Категории
Политика
Виды систематизации. просмотров - 342
Учитывая зависимость отсубъекта систематизации законодательства выделяют такие ее виды, как официальная, официозная и неофициальная.
Официальная систематизация имеет место в том случае, если она осуществлена непосредственно правотворческим органом, издавшим нормативные правовые акты, либо она осуществлена другим уполномоченным органом по поручению правотворческого органа (ее результат санкционирован правотворческим органом). Примером официальной систематизации является «Собрание законодательства Росийской Федерации».
Официозная (полуофициальная) систематизация является достаточно редким ее видом. Такая систематизация законодательства имеет место в случае, когда ее результат подготавливается по поручению правотворческого органа, но не получает санкции последнего. Примером официозной систематизации является «Собрание действующего законодательства СССР», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было подготовлено Министерством юстиции СССР по поручению Президиума Верховного Совета СССР, но официального утверждения подготовленные тома Собрания в дальнейшем не получили.
Неофициальную систематизацию осуществляют отдельные ведомства, издательства, научные и учебные учреждения, а так же частные лица. Она осуществляется без какого-либо поручения или контроля со стороны правотворческого органа. В качестве примера неофициальной систематизации можно назвать различные сборники нормативных правовых актов (к примеру, Сборник кодексов РФ), издаваемые различными печатными издательствами, но которые не являются официальными источниками законодательства, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества или правоприменения.
По способу расположения нормативного материала при систематизации законодательства выделяют такие ее разновидности, как хронологическая, предметная и алфавитная систематизация.
При хронологической систематизации проводится деятельность по расположению систематизируемого нормативного материала в зависимости от даты их принятия. В хронологическом порядке принимаемые нормативные правовые акты располагаются в «Собрании законодательства РФ».
При предметной систематизации проводится деятельность по расположению систематизируемого нормативного материала по предметному признаку (отраслям и институтам права, сфере деятельности). К примеру, Свод законов США.
Алфавитная систематизация, предполагающая расположение в алфавитном порядке нормативных правовых актов по заглавной букве вида документа͵ заголовка документа и т.д., в настоящее время используется достаточно редко (к примеру, в архивах или библиотечных, научных фондах).
С точки зрения объема охватываемого нормативного материала различают полную и частичную систематизацию законодательства.
При полной систематизации затрагивается практически весь массив нормативных правовых актов и результатом является принятие единого сводного акта (к примеру, Собрание законодательства РФ). Частичная систематизациянаправлена на упорядочение и совершенствование нормативных правовых актов действующих только в определенной сфере общественных отношений, в связи с этим в результате принимаются сводные или кодифицированные акты по отдельным отраслям (институтам) права (к примеру, УК РФ, ГК РФ, ТК РФ).
Учитывая зависимость отиспользуемого в юридической практике способа систематизации законодательства выделяют следующие ее виды: учет, инкорпорация, кодификация, консолидация.
Учет законодательства представляет собой процесс сбора, хранения и поддержания в рабочем состоянии нормативных правовых актов, с целью оперативного обнаружения и использования крайне важной правовой информации заинтересованными субъектами (государственными органами, негосударственными организациями, гражданами и др.).
К разновидностям учета законодательства можно отнести журнальный учет (фиксация нормативных правовых актов осуществляется в специальных журналах по хронологическому, алфавитно-предметному, системно-предметному критерию с занесением базовых реквизитов), картотечный учет (основные реквизиты нормативных правовых актов: вид, наименование, дата принятия, место официального опубликования и т.д. – фиксируются в специальных карточках, объединенных в каталоги), автоматизированный учет законодательства, который представляет более современный вид учета законодательства, основанный на сборе, хранении и поиске нормативных правовых актов в электронном виде. Автоматизированный учет позволяет хранить в компьютерных базах данных огромные объемы правовой информации, в т.ч. не только реквизиты, но и тексты правовых актов, осуществлять поиск и работу с правовыми актами по любым заданным параметрам (к примеру, автоматизированные информационные поисковые системы «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс» и др., а также ведомственные АИПС).
Инкорпорация это вид систематизации, при котором происходит объединение нормативно-правовых актов по каким-либо признакам в сборники (собрания, своды) без изменения их содержания.
Инкорпорацией законодательства могут заниматься государственные и негосударственные организации, граждане. Отсюда различают инкорпорацию официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную.
Вместе с тем, различают инкорпорацию хронологическую и предметную. Примером указанных инкорпораций законодательства являются уже упомянутое Собрание законодательства Российской Федерации и Свод законов Российской Империи (в данное время ведется работа по созданию Свода законов Российской Федерации).
Консолидация - ϶ᴛᴏ вид систематизации законодательства, представляющий собой сведение множества близких по содержанию нормативных правовых актов в один укрупненный нормативно-правовой акт. Целью консолидации является преодоление множественности нормативных правовых актов и обеспечение при этом единства правового регулирования.
Консолидациюотличают следующие существенные черты:
1. Консолидация - это определенный правотворческий прием, который позволяет, не затрагивая содержание объединяемых нормативных правовых актов, внести существенное изменение во внешнее оформление и структуру нового акта.
2. Носит официальный характер, т.к. проводится только правотворческими органами в отношении принятых им актов.
3. При издании консолидированного нормативного правового акта͵ объединенные нормативные правовые акты утрачивают свою юридическую силу.
Консолидация как вид систематизации законодательства занимает промежуточное место между инкорпорацией и кодификацией. Данный вид систематизации достаточно широко распространен в Великобритании (к примеру, акты о Парламенте, о министрах Короны, о местном самоуправлении, народном представительстве), в меньшей степени во Франции (законы о дорогах общественного пользования, о сберегательных кассах и др.). В Российской Федерации консолидация законодательства широкого применения не нашла и иногда может встречаться в ведомственном правотворчестве.
