Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика I.4. Конкретно-научный уровень методологического анализа педагогических конфликтов
просмотров - 122

Данный уровень методологического анализа явления педагогического конфликта ориентирует учителя на организацию процесса познания через совокупность методов, принципов подхода, исследовательских процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплинœе.

Ведущей дисциплиной данного методологического уровня познания является педагогическая конфликтология, как синтетическая отрасль научных знаний о педагогических конфликтах, возникшая вследствие межнаучного взаимодействия конфликтологии и педагогики, которая в настоящее время находится в стадии становления.

Педагогическая конфликтология - ϶ᴛᴏ отрасль научных знаний о природе, причинах, видах педагогических конфликтов, динамике возникновения и формах их развития, способах их предупреждения и конструктивного разрешения.

Объектом педагогической конфликтологии являются педагогические конфликты, обусловленные обострением различных по своей природе, характеру, содержанию педагогических противоречий в образовательной сфере.

Предмет педагогической конфликтологии – разработка, обоснование, выявление ведущих принципов, основополагающих законов и общих закономерностей, факторов и условий, обусловливающие процесс возникновения, развития и завершения педагогических конфликтов.

Наряду с философскими и общенаучными принципами методологии педагогической конфликтологии выделяются конкретно-методологические принципы самой педагогической конфликтологии, а именно: принцип междисциплинарности, принцип эволюционизма, принципы деятельностного, личностного, аксиологического, полисубъектного, культурологического, этнологического, антропологи­ческого подходов.

Принцип междисциплинарности (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) направлен на использование учителями всœей совокупности методов, принципов подхода и процедур, применяемых в педагогической конфликтологии на основе ее внешних и внутренних междисциплинарных связей с другими науками, изучающими явление конфликта.

В результате использования данного принципа учителя должны получить максимально полные знания о педагогическом конфликте, научиться выделять и анализировать их отдельные аспекты, с одной стороны, и объединять их в единое целостное представление о данном явлении, с другой стороны. Учет данного принципа позволит учителям выстраивать стратегию и тактику конструктивного разрешения педагогических конфликтов.

Принцип эволюционизма направлен на выявление и учет учителями «базовых закономерностей эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании» [17. С. 133]. Познание уровней эволюции видов педагогических конфликтов должно позволить учителю получить необходимые знания, объяснить их динамику, спрогнозировать их развитие, разработать рекомендации по их конструктивному разрешению в реальной педагогической деятельности.

Принцип аксиологического подхода предполагает организацию процесса научного познания педагогических конфликтов учителями через изучение и осмысление научных и вненаучных ценностей.

В результате учета данного принципа у учителœей должна быть сформирована ценностная ориентация на процесс научного познания педагогических конфликтов, имеющая гуманистический характер и обеспечивающая целœенаправленность отбора и приращение новых ценностей, переход в мотивы поведения и целœенаправленные конструктивные действия при их разрешении.

Данные три методологических принципа отражают сущность, идейный смысл методологии научного познания педагогических конфликтов на конкретно-научном уровне методологии педагогической конфликтологии.

Принцип личностного подхода ориентирует учителя на научное познание личности в педагогическом конфликте, выявление и учет личностных особенностей его субъектов, ᴛ.ᴇ. на получение знаний о личностном конструкте участников конфликтного взаимодействия, признания уникальности и неповторимости личности, её уникальной и нравственной свободы, право на уважение собственной позиции оппонента в педагогическом конфликте.

Учет данного принципа учителями позволяет ориентироваться при конструировании и реализации стратегии и тактики разрешения педагогического конфликта на личность как цель, субъект, результат и ведущий критерий эффективности его разрешения.

Принцип деятельностного подхода ориентирует учителя на научное познание содержания и особенностей педагогического процесса, в котором реализуется педагогическая деятельность. Объективные и субъективные противоречия, возникающие в педагогическом процессе, обусловливают возникновение реальных педагогических конфликтов и требуют такой организации педагогической деятельности, которая способствовали бы их эффективному разрешению.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, у учителœей должна быть сформирована система знаний о действиях педагога в процессе возникновения педагогических конфликтов, а также умения выбора и реализации конкретных методов и приемов их разрешения.

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода направлен на организацию процесса познания педагогических конфликтов учителями через признание позитивного потенциала субъекта конфликта͵ его активной жизненной позиции, потребности в развитии и самовоспитании. Реализация творческого потенциала личности возможна только при условии организации диалогических форм взаимодействия с другими субъектами педагогического процесса, направленных на преодоление формально-ролевых отношений и установления отношений сотрудничества.

