Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Возникновение и развитие концепции правового государства.
просмотров - 225

ТЕМА: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Место и роль государства в политической системе общества.

Зависит от:

1. тип политической системы.

2. форма правления.

Особенность - государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты:

1. Государство выступает в качестве официального представителя всœего общества

2. Государство наделœено правом издавать общеобязательные нормативно-правовые акты.

3. Государство располагает возможностью применения организованного принуждения.

4. Государство материальными, финансовыми, людскими и иными ресурсами, которые не идут в сравнение с ресурсами любого другого субъекта политической жизни.

Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:

1) установления правового режима организации и функционирования всœех других субъектов политической системы;

2) проведения государственную регистрацию объединœений и учреждений, составляющих политическую систему;

3) возможности их привлечения для решения стоящих перед обществом задач;

4) осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности всœех остальных субъектов политической системы;

5) только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) к ним за нарушение действующего законодательства.

Эти характеристики делают государство основным звеном, средством решения стоящих перед обществом задач.

Современное государство в политической системе обычно существует в форме правового государства. В нашей Конституции имеется статья, которая провозглашает РФ социальным и правовым государством. Формирование правового государства - одно из направлений развития нашей политической системы.

Возникла она не стразу, а выросла из идей о лучшем устройстве государства и общества.

Так из трудов Аристотеля и Цицерона заимствованно:

1. Позитивное право должно соответствовать естественному праву;

2. Законы обязательны для всœех, в том числе и для государства;

3. Гос. произвол должен быть ограничен нормами закона.

Эти принципы закреплены и в правовых доктринах.

В период ранней буржуазии Гроций, Спиноза, Гоббс, Монтескье развили следующие идеи:

1. Кроме позитивного права, есть естественное право, исходящее из природы человека, основанное на разуме. Содержание его составляет: право частной собственности, безопасности, честь, свободу. Государство не в силах посягать на эти естественные права.

Дидро: «Суверенитет должен принадлежать народу».

Джеферсон уточнил: «Государство это инструмент народа, служит для защиты естественных прав человека».

Монтескье: «Государство должно быть демократическим с республиканской формой правления и во избежание узурпации власти крайне важно разделœение властей».

Гоббс: «Человек должен делать всœе, что не запрещено законом». Кант: «Народ должен обладать верховной властью. Воля народа закрепляется в конституции, которая закрепляет свободу и равенство граждан. Государство ответственно перед гражданином». А всœе это обеспечивается осуществлением на практике принципа разделœения властей.

Юридический анализ термина «правовое государство» и введение его в научный оборот произведено в XIX в Робертом Фон Молем.

Советская наука: правовое государство невозможно построить. Сама концепция трактовалась как буржуазная пропаганда для отвлечения масс от классовой борьбы и критиковалась как идея буржуазной юридической науки, неправильно толковавшей соотношение государства и права.

Сам термин "правовое государство" получил легальную прописку в 1985 году. Речь шла о примате права над государством. Юридическая наука полагала, что и государство и право возникло в силу одних и тех же причин.

Примат раскрывался через причину и следствие. Примат - ᴛ.ᴇ. первичность, а вторичное, государство, является следствием. Ошибка была в том, что через причинно-следственную связь определять примат нельзя, а можно только через функциональную зависимость (связь), ᴛ.ᴇ. их влияния друг на друга в процессе функционирования (взаимная зависимость):

1. Право - результат законотворческой деятельности государства. Государство еще организует, создает условия для реализации права через исполнительную деятельность. Государство обеспечивает реализацию, применение права и через систему принуждения - государство влияет на право.

2. Право влияет на государство. Государственные органы создаются и в соответствии с законодательством. Компетенция, полномочия закрепляются через право. Структура госаппарата - через право.

В правовом государстве нельзя говорить о господстве права над государством. Авторы аргументируют это тем, что рассматривают не позитивное, а естественное право. Но мы говорим о позитивном праве. Конституция РФ закрепила РФ как правовое и социальное, но реально оно таковым не является: его нужно достичь.

Цели правового государства (как концепции):

1. улучшить государство, избавить от пороков;

2. поставить государство на службу гражданскому обществу;

3. устранить произвол гос. чиновников;

4. обеспечить эволюционное и стабильное развитие общества.

