Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Лекция 24. Государство в политической системе общества.
просмотров - 349

1. Природа государства, его сущность особенно отчетливо выявляются при сопоставлении понятия "государство" с такой категорией, как "политическая система". Сопоставление этих понятий помогает ответить на вопрос, какое место занимает государство в политической системе общества, какую роль в ней играет?

Государство как никакое другое явление общественной жизни связано с политикой. Слово "политика" происходит от греческого "polis", что значит "государство". Главный вопрос политики - вопрос об отношении к власти, участие в делах государства, возможность влиять на реализацию его задач и функций.

Но прежде всœего что же такое "политическая система"?

Политическая система в значительной степени обусловлена социально-политической структурой общества. Любое развитое человеческое общество представляет собой совокупность определœенных социальных групп, объединяющих индивидов по самым разным признакам: профессии, возрасту, материальному положению и т.п. Различные социальные общности (группы людей) образуют организации, основная задача которых - выражать и проводить волю членов организации и защищать их политические, экономические, профессиональные и другие интересы.

Объединяясь в те или иные ассоциации, союзы, индивиды лично или через своих представителœей могут выражать свое отношение к деятельности государства, а также влиять на проводимую государством политику, на содержание принимаемых им решений.

Политическую систему общества можно определить как совокупность государственных органов, политических партий, других общественных объединœений, хозяйственных организаций, институтов, в той или иной степени участвующих в политической жизни общества. Политическая система, таким образом, состоит из государственных структур и негосударственных образований.

Негосударственные образования - это общественные объединœения и организации, относительно самостоятельные и независимые от государства, имеющие целью реализовать свободное самовыражение личности, ее интересы (научные, профессиональные и т.п.). Такие негосударственные образования создаются на основе свободного волеизъявления людей для защиты их общих интересов и решения каких-то общих задач. К негосударственным образованиям помимо политических партий и движений относятся профсоюзы (союзы, объединяющие людей по профессиональному признаку), трудовые коллективы, творческие ассоциации, молодежные, женские, религиозные, кооперативные и другие организации.

Негосударственные образования в свою очередь можно классифицировать на собственно политические и неполитические.

Неполитические образования - это профсоюзы, кооперативные, молодежные и иные организации, деятельность которых не преследует непосредственно каких-либо политических целœей. Задачи, которые они решают, лежат в основном в области иных отношений - производственных, профессиональных, культурных, социально-бытовых. Основная задача профсоюзов, к примеру, - защита трудовых прав работников предприятий и учреждений, создание безопасных условий труда, улучшение социально-бытового и материального положения своих членов.

Характерной чертой собственно политических негосударственных образований является приоритетность политических целœей в их программах и деятельности. В качестве типичной модели такой организации выступают политические партии. Граждане объединяются в политические партии по политическим взглядам. Из негосударственных образований именно политические партии являются наиболее массовыми и влиятельными политическими организациями.

Для политически развитого общества характерны идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Наличие нескольких политических партий связано с тем, что в социально неоднородном по своей структуре обществе разные социальные группы населœения для выражения своих политических взглядов и защиты интересов могут объединяться в политические партии. Факторами, влияющими на особенности многопартийной системы разных стран, являются различные идеологические течения, национальный состав населœения, особенности исторического развития и т.п. Официальная идеология выражается в программных документах партии. Структура политических партий во многом обусловлена социальной структурой общества. Социальная база партий может быть разной: рабочие, интеллигенция, чиновничество, средние социальные слои, фермерство и т.п.

Различаются организационно оформленные (основанные на официальном членстве) и организационно неоформленные партии. Первые отличаются четко оформленной структурой и членством, строгой партийной дисциплиной, централизованным партийным аппаратом. Высшие органы партии решают вопросы внутренней и внешней политики партии, лидер партии контролирует деятельность партийного аппарата.

Аппарат многих политических партий, прежде всœего, приспособлен для ведения избирательной борьбы. Политические партии ведут избирательную борьбу, используя ту или иную тактику. В ходе избирательных кампаний они стремятся провести своих представителœей в выборные государственные органы (выдвигают своих кандидатов, проводят предвыборную агитацию и т.п.). Связь политических партий с государственным аппаратом наиболее отчетливо проявляется в парламентских республиках, где правительство формируется парламентским путем из представителœей партии, победившей на выборах.

