Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Вторая опора Европейского Союза.
просмотров - 97

Каковы задачи, функции и полномочия Европола? В чем проявляется его взаимодействие с национальными правоохранительными органами и Интерполом?

Европейское полицейское ведомство, или Европол (Europol) - орган ЕС, который осуществляет координацию и оказывает помощь деятельности полицейских служб государств-членов в сфере предотвращения и расследования тяжких преступлений, затрагивающих интересы двух и более стран.

Его статус первоначально был закреплен в специальной (дополнительной) конвенции между государствами-членами, подписанной в 1995 ᴦ. и вступившей в силу в 1998 ᴦ., - Конвенции "О создании Европейского полицейского ведомства" (краткое название: "Конвенция о Европоле"). В 2009 ᴦ. текст Конвенции был заменен одноименным нормативным актом Совета Европейского Союза: Решением Совета от 6 апреля 2009 ᴦ. "О создании Европейского полицейского ведомства (Европол)".

Сегодня деятельность Европола концентрируется в основном на информационной поддержке мероприятий по борьбе с преступностью путем сбора, передачи и обработки соответствующих данных. Для этого в государствах-членах созданы национальные отделы, отвечающие за контакты с Европолом, и каждое из них направляет в Европол своих офицеров по связи.

В соответствии с Решением о создании Европейского полицейского ведомства 2009 ᴦ. Европол также наделœен рядом важных дополнительных полномочий, в частности:

- правом откомандировывать своих сотрудников для участия в работе совместных следственных бригад, формируемых государствами-членами;

- правом направлять государствам-членам официальные запросы о возбуждении уголовных дел, а также о проведении и координации расследований по определœенным уголовным делам. В случае отказа государства-члены обязаны направлять Европолу мотивированный ответ.

Главным внутренним органом Европола служит Административный совет, состоящий из представителœей государств-членов (собирается не реже двух раз в год). Текущее управление осуществляет директор, назначаемый на четыре года Советом Европейского Союза.

В 2003 ᴦ. министры внутренних дел пяти крупнейших стран Европейского Союза (Великобритании, Германии, Испании, Италии, Франции) выступили с предложением усилить полномочия Европола, что может со временем привести к преобразованию его в правоохранительное учреждение, подобное Федеральному бюро расследований США.

В соответствии с Маастрихтским договором о Европейском союзе, который вступил в силу с 1 ноября 1993 ᴦ., были созданы три опоры ЕС. Формально договор создает новую структуру — Европейский союз и одновременно вносит изменения и дополнения в учредительные договоры (о ЕОУС, ЕЭС и Евратоме). В Маастрихтский договор помимо разделов об экономическом сотрудничестве включены разделы о внешней политике и правосудии, что означает формирование трех опор ЕС:

· Европейские сообщества

· Общая внешняя политика и политика в области безопасности (ОВПБ, ЕПБО)

· Общая политика в области внутренних дел и правосудия

В договоре также были установлены сроки создания «опор» ЕС -1 января 1999 ᴦ.

Согласно Лиссабонскому договору 2007 года эта сложная система была упразднена в 2009 году, был установлен единый статус Евросоюза как субъекта международного права (в подчинённом ЕС виде продолжает существовать Евратом).

В Маастрихтском договоре провозглашаются следующие принципы:

· защита общих ценностей в соответствии с Уставом ООН;

· усиление безопасности ЕС;

· сохранение мира и международной безопасности;

· повышение единоличной роли ЕС в определœении единой внешней политики;

· создание Подразделœения по планированию новой политики и раннему предупреждению с целью анализа международных событий и выработке решений;

· введение поста Верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

ОВПБ стала новым направлением деятельности ЕС, развивающим опыт «европейского политического сотрудничества» и предусматривающим согласование и осуществление странами ЕС совместных внешнеполитических действий на основе единогласно принятых решений.

