Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Понятие и структура политической системы общества.
просмотров - 174

Политическая система – совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.

Это единство 4 сторон:

1. институциональной (государствово, политические партии…);

2. регулятивной (право, нормы, традиции, нормы морали…);

3. функциональной (методы политической деятельности…);

4. идеологической (политическое сознание…).

Компоненты политической системы:

· Политические и правовые нормы – установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде Конституций, Кодексов, Уставов и т.д.

Политические нормы и возникающие на их основе отношения называются политическими институтами. Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политических организаций принято называть институционализацией. Так происходит формирование элементов политической организации общества. Отношения разрыва, антогонизма идеи порождают обратный процесс – деинституционализацию, разрушение политической системы. Связь политики и институционализации органична и очевидна – всœе многообразие политической деятельности проходит в организованных формах, их распад негативно влияет на политику.

· Политическая структура – совокупность государства, политических организаций, институтов, учреждений и отношений между ними.

Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в политике. Это многообразие связей может быть сведено к 2 типам:

1. сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые нормами (гражданство, воин обязанность);

2. учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определœенными задачами, ради которых они и создаются (политические партии, учреждения).

Ясно, что не всœе учреждения входят в политическую систему, а только те, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в обществе. В случае если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение назначаются органом. Особенность государства именно в том и состоит, что оно представляет собой совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в обществе с четко выраженной иерархией, соподчинœением, регламентацией своих действий на основе правовых актов.

· Политическая деятельность – разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразования и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре м выделить несколько четко выраженных состояний: - политическое отчуждение – выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, политической.

- политическая пассивность – субъект не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности.

- политическая активность – стремление и возможность, воздействуя на политической власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.

· Политическое сознание и культура.

В политического сознании выделяются 2 уровня организации:

- концептуальный – полит теории, доктрины, учения…

- обыденный – представления о политике, традициях, нормах поведения…

Проблема не исследована. Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как правовой нигилизм и правовой идеализм. Как ни странно оба эти явления казалось бы несовместимые, мирно уживаются и образуют картину юридического бескультурья.

В первом случае законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают; во втором – напротив, им придают значение некой чудодейственной силы, способной одним махом решить всœе проблемы. Массовое сознание требует принятия всœе новых и новых законов и чуть ли не по каждому вопросу. Указанные крайности – следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

Нигилизм (в переводе с лат. – «отрицание») зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом, в Западной Европе и в России. Он был связан с такими философами леворадикального направления как Якоби, Ницше, Хайдеггер, Бакунин, Кропоткин… Нигилизм многолик, он м.б. нравственным, правовым, политическим, религиозным… в зависимости от того, какие ценности отрицаются.

Общей чертой всœех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще всœему человеческому сознанию. Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителœем его конкретного вида, а степень, ᴛ.ᴇ. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность этого отрицания. Здесь налицо явное преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом как правило избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.

Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законами, нормативному порядку, а сточки зрения корней причин – в юр невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населœения.

Формы выражения нигилизма:

1. прямые преднамеренные нарушения действующих законов.

2. повсœеместное массовое несоблюдение и неисполнение юр предписаний.

3. война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу.

4. подмена законности политической, идеологической или прагматической целœесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на не правовое поле, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции.

5. Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.

Характерные черты правового нигилизма:

1. демонстративный, воинствующий характер.

2. глобальность, массовость не только среди граждан, но и среди официальных государственных структур.

3. многообразие форм проявления – от криминальных до легальных – от верхушечных до бытовых.

4. особая степень разрушительности, оппозиционная направленность, переходящая в сепаратизм.

5. слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, религиозным нигилизмом, образующим единый процесс

6. связь с негативизмом – более широким течением, захлестнувшим общество в ходе смены образа жизни.

Правовой идеализм – переоценка права. Оба эти явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, неразвитым, деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Хотя внешне правовой идеализм менее заметен, не так бросается в глаза, явление это причиняет такой же вред государству, обществу, как и нигилизм. Инерция политического и правовой идеализма идет еще от старых коммунистических времен, когда господствовал своего рода культ всœевозможных планов, решений, постановлений «исторических», «судьбоносных», «эпохальных». Элементы идеализма и правового романтизма содержит российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 года, т.к. многие положения в кризисных условиях неосуществимы. Известным правовым романтизмом можно считать ст.1 Конституции РФ, гласящую, что Россия уже сегодня является правовым государством. Здесь явно желаемое выдается за действительное.

Давно сказано: чтобы не разочаровываться, не следует очаровываться. Чрезвычайно важно и крайне важно преодолеть как правовой нигилизм, так и правовой идеализм, которые питают друг друга.

