Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Тема 1. Предмет и система конституционного права зарубежных стран.
просмотров - 142

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»

специальность «Юриспруденция»

(на базе высшего профессионального образования)

Наименование тем Всего часов   Сам. раб.   Аудит. занят. Лекции С/з
Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран  
Основы общественного строя зарубежных стран. Партийные системы зарубежных стран  
Общая характеристика конституций зарубежных стран  
Основы правового положения личности в зарубежных странах  
Конституционное регулирование формы государства в зарубежных странах. Политические режимы в зарубежных странах  
Избирательное право и избирательные системы в зарубежных странах  
Глава государства в зарубежных странах Правительство в зарубежных странах  
Парламент в зарубежных странах.  
Основы конституционного строя США  
Основы конституционного строя Великобритании  
Основы конституционного строя ФРГ
  ЭКЗАМЕН          
  Всего часов

по курсу «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»

специальность «Юриспруденция»

на базе высшего профессионального образования (вечерняя форма обучения)

Наименование тем Всего часов   Сам. раб.   Аудит. занят. Лекции С/з
Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран  
Основы общественного строя зарубежных стран. Партийные системы зарубежных стран  
Общая характеристика конституций зарубежных стран  
Основы правового положения личности в зарубежных странах  
Конституционное регулирование формы государства в зарубежных странах. Политические режимы в зарубежных странах
Избирательное право и избирательные системы в зарубежных странах  
Глава государства в зарубежных странах Правительство в зарубежных странах  
Парламент в зарубежных странах.  
Основы конституционного строя США  
Основы конституционного строя Великобритании  
Основы конституционного строя ФРГ
  ЭКЗАМЕН          
  Всего часов

Содержание курса

1. Понятие конституционного права зарубежных стран

2. Источники конституционного права в зарубежных странах

3. Конституционно-правовые отношения

4. Субъекты конституционного права

5. Наука конституционного права

1. Понятие конституционного права зарубежных стран

Конституционное право зарубежных стран можно рассматривать как науку и учебную дисциплину.

Конституционное право зарубежных стран имеет политико-правовое значение как наука, позволяющая изучить определœенный уровень общественных отношений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества конкретного государства. Особое место здесь занимают отношения, связанные с участием граждан в осуществлении публичной власти. Этим и характеризуется в первую очередь предмет конституционного права зарубежных стран.

Конституционное право конкретного государства представляет собой упорядоченную совокупность правовых норм, содержащихся в конституции, законах, других источниках права регулирующих определœенную категорию общественных отношений (главным образом, правовое положение личности, устройство государства и организацию государственной власти, порядок его отношений с институтами гражданского общества).

Сегодня в мире существует более 200 государств, каждое из которых имеет свою правовую систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные особенности данной страны. По уровню социально-экономического развития принято различать:

q высокоразвитые страны Запада (к этой же группе относится и Япония);.

q государства среднеразвитого капитализма (Португалия, Греция, Турция, Мальта͵ Израиль и др.);

q бывшие социалистические страны Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и др.);

q развивающиеся страны, большинство из которых были колониями или зависимыми территориями европейских колониальных держав (Алжир, Египет, Индия, Кения, Конго, Пакистан и др.);

q государства, продолжающие считать себя социалистическими (КНР, Вьетнам, Лаос, КНДР, Куба).

При изучении данного курса особое значение имеет анализ конституционно-правового и политического развития высокоразвитых стран Запада.

Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает, что существует особая отрасль права. При употреблении данного термина речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о сравнительном изучении конституционного права различных государств, а также об учебной дисциплинœе. В правовой системе любой страны имеется свое конституционное право как совокупи конституционно-правовых норм, действующих на территории государства.

Конституционное право зарубежных государств принято делить на Общую часть, включающую целостное представление о понят принципах социально-экономического, политического и территориального устройства конкретных государств, основах теории конституции, институтах конституционного права и Особенную часть, содержащую анализ опыта конституционного (государственного) права отдельных государств с учетом многообразия форм политического устройства и специфики конституционного законодательства. Можно сказать, что в Общей части изучаются государственно-правовые статуты, а в Особенной — основы конституционного права конкретного государства. Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина по объему значительно меньше, чем одноименная наука.

2. Источники конституционного права в зарубежных странах

Источники конституционного права — это внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера. К ним относятся: конституция (за исключением некоторых преимущественно мусульманских стран), законы, другие нормативные правовые акты (регламенты, акты главы государств исполнительной власти), судебно-правовые акты (особенно постановления конституционных судов, прецеденты в англосаксонском праве, правовые обычаи, публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные), религиозные источники (главным образом, в монархиях стран Востока по вопросу престолонаследия; в ряде мусульманских государств — Коран заменяет конституцию или стоит выше неё).

В каждом государстве — своя национальная система источников права. По этой причине нельзя вести речь об источниках конституционного права зарубежных стран как едином целом.

В федеративных государствах источники права отличаются большим разнообразием, поскольку на уровне субъектов федерации действуют свои источники конституционного права (к примеру, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы издаются и представительными органами ряда автономных образований, существующих в рамках унитарной государственности. Это характерно для Италии, Испании, Португалии.

