Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика I.3.I. Целостное и парциальное описание психологии человека. Личность. Характер.
просмотров - 140

Методические рекомендации

Темы рефератов и докладов

Основные понятия и термины

Основные вопросы

I.3. I. Целостное и парциальное описание психологии человека

I.3. Общее и индивидуальное в психике.

Уровни, правила, способы построения психологических характеристик. Понятие нормы в психологии. Отклонения от норм. Индивид как родовая форма индивидуального бытия. Понятие о субъекте и его психической организации. Личность как социокультурная реальность. Личность и индивидуальность человека. Уникальность жизненного пути личности.

I.3. I. Целостное и парциальное описание психологии человека.

I.3.2. Конституциональный уровень психики.

I.3.3. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике.

«Индивидуальность»; «индивид»; «личность»; «самосознание»; «направленность личности»; «экстраверсия и интроверсия»; «акцентуация характера»; «потребность»; «мотивация»; «самооценка»; «сенсорная типология».

Контрольные вопросы для рефлексии

1. Что такое «личность»?

2. Что такое Я-концепция?

3. Каково соотношение общего и индивидуального в психике человека?

4. Какие науки занимаются феноменом социальной зрелости личности?

5. Назовите условия и факторы нормального и аномального развития личности.

6. Какова классификация и содержание теорий личности?

7. Что такое характер?

8. Назовите механизмы формирования характера.

9. Какие акцентуации характера встречаются у людей?

10. В чем состоят особенности различных типов акцентуаций характера?

11. Самосознание и самооценка.

12. Цели и ценностные ориентации личности.

1. Типология характеров в связи со строением тела человека (Э.Кречмер).

2. Проблема устойчивости личности.

3. Особенности подхода к личности в разных науках.

4. Проблема личности в психологии.

5. Понимание психологической структуры личности.

6. Культурно-исторический подход к изучению личности.

7. Проблема перевоспитания характера.

8. Место характера в общей структуре личности.

9. Специфические черты характера.

10. профессиональные черты характера личности специалиста.

Данная тема одна из центральных в курсе современной психологии. Проектирование и диагностика личности, определœение оптимальных условий и наиболее эффективных путей ее формирования невозможны без знания структуры личности и закономерностей ее становления и развития.

Важно четко представить, что личность человека формируется и раскрывается в процессе активного взаимодействия с окружающей его предметной и социальной средой. Новорожденный человек еще не личность. Личность - ϶ᴛᴏ прижизненное целостно-структурное психическое образование, отражающее социальную сущность человека как сознательного субъекта познания.Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность, субъект, субъектность.

Человек– понятие ведовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Каждая из этих систем, в свою очередь, состоит из подсистем и отдельных феноменов. В своем физиологическом и психическом развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость, старость.

Индивид - ϶ᴛᴏ отдельный, конкретно взятый человек.

Индивидуальность – обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие.

Субъект- ϶ᴛᴏ человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целœеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельности поведение в целом.

Субъектность - ϶ᴛᴏ способность человека к тому или иному целœеполаганию и соответствующей поставленным целям активности.

Под личностью в отечественной психологии понимают сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное, разноплановое, полисодержательное, прижизненно сложившееся, сформировавшееся психическое образование человека, в котором он выступает не только как объект и продукт, результат педагогических и других воздействий, но и как сознательный субъект познания и активного преобразования действительности.

При изучении данной темы крайне важно твердо уяснить, что в процессе онтогенетического развития человека и формирования его личности биологические и социальные факторы, непрерывно взаимодействуя, создают благоприятные внутренние условия, обеспечивающие, эффект внешнего воздействия.

Самосознание как высший уровень развития человека есть основа формирования умственной активности самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Следовательно, структура личности представляет собой совокупность социально-значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение и деятельность.

При изучении данной проблематики следует рассмотреть существующие точки зрения на психологическую структуру личности и установить общее и особенное в разных позициях. При определœении структуры личности нужно постоянно иметь в виду, что личность - ϶ᴛᴏ саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

Здесь крайне важно уяснить, что элементами психологической структуры личности является ее психологические свойства и особенности, называемые «чертами личности». Многие психологи пытаются условно уложить в подструктуры.

