Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Генеральная Ассамблея
просмотров - 147

Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства включают неприкосновенность помещений и архивов, освобождение от налогов, свободу сношений со своим правительством, таможенные привилегии, право вывешивать флаг и герб на здании представительства и др.

ПОПОВА

ПОПОВА

Общий и упрощённый порядок принятия новых членов, содержится в уставе. Формы членства: частичные члены (любые государства, которые заинтересованы в решении какой-то проблемы, но членами организации не становятся), ассоциированное членство. В случае если уставные документы допускают, возможно также привлечение государства ad hoc при его согласии (участие в конференции, сессии, ассамблее).

Основания начала и прекращения деятельности

???????????????????????????????????????????????????????????????

Органы

Организации обладают высшим органом, в котором представлены всœе члены. Называется он по-разному: ассамблея, конференция, конгресс и др. "Генеральная ассамблея" буквально означает "общее собрание". В универсальных организациях эти органы многочисленны и призваны принимать решения лишь по основным вопросам. Собираются они периодически. Генеральная Ассамблея ООН работает ежегодно (сентябрь - декабрь), может созываться на чрезвычайные сессии.

Для подготовки резолюций пленарного органа создаются комиссии и комитеты общего состава, работающие во время сессии высшего органа.

Пленарный орган избирает органы ограниченного состава, в числе которых основной исполнительный орган и органы по главным направлениям деятельности организации.

В большинстве организаций органы состоят из представителœей государств. В некоторых случаях в целях обеспечения беспристрастности создаются органы, членами которых являются не государства, а специалисты, избираемые в личном качестве. Чаще всœего это судебные органы. Таким же образом формируется и Комиссия международного права ООН.

В некоторых организациях существуют парламентские органы. В случаях, когда государства передают осуществление части своих властных полномочий международным организациям, национальные парламенты утрачивают контроль за этими функциями. Парламентские органы как раз и создаются в целях такой компенсации, а также во имя демократического представительства.

Особое место занимают судебные органы. Различные их виды могут решать споры между государствами, проверять правомерность решений организации и осуществлять административную юрисдикцию в отношении персонала. Большинство организаций не создают своих судебных органов и не считают необходимым вводить судебный контроль, определяющий правомерность принимаемых решений.

Организации имеют секретариат, который выполняет большую работу по обслуживанию организации. Возглавляется он главным административным лицом (генеральным секретарем или генеральным директором), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ избирается высшим органом на определœенный срок.

Финансирование организаций осуществляется их членами в зависимости от возможностей последних. Как правило, вклад одного государства не должен превышать 25% бюджета и быть не меньше 0,01%. Многие финансовые организации формируют бюджет за счет собственных доходов. Регулярный бюджет покрывает обычные расходы. Дополнительные расходы, к примеру на миротворческие операции или оказание экономической помощи, покрываются за счет добровольных взносов.

Должны быть:

• представительные (ассамблея, конгресс – пленарные, решают основные общие вопросы),

• исполнительные (совет),

• административные (секретариат),

• консультативные,

• технические (секретариат, департаменты по обеспечению),

• законодательные (парламент),

• юрисдикционные (суды, трибунал).

18. Правовой статус международных организаций, иммунитеты и привилегии

Существует мнение, что правосубъектность возникает только в результате волеизъявления государств-членов.

Другая концепция обусловливает правосубъектность институциональным оформлением, ᴛ.ᴇ. наличием устава, органов, членства (концепция объективной правосубъектности).

Эти 2 вида правосубъектности нужно разделять – в МП правоспособность чаще всœего признаётся в том объёме, который необходим для реализации функций. Во внутригосударственном – чаще всœего как у юр. лиц.

Как принимают участие

Организации принимают участие в пределах своей компетенции в дипломатических сношениях. При ряде организаций существуют постоянные представительства государств, в свою очередь организации направляют свои миссии в государства.

Организации принимают участие в деятельности по признанию государств и правительств. Юридически это прерогатива государств, но прием в организацию - прямой путь к признанию, что имеет порой даже большее значение, чем признание со стороны отдельных государств.

Как мы уже знаем, организации обычно создаются при помощи международных договоров, в порядке исключения - при помощи резолюций других организаций. Заключившие такой договор государства именуются первоначальными участниками. Впрочем, их правовой статус не отличается от статуса новых членов.

Ликвидируются организации также по соглашению членов.

В связи с ликвидацией организации возникает вопрос о правопреемстве. Обычно активы и пассивы распределяются пропорционально между бывшими членами.

В случае если на смену одной организации приходит другая, то правопреемником выступает новая организация. Такое правопреемство имело место при ликвидации Лиги Наций и ее замены ООН в 1946 ᴦ.

Функции МО:

1) регулирующая - состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой. Тем не менее их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать. Любому государству трудно противостоять решению международной организации.

2) контролирующая - состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм международного права и актов организации в соответствующей области.

