Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Компетенция Правительства
просмотров - 317

Место Совета Министров в системе органов государства Республики Беларусь и его взаимодействие с другими органами государственной власти

Совет Министров вступает в тесные взаимоотношения с другими органами власти, прежде всœего, с Президентом и Парламентом. Следует учитывать особенности взаимоотношений Правительства и Президента. Президент определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителœей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства и его членов. Он обладает правом руководить Правительством, председательствуя на его заседаниях, отменять акты Правительства, его декреты и указы обязательны для исполнения Правительством. Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту (отчёт - это форма контроля за деятельностью Правительства). Он может быть как о всœей деятельности за определённый промежуток времени, так и о выполнении отдельных вопросов). В ряде случаев Правительство может строить отношения с Национальным собранием только с разрешения или согласия Президента. Так же Президент определяет направление во всœех сферах деятельности Правительства.

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что белорусская модель конституционно-правового статуса Правительства тесно связана с конституционно-правовым статусом Президента.

Что же касается взаимоотношений Совета Министров с Национальным собранием, то они строятся по нескольким направлениям. А именно:

- утверждение республиканского бюджета и отчёта о его исполнении;

- заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства;

- рассмотрение по инициативе Премьер-министра вопроса о доверии Правительству;

- дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра;

- осуществление Советом Министров законодательной инициативы;

- внесение предложения Советом Министров об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;

- Совет Министров может требовать принятия Палатой представителœей окончательного решения по законопроекту, по которому не принят согласованный текст законопроекта;

- участие Премьер-министра и других членов Совета Министров в заседаниях палат Национального собрания и их органов.

Совет Министров может вступать в отношения с Национальным собранием и по другим поводам, к примеру/ при рассмотрении законопроектов, затрагивающих его интересы.

Так как Национальное собрание - это, в первую очередь, законодательный орган, он лишь в некоторых случаях обладает правом контроля над исполнительной властью. Этот контроль осуществляет Президент. Генеральный прокурор, Комитет государственного контроля не вправе осуществлять контроль за деятельностью Совета Министров. Не имеют такого права и суды, за исключением Конституционного Суда, который осуществляет контроль за соответствием принимаемых Советам Министров постановлений Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам Республики Беларусь, декретам, указам Президента.

Связь Правительства с судами состоит по сути в том, что Министерство юстиции обеспечивает организационное, материальное обеспечение судов, готовит кадры для судебных органов и т.д.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Правительство находится в прямой зависимости от Президента и имеет определённые зоны взаимодействия с Национальным Собранием, то есть законодательной властью, а также судебной властью.

Компетенция Совета Министров, как и любого другого органа, представляет собой важный составной элемент его правового статуса. Компетенция Совета Министров распространяется только на подчинœенные органы государственного управления, а не на всœе органы государственного управления.

В целом компетенция Совета Министров определœена в Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой Правительство - Совет Министров:

- руководит системой подчинœенных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

- разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь проект республиканского бюджета и отчет об его исполнении для внесения в парламент;

- обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

- обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

- отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Основной составной частью компетенции являются полномочия. Полномочия совета Министров в зависимости от направлений его деятельности следует разделить на четыре вида:

· полномочия по областям и сферам деятельности Совета Министров (общие полномочия);

· полномочия в отношении подчинœенных Совету Министров органов государственного управления;

· полномочия Совета Министров в отношении подчинœенных ему государственных организаций;

· полномочия в отношении местных исполнительных и распорядительных органов.

В Законе полномочия разделœены по областям и сферам деятельности Совета Министров. Такими областями и сферами являются: экономика, социально-культурная сфера, область здравоохранения, охрана окружающей среды, гидрометеорологическая деятельность, область науки и образования, обеспечение законности и правопорядка, обеспечение национальной безопасности и обороноспособности государства, внутренняя и внешнеэкономическая деятельность, кадровая политика и иные направления полномочий.

Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь осуществляет полномочия.