Учёт данного принципа ориентирует учителя на формирование специальных знаний и умений диалогического общения как эффективного способа разрешения педагогических конфликтов и их использования в реальной педагогической деятельности.

Диалогический, личностный и деятельностный принципы в единстве составляют методологический стержень гуманистической стратегии разрешения педагогических конфликтов.

Три вышеперечисленных методологических принципа научного познания педагогических конфликтов учителями должны выступать во взаимосвязи с принципами культурологического, этнологического и антропологического подходов.

Принцип культурологического подхода предполагает организацию процесса научного познания конфликтов учителями через овладение педагогической культурой как специфического способа деятельности педагога, понимаемой как воспроизводящая система образцов поведения, сознания педагогов, задающей «социально-гуманистическую программу» деятельности и направленную на конструктивное разрешение педагогических конфликтов в реальной педагогической действительности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, у учителœей в процессе конфликтологической подготовки должна быть сформирована система знаний и умений по овладению педагогической культурой его разрешения.

Принцип этнологического подхода является воплощением культурологического подхода и ориентирует учителя на организацию процесса научного познания педагогических конфликтов через осмысление наследия интернациональной (общечеловеческой), национальной и индивидуальной социокультурной среды, а также исследования социокультурных норм и нравственно-гуманистических традиций народной педагогики в разрешении педагогических конфликтов в конкретной социокультурной среде, в которой функционирует образовательное учреждение.

Принцип антропологического подхода направлен на организацию процесса научного познания педагогических конфликтов учителями через системное изучение данных всœех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при конструировании и осуществлении технологии разрешения педагогических конфликтов.

Конкретно-научный уровень методологии познания педагогических конфликтов, будучи представленным совокупностью принципов подхода, методов исследования и процедур, применяемых в педагогической конфликтологии, носит полиаспектный характер, отражая, как было отмечено ранее, ее внешние и внутренние междисциплинарные связи с другими науками.

Сегодня прослеживаются достаточно устойчивые внешние междисциплинарные связи педагогической конфликтологии с целым рядом наук и их отраслями: философией, социологией, психологией, правоведением, этикой, психофизиологией, аксиологией, антропологией, культурологией, синœергетикой и др.

Сегодня сама конфликтология, являясь научным базисом педагогической конфликтологии, взаимодействует с одиннадцатью науками, изучающими проблематику конфликта [17. С. 33].

«Содержательная многогранность объекта (противоречия в человеческих отношениях) и предмета (условия и виды этих противоречий) конфликтологии обуславливают крайне важность использования не только огромного массива научного знания, но и выделœения её отраслевых направлений» [147. С. 8].

Сегодня получают интенсивное развитие социология конфликта и психология конфликта͵ а также политическая, управленческая, юридическая конфликтология и этноконфликтология.

Внутренние междисциплинарные связи педагогической конфликтологии находятся в стадии становления, они должны отражать процесс ее взаимодействия с педагогикой и ее отраслями: общей педагогикой, коррекционной педагогикой, частными методиками, возрастной педагогикой, сравнительной педагогикой, социальной педагогикой, историей педагогики и образования, отраслевой педагогикой.

В этой связи учителя могут получить необходимые знания о конфликтах во всœем спектре отраслей научного знания, которые предоставляют необходимую информацию о различных аспектах педагогических конфликтов.

Конкретно-научный уровень методологии педагогической конфликто­логии крайне важно рассматривать с точки зрения социального, правового, этнического, психологического, психофизиологического, предметного аспектов проблемы познания педагогических конфликтов учителями.

Социологический аспект научного познания педагогических конфликтов учителями должен быть связан с социологической наукой, исследующей социальную обусловленность конфликтов, их роль и значение в жизни общества. Материалистическая диалектика подчеркивает социальную обусловленность конфликтов, видит в них проявление исторических закономерностей, определяя их как один из факторов социально-экономического развития, но в то же время, как отмечает Ф.М. Бородкин, «конфликтность – свойство, мешающее приспособиться человеку к своему социальному окружению, и его наличие всœегда свидетельствует о дефектах социального воспитания» [52. С. 38].

По этой причине учителям принципиально важно знать социальную обусловленность конфликтов применительно к образовательной сфере для того, чтобы научиться грамотно их разрешать в педагогическом процессе школы.

Для того чтобы учителя имели четкое представление о сущности социологического подхода, крайне важно осветить вопрос о различных концепциях социального конфликта͵ которые имеют сегодня место, и способствовали становлению новой отрасли научных знаний социологии конфликта.

В рамках зарубежной науки следует выделить социал-дарвинистскую, функционального равновесия концепцию, концепцию конфликтной модели общества, общую теорию конфликта и ряд других, положивших начало и способствовавших становлению современной теории конфликта.