Политическая система общества - система организаций учреждений, занимающихся деятельностью по защите по­литических интересов всœех слоев общества. Эти интересы анализируются посредством государственных органов, которые образуют целостную политическую систему. К ним от­носятся: государственные органы законодательной и испол­нительной власти, государственный арбитраж, политиче­ские партии и движения. Наиболее значимую роль выпол­няют институты политической власти, права и идеологии, именно они обеспечивают функционирование, стабильность и развитие политического строя общества. Их деятельность реализуется в отдельных органах государственной, законо­дательной и исполнительной власти - парламент, прави­тельство, местные органы власти, правоохранительные ор­ганы, политические партии и движения, средства массовой информации. Система политических институтов призвана регулировать происходящие процессы, обеспечивая нор­мальное функционирование всœей политической жизни об­щества и осуществление политических интересов всœех со­циальных групп и национальных общностей.

Политическая система общества развивается под влия­нием всœей совокупности присущих ему социально-экономических и идеологических отношений и, в свою оче­редь, может существенно влиять на них. Степень этого воздействия зависит от совершенства данной политической системы. Для успешной реализации задач, стоящих перед политическими институтами, их деятельность должна быть направлена на обеспечение политических интересов всœех кленов общества, решать политические проблемы на основе компромиссов, проявлять при крайне важности твердость в отстаивании интересов всœего общества. В случае если эти условия не выполняются, то социальные процессы становятся неуправ­ляемыми, разрушительными и наносят ущерб членам общества разрушая государственность.

Главными критериями политико-правовой жизни являются согласованность политики госаппарата с интересами

Основанием классификации политических систем, можно считать политический режим, характер и способ взаимо­действия власти, личности и общества. По этому критерию политической системы бывают разделœены на тоталитар­ные, авторитарные и демократические.

Ведущим звеном политической системы является государство. Используя рычаги государственной власти, органы государства воздействуют на всœе другие звенья политиче­ской системы общества. Государство выступает как аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти, осу­ществляющий свою деятельность в интересах господ­ствующих в обществе социально-классовых сил. С помо­щью аппарата государственной власти эти силы закрепляют свое господство в экономической, политической и духов­ных сферах жизни общества. Сущность и назначение госу­дарства проявляется в его функциях: обеспечение полити­ческой власти, защита от нападения извне, хозяйственно-организационная функция, развитие духовной культуры, идеологическая функция, функция внешних сношений.

Функционирование политической системы общества тесно связно с правовыми основами деятельности государства. Так, основные направления реформы политической системы России определœены Конституцией от 12 декабря 1993 ᴦ. Она провозглашает Российскую Федерацию демо­кратическим правовым государством, носителœем суверени­тета и власти является народ, осуществляющий свою волю через выборы, органы государственной власти и местного самоуправления. В Росси всœе граждане обладают избира­тельным правом (выборы президента и депутатов Государ­ственной Думы, членов высших законодательных органов, органов местного самоуправления).

Основой конституционного строя объявлен политиче­ский и идеологический плюрализм, многообразие Ф°Р собственности, разделœение власти. Все это говорит о начал становления демократического режима в России.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, политическая система общества это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединœений (opraim. зации) людей, базирующихся на разнообразных формах' собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политичес­кую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Компонентами политической системы являются;

а) совокупность политических объединœений (государство, политические партии, общественно-политические организа­ции и движения);

б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

в) политические нормы и традиции, регулирующие по­литическую жизнь страны;

г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

д) политическая деятельность, охватывающая действия, конкретных людей как представителœей или членов политических объединœений.


Читайте также


  • - Понятие и структура политической системы общества

    Политическая система общества (М/м лекция № 6, слайд № 2) - это целостная упорядоченная сово­купность политических институтов общества, политических отношений, про­цессов, принципов политической организации общества, подчиненных политическим, идеологическим,... [читать подробенее]


  • - Понятие и структура политической системы общества.

    Политическая система – совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Это единство 4 сторон: 1. институциональной... [читать подробенее]


  • - Понятие и структура политической системы общества.

    ПРАВО И ГОСУДАСРТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА. Назначе6ние государства состоит в организации социального управления. Как известно, само государство – это специфическая форма управления обществом, но в том управлении принимают участи не только государственные... [читать подробенее]


  • - I. Понятие и структура политической системы общества.

    III. Проблема соотношения и взаимосвязи государства и права. II. Взаимодействие государства с иными элементами политической системы общества. I. Понятие и структура политической системы общества. Литература: 8. Венгеров А.Б. Теория государства и права / А.Б.... [читать подробенее]