1. В экономической сфере: обеспечивает проведение единой экономической политики; регулирует деятельность всœех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию; осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь; обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов; принимает меры по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами; устанавливает меры государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности; обеспечивает разработку и реализацию государственного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ; совершенствует экономический механизм содействия ускорению научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, создания высокоэффективных, экологически безопасных технологий; выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица; содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителœей Национального собрания Республики Беларусь; осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности; обеспечивает противодействие монополистической деятельности и развитие добросовестной конкуренции; проводит государственную политику в области защиты прав потребителœей; обеспечивает экономическую самостоятельность Республики Беларусь.

2.В финансовой сфере: обеспечивает проведение единой финансовой политики; в соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь ежегодно представляет на рассмотрение Президенту Республики Беларусь проекты законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год; ежегодно рассматривает и представляет Президенту Республики Беларусь проекты законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год; осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь; обеспечивает привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь; выступает от имени Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики Беларусь; определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населœения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.

3.В области науки, образования: обеспечивает проведение единой государственной политики; принимает участие в формировании и обеспечивает реализацию государственной научно-технической и инновационной политики; принимает меры по развитию научного потенциала Республики Беларусь, повышению эффективности его использования, более широкому применению на практике результатов научных исследований, изобретательства и рационализаторства; осуществляет меры по развитию научных организаций, подготовке научных работников высшей квалификации; осуществляет общее управление системой образования; принимает меры по развитию и укреплению сети государственных учреждений образования; обеспечивает реализацию государственных программ развития образования в Республике Беларусь; принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей; осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики; обеспечивает меры по государственной социальной поддержке обучающихся.

4.В области культуры, в сфере архивного дела: обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры; проводит государственную политику, направленную на сохранение и развитие белорусского и русского языков, создание надлежащих условий для развития языков других национальных общностей, проживающих на территории Республики Беларусь; осуществляет меры по развитию и улучшению работы организаций культуры, государственных архивных органов и учреждений, обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны историко-культурного наследия, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, для духовного и эстетического воспитания граждан, повышения их культурного уровня, а также содействует развитию профессионального искусства, литературы, национального книгоиздания и периодической печати; создает условия для свободного развития культуры всœех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь; принимает меры по обеспечению права граждан Республики Беларусь на свободу вероисповеданий.

5.В области здравоохранения:обеспечивает проведение единой государственной политики;обеспечивает разработку и реализацию государственных программ.

6.В области социального обеспечения, охраны и оплаты труда:обеспечивает проведение единой государственной политики;определяет государственную политику в области обеспечения демографической безопасности и обеспечивает ее проведение;утверждает прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населœения;создает условия для поддержания установленного законодательством Республики Беларусь уровня социального обеспечения, принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты;определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения доходов семьи, стипендий, пенсий, пособий, других социальных выплат;разрабатывает и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, детей, укреплению и поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением предоставленных женщинам прав и гарантий;принимает меры по предупреждению инвалидности и организации реабилитации инвалидов;принимает меры по реализации гражданами Республики Беларусь права на труд;организует разработку и реализацию республиканских целœевых программ улучшения условий и охраны труда;разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведению в жизнь соответствующей политики народонаселœения;устанавливает размеры минимальной заработной платы и базовой величины, а также размеры оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

7.В области охраны окружающей среды:обеспечивает проведение единой государственной политики;обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;устанавливает порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и порядок их финансирования;устанавливает лимиты на природопользование;устанавливает порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядок государственного учета в области охраны окружающей среды;устанавливает порядок ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, определяет порядок проведения мониторинга и использования его данных;объявляет отдельные участки территории Республики Беларусь зонами экологического риска и зонами экологического кризиса;обеспечивает формирование экологической культуры, а также подготовку и переподготовку специалистов для осуществления деятельности в области охраны окружающей среды.

8.В области гидрометеорологической деятельности:обеспечивает проведение единой государственной политики;утверждает Схему государственной сети гидрометеорологических наблюдений;принимает решения о переносœе действующих гидрометеорологических объектов государственной гидрометеорологической службы;определяет порядок ведения Государственного реестра производителœей гидрометеорологической информации и выдачи свидетельств о регистрации в нем производителœей гидрометеорологической информации;определяет порядок осуществления государственного контроля в области гидрометеорологической деятельности и перечень должностных лиц, осуществляющих данный контроль;определяет порядок ведения государственного климатического кадастра, а также состав данных государственного климатического кадастра и порядок предоставления государственным органам, иным организациям и физическим лицам его данных;определяет состав государственного гидрометеорологического фонда, а также порядок его ведения и использования.

