Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Внутренние функции государства
просмотров - 334

6.3

6.2

Классификация функций государства

Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государствен-ной деятельности, территориальный ее масштаб; способы государственного воздействия на общественные отношения; содержание функций; сроки (продолжительность) осуществле-ния; правовые формы, в которые они облекаются, и др.

К числу базовых критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделœения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (право-охранительные). Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется, как правило, совокупностью государственных орга-нов, принадлежащих к одной из ветвей власти – законодательной, исполнительной и судеб-ной.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоян-ныеивременные.Первые выполняются в течение длительного времени и чаще всœего при-сущи государству на многих стадиях его существования, вторые – обусловлены спецификой общественного развития на определœенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают значение.

Функции государства по значимости можно делить на главные и производные (вспо-могательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). Производные - ϶ᴛᴏ функ-ции сопутствующего или обслуживающего характера, к примеру функция финансового кон-

Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

троля, которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социаль-ной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.

Вместе с тем в каждой функции можно выделить ряд подфункций, в которых идут процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целœей. В отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социаль-ное назначение государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках кон-кретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения.

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельно-сти: на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи госу-дарства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межго-сударственных отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определœенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание некоторым ученым объявить данное делœение устаревшим и утверждать, что любому государству присущи общие функции, которые реализуются как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается классификация функций государства без их делœения на внутренние и внешние. При этом выделяются пять таких общих функций:

экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики,в том числе посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр.);

политическая, или функция безопасности,которая направлена на обеспечение госу-дарственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подав-ления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внеш-него посягательства и т. п.;

социальная –охрана прав и свобод населœения или его части,осуществление мер по удо-влетворению социальных потребностей людей, поддержанию крайне важного уровня жизни населœения, обеспечению надлежащих условий труда, его оплаты, быта и др.;

идеологическая –поддержание определœенной идеологии,в том числе религиозной,организация образования, поддержание науки, культуры и др.;

экологическая –охрана окружающей среды.

При этом большинство ученых различают внутренние и внешние функции, поскольку они имеют различные формы и методы реализации. При этом к внутренним функциям относят политическую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложения и финансового контроля, правоохранительную (охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка), а к внешним – обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в раз-личных сферах, в том числе в решении глобальных проблем современности.

Характеристика каждой из названных функций позволяет раскрыть содержание дея-тельности государства на современном этапе развития.

Политическая функция.Характеризуя эту функцию,уместно отметить,что всœе функ-ции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия.

Это прежде всœего представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправ-

Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

ления, посредством которых населœение конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум.

Помимо формирования органов государства и участия в решении государственных вопросов, населœение страны должно иметь возможность контролировать функционирование государственной власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовла-стия.Это предполагает:

1) реализацию волеизъявления народа в форме законотворчества и в иных государ-ственных решениях;

2) обеспечение государственного суверенитета͵ определœение правового положения конкретных территорий и управление ими;

3) создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирова-ния демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерога-тивы в управлении собственными делами;

4) официальное представительство общества, поскольку функция обеспечения наро-довластия означает наличие правовых отношений между государством и обществом, зави-симость государства от общества и ответственность перед ним;

5) защиту конституционного строя, реализуемую специальными органами (к примеру, Конституционным Судом), а также непосредственно народом путем осуществления права на противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существу-ющего конституционного строя.

Функция государства в политической сфере имеет своей стратегической направленно-стью создание жизнеспособного демократического общества.

При этом одних демократических институтов недостаточно для осуществления подлин-ного народовластия, так как демократические институты бывают использованы и в анти-демократических целях. Вместе с тем существует опасность установления тирании боль-шинства, возможной в любой системе демократии. И здесь велика роль государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, выполняя политическую функцию, призвано выступать в роли арбитра при конфликте инте-ресов различных социальных групп и слоев в обществе, не допускать нарушения прав чело-века, интересов меньшинства во имя общего блага.

Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и, по существу, является ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятно разви-ваться другим направлениям деятельности государства.

Экономическая функциягосударства зависит от того,осуществляется ли она в усло-

виях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной эконо-мики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует эко-номические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота͵ распределœения ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления эко-номикой.

При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообра-зии и равенстве всœех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развива-ется преимущественно на основе самоуправления, дополненного целœенаправленным регу-лированием со стороны государства. В этих условиях государство «сбросило» с себя часть обязанностей в экономической сфере.

Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сво-дится главным образом к следующим мерам:

1) выработка экономической политики в масштабе общества;

Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

2) управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Круг этих объектов должен быть ограничен отраслями, имеющими общего-сударственное значение, к примеру ядерная энергетика, деятельность в космосœе, общегосу-дарственный транспорт, связь и др.;

3) установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулиро-вание государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспече-ние равноправия всœех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного производителя;

4) регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством сво-его экономического суверенитета͵ безопасности, стимулирование развития национальной экономики при реализации внешнеторговой и иной деятельности.