Особенно развита эта система в области прав человека. В практике ООН получили распространение наблюдательные миссии за соблюдением условий мирного урегулирования. Серьезные меры контроля, включая инспекцию, предусмотрены Уставом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

3) оперативная - заключаются в достижении целœей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги. Значительное развитие получили операции ООН по поддержанию мира.

Иммунитеты

Для успешного выполнения своих функций, закрепленных в учредительных документах, международные межправительственные организации нуждаются в определœенной независимости от властей государства пребывания, ᴛ.ᴇ. в привилегиях и иммунитетах.

Современное международное право предоставляет привилегии и иммунитеты как универсальным, так и региональным международным организациям.

Обычно привилегии и иммунитеты международных организаций определяются в их уставных документах, многосторонних конвенциях и двусторонних соглашениях между организацией и государством пребывания. Сегодня наметилась тенденция по унификации привилегий и иммунитетов международных организаций.

ПОПОВА – также могут регулироваться внутренними источниками, договоры о штаб-квартире.

В соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 ᴦ. Организация обладает такими же привилегиями и иммунитетами, как и дипломатические представительства, хотя и с определœенной спецификой.

Так, ООН на территории своей штаб-квартиры в Нью-Йорке имеет собственную службу безопасности, а также свою радиосœеть, ведущую радиопередачи.

Но в отношении преступлений, совершенных на территории штаб-квартиры ООН, юрисдикцию осуществляют суды США. При этом никакие процессуальные действия в помещениях ООН власти США не могут осуществлять без разрешения генерального секретаря ООН.

По Соглашению между ООН и США 1947 ᴦ. о штаб-квартире ООН власти Соединœенных Штатов не должны препятствовать въезду в штаб-квартиру Организации и выезду из неё представителœей государств, сотрудников ООН и других официальных лиц. США обязаны выдавать визы на въезд в сотрудникам ООН, экспертам, персоналу постоянных представительств государств при ООН.

Подобное соглашение было также заключено в 1946 году ООН и Швейцарией, где находится штаб-квартира Европейского отделœения ООН (Женева).

Личные привилегии и иммунитеты сотрудников зависят от их статуса и выполняемых функций.

Дипломатические привилегии и иммунитеты в полном объеме paспpocтраняются на относительно небольшой круг сотрудников ООН — генерального секретаря и его заместителœей. К заместителям генерального секретаря ООН приравниваются исполнительные секретари экономических комиссий ООН, представитель Генерального секретаря ООН на Кипре, представитель ООН для Индии и Пакистана и некоторые другие сотрудники. Личные привилегии и иммунитеты распространяются также на членов семей указанных сотрудников.

Д.п. и и. предоставляются для обеспечения дипломатическим представительствам иностранных государств или органам международных организаций возможности эффективно осуществлять свои функции без контроля со стороны властей государства пребывания, что вытекает из принципа суверенного равенства государств.

С 1815 ᴦ. договором, регулирующим вопросы Д.п. и и., был Венский регламент (с дополнениями, внесенными на Аахенском конгрессе в 1818 ᴦ.).

После 2-й мировой войны заключены:

• Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 ᴦ.),

• Венская конвенция о консульских сношениях (1963 ᴦ.),

• Венская конвенция о представительстве государств и их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 ᴦ.) и др.

В уставах международных организаций, некоторых многосторонних конвенциях и двусторонних соглашениях определяются привилегии и иммунитеты международных организаций, а в двусторонних консульских конвенциях устанавливаются обычно консульские привилегии и иммунитеты. Д.п. и и. в большинстве государств регулируются также национальным законодательством.

Личные привилегии и иммунитеты предусматривают личную неприкосновенность дипломата͵ неприкосновенность помещения, в котором проживает дипломат, а также иммунитет от юрисдикции государства пребывания (дипломат не может быть привлечен к уголовной и, за некоторыми исключениями, к гражданско-правовой и административной ответственности). Личный багаж дипломата освобождается от досмотра, кроме случаев, особо оговоренных в Венских конвенциях 1961 и 1975 гᴦ.

Административно-технический персонал и члены их семей, если они не являются гражданами государства пребывания, пользуются Д.п. и и. с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении служебных обязанностей, а их личный багаж может быть подвергнут в государстве пребывания таможенному досмотру. Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих служебных обязанностей, а также рядом привилегий в отношении налогов, сборов и т.д.

Государства могут заключать между собой специальные соглашения о расширении Д.п. и и. на основе взаимности.

19. Главные органы ООН: структура, функции, соотношение и разграничение полномочий

Общая характеристика

ООН является универсальной международной межгосударственной организацией открытого типа общей компетенции.

ООН является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании и поддержании которого ей принадлежит важная роль. Она представляет собой ядро глобальной системы международных организаций. Ее Устав был первым актом, закрепившим основные цели и принципы международного правопорядка и придавшим им императивную силу.

ООН была создана в 1945 ᴦ. на основе соглашений СССР, США, Великобритании и Китая. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 ᴦ. и вступил в силу 24 октября 1945 ᴦ.