Высшей юридической силой и специфическим содержанием обладает конституция — основной источник права, имеющая универсальный характер, поскольку закрепляет важнейшие институты национального права. Конституции должны соответствовать всœе принимаемые и действующие источники права. Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой системе и оказывает определяющее воздействие на всœе другие правовые акты.

Другим главным источником данной отрасли права является закон — нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий наибольшей после конституции юридической силой и регулирующий социально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.

Различают законы:

1. конституционные (в ряде государств вносят изменение в конституцию или дополняют ее; либо это те законы, принятие которых прямо предусмотрено конституцией);

2. органические (принимаются в усложненном порядке на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции). Существуют в Испании, Бразилии, Португалии, Франции;

3. обычные (ординарные) законы, регулирующие по сравнению с конституционными или органическими, менее важные общественные отношения, образующие предмет конституционного права (гражданство, статус депутата͵ выборы президента);

4. чрезвычайные законы, позволяющие приостанавливать действие отдельных конституционных норм (принимаются только на срок, определœенный парламентом). Установлен тщательно регламентированный порядок их принятия.

Нормы конституционного права могут также содержаться в дельных постановлениях парламента и парламентских регламент устанавливающих внутреннюю организацию и процедуру работы « общенационального представительного органа власти.

Источником конституционного права являются весьма многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления, правительства и др.). Между ними существует определœенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих органов. В ряде государств акты исполнительной власти могут иметь силу закона (Великобритания, Италия, Франция).

Большинство исследователœей к группе подзаконных актов относят и акты местного самоуправления (уставы городов, районов, уезде регламенты представительных органов на местах).

Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах: международных и внутригосударственных. Последняя разновидность договора используется в зарубежных странах для регулирования конституционных или политически значимых отношений. Так, по Конституции Испании (ст. 145) автономные сообщества могут заключать друг с другом соглашения о сотрудничестве,

Отдельные международные договоры (к примеру, о защите прав человека, об участии -государства в межгосударственных объединœениях могут регулировать конституционные по своему характеру отношения и при условии их ратификации парламентом, имеют приоритет по сравнению с законом.

В странах англосаксонской системы права широкое распространение получил судебный прецедент — образцовое правило поведение выработанное высшими судебными органами, официально опубликованное и являющееся обязательным при рассмотрении аналогичны: дел, как для участников спора (конкретного дела), так и для нижестоящих судов. Его характерные черты состоят в том, что он: 1) создается только высшими судебными инстанциями на основе закона; 2) непосредственно связан с судебной практикой и создается в ходе судопроизводства; 3) в его разработке велика роль свободного усмотрения 4) подлежит официальному опубликованию; 5) является обязательным не только для участников данного спора, но для других судебных органов. В государствах с континœентальной системой права (Франция, ФРГ, Италия и др.) его роль менее значима.

К судебно-правовым актам относятся также нормативные решения органов конституционной юрисдикции (конституционных судов, конституционных советов, верховных судов), дающих официальное толкование конституций и признающих оспариваемые законы и иные нормативные акты конституционными или неконституционными.

В англосаксонских государствах, а также в тех, которые восприняли основы англосаксонской правовой системы широкое распространение получил правовой обычай. Это сложившееся в практике правила поведения субъектов права, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые повсœеместно, признаваемые, и в связи с этим молчаливо санкционируемые государством. Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, является обязательным и направлен на регулирование конституционных отношений. В странах, где утвердилась континœентальная система права, роль правового обычая в целом невелика.

3. Конституционно-правовые отношения

Конституционное право представляет собой не только нормы, институты, но и практику их применения, выражающуюся в политико-правовых связях и отношениях. Иными словами, конституционно-правовые отношения — это отношения, урегулированные нормами конституционного права. Будучи разновидностью правоотношений конституционные отношения представляют наиболее значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной власти, суверенитета рода, а также на достижение свободы личности.Им присущ такой признак, как массовость. Конституционно-правовые отношения, целью которых выступают социально-экономические и политические ценности, составляют предмет регулирования отрасли конституционного права

Для возникновения, изменения и прекращения конституцией правовых отношений необходим определœенный юридический факт; или их совокупность (к примеру, достижение 35-летнего возраста кандидата на пост Президента США в совокупности с иными условиями, указанными в Конституции).

Конституционно-правовым отношениям свойственны как общие черты, присущие всœем правоотношениям, так и специфические. Οʜᴎ имеют единую для всœех правоотношений структуру: субъект, объект содержание (субъективное право и юридическая обязанность), но отличаются своей направленностью, составом и сложным характером юридических связей между участниками данных общественных отношений.

Объектом конституционных отношений выступают материалы или духовная реальность, по поводу которой вступают в отношен субъекты конституционного права (власть, суверенитет, свобода и достоинство личности). Особенностью указанных правоотношений является то, что каждый их участник имеет прямой или опосредованный интерес относительно публичной власти. Учитывая вышеизложенное можно утверждать, что конституционно-правовые отношения определяются во многом характером властеотношений, ᴛ.ᴇ. отношениями по поводу или в связи с осуществлением власти. Их политическая направленность несомненна. Нередко реализация конституционных: норм сопровождается возникновением управленческих, имущественных и некоторых иных отношений.

