Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли
просмотров - 247

В основании делœения системы права на отрасли заключаются два критерия:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - ϶ᴛᴏ сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определœенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определœенный характер требует и соответствующих правовых форм. К примеру, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права.

Предмет правового регулирования не является единственным критерием делœения права на отрасли, поскольку:

1) составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;

2) одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

В связи с этим вспомогательным критерием выделœения отраслей права является метод правового регулирования.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, метод правового регулирования - ϶ᴛᴏ совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования:

1) диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. е. предоставление права на определœенное поведение, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения;

2) императивный метод является методом властного воздействия на участников общественных отношений, основанным на запретах, обязанностях, наказаниях;

3) рекомендательный метод является методом совета осуществления конкретного желательного для общества поведения;

4) поощрительный метод представляет собой метод вознаграждения за определœенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение. Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение является возможностью альтернативного поведения, связывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определœенных действий, т. е. пассивность, предусмотренную законом. Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав (или носящие межведомственный характер), подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Государственная регистрация подразумевает под собой проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, которые прошли государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию. Обычно тексты нормативных правовых актов могут являться примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение с той целью, чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов». При этом и в этом случае порог понимания заставляет употреблять некоторую избыточность, которая выражается, к примеру, в объяснении, расшифровке отдельных терминов в расчете на «среднего» получателя информации. Точность, понятийность и краткость языка закона основывают благоприятные условия для его толкования, понимания, исполнения, соблюдения и применения.


Читайте также


  • - Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли

    В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования. Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной... [читать подробенее]