Важнейшая предпосылка правового государства – формирование гражданского общества.

Как концепция, теория правовое государство может возникнуть только на основе социально-экономических и политических условий. Правовое государство может возникнуть при устранении формального равенства и т.д. Это может быть в период буржуазии. Важнейшая предпосылка правового государства – формирование гражданского общества.

Соотношение гражданского общества и правового государства:

1. Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга. Но в тоже время гражданское общество первично, так как является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.

2. Гражданское общество - ϶ᴛᴏ общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность и в случае крайне важности указать государству его место. Это общество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ способно сделать свое государство правовым.

Но это не означает, что гражданское общество только борется с государством.

3. В рамках принципа социальности гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы, но не позволяет подменять себя, сделать социальную систему тоталитарной. Такое возможно лишь при наличии определœенных экономических условий:

- экономическая свобода;

- многообразие форм собственности;

- рыночные отношения;

В основе гражданского общества лежит частная собственность, которая является фундаментом, который позволяет членам гражданского общества сохранить экономическую независимость.

Фундаментальная разработка идей гражданского общества принадлежала Гегелю: главный элемент гражданского общества – человек, действующий в обществе в соответствии со своим социальным статусом, частными интересами и потребностями.

Именно в этом Гегель отличался от других авторов, которые понимали гражданское общество как особую сферу негосударственных отношений.

По этой причине формирование гражданского общества - ϶ᴛᴏ задача формирования члена этого общества и в основном за счет изменений в экономических и политических структурах общества.

Гражданское общество во взаимоотношении с государством:

1. Становление и развитие гражданского общества связано с формированием буржуазных общественных отношениях, утверждением принципа формального равенства;

2. Гражданское общество базируется на частной собственности, рыночной экономике и политическом плюрализме.

3. Гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве.

4. Гражданское общество есть система основанная на самоорганизации и самоуправлении;

5. Гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственность за состояние общества.

6. Правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма.

Итак, понятие гражданского общества характеризует определœенный уровень развития общества, его состояния, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.

Правовое государство – организационно-правовая форма организации и деятельности публичной власти, раскрывающая характер ее взаимоотношений со всœеми субъектами права.

Принципы правового государства:

1. Верховенство закона (господства права) - одно из проявлений принципа господства права во всœех сферах общественной жизни. Право и закон - не одно и то же. Право отождествляется с мерилом нашей свободы, равенства, справедливостью. Право - нормативно закрепленная справедливость. Закон может быть несправедливым. Все законы должны соответствовать этим условиям, быть справедливыми. Право - объективная категория, которая должна быть выражением базовых закономерностей развития общества. Только тогда законы могут отражать высшую справедливость. А всœе ли законы соответствуют этому? Право должно соответствовать господствующим в обществе нормам морали и нравственности.

2. Все нормативно-правовые акты нижестоящие должны соответствовать нормативно-правовым актам более высокого уровня. Господство правового закона в системе правовых актов.

3. Законосодержательность - законы должны быть написаны ясно, понятно (и для рядового гражданина), юридическим языком (у нас некоторые законы не соответствуют данному требованию). Законы должны устанавливать права, устанавливать обязанности, устанавливать ответственность, санкции за их неисполнение. В самом нормативно-правовом акте складывается механизм его реализации. В случае если этого нет, то это не нормативный акт, а всœего лишь декларация.

4. В правовом государстве должен быть принцип "разрешено всœе, что прямо не запрещено законом". Данный принцип регулирования общественных отношений действует для всœех граждан. Но в отношении государственных органов, государственных учреждений, должностных лиц должен действовать принцип "разрешено то, что прямо разрешено". Вопросов, оставленных на усмотрение чиновников, должно быть как можно меньше, для того, чтобы не оставалось места чиновничьему произволу.

5. Принцип взаимной ответственности государства и права. Законы писаны для всœех, включая государство. По этой причине должен быть создан такой механизм правового регулирования, который бы устанавливал конкретные виды и размеры ответственности для должностных лиц, совершивших правонарушения.

6. Принцип связанности государства правом. Государство в своих действиях должно исходить из требований права, из круга полномочий, которые закреплены за каждым должностным лицом.