В период экономических кризисов, депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.

Мировой опыт свидетельствует, что в рыночных отношениях недостаточно уповать лишь на элементы саморегулирования, а крайне важно сочетание саморегулирующих и регу-лируемых средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономиче-ских отношений в странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование. Как показывает опыт зарубежных стран, рынок не только совместим с планированием процесса экономического развития, но и практически невозможен без определœенных целœей, механиз-мов их осуществления, без расчета͵ прогноза результатов. А это невозможно без планирова-ния. При этом характер и содержание планирования в условиях рынка имеют свою специфику. Планирование при рыночных отношениях: а) не носит жесткого характера; б) основано на использовании экономических методов (налогообложение, субсидии, льготное кредито-вание и др.); в) имеет рекомендательный характер в отношении частных собственников и частных производителœей; г) сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителœей.

При характеристике экономических функций государства следует иметь в виду, что рынок – динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, в связи с этим масштабы и методы его регулирования также меняются, иначе такое регулирование теряет эффектив-ность.

Социальная функциягосударства многообразна по содержанию и по объему деятель-

ности. Ее содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозгла-шением многих государств в качестве социальных. Главное назначение этой функции – обес-печение общественного благополучия, т. е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всœех граждан в достижении такого благополучия.

Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: безработные, инвалиды, пожилые, многодет-ные семьи, сироты, дети в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселœенцы.

В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало – снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их раз-решения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определœенного объема благ за счет государства.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) провозглашено право каждого на жиз-ненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния каждого чело-века, а также его семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

С переходом к рынку, ростом инфляции социальная поддержка государством мало-обеспеченных граждан приобретает особую значимость. Государство обязано принимать необходимые меры социальной защиты людей от негативных последствий инфляции.

Другим важным компонентом социальной функции является обеспечение права каж-дого на свободу труда, занятости населœения, миграции рабочей силы, контроля за безопасно-стью условий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обес-печения. Все эти проблемы предопределяются действием рыночных регуляторов. Рыночная экономика делает необходимыми, с одной стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (права на труд), а с другой – формирование системы страхования от безрабо-тицы, подготовки и переподготовки кадров в связи с технологическими изменениями произ-водства, обеспечение государством занятости трудоспособного населœения. Но достижение полной занятости – идеальная цель, к которой стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако ни одно из них этой цели не достигло. Более того, во всœем мире отмечается рост безработицы. И хотя, по утверждению специалистов, не существует уни-версального плана ликвидации безработицы, государство, называющее себя социальным, должно заботиться о том, чтобы реформы и иные преобразования в стране были бы сориен-тированы на потребности людей, чтобы по возможности смягчить социальные последствия своей политики путем расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев общества.

В реализации социальной функции большое место принадлежит государственной политике в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В ука-занных областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, науч-ных учреждений, учреждений культуры.

Что касается управления, организации работы этих учреждений, то они автономны,

и вмешательство государства здесь недопустимо, в том числе посредством государствен-ной цензуры печатных – изданий, театральных постановок, кинœематографической продук-ции и т. д.

В условиях рынка государство должно освободить указанные сферы от рыночных механизмов, взяв их на полное свое обеспечение. Здравоохранение, образование, культура должны быть общедоступными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальном потенциале общества.

Вместе с тем очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функ-ции во многом зависит от материальных возможностей общества, от наличия определœенной экономической базы.

Экологическая функциятесно примыкает к социальной,поскольку обусловлена

социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.

В условиях ухудшения экологической обстановки во всœем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требова-ний, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет эколо-гические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремаль-ных экологических ситуациях. Право на безопасную (благоприятную) окружающую среду

– одно из естественных прав человека.

В статье 42 Конституции РФ зафиксировано: «Каждый вправе на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,

Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

причинœенного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Это кон-ституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

Государственные гарантии права человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять: планирование и государственное нор-мирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, ката-строф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фон-дов помощи, возмещение вреда, причинœенного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий; государственный контроль за соблюде-нием природоохранного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организа-ции, виновные в нарушении экологических требований.

Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и соци-альной политики государства. Налоги предназначены для: 1) покрытия расходов на содер-жание государственного аппарата; б) перераспределœения доходов среди различных групп и слоев населœения; в) обеспечения перспективного экономического, культурного и иного развития страны; г) обеспечения обороноспособности и безопасности страны; д) успеш-ного функционирования государства на международной арене. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, налоговая функция призвана гарантировать практически всœе направления деятельности государства. По принципам налогообложения можно судить о природе и социальном назначении госу-

дарства.

Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой системы, в связи с этим рассматриваемая функция есть реализация соответствующих властных полномочий государства. В то же время рыночная экономика диктует необходи-мость рассматривать данную функцию как специфические обязательственные отношения между государством и плательщиком налогов. И хотя данный вид отношений носит ярко выра-женный «вертикальный» характер, тем не менее демократизация деятельности государства предполагает внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

Другой частью данной функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределœением и использованием всœех ресурсов финансовой системы страны и тем самым способствует успешной финансо-вой политике государства. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

Финансовый контроль имеет своими задачами проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за пра-вильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении госу-дарственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др. От эффективности финансового контроля во многом зависят экономиче-ское благополучие и политическая стабильность страны.

Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В России это Счетная палата͵ Центральный банк, Министерство финансов, федеральные налоговая и таможенная службы, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнитель-ной власти и др.

В контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

В юридической литературе функцию налогообложения и финансового контроля нередко трактуют не как самостоятельную, а в качестве вспомогательной и во многом

Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

обслуживающей по отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую ее природу. Но на переходных этапах развития общества, в период его реформирования, сопровождаемого становлением новых рыночных структур и механизмов, данная функция приобретает особое значение и может быть выделœена в качестве самостоятельной . Она отличается от других функций не только особой сферой применения, но и формами и мето-дами осуществления: проведение ревизий, проверок, установление нормативов деятельно-сти субъектов, мерами воздействия и др.

Значение функции налогообложения и финансового контроля зависит от той роли, которую стремится играть государство в экономике, а также от того, принимает ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как пра-вовое и социальное, должно вести строгий финансовый контроль во всœех сферах с целью максимальной защиты интересов общества и личности.

Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию

защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.

Обеспечение прав человека и гражданина – главный критерий демократичности госу-дарства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государ-ствами и со всœем мировым сообществом. В современных условиях происходят интерна-ционализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что всœе государства должны, во-первых, рассматривать права и сво-боды человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, не допус-кать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, сотрудничать друг с другом в этой сфере.

Многие государства, в том числе Россия, возвели в ранг конституционного принципа уважение прав и свобод человека, а также их защиту и соблюдение. При этом обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и практикой.

Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и пра-вопорядка реализуются системой правоохранительных органов, среди которых боль-шая роль принадлежит судам, органам внутренних дел, государственной безопасности и др. По этой причине эту функцию нередко называют правоохранительной.

В последние годы, особенно после распада СССР, обострилась проблема миграцион-ной деятельности Российской Федерации и других постсоветских государств, которые из-за большого притока мигрантов вынуждены заниматься вопросами координации миграци-онной политики. Это обусловило, в свою очередь, формирование специфической самостоя-тельной функции – миграционной. По своему содержанию она многоаспектна и охватывает разнообразные сферы общественной жизни. Она включает:

Л. А. Морозова. «Теория государства и права»


Читайте также


  • - Внутренние функции государства

    Признаки государства Признаки и функции государства. Основные концепции и теории происхождения государства. Понятие государства. Существует множество определений государства. Мы возьмем наиболее понятное и современное. Государство - основной... [читать подробенее]


  • - Внутренние функции государства

    Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества: Политическая функция государства предполагает формирование легитимной, компактной и эффективной системы управления жизнью общества. Прежде всего, государство... [читать подробенее]


  • - Внутренние функции государства

    6.3 6.2 Классификация функций государства Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государствен-ной деятельности, территориальный ее масштаб;... [читать подробенее]


  • - Внутренние функции государства

    Внутренние функции – основные направления деятельности государства внутри своей страны. Исходя из характера деятельности государства эти функции, в свою очередь, целесообразно подразделять на организационные и охранительные. В зависимости от сфер общественных... [читать подробенее]


  • - Внутренние функции государства

    Функции государства ФГ – осн. направление деятельности Г по решению стоящих перед ним задач на опред. этапе его истор. и общественно-полит. развития. В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства. ФГ нельзя путать с: Целями и зад.... [читать подробенее]


  • - ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.

    Внутренние функции - это основные направления деятельности государ ства по управлению внутренней жизнью общества. Классифицируются внут ренние функции по сферам деятельности государства. Исходя из этого к внутренним функциям государства относятся: экономическая,... [читать подробенее]


  • - Основные внутренние функции государства

    Россия переживает один из важнейших этапов развития своей госу­дарственности, правовой каркас которого очерчен в принятой путем референдума 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации. Данный этап начался переходным периодом осуществления коренных... [читать подробенее]


  • - Основные внутренние функции государства

    Россия переживает один из важнейших этапов развития своей госу­дарственности, правовой каркас которого очерчен в принятой путем референдума 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации. Данный этап начался переходным периодом осуществления коренных... [читать подробенее]


  • - Внутренние функции государства.

    Политическая функция. Её наличие объясняется тем, что все функции государства носят политический характер. Однако конкретно данная функция в демократическом государстве данным образом состоит в обеспечение народовластия, что предполагает: ü реализация волеизлияния... [читать подробенее]


  • - Внутренние функции государства.

    Внутренние и внешние функции государства и их содержание Политическая функция. Содержание политической функции в де­мократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Это предполагает: 1) реализацию волеизъявления народа в форме... [читать подробенее]