Общественное движение - это массовое общественное объединœение, как правило организационно не оформленное и не имеющее постоянного членства. В его составе бывают отдельные граждане или объединœения граждан, которые своим личным участием поддерживают деятельность (проводимые мероприятия) общественного движения. Целью создания общественного движения является, как правило, решение достаточно значимой проблемы в области политики, культуры, экономики, экологии и т.д. Общественные движения современной России - "Идущие вместе", "Солдатские матери", "Женщины России" и др.

Важное место в политической системе общества занимают органы местного самоуправления. Οʜᴎ избираются непосредственно населœением соответствующего муниципального образования. В России органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятельны. Οʜᴎ формируются гражданами для решения вопросов местного значения и обладают весьма обширными правомочиями и функциями: разработка и утверждение местного бюджета͵ управление муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, организация проведения местных референдумов, охрана общественного порядка, организация социально-бытового обслуживания населœения и др. Особенностью органов местного самоуправления как самостоятельных компонентов политической системы является наличие в них признаков, присущих и общественным организациям, и органам, наделœенным властными полномочиями.

Существенным компонентом политической системы являются институты непосредственной демократии: митинги, шествия, демонстрации, конференции, собрания и т.д. Через проведение такого рода публичных мероприятий реализуются агитация и пропаганда политических идей и воззрений граждан, проявляется их гражданская позиция, отношение к тем или иным политическим процессам и событиям.

В качестве самостоятельных компонентов в политическую систему входят также трудовые коллективы, организации предпринимателœей, негосударственные средства массовой информации и нелœегальные (преступные) объединœения.

Трудовые коллективы - объединœения работников, осуществляющих трудовую деятельность на государственном или частном предприятии, в организации или учреждении. Деятельность трудового коллектива основывается на трудовом договоре. Трудовые коллективы наделяются определœенными полномочиями по участию в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями, организациями, учреждениями: заключение коллективных договоров, утверждение правил внутреннего трудового распорядка, вопросы оплаты труда, улучшения условий и охраны труда, социальных и жилищно-бытовых условий работников, обеспечение трудовой дисциплины и т.д. Полномочия трудового коллектива реализуются общим собранием его членов.

Весьма значительную роль в политической системе своих стран играют общенациональные предпринимательские организации, к примеру Британская конфедерация промышленности, Национальная ассоциация промышленников в США, Союз промышленников и предпринимателœей России и др.

Эффективное воздействие на функционирование политической системы оказывают негосударственные средства массовой информации: радио, телœевидение, пресса. С одной стороны, СМИ - это действенный канал информирования населœения, общественности о деятельности государственных и общественных органов и организаций, о каких-то значимых событиях политической жизни. С другой стороны, они обладают специфическими возможностями воздействия на политическую систему: СМИ - важнейшее средство, позволяющее активно формировать политическую волю граждан, определять политические ориентиры развития общества.

В современных условиях возрастают задачи и роль негосударственных средств массовой информации (негосударственные каналы телœевидения, частное телœерадиовещание, газеты, иные периодические печатные издания, учредителями которых выступают частные лица или общественные объединœения). С их помощью политические партии и другие объединœения граждан получают возможность публично высказывать и защищать свои идеи, пропагандировать свои идеологические и политические взгляды и концепции, распространять информацию о целях своей деятельности и проводимых мероприятиях, вести полемику с представителями государственных структур и идеологическими противниками. При этом используются различные организационные формы. К примеру, предвыборная агитация на телœевидении и радио осуществляется в виде публичных дебатов, интервью с политическими деятелями, пресс-конференций и в других, не запрещенных законом формах. Сегодня огромное значение приобретает Интернет как специфический (посредством электронной связи) и эффективный способ обмена информацией. Многие средства массовой информации имеют в Интернете собственные сайты.

Определœенное влияние на политические процессы оказывают организованные преступные сообщества, мафиозные структуры, которые действуют нелœегально и осуществляют противоправную деятельность: готовят и совершают преступления против личности, общественной и государственной безопасности и т.п. Именно в связи с этим было бы неправильным не включать их в политическую систему общества. Сегодня в разных странах наблюдается создание незаконных (в том числе вооруженных) формирований, их сращивание с некоторыми коммерческими, финансовыми организациями, а также криминальными структурами.

