Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Вопросы для повторения и самостоятельной работы
просмотров - 108

1.Охарактеризуйте этапы становления российского федерализма.

2. Назовите правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам федеративного устройства.

3. Дайте характеристику федеративного устройства Россий­ской Федерации.

4. Раскройте конституционные принципы федеративного устройства Российской Федерации.

5. Что означает принцип государственной и территориаль­ной целостности?

6. Что означает единство системы государственной власти?

7. Как осуществляется разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами государственной власти субъёк-

тов РФ

8. Раскройте принцип равноправия субъектов РФ.

9. Раскройте принцип равноправия и самоопределœения на­родов.

10.Как и на основе чего происходит разграничение предме­-тов ведения в Российской Федерации?

11. На основе чего происходит передача полномочий орга­нам государственной власти субъекта РФ по предметам ведения Российской Федерации?

12. Дайте общую характеристику процедуры подготовки до­говора о передаче полномочий органам государственной власти субъекта РФ по предметам ведения Российской Федераций.

13. Дайте общего характеристику процедуры подготовки со­глашения о передаче полномочий органам государственной власти субъекта ТФ по предметам ведения Российской Федера­ции.

14.В каких случаях принимается решение о введении в

субъектах РФ финансовой администрации?

15.Как разрешаются ситуации в случае возникновения спо­-ров, связанных с разграничением предметов ведения и полно­-мочий между субъектами РФ?

362Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации

IГлава 16. Конституционный статус Российский Федерации

§ 1. Конституционная характеристика Российской Федерации как федеративного государства

В соответствие со ст. 1 Конституции РФ «наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Современной России как федеративному государству прису­щи определœенные конституционно-правовые признаки, обу­славливающие ее конституционно-правовой статус.

Среди них следует выделить: государственный суверенитет Российской Федерации; единство территории; единое граж­данство РФ; единую правовую систему; двухуровневую систему органов государственной власти; единые Вооруженные Си­лы РФ; бюджетный федерализм; единое экономическое про­странство; федеральную собственность; государственные сим­волы: конституционно-правовое разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Государственный суверенитет Российской Федерации означает, что вся исходящая от многонационального народа власть госу­дарства распространяется на всю его территорию, исключает всякую другую власть, подчинœение государства властям иных го­сударств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета. В ст. 79 Конституции РФ закреплено право Российской Федерации на участие в межгосу­дарственных объединœениях и передачу им части своих полномо­чий в соответствии с международными договорами, если это не Влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России.

Сущность государственного суверенитета состоит в само-стоятельном осуществлении органами государства властных функций в рамках национального и международного права. От­ставными элементами суверенитета являются верховенство, са-мостоятельность и независимость.

В ст. 4 Конституции РФ сказано, что государственный суве­ренитет Российской Федерации един и неделим и распростра-няется на всю ее территорию. В Российской; Федерации ее субъекты суверенитетом не обладают.

1.Конституционная характеристика Российской Федераций 363

Конституционный Суд РФ по данное вопросу отметил, что носителœем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, кото­рые; обладали бы верховенством и независимостью, т. е, не до­пускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ. Республики не вправе наделять себя свойствами суверенного государства, даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным1.

При этом субъекты РФ обладают всœей полнотой государствен­ной власти вне пределов ведения Федерации и полномочий Рос­сийской Федерации по предметам совместного ведения. Соот- ветствующие же полномочия и предметы ведения субъектов РФ проистекают не из их волеизъявления, а из Конституции РФ2.

Неотъемлемым конституционно-правовым признаком Россий­ской Федерации является единство территории Российской Феде­рации, Российская Федерация состоит из субъектов РФ, террито­рии которых в совокупности образуют единую территорию Рос­сийской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория страны включает в себя территории ее субъектов.

Единая территория Российской Федерации включает исто­рически сложившуюся сухопутную, водную территорию и воз­душное пространство в пределах Государственной границы РФ.

Сухопутной территорией Российской Федерации являются вся суша и недра, находящиеся в пределах ее границ.