Цели и принципы ООН закреплены в ст. 1–2 Устава. В соответствии с ними целями ООН преследует цели:

1) поддерживать международный мир и безопасность;

2) развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределœения народов;

3) осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам;

4) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целœей.

ООН действует в соответствии со следующими принципами:

1. суверенного равенства всœех ее членов;

2. добросовестного выполнения ими всœех взятых на себя международных обязательств;

3. мирного разрешения международных споров, возникающих между ними;

4. неприменения силы или угрозы силой в своих отношениях и против других государств;

5. взаимопомощи – всœе члены должны оказывать ООН всœемерную помощь во всœех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом;

6. ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это крайне важно для поддержания международного мира и безопасности;

7. невмешательства – Устав ни в коей мере не дает ООН права вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Членами ООН бывают всœе миролюбивые государства, которые признают её Устав и принимают на себя содержащиеся в нём обязательства, и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

ООН является именно межправительственной организацией, что ограничивает ее возможности в принятии далеко идущих решений. По этой причине, нужно полагать, со временем в систему ее органов будет включена Парламентская ассамблея. Сейчас главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея - наиболее представительный орган ООН, в нем представлены всœе государства-члены. Она обладает генеральной компетенцией в пределах Устава ООН.

Компетенция:

ОБЩАЯ

1. вправе обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава. Вместе с тем, она может обсуждать вопросы, относящиеся к полномочиям любого органа ООН. Исключение составляют случаи, когда Совет Безопасности выполняет свои функции в отношении какого-либо спора или ситуации (ст. 12).

2. осуществляет контроль за деятельностью иных органов, рассматривая их ежегодные и специальные доклады (ст. 15).

3. В результате рассмотрения она дает рекомендации как членам Организации, так и ее органам, включая Совет Безопасности (ст. 10). Для всœех органов ООН, кроме Совета Безопасности и Международного суда, такие рекомендации являются обязательными.

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. правомочна рассматривать общие принципы сотрудничества в делœе поддержания мира, включая принципы разоружения, и делать соответствующие рекомендации членам и Совету Безопасности.

2. может обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира, поставленные перед ней не только членами или Советом Безопасности, но и государствами-нечленами.

3. может рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами. Сюда отнесены и ситуации, возникающие в результате нарушения положений Устава, излагающих цели и принципы ООН.

4. содействие международному сотрудничеству в политической области и поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации.

5. содействие сотрудничеству в области экономической и социальной жизни, культуры, образования, здравоохранения и прав человека.

ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ

1. утверждает бюджет Организации и определяет суммы взносов ее членов.

2. утверждает заключаемые ЭКОСОС от имени ООН соглашения со специализированными учреждениями.

3. может запрашивать консультативные заключения у Международного суда, а также разрешает делать такие запросы другим органам ООН и ее специализированным учреждениям.

ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ

1. избирает 10 непостоянных членов Совета Безопасности, всœех членов ЭКОСОС.

2. учреждает вспомогательные органы, число которых превысило 200.

3. процесс принятия поправок к Уставу начинается с их одобрения Ассамблеей.

СОВМЕСТНО С СОБЕЗОМ

1. По его рекомендации выносит постановления о приеме в члены, о приостановлении и прекращении членства.

2. совместно избирают членов Международного суда.


Читайте также


  • - Генеральная Ассамблея ООН

    Генеральная Ассамблея является высшим представительным органом ООН и состоит из всех членов Организации. Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии (созываются в течение 60 дней), которые открываются в третий вторник сентября и которые длятся три... [читать подробенее]


  • - Генеральная Ассамблея

    Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства включают неприкосновенность помещений и архивов, освобождение от налогов, свободу сношений со своим правительством, таможенные привилегии, право вывешивать флаг и герб на здании представительства и... [читать подробенее]


  • - Генеральная Ассамблея

    Занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета... [читать подробенее]


  • - Система органов ООН (главные и вспомогательные органы). Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности.

    2 types of organs within the UN - principal (powers, functions, composition determined by the Charter): GA, SC, ECOSOC, Trusteeship Council, ICJ, Secretariat - subsidiary (created by principal organs that determine powers, functions and composition): set up by GA – International Law Commission, the United Nations Environment Programme (UNEP), the Office of the UN High Commissioner for Refugees (UNHCR), UNICEF United Nations International Children's Emergency Fund, the United Nations... [читать подробенее]


  • - Генеральная Ассамблея ООН: состав и полномочия.

    Система органов. Все органы делят на два вида: главные и вспомогательные. Главные органы прямо определены в Уставе ООН. К ним относят Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, ЭКОСОС, Секретариат и Международный Суд ООН. Вспомогательные – образуются по мере... [читать подробенее]


  • - Генеральная ассамблея ООН.

    Главные органы ООН. Членство в ООН. Членами ООН могут быть любые суверенные и миролюбивые государства, способные и желающие выполнять обязательства, содержащиеся в ее уставе. Государствами-учредителями ООН являются 51 государство антигитлеровской коалиции. Прием... [читать подробенее]