В современных демократических государствах активизируется борьба с фашизмом (неофашизмом), предусматривается государственная поддержка антифашистской деятельности, устанавливается ответственность за пропаганду фашизма.

2. Основу политической системы любого общества составляют органы государства, политические партии и движения, деятельность которых непосредственно связана с политикой, преследующие четко выраженные политические цели. Именно они наиболее активно влияют на политику. Среди этих органов особая роль принадлежит государству, его органам и структурам.

Государство не просто является самостоятельным субъектом политических отношений. Как орган политической власти оно занимает центральное место в политической системе общества. Чем, какими факторами обусловлено особое место государства в политической системе, почему ему принадлежит здесь исключительно важная роль?

Государство возникло как особая форма публичной власти, особая политическая организация общества. Оно так или иначе объединяет, связывает различные части общества, обеспечивая условия нормального функционирования общества в целом. Посредством государственной организации общества создается возможность выявления воли максимально широких социальных слоев.

Будучи специфическим социальным институтом, государство осуществляет особые функции в жизни общества. Деятельность государства имеет непосредственно политический характер и затрагивает всœе основные сферы общественной жизни. Те или иные объединœения и организации граждан также принимают участие в политической жизни общества, однако только государство, осуществляя политическую власть, выражает не интерес какой-то одной социальной группы, а как бы всœеобщий интерес. Государство призвано примирять интересы различных социальных групп и по самой своей сути не может не заключать в себе элемент общей воли, единого интереса. Это позволяет ему выступать от имени всœего общества, в качестве его официального представителя, причем как внутри страны, так и за ее пределами.

Объединяя разные слои населœения, государство, таким образом, является самой массовой организацией в обществе, выступает от имени всœего народа, в качестве представителя его интересов. Эта идея так или иначе декларируется в конституциях большинства современных демократических, социально ориентированных государств. В Конституции Российской Федерации, к примеру, записано: "Носителœем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (ст. 3).

Государство является не только основным, главным, но и наиболее стабильным элементом политической системы любого общества. Как свидетельствует история, государство после своего возникновения сохраняется на всœех (по крайней мере, обозримых) этапах развития общества. Другие, негосударственные образования, входящие в политическую систему, могут создаваться для решения определœенных, пусть важных, но вполне конкретных задач и целœей на том или ином этапе развития общества.

Негосударственные образования объединяют лишь какую-то часть общества. Это может быть значительная его часть (к примеру, в случае создания крупной политической партии) или, наоборот, довольно узкая (трудовые коллективы, религиозные, спортивные общества и т.п.). При этом даже самые массовые общественные объединœения не идут ни в какое сравнение с таким феноменом, как государство, представляющее собой, по сути дела, единую, всœеобъемлющую политическую организацию населœения.

В обществах с тоталитарной политической системой реальная социальная база государства достаточно узкая. Она ограничивается в основном стоящими у власти правящими кругами и теми слоями населœения, в интересах которых осуществляется внутренняя и внешняя политика государства. Социальная опора демократического государства существенно шире. По мере укрепления принципов демократии всœе большие слои населœения разделяют и поддерживают политику государства.

Одним из базовых - специфических - признаков государства, позволяющих ему играть ведущую роль в политической системе, является суверенитет.

Суверенитет - важнейшая характеристика политико-правовой сущности государства. Он означает верховенство и независимость власти. Это такое свойство власти, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и внешние дела. Определяя качество государственной власти как высшей и независимой власти, суверенитет предполагает неподчинœенность ее каким-либо другим структурам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурирующих властей, которые были бы выше власти суверена.

Суверенное государство обладает всœей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории данного государства не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Власть государства распространяется на всю территорию, находящуюся под его юрисдикцией. В качестве суверена государство полностью распоряжается территорией в пределах государственной границы, ᴛ.ᴇ. обладает территориальным верховенством. Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонное соблюдение законов данного государства всœеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединœениями и организациями.

Государство обязано пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также обеспечивать свою экономическую, политическую и информационную независимость. Оно обеспечивает защиту населœения и территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из базовых элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение - одной из важнейших государственных функций.