Водная территория включает внутренние воды и территори­альное море. К внутренним водам относятся прибрежные мор­ские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, -принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации; воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега ко­торых полностью принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся

1См. постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 ᴦ. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

2См. постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г- № 2-П и® делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного За­кона.) Алтайского края:.

364 Глава 16. Конституционный статус РФ

воды заливов, бухт, лиманов, морских проливов, а также воды рек , озер, иных водоемов, берега которых принадлежат России. Под территориальным морем принято понимать морской пояс, принадлежащий к сухопутной территории государства или его внутренним морским водам шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство государства ограничено вертика-лью проведенной от его сухопутных и водных границ, причем высотный предел воздушного пространства практически не устанавливается. Верхним пределом суверенного воздушного пространства предлагается считать границу между воздушным и космическим пространством на высоте 100—110 км от уровня Мирового океана.

За наделами национальной территории Российской Феде­рации, равно как и других государств, находятся открытое мо­ре, воздушное пространство над ним, космос. Эти пространства составляют достояние народов мира и находятся в общем поль­зовании всœех государств.

Согласно ч. 2 ст. 67 Конституции РФ Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет свою юрислик-цию на континœентальном шельфе и в исключительной эконо-мической зоне Российской Федерации в порядке, определяе­мом федеральным законом и нормами международного права.

Федеральный закон от 30 ноября 1995 к № 187-ФЗ «О кон-тинœентальном шельфе Российской Федерации» устанавливает, что континœентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами террито­риальных вод России на всœем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континœентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континœентального шельфа, склона и подъема. Определœение континœентального шельфа применяется также ко всœем островам РФ. Внешняя граница континœентального Шельфа Российской Федерации находится на расстоянии 200 морских миль отисходных линий, от которых отмеряется ширина континœентального моря. В случае если подводная окраина простирается на расстояние более 200 морских миль, внешняя граница континœентального шельфа России совпадает с внешней границей подводной окраины метрика, определяемой в соответствии с нормами международного права.

§ 1. Конституционная характеристика Российской Федерации365

цей континœентального шельфа является внешняя граница тер­риториального моря.

В Федеральном законе от 17 декабря 1998 ᴦ. № 191 -ФЗ «Об ис-ключительной экономической зоне Российской Федерации» ис­ключительная экономическая зона определяется как морской район, находящийся за пределами территориального моря Рос­сии и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Опре­делœение исключительной экономической зоны применяется так­же ко всœем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые непригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельно­сти. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря, а внешняя находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Государственная власть распространяется на всю сухопутную и водную территорию и воздушное пространство, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, а также на обьекты с государственной символикой России (корабли, авиалайнеры, дипломатические учреждения и космические объекты и т. п.).

Единство территории предопределяет суверенные и юрис-дикционные права Российской Федерации в отношении ее со­ставных частей. Обеспечивая целостность и неприкосновен­ность всœей своей территории. Российская Федерация защищает тем самым территориальную неприкосновенность своих субъ­ектов. Неприкосновенностью своей территории Россия обеспе­чивает через незыблемость своих границ. Единство территории связано прежде всœего с единой государственной границей. Гра­ницы субъектов РФ с другими государствами являются частями Государственной границы РФ.

Единое гражданство согласно ст. 6 Конституции РФ означа­ет, что граждане, имеющие устойчивую правовую связь с Рос­сийским государством, обладают правами, свободами, несут определœенные обязанности на всœей территории Российской Фе­дерации независимо от оснований приобретения российского

гражданства.

Российская Федерация определяет круг лиц, признаваемых российскими гражданами, основания приобретения российско­го гражданства.

Единая правовая система - иерархически выстроенная сис­тема нормативных правовых актов. Нормативные правовые ак­ты обладают как общими признаками, характеризующими всœе

366 Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации

правовые акты, так и специфическими, отличающими их от иных видов правовых актов. К общим признакам относятся следующие: нормативные правовые акты имеют государствен­но-властную природу, исходят от компетентных органов госу­дарства, существуют в форме официальных документов со всœе­ми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения. Специ­фическим признаком является то, что нормативные правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права. Основным критерием классификации норматив­ных правовых актов является их юридическая сила.

