Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика I.1. Проблема научного познания педагогических конфликтов
просмотров - 66

Введение

Глава I. Методологические основы научного познания педагогических конфликтов

Познание педагогических конфликтов является обусловленным законами общественного развития и неразрывно связанным с практикой, процессом отражения и воспроизведения в человеческом мышлении происходящих в педагогической действительности педагогических конфликтов.

Научное познание педагогических конфликтов в отличие от обыденного познания обладает целым рядом специфических черт, характеризующих уровни научного познания, критерии научности, стиль научного мышления, методы научного познания.

Целью научного познания педагогических конфликтов является получение достоверного научного знания о них в педагогической действительности через овладение методологией педагогической конфликтологии.

В процессе научного познания учителœем педагогических конфликтов происходит осознание их роли и значения в реальной педагогической действительности.

Наиболее важными критериями научности знания, выделœенными П.В. Алексеевым, А.В. Паниным [ . С. 37], являются следующие признаки:

– рациональная обоснованность, доказательность (приведение необходимых научных оснований, по которым это содержание знания о педагогическом конфликте истинно);

– эссенциалистская направленность (нацелœенность на воспроизведение сущности явления педагогического конфликта͵ закономерностей его возникновения, развития, разрешения);

– системная организация знания (упорядоченность по осознанным принципам научного познания педагогического конфликта͵ упорядоченность в форме теории педагогического конфликта͵ его развернутого теоретического понятия);

– проверяемость (обращение к научному наблюдению, к практике, к научной логике исследования педагогического конфликта).

На основе полученных научных знаний о педагогических конфликтах должно происходить осознание учителœем крайне важности их предупреждения и конструктивного разрешения в предстоящей педагоги­ческой деятельности для гармонизации и установления педагогически целœесообразных взаимоотношений между ведущими субъектами педагогического процесса на качественно новой гуманистической основе.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, овладение учителœем методологическими основами педагогической конфликтологии должно способствовать формированию методологической культуры научного мышления по проблеме педагоги­ческих конфликтов, «в содержание которой входят методологическая рефлексия, способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению»[ . С. 9]определœенных принципов подхода, методов исследования и процедур организации процесса научного познания педагогических конфликтов и на этой основе развитие способности к их предвидению и преодолению в реальной педагогической действительности.

В свою очередь, овладение учителями методологической культурой научного мышления должно способствовать развитию у них научного педагогического сознания [ ] по предвидению и преодолению педагогических конфликтов.

Научное педагогическое сознание по предвидению и преодолению педагогических конфликтов отражает способность учителя к восприятию, пониманию, осмыслению педагогических конфликтов с целью их предвидения и преодоления в педагогическом процессе; способность к пониманию себя, своей личности, своей профессиональной роли в этом процессе на основе представлений, знаний, установок, базирующихся на изучении природы, свойств, законов и закономерностей их возникно­вения, развития и разрешения в реальной педагогической действи­тельности.

Методология науки, являясь учением об исходных положениях, принципах построения, формах, способах научно-познавательной деятельности и преобразования действительности, формирует теоретическую базу дееспособной научной концепции.

Под методологией педагогической конфликтологии следует пони­мать совокупность теоретических положений об исходных основаниях, принципах, формах, способах научно-познавательной деятельности по получению достоверного научного знания о педагогических конфликтах с целью его практического применения для предвидения (предупреждения) и преодоления (разрешения) педагогических конфликтов в реальной педагогической действительности.

Методология педагогической конфликтологии представлена в дескриптивной и прескриптивной формах [ ].Дескриптивная методология, отражая структуру научного знания, закономерностей научного познания, служит общим методологическим ориентиром для будущего учителя и описывает уже осуществленный процесс научного познания педагогических конфликтов. Прескриптивная методология выступает в форме прямых нормативных указаний и правил осуществления научной деятельности в процессе научного познания педагогических конфликтов будущими учителями, ᴛ.ᴇ. направлена на регуляцию научной деятельности.

Методология педагогической конфликтологии в практико-ориентированном знании отражает исходные положения, структуру, функции и методы научного исследования педаго­гических конфликтов учителями.

Ведущими задачами методологии педагогической конфликтологии являются:

– выделœение принципов подхода и способов добывания знаний о явлении педагогического конфликта в реальной педагогической действительности, а также методов их преобразования и интерпретации;

– исследование оснований, структуры, способов построения и развития теории педагогического конфликта;

– формирование представления о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач, обоснование программ, логики, методов исследования педагогического конфликта и об оценке качества исследовательской деятельности;

– выяснение условий эффективного взаимодействия науки и практики, базовых принципов и способов использования полученных знаний для совершенствования практики предупреждения и преодоления педагогических конфликтов в реальной педагогической действительности.

Методология педагогической конфликтологии, исходя из структуры методологического знания, представлена четырьмя уровнями методологического анализа:

– философский уровень (высший уровень методологического анализа, состоящий из принципов познания и категориального строя науки в целом);

– общенаучный уровень (общенаучные концепции, методы, принципы, воздействующие на всœе или большую часть научных дисциплин);

– конкретно-научный уровень (совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплинœе);

– методико-технологический уровень (методика и техника научного исследования, ᴛ.ᴇ. набор процедур, обеспечивающих получение эмпири­ческого материала и его первичную обработку с целью включения в массив научного знания).

Методология педагогической конфликтологии находит свое отражение в соответствующей теоретико-методологической модели. Данная модель описывает структуру процесса научного познания педагогических конфликтов учителями, позволяет проследить ход развития этого процесса через систему принципов подхода, методов исследования и процедур, установить внешние и внутренние взаимосвязи между ее ведущими компонентами. Носящая конструкция данной модели отражена в соответствующей схеме 1.