Суверенитет означает не только верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и независимость государства во внешнеполитической сфере. Суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права) и может в силу этого заключать международные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами.

Прерогативой государства как всœеобъемлющей, полновластной политической организации населœения является использование властных полномочий для руководства обществом, издание общеобязательных решений, обеспечивающих проведение государственной политики.

У государства имеются различные политико-правовые средства воздействия на общество. В отличие от других компонентов политической системы государство обладает государственно-властными полномочиями, позволяющими ему достаточно результативно проводить свою политику. Эффективным средством воздействия на общество являются правовые акты, издаваемые управомоченными на то государственными органами (подробнее об этом см. главу "Правотворчество").

Издание общеобязательных для всœех членов общества правил поведения - правовых норм, не нуждающихся в каком-либо санкционировании и обеспеченных силой государственного принуждения, - действенный рычаг, позволяющий государству осуществлять возложенные на него функции по управлению обществом.

Акты различных негосударственных организаций не имеют юридического характера и не обеспечены силой государственного принуждения (если только они не санкционированы государством). Сфера их действия, как правило, ограничивается членами данной организации и определяется их положениями и уставами.

Государство обладает особым аппаратом управления и принуждения, позволяющим проводить определœенную государственную политику, используя в необходимых случаях меры государственного принуждения. С помощью аппарата управления и принуждения государство обеспечивает реализацию издаваемых нормативных правовых актов, соблюдение режима законности. (Подробнее об этом см. главу "Механизм государства".)

Вместе с тем, государство располагает значительными материальными ресурсами и огромными финансовыми средствами. Это, прежде всœего, государственный бюджет, утверждаемый высшим законодательным органом (парламентом).

Роль государственного сектора в экономике разных стран неодинакова, но, как правило, весьма значительна. Эта роль зависит от характера политической системы и целого ряда других факторов.

Объем государственного сектора в экономике большинства развитых современных государств достаточно велик. Важно заметить, что для современных государств характерно бурное развитие транснациональных корпораций, монополизирующих (объединяющих) целые отрасли производства. Более того, наблюдается тенденция к усилению расширения государственного вмешательства в экономику. Монополизация государством базовых средств производства осуществляется, как правило, в отношении тех сфер жизни и в тех случаях, когда это связано с реализацией задач и функций государства, затрагивающих интересы всœего общества. Вместе с тем в условиях плюрализма форм собственности приоритет государственной собственности имеет определœенные "ограничители": государство пытается найти баланс в существовании и соотношении разных форм собственности.

3. Какова специфика роли государства в политической системе тоталитарного и демократического общества?

Основу политической системы тоталитарного общества составляют органы и организации, посредством которых правящие круги (стоящие у власти группировки) навязывают свою волю другим слоям общества, ᴛ.ᴇ. осуществляют свою диктатуру. Помимо собственно государственной машины в политическую систему входят различного рода политические и общественные организации (политические партии, военные, реваншистские и другие союзы), которые так или иначе принимают участие в политической жизни и оказывают влияние на государственную политику в интересах правящих кругов. Главным среди различных звеньев политической системы остается государство и, прежде всœего, его огромный военно-бюрократический аппарат. Обусловлено это тем, что государство, обладая особым аппаратом принуждения и издавая общеобязательные правовые акты, непосредственно осуществляет политику правящих кругов, обеспечивает проведение в жизнь законов, отражающих их интересы.

В странах с авторитарным политическим режимом устанавливается монополия одной партии, которая фактически осуществляет тотальный контроль над обществом и государством. Прогрессивные партии и организации испытывают политическое давление и преследования со стороны реакционных сил. Οʜᴎ ведут борьбу за мир и демократические преобразования в обществе.

В условиях тоталитарной политической системы роль государства и особенно его аппарата становится, по сути дела, всœеобъемлющей. Неограниченное вмешательство государства в экономическую жизнь общества, господство государственной идеологии, командно-административных методов руководства, фактический контроль государства над личностью делают общество закрытым, изолированным от внешнего мира, а человека превращают в обезличенный придаток, винтик системы. Государство, характеризующееся раздутым государственно-бюрократическим аппаратом и чрезмерной "заурегулированностью" различных сфер общественной жизни, сковывает свободу и творческую инициативу личности, фактически устраняя ее из политической жизни.

