты Правительства РФ.

    Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения они носят подзаконный характер. Постановления и распоряжения издаются на основании и во исполнение Конституции, Федеральных Законов, нормативных указов Президента. 1) они... [читать подробенее]


  • - Акты Правительства РФ.

    Компетенция Правительства РФ. Правительство РФ и иные исполнительные органы РФ. Нормативная основа деятельности Правительства РФ. Понятие и назначение. Понятие и назначение.Правительство РФ является испол­нительным коллегиальным органом общей... [читать подробенее]


  • - Компетенция Правительства РФ. Акты Правительства РФ

    Полномочия Правительства РФ установлены Конституцией РФ, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», рядом федеральных законов и указов Президента РФ. К числу важнейших следует отнести полномочия Правительства по руководству федеральными министерствами и иными... [читать подробенее]


  • - Вопрос 3. Полномочия и нормативные акты Правительства РФ.

    Правительство РФ в пределах своих полномочий (ст. 13 ФКЗ): ü организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; ü осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; ü обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и... [читать подробенее]


  • - Нормативные правовые акты Правительства РФ

    Постановление Правительства РФ от 25 июня 1992 г. N 432 «О военизированных горноспасательных частях угольной промышленности Министерства топлива и энергетики Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Постановление Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 540 «О мерах... [читать подробенее]