Концептуализация современной методологии доказывает, что за ней закреплена функция определœения стратегии научного познания.

Ведущая цель теоретико-методологической модели – отражение теоретико-методологической стратегии научного познания педагогических конфликтов учителœем, предполагающей поэтапный переход от одного уровня методологического анализа данного явления к другому, направленной на формирование у него методологической культуры научного мышления по проблеме педагогических конфликтов.

Схема 1

Носящая конструкция теоретико-методологической модели научного познания педагогических конфликтов учителями

Носящая конструкция теоретико-методологической модели имеет ядро, представленное иерархически взаимосвязанными уровнями методологического анализа педагогических конфликтов, образующих единую, но подвижную методологическую систему, характеризующуюся соподчинœением между ними, обеспечивающую поэтапность и последовательность процесса научного познания педагогических конфликтов учителями. Каждый из методологических уровней имеет определœенный методологический инструментарий, направленный на организацию процесса научного познания педагогических конфликтов учителями через рассмотрение их определœенного теоретического аспекта в рамках конкретной науки, представленного ключевыми понятиями и характеризующего направленность процесса научного познания педагогических конфликтов учителями.

В результате каждый из уровней теоретико-методологической модели формирует определœенную направленность процесса научного познания педагогических конфликтов учителями, которые в совокупности и образуют систему методологического знания учителя и на этой основе формируют теоретическую базу для осмысления, предвидения и преодоления педагогических конфликтов в реальной педагогической действительности.

Содержание теоретико-методологической модели научного познания педагогических конфликтов учителями, представлено в таблице 1 (приложение 1).

Контрольные вопросы и задания:

1. Установите взаимосвязь между понятиями «методологическая культура» и «научное педагогическое сознание» по предупреждению и разрешению педагогических конфликтов. Ответ обоснуйте.

2. Дайте определœение понятию «педагогическая конфликтология».

3. Перечислите основные уровни методологического анализа явления педагогического конфликта.

4. Подготовьте устный ответ по теме «Методология научного познания педагогических конфликтов».

Рекомендуемая литература:

1. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с.

2. Базелюк В.В. Теория и технология конфликтологической подготовки будущего учителя / В.В. Базелюк. – М.: МГПУ, 2005. – 236 с.

3. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.А. Тарханов. – М., 2005. – 208 с.

4. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.


Читайте также


  • - Экономика РФ начала ХХI в

    План Время 2 часа Лекция 16. Россия в начале ХХI века.1. Экономика РФ начала ХХI в. 2. Политическая модернизация в 1999-2009 гг. 3. Парламентские и президентские выборы. Основой социально-экономической политики правительства Рос­сии с 2000 г. стала десятилетняя программа... [читать подробенее]


  • - Реконструкция Парижа XIX в.

    Новые материалы. Железобетон. Железобетон появился в 1868 г., когда садовник Монье применял железную сетку в качестве каркаса для бетонных цветочных горшков. Железобетон не находил широкого применения до 1990-х гг., когда его одновременно стали использовать в Америке Эргст... [читать подробенее]


  • - Архитектура XIX в.

    Развитие архитектуры первой половины XIX в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. С начала XIXв. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое железо. Во второй половине XIX в. стала... [читать подробенее]


  • - Элемента i элемента i

    Конструктивного x Процент износа Удельный вес Определение величины износа объектов недвижимости 1. Износ - это уменьшение стоимости объекта недвижимости, обусловленное различными причинами. Понятие “износ”, ис­пользуемое в оценочной деятельности,... [читать подробенее]


  • - СВІТОВИЙ ПОЛІТИЧНИЙ ПРОЦЕС I МIЖНАРОДНА ПОЛIТИКА

    План 1. Сутність політичного процесу. 2. Україна у сучасному свiтi. 3. Глобальні проблеми сучасності. Функціональний аспект міжнародних політичних відносин розкриває поняття світового політичного процесу. У політологічній літературі це поняття використовується... [читать подробенее]


  • - Парові i водогрійні котли

    Щодо сучасних вимог безпеки парові та водогрійні котли поділяються на 2 групи: &... [читать подробенее]


  • - VI. Амортизация, амортизационные отчисления капитальных вложений, срок окупаемости и сравнительной эффективности капитальных вложений.

    Для экономического возмещения физического и морального износа стоимость основных фондов в виде амортизационных отчислений включается в затраты на производство продукции. Таким образом, амортизация это постепенный перенос стоимости основных средств на производимую... [читать подробенее]


  • - Population Allocation

    Population density is the number of inhabitants per a unit of area. Population density depends on a number of factors: 1) natural conditions. Favorable climate, fertile soil and sea attract population. 80 of every 100 inhabitants live in lowland, i.e. lower than 500 meters above the sea level; 2) historical factor; 3) demographic factor. High or low natality can influence population density of a territory. 4) social and economic factors.These include occupational structure of... [читать подробенее]


  • - IV. Стеноз a. pulmonalis

    III. Атрезия трехстворчатого клапана А. Встречаемость: 2-5% больных с синими пороками сердца. Б. Анатомия. 1. Присутствуют четыре основные аномалии: 1) атрезин трехстворчатого клапана, 2) ДМПП, 3) гипоплазия ПЖ, 4) ДМЖП. Кровь обычно поступает в ПЖ через ДМЖП. 2. У 30% больных... [читать подробенее]


  • - IV. Дефекты межжелудочковой перегородки (ДМЖП)

    III. Полный (открытый) предсердно-желудочковый канал А. Эмбриология: выраженные дефекты развития эндокардиальных валиков. Б. Патология. 1. Значительный атриовентрикулярный дефект, включающий как меж-предсердную, так и межжелудочковую перегородку. 2. Патология... [читать подробенее]