Социал-дарвинистская концепция представлена школой социал-дарвинизма (Л. Гумполович, Ч. Дарвин, Г. Ратценхофер, У. Самнер, Б. Скиннер, А. Смолл, А. Уоллес, Й. Хейзинг и др.), отражающей борьбу в человеческом обществе. В соответствии с представлениями социал-дарвинистов, человеческое общество интерпретируется, прежде всœего, в системе биологических понятий, опирающихся на законы естественного существования. В результате основой конфликтов в обществе, как и в живой природе, является борьба за существование, предполагающая в качестве крайне важного компонента активные усилия, направленные на решение имеющейся проблемы. «При этом, как форма социального поведения они не всœегда имеют строго направленный характер и ясного противника» [78. С. 23].

Марксистская концепция социального конфликта основывается на идеях К. Маркса, которые разделял Г. Зиммель, положивший начало современной конфликтологии и социологии конфликта.

Данная концепция строится на социологии классовой борьбы, которая является движущей силой истории. Конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и берут свое начало в отношениях собственности и её распределœении. Методология разрешения конфликтов, по К. Марксу, связана с «социологией классовой борьбы» [153], где радикальным методом разрешения являются социальные революции. Ядром диалектического учения К. Маркса о конфликте является развитие через борьбу противоположностей. При этом, последователи К. Маркса трансформировали данный тезис в такое развитие общества, в котором отсутствуют социальные противоречия, в связи с этим конфликты не разрешались, накапливался потенциал социальной напряженности в обществе.

Заслуга Г. Зиммеля заключалась в том, что он считал конфликт явлением, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может менять свою остроту и в силу этого иметь разные последствия для социального целого.

Функционального равновесия концепция представлена школой структурного функционализма (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Спенсер и др.) и строится на представлениях о равновесных оценках общества, об относительно стабильной и интегрированной природе его устройства. В результате конфликты рассматривались как препятствие на пути интеграции общества, развития социальных систем, в связи с этим крайне важно их исключение из жизни общества через правильное и разумное устройство. При этом данная концепция оказалась неспособной дать адекватный анализ конфликтов, социальных кризисов и обусловила смену научной парадигмы в исследовании социальных конфликтов.

Концепция конфликтной модели общества (Р. Дарендорф, Р. Мертон, Танчер, Боглинд и др.) строится на том, что в жизни общества постоянно происходят социальные изменения, спутниками которых являются конфликты. Основные причины конфликтов скрыты в социальной структуре общества, где главная причина конфликтов – отношения господства и подчинœения, отношения власти, обусловленные иерархией в социальных системах. В этой связи крайне важно регулировать положительную роль в развитии социальных систем.

Концепция конфликтного функционализма функций конфликта (Л. Козер) вписывает конфликты в идею общественного порядка. Суть ее заключается в признании конфликта в качестве неотъемлемой характеристики социальных отношений, что не противоречит задаче общественной стабильности и устойчивости социальной системы. При определœенных условиях конфликты не только признак разрушительных тенденций в позиции социальной организации, но и фактор укрепления основы интеграции системы, а также обеспечения её приспособляемости к окружающим условиям.

Из современных концепций конфликта заслуживает особого внимания концепция общей теории конфликта К. Боулдинга [153]. Ведущей идеей является тезис о всœеобщности конфликта во всœех сферах реальности – физической, биологической и социальной. К. Боулдингом разработаны статическая (отношения конкуренции между сторонами) и динамическая (интересы сторон как побудительные силы противоборства) модели конфликтов. Управлять конфликтом можно, регулируя и манипулируя раздражителями, – ценностями, влечениями и интересами человека, не изменяя при этом условия общественной жизни. Предотвращение и разрешение конфликтов возлагаются на разум, нравственное совершенство людей.

Сегодня проблема конфликтов в общественной жизни для отечественной социологической науки становится одной из ведущих. Отечественные ученые (А.Я. Анцупов, А.К. Зайцев, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Кудрявцев, М.И. Негодаева, В.И. Сперанский, В.М. Шепель, А.И. Шипилов и др.) разрабатывают теорию социального конфликта.

Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социально-коммуникативной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Движущей силой социальных конфликтов являются социальные интересы. Данный конфликт имеет вполне определœенные причины, своих социальных носителœей (классы, нации, социальные группы), обладает определœенными функциями, продолжительностью и степенью остроты.

Наиболее полно дефиниция социального конфликта раскрыта Е.М. Бабосовым, который рассматривает конфликт социальный как «предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении социальных общностей – классов, наций, государств и т.п., обусловленных противоположностью или существенным различием интересов, целœей, тенденций развития»[167. С. 34].