Согласно концепции К.К. Платонова, 1) первым уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. 2) следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, ᴛ.ᴇ. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей. 3) уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется в процессе обучения, имеет социальный характер. 4) последним уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера.


Читайте также


  • - I II III

    В схеме О.Каде выделяются некоторые существенные стороны перевода как коммуникативного акта. Акт перевода распадается на два взаимосвязанных коммуникативных акта – коммуникацию между отправителем и переводчиком и коммуникацию между переводчиком и получателем. При... [читать подробенее]


  • - ЧАСТЬ I I 9 страница

    Одновременно вводятся обязательные сверхурочные работы и отменяются отпуска. Это позволило примерно на треть увеличить загрузку производственных мощностей, не увеличивая численности рабочих и служащих. Благодаря этому уже ко второй половине 1941 г. в отрасли оборонной... [читать подробенее]


  • - ЧАСТЬ I I 8 страница

    6. Орлов А.С. История России: учебник / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.С.Георгиева и др. – М., 1997. – С. 376-425. 7. Галыга В.В. Отечественная история в таблицах и схемах / КГТУ; В.В.Галыга. – Калининград, 2006. – С. 136-152. 8 Карпов В.В. Генералиссимус: Историко-документальное издание: в 2-х кн. /... [читать подробенее]


  • - ЧАСТЬ I I 7 страница

    Этот идеологический спор завершился снятием Троцкого со всех занимаемых постов и высылкой его из страны в 1929 г., а в 1940 г. он будет убит агентом Коминтерна на своей вилле в Мексике. Другие оппозиционеры Л.Б.Каменев, Г.Е.Зиновьев, Н.И.Бухарин будут репрессированы в результате... [читать подробенее]


  • - ЧАСТЬ I I 6 страница

    Гражданская война и иностранная интервенция нанесли колоссальный ущерб России. Материальные потери составили более 50 млрд. рублей золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз, сельскохозяйственное - более чем на 30%. На фронтах гражданской войны, от голода,... [читать подробенее]


  • - ЧАСТЬ I I 5 страница

    Съезд принял также постановление об отмене смертной казни на фронте, об аресте А. Ф. Керенского и о возможности пополнения ВЦИК представителями партий, покинувших съезд, а также крестьян. Кроме того, съезд подтвердил необходимость скорейшего созыва Учредительного... [читать подробенее]


  • - ЧАСТЬ I I 4 страница

    Война вызвала расстройство финансовой системы России. Общие расходы на войну составили около 40 млрд. рублей. К 1917 г. государственный долг увеличился до 50 млрд. рублей. Проценты по займам иностранным кредиторам уплачивались золотом и стратегическими материалами. ... [читать подробенее]


  • - ЧАСТЬ I I 3 страница

    Значительную роль в проведении столыпинской аграрной реформы сыграл учрежденный еще в 1882 г. Крестьянский банк. Он скупал казенные, удельные и помещичьи земли, дробил их на мелкие участки, а затем перепродавал крестьянам. За 1906-1916 гг. банк продал крестьянам около 9-и млн.... [читать подробенее]


  • - ЧАСТЬ I I 2 страница

    В феврале 1907 г. прошли выборы во II Государственную Думу, которая проработала 102 дня. Из 518 депутатов – 104 были от трудовой партии, 99 – от партии кадетов, 66 – от социал-демократической партии, 44 – октябриста. Аграрный вопрос по-прежнему оставался главным при обсуждении в Думе.... [читать подробенее]


  • - ЧАСТЬ I I 10 страница

    Разгром противника в Восточной Пруссии имел крупное военно-политическое значение. Советские войска заняли всю территорию Восточной Пруссии с городом-крепостью Кенигсбергом - стратегически важным опорным пунктом гитлеровцев на Балтийском море, освободили часть... [читать подробенее]