Кодификация - ϶ᴛᴏ вид систематизации, носящий правотворческий характер, представляющий собой коренную переработку действующего законодательства и создание нового сводного нормативного правового акта.
В юридической науке различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию.
Всеобщая (полная) кодификация предполагает принятие кодифицированного акта затрагивающего все или самые основные отрасли права. В данном случае речь идет о создании так называемого «кодекса кодексов» (к примеру, Кодекс Юстиниана, VI в.). При этом для систематизации современного законодательства, такая деятельность требует гигантских усилий и затрат (временных, финансовых, организационных и т.д.), что связано с крайне важностью переработки огромного массива законодательных и подзаконных актов.
Отраслевая кодификация предусматривает создание кодифицированного акта объединяющего все правовые нормы, относящиеся к данной отрасли права (к примеру, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушения в РФ и др.).
Специальная кодификация направлена на создание кодифицированного акта͵ объединяющего правовые нормы отдельных институтов и подотраслей права (Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс).
Юридической науке и практике известны несколько видов кодифицированных актов: основы законодательства (обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов в соответствующей отрасли, подотрасли, институте права – Основы законодательства РФ о культуре, Основы законодательства РФ о нотариате и др.), кодексы (обеспечивают более детальное и всестороннее регулирование однородных общественных отношений, относящихся к соответствующей сфере – Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ), уставы (регулируют определенную сферу государственной деятельности; работу министерств, ведомств, организаций, а также правовое положение субъектов федерации, административно территориальных единиц и т.д.; к примеру, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав Центробанка, Устав Иркутской области, Устав ᴦ. Иркутска.), положения (детально регулируют вопросы правового статуса, образования, структуры, целей, задач определенного органа, учреждения, организации – Положение о Верховном Суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел), правила (определяют порядок осуществления какой-либо деятельности – Правила дорожного движения, Правила воздушных полетов) и др.
Кодификационные акты обладают рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. В частности в литературе по теории государства и права называют такие достоинства кодифицированных актов как:
1) делают законодательство компактным, согласованным, обладают способностью наилучшим образом упорядочивать действующее, законодательство;
2) укрепляют системность законодательства, его юридическое единство;
3) охватывают широкий круг общественных отношений, наиболее важных для жизнедеятельности государства и общества;
4) имеют сводный характер, обеспечивают преемственность в правовом регулировании;
5) имеют сложную структуру, которая обеспечивает рациональную организацию нормативного материала;
6) содержат обязательный элемент новизны в нормативном правовом регулировании общественных отношений;
7) регулируют общественные отношения на основе единых принципов и тем самым создают устойчивость такого регулирования[387].
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, кодификация позволяет осуществить систематизацию законодательства на более высоком и качественном уровне, укрепить системность и единство нормативных правовых актов, достигнуть их полной юридической согласованности, а также своевременно внося необходимые изменения и дополнения, обновлять действующее законодательство для эффективного регулирования общественных отношений.
Контрольные вопросы
1. Что принято понимать под системой права и каковы ее основные признаки?
2. Что представляет собой структура системы права?
3. В чем заключается различие между системой права и системой законодательства?
4. Что принято понимать под отраслью права?
5. По каким критериям происходит деление права на отрасли и институты?
6. Какова структура системы законодательства?
7. Для чего необходима систематизация законодательства?
8. Что представляет собой учет как вид систематизации нормативно-правовых актов?
9. Понятие и разновидности инкорпорации законодательства.
10. В чем заключаются характерные черты консолидации?
11. Что принято понимать под кодификацией законодательства и какие существуют ее разновидности?
Глава 15. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
§1. Понятие, признаки и виды правовых отношений
Читайте также
Содержание юридической практики объекты практики юридические действия средства (общественные, специально-юридические, технические) способы результаты юридический опыт Способы организации, существования и внешнего выражения юридической практики... [читать подробенее]
Юридическая практика В правоведении существуют различные подходы к определению понятия юридической практики, но наиболее распространена точка зрения, согласно которой любой вид юридической практики рассматривается в неразрывном единстве правовой деятельности... [читать подробенее]
Систематизация нормативных актов Систематизациянормативных актов - это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему. Цель систематизации нормативных актов - упорядочение... [читать подробенее]
Систематизация законодательства – это деятельность, направленная не его упорядочение. Виды систематизации: 1. Кодификация – это существенная внутренняя переработка нормативного материала, его согласование, устранение устаревших и противоречивых норм, устранение... [читать подробенее]
В зависимости от субъекта систематизации законодательства выделяют такие ее виды, как официальная, официозная и неофициальная. Официальная систематизация имеет место в том случае, если она осуществлена непосредственно правотворческим органом, издавшим нормативные... [читать подробенее]
Систематизация законодательства Систематизация законодательства – деятельность, направленная на упорядочение нормативно-правовых актов.1.Учет – сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности и поддержание... [читать подробенее]
Систематизация законодательства- это деятельность государства, его компетентных органов, а также негосударственных организаций и частных лиц по приведению н.а. в единую упорядоченную систему. Цели: 1. дальнейшее развитие законодательства: обработка и анализ... [читать подробенее]
Систематизация –это процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем внешней или внутренней обработки их содержания. В зависимости от того, как обрабатывается нормативно-правовой материал, различают инкорпорацию и кодификацию. Инкорпорация – это процесс... [читать подробенее]
Систематизация –это процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем внешней или внутренней обработки их содержания. В зависимости от того, как обрабатывается нормативно-правовой материал, различают инкорпорацию и кодификацию. Инкорпорация – это процесс... [читать подробенее]
Виды систематизации нормативных.актов. Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также... [читать подробенее]