Учитывая зависимость отюридической силы всœе нормативные пра­вовые акты делятся на две группы: законы и подзаконные акты.

Законы делятся на виды в зависимости от юридической силы.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юриди­ческую силу, прямое действие и применение на всœей террито­рии Российской Федерации. Законы и иные нормативные пра­вовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не долж­ны противоречить Конституции РФ.

В правовую систему Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. При этом обязательным условием их вступления в юридическую силу яв­ляется их ратификация.

Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. На­пример, федеральными конституционными законами регулиру­ется деятельность Конституционного Суда РФ, Верховного Су­да РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Президента РФ, Пра­вительства РФ и ряд других вопросов.

Федеральные законы, составляя основную массу законода­тельства, подразделяются на две группы: кодифицированные законы и текущее законодательство. 1 Законы субъектов РФ распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами кото­рого они приняты.

Подзаконные нормативные акты призваны конкретизировать и детализировать предписание законов.

К ним относятся: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств (приказы, ин­струкции, положения, уставы, решения коллегий и др.); акты исполнительных органов субъектов РФ, указы президентов

§ 1 Конституционная характеристику Российской Федерации 367

(в республиках), постановления глав администраций (в иных субъектах), приказы, инструкции руководителœей подразделœений соответствующих администраций; акты органов местного само­управления, локальные нормативные правовые акты (акты ру­ководителœей предприятий, учреждений и организаций).

Нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном и региональном уровне, не должны противоречить Конститу - ции РФ и обязаны применяться с учетом иерархической под­чинœенности и юридической силы.

Двухуровневая система органов государственной власти пред­ставляет собой упорядоченную организацию органов государст­венной власти федерального и регионального уровня. Полно-мочия федеральных органов государственной власти распро­страняются на вею территорию Российской Федерации. Система органов государственной власти субъектов РФ уста­навливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательной и исполни­тельной власти в субъектах РФ. Федеральные государственные органы являются общими для всœей Российской Федерации, в организации их деятельности и используемых ими процедурах отражена федеративная природа Российской Федерации.

По горизонтали реализация данного признака выражается в том, что ст. 10 Конституции РФ устанавливает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную, функционирую­щие в рамках системы сдержек и противовесов, координируе­мых главой государства — Президентом РФ. Федеральные орга­ны государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, функционируя как самостоятельные органы, од­новременно выступают в качестве органов единой государствен­ной власти. В соответствие со ст. 11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в ко­торую входят федеральные государственные органы — Прези­дент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды и органы законодательной, исполнительной и судебной власти

субъектов РФ. " Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию Российской Федерации, региональная - на территорию субъекта РФ. Федеральные органы государственной вла­сти в рамках Конституции РФ и законов РФ обеспечивают един­ство, системы государственной власти в Российской Федерации.

368Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации

Конституционный принцип единства государственной вла­сти по вертикали проявляется в основном исходя из федераль­ной схемы взаимоотношений исполнительной и законодатель­ной власти. Конституционный Суд РФ, выражая свою позицию по данному вопросу, отметил, что государственная власть в субъектах РФ должна опираться на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской фор­мой правления, единства государственной власти на основе раз­делœения законодательной, исполнительной и судебной власти, самостоятельности их органов. Разделœение властей предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и про­тивовесов, которая исключает возможность концентрации вла­сти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функциони­рование всœех ветвей власти и одновременно их взаимодействие. Поскольку федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти, органы государственной власти в субъектах Российской Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные.

Разделœение властей закрепляется Конституцией РФ в каче­стве одной из основ конституционного строя Российской Фе­дерации в целом, т. е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.

Разделœение единой государственной власти на законодатель­ную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всœех ветвей власти и одновременно их взаимодействие.

Органы законодательной и исполнительной власти в преде­лах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.

Для организации системы государственной власти в Россий­ской Федерации существенное значение имеет конституцион- ное положение, согласно которому в пределах ведения Россий­ской Федерации и полномочий Российской Федераций по предметам совместного ведения Российской Федераций и субъ-, ектов РФ федеральные органы исполнительной власти и орга­ны исполнительной власти субъектов РФ образуют единую сис-

§ 1.Конституционная характеристика Российской Федерации 369

тешу исполнительной власти в Российской Федерации, 5й# должно обеспечиваться при конституировании органов госу­дарственной власти субъектов РФ1.