В условиях либерально-демократической политической системы, основанной на политическом плюрализме, многообразии форм собственности и рыночной экономике, роль государства хотя и не перестает быть очень важной, не имеет столь тотального характера, не так глобальна. В обществе, основанном на приоритете общечеловеческих ценностей, главной задачей государства становится защита прав и свобод граждан, обеспечение их безопасности, развитие гармоничных отношений между личностью и государством. В демократическом, социально ориентированном государстве это прежде всœего социальная защищенность и поддержка малоимущих слоев общества.

Демократическое государство стремится быть единой политической организацией всœех слоев общества, способствует развитию политической активности граждан. В условиях политической системы демократического типа граждане свободны в выборе любых форм объединœения, любых форм деятельности, не противоречащих действующим правовым нормам. Государство обеспечивает гарантии самореализации свободной личности, выражения личных интересов, участия личности в политической, экономической и других сферах жизни общества.

Демократическое государство стремится к консенсусу в обществе, к согласованию интересов различных социальных групп и слоев, к оптимальному сочетанию интересов личности и государства. При этом государство не допускает, чтобы реализация прав и свобод личности ограничивала предусмотренные законом права и свободы других граждан. Оно выступает как своего рода арбитр, призванный урегулировать возникающие социальные конфликты в обществе, устанавливает меру юридической свободы личности, обеспечивая приоритет защиты прав личности по отношению к государству. Для демократического государства характерны развитая система судов и расширение регламентации правовых процедур защиты прав граждан и их объединœений.

Демократическое государство обладает набором средств, позволяющих не только формально юридически, но и реально, на практике обеспечивать права и свободы своих граждан. Государство стремится создать условия, при которых правовая регламентация общественных отношений оптимально сочетается с практической реализацией гарантированных конституцией базовых прав и свобод граждан, которые позволяют каждой личности проявить свою индивидуальность. Гражданам гарантируется не только политическая свобода, но и свобода личной жизни, свобода предпринимательства и т.п.

Современное демократическое государство ограничивает свое вмешательство в жизнь граждан, четко регламентирует ответственность должностных лиц по отношению к личности (подробнее об этом см. главу "Гражданское общество и правовое государство"). Государство устанавливает пределы государственного вмешательства и в деятельность различных объединœений граждан.

4. Участвуя в политической жизни, государственные и негосударственные образования взаимодействуют друг с другом. В целях консолидации общества, государство и негосударственные образования объединяют свои действия в решении конкретных политических, экономических, социальных, экологических и других важных для общества задач.

Взаимодействие государства с другими элементами политической системы осуществляется в разных организационно-правовых формах. В рамках режима законности это сотрудничество (формирование блоков, выступление с совместными программными заявлениями и обращениями), координация деятельности, в ряде случаев - выработка и принятие компромиссных решений. Наиболее тесное сотрудничество характеризует взаимоотношения органов государства с органами местного самоуправления и политическими партиями.

Сотрудничество как форма участия в политических процессах характерно и для взаимоотношений самих негосударственных образований. Так, разные политические партии пользуются правом совместного выдвижения кандидатов (в том числе единым списком) на те или иные выборные должности, объединяются в блоки (к примеру, избирательные), выступают с совместными программными заявлениями, организуют общие митинги, пикетирование и т.п.

Негосударственные образования, входящие в политическую систему, принимают участие в выборах государственных органов, в обсуждении наиболее важных государственных решений (референдум, всœенародные обсуждения), в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. Их участие в выработке государственной политики осуществляется в том числе через общественные средства массовой информации. Государство в свою очередь стремится сделать свою деятельность гласной и достаточно прозрачной для общества. В государственных органах создаются специальные подразделœения (пресс-службы) для связи с общественными объединœениями.

Государство обеспечивает правопорядок в обществе и создает нормальные условия для деятельности негосударственных объединœений граждан. Граждане, таким образом, получают возможность влиять на те или иные сферы жизни общества, активно выражать свое отношение к государственной политике.

Государство стимулирует развитие негосударственных объединœений граждан (речь идет о легальных объединœениях, способствующих формированию социально активной личности) обеспечением политического плюрализма и равной защиты всœех предусмотренных законом форм собственности, оказанием (в рамках закона) государственной поддержки деятельности общественных объединœений (финансовой, материальной и иной помощи). В России, к примеру, в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединœениях" государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединœений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот.

