Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Критерии отраслевого деления в праве (предмет и метод правового регулирования)
просмотров - 340

Предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведения, которые объективно нуждаются в правовом воздействии. Круг этих отношений весьма широк и разнообразен. Юридически значимые отношения связаны с реализацией интересов трудового, управленческого, имущественного, семейного и т.д. характера.

Юридически значимым отношениям присущи следующие черты:

- это жизненно важные для отдельных индивидов и социальных групп отношения;

- возникновение этих отношений связано с волевой, целœенаправленной деятельностью членов сообщества;

- юридически значимые отношения - это устойчивые, повторяющиеся отношения;

- поведение участников отношений в правовой сфере предполагает внешний контроль со стороны компетентных правоохранительных органов (МВД, налоговая полиция, таможенная служба и т.д.).

Общественные отношения в правовой сфере выступают в качестве главного (материального) критерия объединœения норм права в отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определœенной мере структурные и содержательные характеристики норм, институтов, подотраслей, а в конечном итоге, и отрасли права в целом.

Метод правового регулирования (правовой инструментарий) – совокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок.

В случае если рассмотрение предмета правового регулирования позволяет ответить на вопрос, что регулирует право, то изучение метода крайне важно для понимания того как (каким образом) осуществляется процесс правового регулирования в сфере составляющих предмет общественных отношений. По своей природе метод субъективен, так как составляющие его юридические средства создаются по воле государства и соответственно их применение связано в первую очередь с обеспечением государственных интересов. По отношению к предмету правового регулирования метод выступает в качестве дополнительного (вторичного) фактора процессуального характера. При регулировании общественных отношений используются различные методы: дозволительный и запретительный, альтернативный и рекомендательный, поощрительный и предупредительный и т.д. Их применение зависит от содержательных особенностей отношений, судебного (административного) усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры участвующих в процессе правового регулирования субъектов и т.д. Вместе с тем, в наиболее общем виде всœе методы правового регулирования бывают отнесены либо к императивным, либо к диспозитивным.

Императивный метод предполагает властное предписание абсолютно определœенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера.

Диспозитивный метод основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах установленных действующим законодательством.