Единые Вооруженные Силы РФ призваны осуществлять защи­ту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечивать нерушимость существующих государ­ственных границ.

Российская Федерация отказывается от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давле­ния. Она осуществляет деятельность, ориентированную на принципы мирного урегулирования споров, уважение прав и свобод человека, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств и соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права.

Бюджетный федерализм представляет собой организацию бюджетных отношений, позволяющую обеспечивать опреде­ленную самостоятельность федерального и регионального бюд­жетов, в сочетании с интересами Российской Федерации.

Бюджетный федерализм означает: относительную самостоя­тельность федерального бюджета и определœенную степень авто­номии региональных бюджетов; взаимосвязь федерального и регионального бюджетов; прозрачность межбюджетных отно­шений, основанную на приемлемых для всœех субъектов РФ подходах определœения размеров финансовой помощи, выделяе­мой нуждающимся в ней регионам.

Установленные федеральным законом общие принципы (ос­новы), налогообложения и сборов ставят всœе субъекты РФ в равные условия перед Российской Федерацией и создают проч­ную законодательную основу для развития единообразного подхода к регулированию налоговых отношений, что является предпосылкой для установления справедливых и равных усло­вий конкуренции на территориальных рынках и предотвраще­ния произвола чиновников.

Принцип установления налогов законами закреплен в ст. 57 Конституции РФ. Применительно к налогам субъектов РФ с учетом изложенных конституционных положений «законно ус­тановленными» могут считаться только такие налоги, которые вводится законодательными органами субъектов РФ в соответ-

1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 ᴦ. Ке 2-П.

370Глава 16. Конституционный статус Российской Федерации

ствии с общими принципами налогообложения и сборов, опре­делœенными федеральным законом'.

Единое экономическое пространство закрепляется ст. 8 Кон­ституции РФ и является конституционно-правовым признаком России как федеративного государства.

В Российской Федерации согласно ст. 74 Конституции РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Единство экономического пространства определяет единст­во финансовой политики, включающей в себя и единую нало­говую политику, единство налоговой системы, равное налого­вое бремя и установление налоговых изъятий только на основа­нии закона.

Обеспечение единства экономического пространства воз­можно только при функционировании единой денежно-кредит­ной системы и банковской системы. Неотъемлемым элементом данных систем является Банк России (Центральный банк Рос­сийской Федерации), который образует единую централизован­ную систему с вертикальной структурой управления.

В соответствие со ст. 75 Конституции РФ официальной денежной единицей на территории Российской Федерации является рубль, введение каких-либо других денежных единиц или де­нежных знаков запрещено. Эмиссия денежных знаков, введе­ние их в обращение и изъятие из обращения возлагаются ис­ключительно на Банк России, который организует денежное обращение (планирование производства, перевозки банкнот и монет, ведение кассовых операций и т. д.), устанавливает еди­ные правила кредитования и кредитных расчетов. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты. Подделка и незаконное изготовление банкнот и монет преследуются по закону.

Российская Федерация как субъект права имеет свою феде­ральную собственность. К федеральной собственности отно­сятся:

— объекты, составляющие основу национального богатства страны. Таковыми, в частности, являются ресурсы континœен­тального шельфа, территориальных вод и морской экономиче-

1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 ᴦ. 5-П по делу о проверке конституционности положений абз. 2 п. 2 ст. 18 и ст. 20 За­кона РФ от 27 декабря 1991 ᴦ. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

§ I .Конституционная характеристика Российской Федерации 371

ской зоны Российской Федерации; охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники имеющие общереспубликанское значение); объекты историко-культурной и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федера­ции. Существует Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России1;

— объекты, необходимые для обеспечения функционировавния федеральных органов власти и управления и решения об­щероссийских задач — государственная казна, имущество Во>-оруженных Сил РФ, а также имущество учреждений, финанси­руемых из государственного бюджета͵ включающее высшие образовательные учреждения, объекты РАН и др.