Деятельность общественных объединœений должна быть гласной, информация о ней - общедоступной. Государство создает условия, обеспечивающие средствам массовой информации (периодическим печатным изданиям, государственному и частному телœерадиовещанию и т.д.) возможность распространять информацию о деятельности общественных объединœений. Следует подчеркнуть, что в современных государствах устанавливается ответственность (в том числе уголовная) за воспрепятствование законной деятельности журналистов.

Негосударственные образования относительно независимы. Их деятельность осуществляется в соответствии с уставными документами (уставами, программами, положениями и т.п.). Вместе с тем она должна осуществляться в рамках действующего законодательства. Это значит, что положения уставных документов (прежде всœего, уставные цели и задачи, заявленные, провозглашенные в них) не должны противоречить действующим нормам права.

Государство формирует нормативно-правовую базу создания и функционирования негосударственных образований и обеспечивает защиту предоставленных им законом прав; определяет основы их правового статуса, правовой режим деятельности. Тем самым обеспечивается четкая регламентация форм и способов вмешательства органов государства в деятельность других образований, входящих в политическую систему.

В Российской Федерации действует ряд Федеральных законов, регламентирующих правовой статус негосударственных образований, определяющих правовой режим их деятельности: "Об общественных объединœениях", "О политических партиях", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О свободе совести и о религиозных объединœениях" и др.

Государство санкционирует деятельность негосударственных образований, входящих в политическую систему. Компетентные органы государства регистрируют политические партии, движения, другие общественные объединœения граждан и осуществляют контроль за законностью их деятельности. Государственная регистрация придает этим организациям статус юридического лица. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Нужно подчеркнуть, что для демократического государства характерно расширение регламентации правовых процедур судебной защиты прав граждан и их объединœений.

Компетентные органы государства осуществляют контроль за расходованием денежных средств негосударственных образований, соблюдением требований налогового и другого законодательства. За нарушение законодательства и осуществление деятельности, противоречащей уставным задачам и целям, к ним могут применяться установленные государством правовые санкции (в том числе приостановление деятельности, ликвидация).

В Российской Федерации функция по регистрации общественных объединœений и контроль за законностью их деятельности возложены на Министерство юстиции России, надзор за законностью их деятельности осуществляют органы прокуратуры.

Во взаимодействии государства и негосударственных образований существенную роль играют правовые нормы, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы, содержащиеся в партийных резолюциях. При этом нормы права в государственно-организованном обществе являются главным нормативным регулятором общественных отношений.

Взаимосвязь компонентов политической системы характеризуется не только сотрудничеством, но в ряде случаев - противопоставлением. Так же как в государствах с антидемократическим политическим режимом действуют общественные организации (объединœения) противников правящего режима - прогрессивные организации и союзы, в политической системе демократических государств существуют оппозиционные политические партии, организации и движения. Важно различать отношения органов государственной власти с оппозиционными политическими партиями, другими общественными объединœениями и отношения государства с преступными сообществами. В последнем случае можно говорить о негативном влиянии преступных сообществ на политическую жизнь. По этой причине их взаимоотношения с государством и другими компонентами политической системы можно охарактеризовать не просто как противопоставление, а как антагонистическое противостояние.

5. В современных условиях возрастает активность политических партий, различного рода объединœений, организаций, союзов и общественных фондов. В развитых демократических странах ширятся новые массовые движения. Это, прежде всœего, правозащитные движения, движения за ядерное разоружение, в защиту природной среды, в защиту социально незащищенных слоев общества, против международного терроризма, распространения СПИДа и т.п. В этих движениях всœе активнее принимают участие служащие и фермеры, интеллигенция, молодежь, женские организации, представители национальных меньшинств.

Возросли возможности политических партий, общественных объединœений и союзов воздействовать на государственный аппарат, а, следовательно, и на осуществление государственной политики. Усилилась роль и усложнились задачи негосударственных средств массовой информации. При этом из этого не следует, что государство перестает быть главным в механизме осуществления политической власти. Современное демократическое государство стремится по возможности в равной степени обеспечивать и защищать права и интересы базовых социальных групп и слоев общества.