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социологический аспект анализа педагогических конфликтов должен быть направлен на раскрытие учителями их социальной обусловленности и социальных свойств в образовательной сфере, их роли и значения в жизнедеятельности педагогических систем как общественных институтов в развитии социальных отношений между ведущими субъектами педагогического процесса.

Педагогический конфликт, являясь распространенной чертой педагогических систем, может приводить к их разрушению или служить сохранению целого, способствовать переходу педагогической системы в качественно новое состояние, новым социальным изменениям в их жизнедеятельности как в режиме функционирования, так и развития.

Педагогический конфликт выступает характеристикой социальных отношений между ведущими субъектами педагогического процесса и протекает в различных формах. Конфликты, возникающие в педагогической системе, разрешимы, причем его деструктивные последствия бывают минимизированы, а конструктивные усилены.

Ведущими понятиями в рамках социологического аспекта педагогического конфликта является понятие «социальный конфликт», а также понятие «общество» как социальная система, педагогическая система как социальный институт, «социальные изменения», «социальные интересы», «социальная среда», «социальный кризис», «социальное взаимодействие», «социальные отношения».

Психологический аспект изучения педагогических конфликтов учителями должен быть связан с психологической наукой, исследующей психологические механизмы возникновения, развития и разрешения конфликтов через их различные виды: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые.

Обширный материал, освещающий данную проблему, крайне важно рассматривать в русле психологии и её отраслей, имеющих первостепенное значение для целœей нашего исследования.

Сегодня в психологии существует ряд ведущих концепций, отражающих психологическую традицию изучения конфликтов, которые учителя должны знать.

Ведущими среди них являются психодинамические, ситуационные, а также когнитивные подходы, подробно раскрытые Л.В. Гришиной [78].

В психодинамических подходах (А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон) природа явления конфликта рассматривается через интрапсихические процессы. В его основе лежат внутриличностные особенности человека. С точки зрения представителœей данных подходов «конфликт возникает в глубинах психики как результат воздействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов её собственного существования» [78. С. 75].

Ситуационные подходы (А. Бандура, Л. Берковец, Дж. Доллард, Н. Дойч, Л. Дуб, Н. Миллер, М. Шэриф и др.) разработаны в рамках бихевиористских концепций, где основной акцент смещен на его внешние детерминанты. Конфликт выступает как явление ситуационного характера. Схема возникновения конфликта рассматривается как «ситуация – конфликтное поведение». С точки зрения представителœей данных подходов, «конфликт есть форма реакции на внешнюю ситуацию. Стойкая тенденция личности к конфликтному реагированию является следствием закрепления соответствующих моделœей в поведенческом репертуаре» [78. С. 75]. Ситуационная детерминация конфликта обусловлена объективным столкновением интересов сторон.

Когнитивные подходы (У. Клар, К. Левин, Т. Ньюк, Л. Фестингер, Ф. Хайдер и др.) предполагают такое рассмотрение явления конфликта͵ «для понимания которого недостаточно знания личностных особенностей или объективного описания ситуации, но крайне важно понимание когнитивной составляющей – субъективной интерпретации происходящего» [78. С. 63]. С точки зрения представителœей данного подхода «конфликт может быть понят только с учетом субъективного отражения, ᴛ.ᴇ. с точки зрения их восприятия, осознания, рефлексии взаимодействующим субъектом, тех или иных параметров ситуации, которые становятся основой оценки ситуации как конфликтной и ключевым фактором объяснения феноменологии конфликта» [78. С. 75].

Психологическая традиция изучения конфликтов в отечественной науке представлена работами Г.М. Андреевой, Ф.Е. Василюка, Н.В. Гришиной, И.С. Коха, Н.Н. Леонова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, Л.А. Петровской, А.А. Реана, В.В. Столина, Б.И. Хасана и др.

Наибольший интерес представляют работы В.С. Мерлина (1970), который «в качестве крайне важного условия возникновения конфликтов рассматривает субъективную неразрешимость ситуации, которая не может быть ничем иным, как результатом соответствующей оценки, интерпретации её человеком» [78. С. 62].

В рамках психологии личностикатегория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, «состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целœей, интересов и т.д.), представленные в сознании индивида соответствующими переживаниями» [155. С. 152].

В результате, «личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление» [78. С. 79].

Среди личностных конфликтов выделяют мотивационную (конфликты в результате проблем в жизненной ситуации индивидов), когнитивную (конфликты столкновения несовместимых представлений человека), ролевую (конфликты в результате проблем в деятельностной сфере) составляющие.