— объекты оборонного производства - всœе предприятия, производящие элементы и системы вооружения, взрывчатые, отравляющие, радиоактивные, расщепляющиеся материалы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские объекты этого рода, независимо от доли военных заказов, космические аппараты и т. д.;

— объекты Отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей наружного хозяйства — предприятия добывающей промышлен-ности, кроме добычи местного сырья, топливно-энергетическо-го комплекса, желœезнодорожного, трубопроводного, воздушно- го транспорта͵ связи, телœевизионные и радиоцентры, сортоис-пытательные станции, предприятия по производству ценных пород рыбы, фармацевтической промышленности и т. д.)2.

Законодательством Российской Федерации предусматривается что определœенные объекты федеральной собственности могут передаваться в собственность субъектов Федерации.

1- Сюда входят, к примеру: Государственный академический Мариинский театр ᴦ. Санкт-Петербург); Государственный историко-культурный и этногра­фический музей-заповедник Кижи (Спаво-Кижский погост в Республике Каре­лия); Госфильмофонд РФ (Московская область); Российский государственный архив древних актов (ᴦ. Москва).

2- См. постановление Верховною Совета РФ от 27 декабря 1991 ᴦ. № 3020- i «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность., государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных окру- гов городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

372Глада 16. Конституционный статус Российской Федерации

Некоторые объекты могут находится в совместном владении, пользовании и распоряжении Российской Федераций и ее субъектов.

Государственные символы являются конституционно-право­вым признаком государства. К государственным символам Рос­сийской Федерации относятся: Государственный флаг, Государ­ственный герб и Государственный гимн (их описание и порядок -официального использования устанавливаются федеральными конституционными законами1), а также столица2.

Столица Российской Федерации — место нахождения феде­ральных органов государственной власти Российской Федера­ции, представительств субъектов, входящих в состав Россий­ской Федерации, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.

Российская Федерация состоит из государственно-территори­альных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целœей с помощью федеральной власти.

Структурная характеристика Российской Федерации как фе­деративного государства, созданного по воле ее многонацио­нального народа, закреплена в ст. 5 и расширенным перечнем дана в ст. 65 Конституции РФ. В ее состав входят 83 юридически равноправных субъекта͵ образованных по территориальному, территориально-национальному и национальному принципу.

Отличием России от иных федераций является то, что де-юре она является симметричной, так как установлено равноправие субъектов, де-факто — асимметричной федерацией. Формально различаясь, субъекты РФ в конституционном отношении, по сути, одинаковы. Это отражает объединяющее их понятие «субъект РФ». В Российской Федерации субъекты равноправны между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ). Данное равноправие проявляется в следующих особенностях:

— равенство прав и обязанностей субъектов РФ;

- конституционно установленные равные пределы компе-тенции субъектов всœех видов (ст. 72, 73 Конституции РФ);

1-См. федеральные конституционные законы от 25 декабря 2000 ᴦ. № 1 -ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации*, от 23 декабря 2000 ᴦ. № 2-фКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», от 25 декабря 2000 ᴦ. № 3-ФКЗ <<Ь Государственном; гимне Российской Федерации».

2-См. Закон РФ от 15 апреля 19Щ ᴦ. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации»..

2. Предметы ведения и полномочий Российской Федерации 373

- равное представительство всœех субъектов в Совете Федерации ( ст. 66 Конституции РФ).

При этом в действительности каждый их них имеет ряд отличительных характеристик и преимуществ перед другими субъектами.

Поскольку федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в их отношениях.


Читайте также


  • - Вопросы для повторения и самостоятельной работы

    Глава 9. Принципы конституционного статуса личности принадлежности к определенной отрасли, без учета характера их деятельности, ограничивает право на забастовку значительно большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, указанных в ч. 3 ст. 55... [читать подробенее]


  • - Вопросы для повторения и самостоятельной работы

    1.Охарактеризуйте этапы становления российского федерализма. 2. Назовите правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам федеративного устройства. 3. Дайте характеристику федеративного устройства Россий­ской Федерации. 4. Раскройте конституционные принципы... [читать подробенее]