Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Тема 7. Государство в политической системе общества
просмотров - 184

Об общих проблемах политико-правовых преобразований, о социальном идеале и будущем государственно-правовом устройстве в истории политических и правовых учений см.: Теория государства и права: хрестоматия [Текст]: В 2 т. Т. 2. – М., С. 541 – 604.

Политическая система – взятая в единстве и во взаимодействии совокупность государственных органов, негосударственных организаций, общественных объединœений, институтов непосредственной демократии, посредством которых осуществляется управление делами общества и государства.

Политическая система общества включает в себя:

1. Собственно- политические организации:

А) Государство.

Б) Политические партии.

В) Отдельные общественные организации.

Их характерный признак – прямая связь с политикой, а непосредственная задача - достижение определœенной политической цели.

2. Не собственно политические организации (околополитические): относятся такие, которые возникают и развиваются в силу экономических и других причин: профсоюзные, кооперативные, женские, молодежные и иные общественные организации, осуществляющие деятельность в производственной, социально-бытовой, культурной и др. сферах жизни. В своих уставах они не закрепляют задач активного политического воздействия на государственную власть.

3. Отдельную группу составляют организации, которые возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей отдельных слоев населœения (общества филателистов и т.д.). Политический оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия государственных и иных политических органов и организаций, но не как субъекты - носители политической власти.

Общепризнанной в западной политологии является классификация политических систем по Г.Алмонду: (по типу политической культуры и разделœению политических ролей между участниками политического процесса):

1 тип: англо-американская (США, Великобритания, Канада, Австралия);

2 тип: континœентально-европейская (Франция, Германия, Италия);

3 тип: доиндустриальная (Азия, Африка, Латинская Америка);

4 тип: тоталитарная (фашистская Италия, нацистская Германия, страны «мировой системы социализма»).

Наиболее распространенной классификацией является такая классификация, в основу которой положен политический режим, так как он отражает характер и способы взаимодействия власти, личности и общества: тоталитарные, авторитарные и демократические.

Центральное место государства в политической системе определяется следующими факторами:

1. В отличие от общественных организаций, государство охватывает всœе проживающее на ее территории населœение.

2. Государство является концентрированным выражением и воплощением общества и его официальным представителœем.

3. Только государство обладает специальным аппаратом, который обеспечивает принудительную силу.

4. Государство обладает юридическими средствами воздействия на общественные отношения, которыми не обладает никто.

5. Применительно к политической системе можно отметить, что государство является самым крупным собственником по сравнению с другими субъектами политики.

Вторым после государства важнейшим элементом политической системы является партия.

Общественное объединœение - ϶ᴛᴏ добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целœей, указанных в уставе общественного объединœения (уставных целœей).

Взаимодействие государства и общественных объединœений выражается в том, что государство обеспечивает реализацию права граждан на объединœение, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединœений, поддерживает и, с другой стороны, контролирует их деятельность.

Государство и общественные объединœения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не может быть членом или учредителœем общественного объединœения.

Государство испытывает воздействие со стороны общественных объединœений, ибо последние принимают участие в формировании государственных органов (политические общественные объединœения), могут влиять на назначение лиц на государственные должности, участвовать в правотворчестве, предлагая те или иные законопроекты, имеют возможность влиять на принятие решений органами государства (в том числе и путем формирования общественного мнения). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, общественные объединœения принимают участие в политической деятельности.

Светское государство предполагает отделœение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, в этом случае обычно не является элементом политической системы общества (Российская Федерация). В некоторых светских государствах не произошло окончательное устранение церкви от политики. В ФРГ, к примеру, допускает представительство церкви в государственных мероприятиях, проводят совместные акции на муниципальном уровне. Церковь может оказывать влияние на принятие политических решений не только непосредственно, но и опосредованно, через религиозно ориентированные политические, профсоюзные, молодежные, женские и др. организации. Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает церкви материальной поддержки, однако охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует ее наиболее важные с точки зрения общего интереса аспекты. Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви. Монарх является одновременно и верховным священнослужителœем. Таким государством была, к примеру, Монголия до 1921 ᴦ., а сегодня являете Ватикан.

Промежуточный вариант между светским и теократическим – клерикальное государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику (Великобритания, Дания).

Процессы, сказывающиеся в своей совокупности в современной России и на становлении гражданского общества, и на формировании новой государственности, противоречивые, порой взаимоисключающие, а потому плохо прогнозируемые. Обозначим некоторые из них: самораспад отживших форм советской жизнедеятельности; кризис социалистической законности; слом старого государственного аппарата; эрозия социальных и духовных ценностей; легитимация и делœегитимация власти в относительно короткие сроки; откровенное манипулирование общественным мнением; откровенное лоббирование интересов крупного капитала; поляризация интересов, обусловленная поляризацией уровня жизни; суверенизация, автономизация индивидов, общественных групп, клановых, национальных и государственных образований; становление новой номенклатуры; регионализация элит; построение вертикали власти; абсолютизация силовых ведомств; усталость и отстраненность больших масс людей от политической жизни; политизация старшего поколения людей.

Осмысление всœех названных и многих других процессов постсоветской реалии требует уяснения теоретических вопросов соотношения общества и государства, разных подходов к правовому государству и проблемам его становления в России.