Амстердамский договор (1997 года) реформировал ОВПБ с целью повышения эффективности ее функционирования. Были предусмотрены следующие институциональные новации: — «Общая Стратегия», возможность «конструктивного воздержания» от участия во внешнеполитических акциях, должность Верховного Представителя по ОВПБ и дополнительный аппарат внешнеполитического планирования в составе Генерального Секретариата Совета ЕС, а также положение о постепенном включении Западноевропейского союза и подчинённых ему органов в общую систему институтов ЕС.

Поворотным пунктом в решении вопроса об интеграции в ОВПБ стала встреча Ширака и Блэра в Сан-Мало в декабре 1998 ᴦ. Была сформулирована цель — обеспечить Евросоюзу военные возможности для выполнения так называемых «Петерсбергских миссий», которые включали проведение:

· гуманитарных и спасательных операций,

· миротворческих операций,

· принуждение к миру.

В июле 1999 ᴦ. на саммите ЕС в Кельне было принято решение о создании самостоятельной военной структуры ЕС. В декабре 1999 ᴦ. в Хельсинки установлена «главная цель» — создание 60 тыс. корпуса быстрого реагирования, который может быть развернут за 60 дней.

ОВПБ посвящен Раздел V Договора о ЕС (в ред. Лиисаб-го дог-ра)

Союз определяет и проводит общую политику и мероприятия, стремится обеспечить высокий уровень сотрудничества во всœех сферах международных отношений в целях:

а) защиты своих ценностей, основополагающих интересов, своей безопасности, независимости и целостности;

b) консолидации и поддержки демократии, правового государства, прав человека и принципов международного права;

с) сохранения мира, предотвращения конфликтов и укрепления международной безопасности в соответствии с целями и принципами Устава ООН, а также принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии, включая те, которые относятся к внешним границам;

d) поддержки устойчивого развития в экономическом, социальном и экологическом плане развивающихся стран, ставя основной целью искоренение бедности;

е) поощрения интеграции всœех стран в мировую экономику, в том числе за счет постепенной отмены препятствий международной торговле;

f) содействия выработке международных мер по сохранению и улучшению качества окружающей среды и надежному управлению мировыми природными ресурсами для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие;

g) оказания помощи населœению, странам и регионам, которые сталкиваются с катастрофами, вызываемыми природными факторами или человеком; и

h) развития международной системы, основанной на усиленном многостороннем сотрудничестве и хорошем глобальном управлении.

ОВПБ подчиняется специальным правилам и процедурам. Ее определяют и осуществляют Европейский совет и Совет, которые постановляют единогласно, если иное не предусмотрено Договорами. Принятие законодательных актов исключается.

Европейский совет устанавливает стратегические интересы Союза, фиксирует цели и определяет общие ориентиры в отношении общей внешней политики и политики безопасности, в том числе по вопросам, имеющим последствия в сфере обороны. Он принимает необходимые решения.

Совет ЕС разрабатывает ОВПБ и принимает решения, необходимые для определœения и осуществления этой политики, на основании общих ориентиров и стратегических направлений, установленных Европейским советом.

Совет и Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности заботятся об обеспечении целостного характера, последовательности и эффективности мероприятий Союза.

ОВПБ исполняют Верховный представитель и государства-члены с использованием национальных средств и средств Союза.

Общая политика безопасности и обороны включает в себя поступательную разработку общей оборонной политики Союза. Она приведет к общей обороне, как только Европейский совет, постановляя единогласно, решит об этом. В подобном случае Европейский совет рекомендует государствам-членам принять решение в данном направлении в соответствии с конституционными правилами каждого из них.

Политика Союза в значении настоящего отдела не затрагивает особого характера политики безопасности и обороны некоторых государств-членов, она уважает обязательства, вытекающие из Североатлантического договора для отдельных государств-членов, которые считают, что их общая оборона реализуется в рамках Организации Североатлантического договора (НАТО), и является совместимой с общей политикой безопасности и обороны, установленной в этих рамках.


Читайте также


  • - Вторая опора Европейского Союза.

    Каковы задачи, функции и полномочия Европола? В чем проявляется его взаимодействие с национальными правоохранительными органами и Интерполом? Европейское полицейское ведомство, или Европол (Europol) - орган ЕС, который осуществляет координацию и оказывает помощь... [читать подробенее]