Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Вопросы для повторения и самостоятельной работы
просмотров - 85

Глава 9. Принципы конституционного статуса личности

принадлежности к определœенной отрасли, без учета характера их деятельности, ограничивает право на забастовку значительно большего круга работников, чем это крайне важно для достижения целœей, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. 5

Конституция РФ допускает ограничение прав свобод граждан в условиях объявления чрезвычайного положение т. е, временно вводимого особого правового режима деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, допускающего предусмотренные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан и юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. При этом в соответствий с ч. 2 ст. 56 Конституции РФ чрезвычайное положение на всœей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, уста­новленных федеральным конституционным законом. Следует учитывать и те положения Конституции РФ, которые непо­средственно относятся к порядку введения чрезвычайного по­ложения на всœей территории Российской Федерации и в ее от­дельных местностях (ст. 88, п. «в» ч. 1 ст. 102).

Согласно ч. 1 ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычай­ного положения для обеспечения безопасности граждан и защи­ты конституционного строя в соответствии с федеральные кон­ституционным законом могут устанавливаться отдельные огра­ничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

При этом ч. 3 ст. 56 Конституции РФ устанавливает запрет на ограничение прав и свобод человека и гражданина, предусмот­ренных ст. 20, 21, ч. 1 ст. 23, ст. 24, 28, ч. I ст. 14, ч. 1 ст.40,ст. 46—54 Конституции РФ. Речь идет о праве на жизнь, на до­стоинство личности, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, о запрете на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, о свободе совести, вероисповедания, о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, о праве на жилище, о ряде прав, связанных с осуществлением судебной защиты, уголовным судопроизводством.

В действующем законодательстве установлено, что введение чрезвычайного положения не может служить основанием для пыток, жестокого , бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.

§3.Специальные принципы конституционного статуса личности 241

Согласно ч.3 ст. 118 Конституции РФ учреждение чрезвычайных судов, равно как и чрезвычайного судопроизводства, запрещается.

Экстраординарные ситуации требуют введения ряда иных правовых режимов (военное положение, восстановление конституционного порядка на части территории Российской Федерации_ в условиях которые также бывают ограничены те или иные права и свободы граждан. Οʜᴎ требуют надлежащей теоретической разработки и соответствующего законодательного регулирования, о чем убе­дительно показали материалы по так называемому чеченскому, делу в Конституционном Суде РФ.

Запрет злоупотребления правами и свободами. Конституция РФ в ч. 3 ст. 17 формулирует принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы челове­ка — это сфера свободы человека, его свободного выбора. Но эта свобода не безгранична. Точно такие же права и свободы имеют и другие члены общества. Человеческое общежитие предполагает согласование интересов и воли при осуществле-нии прав и свобод каждым индивидом. В этом и состоит цивилизованный характер человеческого общества, его: жизнедея­тельности и жизнестойкости. По этой причине закон, исходя из необхо­димости гармонии, сочетания различного. рода интересов, может устанавливать пределы тех или иных прав, конкретные их ограничения в определœенных ситуациях (в условиях, напри­мер, объявления военного или чрезвычайного положения). Од­нако такого рода установления должны иметь конституционную основу и четкое законодательное оформление.

Следует отметить, что Основной закон ФРГ позволяет огра­ничивать основные права отдельных лиц, которые злоупотреб­ляют свободой печати, свободой, преподавания, свободой со-браний , тайной переписки, собственйостью, правом убежища. Лишение указанных прав и его объем определяются Федеральным конституционным судом ФРГ. В России индивидуальное ограничение прав и свобод за злоупотребление ими в принципе возможно, но оно требует четкого законодательного регулирования такого индивидуального ограничения.

242 Глава 9. Принципы конституционного статуса личности

Гарантированность государственной защиты прав и свобод человека в Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.45 Конституции РФ гарантированная государственная защита прав и свобод человека и гражданина возведена в ранг конституционного принципа. Он является конкретизацией конституционной обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина, установленной ст.2 Конституции РФ.

В Российской Федерации, как и в любом другом демократическом государстве устанавливается система государственной зашиты прав и свобод граждан. В её осуществлении принимают участие всœе ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная; каждая из них- самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.

Защиту прав и свобод осуществляют и специализированные органы и учреждения —Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ , а также органы субъектов РФ, органы местного самоуправления в тех случаях, когда на них возлагается соответствующая обязанность на основании конституции (устава) и законов субъекта РФ.

Гарантированность судебной защиты прав и свобод человекаи гражданина РФ. В систему государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве входит судебная защита͵

В силу исключительной роли и значимости суда в защите прав и свобод личности Конституция РФ рассматривает гарантированность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в качестве специального, самостоятельного конституционного принципа, характеризующего взаимоотношения личности и правового государства (ч.1 ст.46 Конституции РФ).

Каждому индивиду, находящемуся на территории РФ, гарантируется судебная защита его прав и свобод в соответствии с положением ст.8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его базовых прав, предоставленных ему конституцией или законом». Речь в данном случае идет о судебной защите всœех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных как в Конституции РФ, так и в других законах РФ.

Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Рос-

§3.Специальные принципы конституционного статуса личности 243

сийской Федерации, в четком определœении их компетенции по защите прав и свобод граждан и других лиц, в установлении гарантий их самостоятельности, независимости , в определœении видов и способов судопроизводства (конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного), в обеспечении Каждому возможности обращения в суд за защи­той своих прав и свобод, обжалования судебных решений, ввозможности исправления судебной ошибки и т. п.

Судебная защита в Российской Федерации осуществляется всœеми судами, создание и функционирование которых предусмотрены Конституцией РФ и Законом «О судебной системе Российской Федерации»: федеральными судами (Конституционным Судом РФ, судами общей и арбитражной юрисдикции) и судами субъектов РФ (конституционными (уставными)' судами, мировыми судьями). В рамках указанного судоустройства воз­можно создание специализированных судов по разрешению специальных Категорий дел, к примеру административных судов.

В демократическом правовом государстве отношения лично­сти и власти регламентируются конституцией и законом. Поэтому Конституция РФ особое значение придает внимательно­му разрешению возникающих конфликтов между властью и личностью в судебном порядке., устанавливая в ч. 2 ст. 46 положение, согласно которому решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного само­управления, общественных объединœений и должностных лиц; бывают обжалованы в суд.

Исходя из действующего текущего (отраслевого) законода­тельства и практики его применения судами в контексте содер­жания ст. 4.6 Конституций РФ, объектами обжалования в судбывают:

— федеральные законы и законы субъектов РФ, другие нормативные акты федеральных .государственных органов и органов государственной власти субъектов. РФ в случаях нарушения ими прав и свобод граждан;

— правоприменительные акты органов публичной власти любого уровня, общественных объединœений и должностных лиц, нарушающих конкретные права и свободы граждан;

— неправомерные действия органов публичной власти любого уровня, общественных объединœений и должностных лиц;

— бездействие органов, публичной власти, общественных объединœений и должностных лиц вопреки требованиям закона или законно внесенным актам его применения (невыдача заработной платы, пособия, пенсии и т.п.)

244 Глава 9. Принципы конституционного статуса личности

Основания для обжалования указанных выше актов, решений и действий (бездействий) бывают различными: и прямое нарушение права или свободы, и создание препятствии для осуществления прав и свобод, и незаконное возложение обя­занности либо установление запрета͵ незаконное привлечение к юридической ответственности т. д.

Следует признать, что гражданин может обжаловать не толь­ко соответствующие акты, действия, решения общественных объединœений (партий, общественно-политических, культурных и иных общественных организаций, объединœений по интере­сам, но и объединœений коммерческого характера (акционер­ных обществ, товариществ, частных, смешанных, унитарных предприятий и др.).

Из содержания ч. 2 ст. 46 Конституций РФ вытекает, что возможно обжалование решений и действий правоохранитель­ных органов и их должностных лиц — прокуроров, следовате­лей, дознавателœей, сотрудников уголовно-исполнительных уч­реждений, Служб безопасности, таможенной службы и т. д. Са­ми сотрудники указанных органов могут обращаться в суд для защиты всœех своих прав и свобод без какого-либо исключения, б этих позиций идет постепенное очищение текущего (отрасле­вого законодательства от всякого рода ограничений и исклю­чений относительно возможности со стороны любого гражда­нина обжаловать в суд нарушения его прав и свобод. В этом процессе особую роль сыграл и играет Конституционный суд РФ, который признал неконституционными ряд положений законов, ограничивающих право граждан на судебное об­жалование. Вопрос о судебном обжаловании должен более полное отражение в законах, посвященных регулированию разнообразных общественных отношений, частниками кото­рых выступают граждане и другие лица.

Основания и порядок обжалования федеральных законов и законов субъектов РФ в случаях нарушения ими конституционных прав и свобод граждан предусмотрены Законом о Конституционном Суде РФ. Основания и порядок обжалования нормативных актов, действий и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления и

§3.Специальные принципы конституционного статуса личности 245

общественных объединœений и должностных лиц в порядке гражданского судопроизводства отрегулированы Законом РФ от 27 апреля 1993 ᴦ. № 4866- I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствие со ст. 3 указанного Закона не бывают объектом судебного обжалования в порядке гражданского судопроизводства: 1) действия (решения), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного суда РФ; 2) действия (решения) в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования (к примеру, по спорам, которые разрешаются в порядке арбитражного, уголовного судопроизводства). Особенности рассмотрения жалоб в конкретных видах судопроизводства не должны ограничивать само право гражданина обжаловать в суд решения и действия (бездействие), нарушающие его права и свободы.

Признание за каждым, находящимся под юрисдикцией РФ, права защищать свои права и свободы всœеми способами, не запрещенными законом. В соответствии со ст.46 Конституции РФ характер конституционного принципа приобретает установление, согласно которому индивид, самостоятельно или совместно с другими может защищать права и свободы всœеми способами, не запрещенными законом. Гражданин может обраться за защитой в общественные объединœения, ставящие перед собой задачу защиту прав и свобод человека (профсоюзы, правозащитные организации), СМИ и т.д.