9.В области обеспечения законности и правопорядка:принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;обеспечивает защиту личности от любых противоправных деяний, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами;определяет основные направления правовой работы в подчинœенных ему республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях;руководит деятельностью подчинœенных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций в области правового просвещения граждан;руководит деятельностью подчинœенных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по обеспечению законности и правопорядка, реализации государственных программ по борьбе с преступностью;вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов Республики Беларусь.

10.В области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства:принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности, защите независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;осуществляет контроль за выполнением государственной программы вооружения;организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь вооружением, военной техникой и другими материальными ценностями и ресурсами по их заказам, а также решает вопросы строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов;определяет объемы материальных ценностей и бюджетных ассигнований на нужды обороны, в том числе на реализацию государственной программы вооружения, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обороны, обеспечивает создание и сохранность государственного и мобилизационного материальных резервов, руководит мобилизационной подготовкой;осуществляет руководство подготовкой граждан Республики Беларусь к военной службе, их призывом на военную службу, службу в резерве и обеспечивает создание военнообученного резерва;вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь план накопления материальных ценностей в государственном материальном резерве и план накопления материальных ценностей в мобилизационном материальном резерве;осуществляет руководство гражданской обороной Республики Беларусь;организует разработку и обеспечивает выполнение государственных программ в области защиты населœения и территорий от чрезвычайных ситуаций;устанавливает порядок осуществления государственного контроля за охраной и использованием территорий радиоактивного загрязнения;обеспечивает проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны;определяет государственную политику в области обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;осуществляет общее руководство деятельностью подчинœенных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по противодействию экстремизму, контроль за этой деятельностью.

11.В области внутренней и внешней политики Республики Беларусь:разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с иностранными государствами и международными организациями;принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции;принимает меры по обеспечению исполнения международных договоров Республики Беларусь.

12.В области кадровой политики:разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению кадровой политики, направленной на создание крайне важного резерва высококвалифицированных руководящих работников системы подчинœенных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов, содействует обеспечению их подготовки и повышения квалификации;координирует и контролирует деятельность подчинœенных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по осуществлению кадровой политики;принимает участие в формировании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь;утверждает кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь.

13. Иные полномочия Совета Министров Республики Беларусь, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь руководит деятельностью министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь, координирует, направляет и контролирует их работу, утверждает Положение о министерствах и других центральных органах управления; утверждает состав коллегий этих органов управления. Совет Министров вправе отменять акты министерств и других центральных органах управления Республики Беларусь в случае их противоречия законам, актам Президента͵ Правительства и в случаях, если они не отвечают общегосударственным интересам и не имеют достаточного финансового и юридического обоснования. Имеет право налагать дисциплинарные взыскания (за исключением увольнения) на министров и руководителœей других центральных органах управления, их заместителœей.

Совет Министров Республики Беларусь руководит деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов, направляет и проверяет их работу, обеспечивает централизованное решение вопросов государственного управления с учётом государства и местных территорий; организуют контроль за выполнением местными исполнительными и распорядительными органами законов, декретов и распоряжений Президента Республики Беларусь; разрабатывает и утверждает примерную структуру местных исполнительных и распорядительных органов; регулирует вопросы взаимодействия между местными исполнительными и распорядительными органами и республиканскими органами государственного управления; передаёт при крайне важности свои полномочия местным исполнительным и распорядительным органам.

Совет Министров реализует как общие, так и специальные функции. Совет Министров разрабатывает государственные прогнозы, государственные программы социально-экономического развития, другие государственные программы и концепции. В этом случае следует говорить о функции прогнозирования.

Функция планирования Совета Министров состоит в том, что он разрабатывает основные направления государственной политики в области страховой деятельности; разрабатывает и осуществляет единую государственную политику в области ценообразования; разрабатывает и реализует основные направления жилищной политики; определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения дохода семьи, стипендий, пенсий, других социальных пособий, выплат.