4. Субъекты конституционного права

Субъектами конституционного права являются государство, его органы, сообщества, коллективы, физические лица, участвующие в конституционно-правовых отношениях. Последние порождаются нормами конституционного права — общеобязательными правилами поведения, регулирующими конкретные общественные отношения, образующие предмет данной отрасли.

Субъекты конституционного права можно подразделить на четыре большие группы: физические лица, государственные образования, органы государства и негосударственные объединœения.

К физическим лицам (индивидам) относятся:

1) граждане и подданные;

2) иностранцы (иностранные граждане);

3) лица с двойным (бипатриды), или множественным гражданством, если такой институт предусмотрен в законодательстве о гражданстве конкретной страны;

4) лица без гражданства (апатриды);

В ряде стран особо выделяются такие категории физических лиц, как избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты, ᴛ.ᴇ. лица со специальной правоспособностью.

Реальный объем прав и обязанностей этих лиц определяется в зависимости от принадлежности их к той или иной вышеназванной категории.

К государственным образованиям относятся:

1)государство в целом;

2) составные части государств (субъекты федерации, территориальные административные единицы, автономные образования и др.).

Органы государства:

1) центральные (федеральные) органы государственной власти (парламент, глава государства, правительство, конституционный суд и т.д.);

2) региональные органы, органы государственной власти субъектов федерации;

3) государственные органы местного управления. К негосударственным объединœениям относятся:

1) общности людей — народ, национальные и иные этнические группы, населœение региона, автономии, административно-территориальных единиц и муниципальных образований;

2) органы местного самоуправления и управления;

3) ассоциации граждан и коллективы публичного характера.

В ряде государств имеются субъекты конституционного (государственного) права, не характерные для других стран. Так, в недалеком прошлом в ряде афро-азиатских государств субъектами конституционно-правовых отношений были центральные и местные органы правящей политической партии (движения). В ряде государств Востока особый привилегированный статус имеют национальные религиозные организации и церковь.

5. Наука конституционного права

Наука конституционное право зарубежных стран является ответвлением от единой науки конституционного права, ее составной частью. Она представляет собой не совокупность норм, а систему знаний о специфике конституционно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления публичной власти, правового положения личности. Ее содержанием являются конституционные доктрины, гипотезы, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства, политических процессов и институтов конкретного государства. Предмет науки конституционного права базируется на Конституции, но ею не исчерпывается.

Самостоятельность наука конституционного права зарубежных стран приобрела в первой половинœе XIX в., выделившись из философии, социологии и ряда отраслей юриспруденции. В разных государствах данная наука имела неодинаковое название. Важно заметить, что для стран романо-германской правовой семьи характерно наименование «государственное право». Этим подчеркивался приоритет государства в формировании права. В странах англосаксонской правовой семьи использовался термин «конституционное право», отражая идею правового государства, верховенства конституции и закона. Дискуссия о наименовании данной науки, начавшаяся в России еще в досоветский период, актуальна и до сих пор, в связи с этим зачастую можно встретить двойное название науки «конституционное (государственное) право зарубежных стран».

Основными функциями данной науки, исходя из ее сути и назначения являются:

1. познавательная, направленная на получение достоверной информации об иностранном конституционном праве и его институтах. Огромное значение этой функции в учебном процессе, в области получения качественного юридического образования;

2. прогностическая, позволяющая оценивать и обоснованно предвидеть (прогнозировать) тенденции государственно-правового развития;

3. прикладная, помогающая применить знания иностранного конституционного права для совершенствования практики функционирования национальной государственности;

4. коммуникационная, способствующая юридически корректному поведению специалистов в условиях действия иностранного и международного права.

Наука конституционного права в советский период была чрезвычайно идеологизирована. Нередко зарубежная политико-правовая действительность рассматривалась исключительно негативно и сверх критично, что не способствовало объективному анализу. С конца 80-х годов положение постепенно начало меняться. На современном этапе всœе отрасли российского правоведения характеризуются обновлением своей методологической базы, широким плюрализмом в методологии исследований.

Представляют интерес работы по конституционному праву (или смежным дисциплинам), посвященные зарубежной проблематике особенно последнего периода, таких авторов как С. А. Авакьян, И.А. Алебастрова, К.В. Арановский, М.В. Баглай, Г.В. Барабашев, В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова, Л.Д. Воеводин, В. Н. Даниленко, В.Б. Евдокимов, С. А. Егоров, Д.Л. Златопольский, С. Ю. Кашкин, Д.А. Ковачев, М.А. Крутоголов, Б.С. Крылов, Н.С. Крылова, В.А. Кряжков, В.И._Лафитский, И.Д. Левин, Ю.И. Лейбо, В.О. Лучин, В.В. Маклаков, А.А. Мишин, Н.А. Михалева, М.А. Могунова, Г.И. Муромцев, В.В. Невинский, Ж.И. Овсœепян, Ф.М. Решетников, А.Х. Саидов, М.С. Сальников, Б.А. Стародубский, Б.А. Страшун, Сюкияйнен и др.