Защите прав и свобод гражданина могут способствовать объединœения адвокатов, нотариальные конторы.

В защите политических прав и свобод граждане могут использовать митинги, шествия, демонстрации, пикеты, а социально-экономических, трудовых прав- и забастовки на основаниях и в порядке, определœенных законом.

Допускается самозащита прав и свобод без обращения к суду. ( ст.14 ГК РФ). Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Определœенные права и свободы граждан допускают специфические формы защиты со стороны их носителœей. Так, возможна защита личности либо прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причинœения посягающему вреда, если при том не было допущено превышения пределов крайне важной обороны, ᴛ.ᴇ. явного несоот-

246 Глава 9. Принципы конституционного статуса личности

Ветствия защиты характеру и опасности посягательства (ситуация крайне важной обороны).

Допускается устранение опасности, угрожающей личности или правам данного лица или других граждан, если опасность при этих обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами или причинœенный вред является менее значительным, чем вред предотвращаемый ( ситуация крайней крайне важности).

Защита жизни, здоровья, других благ человека может осуществлена с использованием оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 13 декабря 1996 ᴦ. № 150-ФЗ «Об оружии».

Гарантированное возмещение государством потерпевшему причинœенного ему вреда (ущерба). Гарантирование возмещения неправомерно нанесенного вреда потерпевшему конституционным принципом взаимоотношений личности и правового государства. На это указывает ряд положений Конституции РФ: согласно ст.42 каждый вправе на возмещение ущерба, причинœенного его здоровью или имуществу экологическим правона­рушением; ст. 52 провозглашает охрану законом прав потерпевшего от преступлений, в том числе права на компенсацию причинœенного ущерба; ст. 53 устанавливает, что каждый вправе на возмещение государством вреда, причинœенного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти иди их должностных лиц.

Основания, объем, порядок возмещения причинœенного вре­да потерпевшему закрепляются нормами текущего (отраслево­го)законодательства, прежде всœего ГК РФ. По действующему законодательству возмещению подлежит вред, причинœенный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложе­нием административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причинœенного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение ( денежную компенсацию) морального вреда, причинœенного человеку.

§3.Специальные принципы конституционного статуса личности 247

Признание международно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина. Согласно Конституции РФ внутригосударственные способы защиты дополняются международными способами защиты прав и свобод каждого лица, находящегося под юрисдикцией Российской Федерации. Конституция РФ в ч.3 ст. 46 предусматривает право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны всœе имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Важнейшим, межгосударственным органом европейского уровня является Европейский Суд по правам человека, который рассматривает и разрешает конкретные дела на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Предметом жалобы бывают только права, гарантируемые Конвенцией. Жа­лоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединœения лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные притензии.С января по май 2007 ᴦ. Европейским Судом было вынесено 44 решения по искам российских граждан.

Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указа­ний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о- принятии мер, имеющих юридические последствия.

Европейский Суд устанавливает факт нарушения государством Конвенции. Государство обязано выполнить решение Европейского суда, устранить ситуации и причины, её породившие, восстановить нарушенное право человека.

Подписав и ратифицировав Конвенцию о защите прав человека и базовых свобод, Россия в Законе о её ратификации от 30 марта 1998 ᴦ. № 54-фз признавала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и обязательный характер исполнения решений Европейского суда. Это означает, что в случае удовлетворения жалобы заявителя к Российской Федерации она обязана принять как меры индивидуального характера (к примеру, пересмотр судебного решения, вступившего в законную силу,

248 Глава 10- Конституционные основы гражданства РФ

компенсация морального и материального ущерба), так и меры общего характера (к примеру, пересмотр отдельных поло­жении национального законодательства, принятие специальных регламентирующих актов).

1. Для чего крайне важно установление принципов конституционного статуса личности?

2. Из каких принципов складывается система принципов конституционного статуса личности?

3. Назовите принципы, характерные для правового положе­ния личности в целом.

4. В каких источниках закрепляются специальные (частные) принципы конституционного статуса личности?

5. Что означает уважение достоинства личности?

6. Из каких элементов состоит принцип равенства всœех пе­ред законом и судом?

7. В каких пределах допускается осуществление прав и сво-бод человека И гражданина?

Глава 10. Конституционные основы гражданства Российской Федерации


Читайте также


  • - Вопросы для повторения и самостоятельной работы

    Глава 9. Принципы конституционного статуса личности принадлежности к определенной отрасли, без учета характера их деятельности, ограничивает право на забастовку значительно большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, указанных в ч. 3 ст. 55... [читать подробенее]


  • - Вопросы для повторения и самостоятельной работы

    1.Охарактеризуйте этапы становления российского федерализма. 2. Назовите правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам федеративного устройства. 3. Дайте характеристику федеративного устройства Россий­ской Федерации. 4. Раскройте конституционные принципы... [читать подробенее]