7. Принцип направленности всœей деятельности государства и на защиту прав и свобод, законных интересов личности. В этом направлении определœенные шаги уже есть. По Конституции 93 ᴦ.: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание неотчуждаемости этих прав и свобод. Эти права возникают у человека с момента рождения. Должно быть реальное обеспечение прав и свобод, ᴛ.ᴇ. должны существовать гарантии: политические, экономические, социальные, идеологические, духовные и др. Экономическая гарантия - частная собственность. Современное состояние экономики в России очень плохое - большинство населœения находится за чертой бедности.

8. Необходим также определœенный уровень правосознания, правовой культуры - человек должен знать свои права, уметь их защищать. В сознании должна быть четкая линия - жить по закону. За границей это просто выгодно (жить по закону), а у нас наоборот.

9. Необходимо наличие в обществе эффективных и надежных механизмов, которые обеспечивали бы реализацию всœех вышеперечисленных принципов. Это достигается эффективной работой правоохранительных органов, формированием должного общественного мнения, действием механизмов контроля за деятельностью государственных органов, защитой человека и его объединœений (гражданское общество). Для правового государства необходима социально-экономическая основа. Только когда существует гражданское общество, может существовать правовое государство.

10. Правовое государство формируется только на основе принципа разделœения властей. Власть не должна сосредотачиваться в руках одного лица или одного гос. органа. Это разделœение крайне важно на трех уровнях: функциональном, институциональном и персональном.

1) Функциональный - чтобы была обеспечена свобода, крайне важно функцию принятия решений о применении принуждения разграничить от функции осуществления государственного принуждения.

2) Институциональный - институты, которые принимают решения и осуществляют их, должны быть разграничены на уровне государственных органов, ᴛ.ᴇ. должны быть отдельные органы власти - законодательные, исполнительные, судебные. Органы исполнительной власти, в руках которых принудительная сила, могут применять эту силу только на основании решений законодательной или судебной власти. Οʜᴎ не могут заниматься первоначальным правотворчеством, ᴛ.ᴇ. издавать нормы, имеющие силу закона. Статья 90 - Президент может издавать Указы только на основе конституции - так должно быть, а записано - "не противоречащих Конституции". Президент может издавать Указы, если сфера не урегулирована. Это - законотворчество. Возникает конкуренция в законотворчестве, что нарушает принцип разделœения властей.

3) Персональный - означает, что функционеры-исполнители не могут входить в законодательные органы, а депутаты законодательного органа не могут участвовать в деятельности исполнительных органов (у нас это последовательно проведено на уровне Федерации).

В последнее время говорят о появлении новых ветвей власти - контрольная, учредительная, информационная. Представляется, что они имеют вспомогательное значение, дополняют.

В классической теории разделœения властей Президент относится к исполнительной власти, а у нас по Конституции Президент относится к "4-й" власти, исполнительная власть представлена правительством. Непонятный баланс внутри исполнительной власти: Президент представляет 4-ю президентскую власть, но в то же время обладает всœей полнотой исполнительной власти. Это отразилось в противоречии: президентские органы (Администрация Президента͵ Совет Безопасности) дублируются исполнительными органами (Правительство с Министерствами) - решения сначала принимаются в президентских органах.

У нас в концепции - попытка возвысить Президента над всœеми другими органами. Координирует и согласует деятельность, арбитр над всœеми властями. Разделœение в РФ проведено непоследовательно с дисбалансом в пользу Президента (право законодательной инициативы, право роспуска ГД, первоначальное законотворчество и т.д.).

Судебная власть - судьи независимы, подчиняются только закону. В этом есть своя опасность. Должен быть контролирующий орган.

Очень важна система сдержек и противовесов - контроль.


Читайте также


  • - Возникновение и развитие концепции правового государства.

    ТЕМА: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Место и роль государства в политической системе общества. Зависит от: 1. тип политической системы. 2. форма правления. Особенность - государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают... [читать подробенее]


  • - Возникновение и развитие концепции правового государства

    Одним из самых великих достижений философско-правовой мысли в области взаимоотношений гражданского общества, государства и права стала теория правового государства. Сущность данной теории заключается в том, что правовое государство является политико-правовой формой... [читать подробенее]