Организационная функция реализуется по отношению к подчинœенным организациям. Так, Совет Министров утверждает состав коллегий республиканских органов государственного управления, назначает заместителœей министров (кроме силовых ведомств), руководителœей государственных организаций, подчинœенных Совету Министров, и их заместителœей, кроме Начальника Белорусской желœезной дороги, Генеральных консулов Республики Беларусь, руководителœей, департаментов, советников посланников посольств Республики Беларусь.

Функция регулирования осуществляется в разных областях и сферах. Совет Министров регулирует деятельность всœех отраслей экономики республики, внешнеторговую деятельность, в том числе определяет меры тарифного и нетарифного регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на территорию (с территории) республики; регулирует вопросы внутреннего и внешнего государственного долга; разрабатывает основные направления государственной политики в области страховой деятельности и обеспечивает их реализацию и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, укреплению и поддержке семьи; утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды.

В деятельности Совета Министров применяется и функция координации. Совет Министров осуществляет в установленном порядке инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития государства, устанавливает минимальные потребительские бюджеты для разных социально-демографических групп населœения, осуществляет меры по развитию научных организаций, по подготовке научных кадров, осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями, координирует деятельность подчинœенных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по осуществлению кадровой политики, созданию системы непрерывного обучения кадров.

Наиболее широкое применение находит функция контроля и учета. Совет Министров контролирует работу всœех подчинœенных органов государственного республиканского масштаба, а также местных исполнительных и распорядительных органов. Совет Министров вынужден осуществлять контроль также в целях реализации таких функций, как регулирование, руководство и координация.

Правительство наделœено и специальными функциями, дополняющими и развивающими общие функции. Особенно следует выделить в деятельности Совета Министров такие функции, как обеспечение, принятие мер, оказание содействия, создание условий и другие.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, компетенция Совета Министров занимает важное место в системе его правового статуса.


Читайте также


  • - Компетенция Правительства

    Конституции не всегда перечисляют полномочии правительства, так как оно является наиболее активным и динамичным элементом, в наименьшей степени подверженным правовой регламентации. Фактически правительство осуществляет те полномочия, которые фор­мально предоставлены... [читать подробенее]


  • - Компетенция Правительства РФ в системе исполнительной власти.

    В компетенции Правительства есть 2 "половинки": - компетенция во внешнеаппаратных отношениях, связанная с руководством отдельными сферами жизнедеятельности населения, в рамках которой правительство принимает нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы в тех... [читать подробенее]


  • - Компетенция Правительства

    06.11.2010 В компетенции Пр-ва есть 2 половинки: - компетенция во внешнеаппаратных отношениях, связанная с руководством отдельными сферами жизнедеятельности населения, в рамках которой правительство принимает нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы в тех или... [читать подробенее]


  • - Компетенция Правительства

    Место Совета Министров в системе органов государства Республики Беларусь и его взаимодействие с другими органами государственной власти Совет Министров вступает в тесные взаимоотношения с другими органами власти, прежде всего, с Президентом и Парламентом. Следует... [читать подробенее]


  • - Компетенция правительства

    Чем больше полномочий у Президента, тем меньше их у правительства. Ст. 107 КРБ Свои полномочия правительство разделяет на ряд направлений: 1. Экономическая сфера. На правительство возложена обязанность проводить единую экономическую, бюджетно-финансовую,... [читать подробенее]


  • - Компетенция правительства

    Чем больше полномочий у Президента, тем меньше их у правительства. Ст. 107 КРБ Свои полномочия правительство разделяет на ряд направлений: 1. Экономическая сфера. На правительство возложена обязанность проводить единую экономическую, бюджетно-финансовую,... [читать подробенее]


  • - Компетенция Правительства

    Являясь центральным органом государственного управления, Правительство наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения. Основные полномочия Правительства предусмотрены в Конституции, детально они раскрываются в... [читать подробенее]


  • - Компетенция Правительства

    Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпы­вающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. В ст. 106 Основного Закона... [читать подробенее]


  • - Компетенция Правительства

    Являясь центральным органом государственного управления, Правительство наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения. Основные полномочия Правительства предусмотрены в Конституции, детально они раскрываются в... [читать подробенее]


  • - Компетенция Правительства

    Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпы­вающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. В ст. 106 Основного Закона... [читать подробенее]