Сегодня наметилась тенденция к описанию внутриличностных конфликтов «как явлений целостного самосознания личности, включающая всœе перечисленные сферы» [78. С. 85].

Объектом изучения социальной психологии являются социально-психологические конфликты, возникающие в сфере межличностных и межгрупповых взаимодействий, – отношения между людьми в организации и коллективе.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, учителя должны знать, что особенностью социально-психологического конфликта является «резкое обострение противоречий, возникающих, протекающих и развивающихся в сфере непосредственного общения людей» [167. С. 36].

Основными видами социально-психологических конфликтов являются межличностные, групповые и межгрупповые конфликтов содержание которых учителя должны знать для определœения специфики педагогического конфликта.

Межличностный конфликт– характеризуется столкновениями между личностями и рассматривается как «ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленная на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон» [78. С. 88].

Существует несколько подходов к пониманию межличностных конфликтов: психоаналитический (интерпретируется через внутренние конфликты), ситуационный (конкурентные отношения, порождающие конфликтные явления), мотивационный и когнитивный (конфликты интересов и ценностей).

Межгрупповые конфликты характеризуются столкновением между различными группами. Мотивационный подход (межгрупповая враждебность, межгрупповая дискриминация, являющихся отражением проблем группы), ситуационный подход (следствие особенностей внешней ситуации, конкурентного характера), когнитивный подход (когнитивные установки членов групп относительно друг друга).

Внутригрупповые конфликтыхарактеризуются столкновениями между субъектами внутри группы. Внутригрупповые конфликты обусловлены влиянием на группу позитивных или деструктивных функций, нарушением взаимосвязей между членами группы, проблемы развития группы. Внутригрупповые конфликты обусловлены групповыми процессами, совокупностью напряжений в группе.

Необходимо также отметить, что учителя должны знать общие закономерности психического развития человека, кризисы возрастного развития и их влияние на возникновение конфликтов, которые являются объектом внимания возрастной психологии, в рамках которой анализируется возрастная периодизация конфликтов в школьном социуме, изучаются сходства и различия субъектов педагогического взаимодействия разных половых групп в период возрастных кризисов.

Объектом исследования конфликтов в педагогической психологии являются: причины конфликтов в педагогических коллективах, их классификация; содержание и особенности конфликтов между учащимися в школе, руководящая роль учителя в их разрешении; психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе; анализ норм, требований, установок, оценки действий субъектов педагогического процесса в конфликте; мотивационные характеристики участников конфликтов в педагогическом процессе через определœение уровней форм, классификации потребностей, а также влияния мотивации на поведение участников конфликта и его развитие; структура личности, влияние процессов сознания и самосознания личности на возникновение и разрешение конфликтов в сфере личности и коллектива; содержание и особенности педагогического взаимодействия в конфликте; конструктивные и деструктивные последствия конфликтов в педагогическом процессе, пути разрешения конфликтов в различных педагогических системах: «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-администратор»; психическое развитие школьника, изучение темперамента и характера, эмоций и чувств, ощущений и восприятий субъектов педагогического процесса, их взаимосвязь и влияние на возникновение и разрешение конфликтов в педагогическом процессе.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, психологический аспект анализа педагогических конфликтов учителями должен быть направлен на раскрытие психологических механизмов его возникновения, развития и разрешения.

Психологические конфликты независимо от их вида являются естественной формой психической жизни людей, могут выполнять как конструктивные, так и деструктивные функции в развитии личности и в её отношениях с другими людьми.

«Психологические конфликты различных видов в своей основе являются интерсубъектными, так как конфликт всœегда развивается между субъектами, представителями групп, участниками интерперсонального взаимодействия или в виде конфликта с самим собой» [78. С. 125].

Психологический механизм возникновения конфликта обусловлен влиянием интрапсихических процессов и факторов, наличием и «субъективной неразрешимостью конкретной ситуации, которая не может быть ничем иным, как результатом соответствующей оценки, интерпретации ее человеком» [78. С. 62].

Эффективность разрешения психологического конфликта зависит от индивидуального стиля поведения субъекта в конфликте, формирующегося на основе социально-значимых, профессионально-деятельностных, личностно-значимых составляющих под влиянием различных средовых факторов.

Ведущими понятиями в рамках психологического аспекта являются понятия: «личностный», «межличностный», «групповой», «межгрупповой» конфликт.

Правовой аспект изучения педагогических конфликтов учителями должен быть связан с правоведением, исследующим правовые нормы, их роль и значение для предупреждения и разрешения конфликтов.

Правовой аспект анализа педагогических конфликтов учителями должен быть направлен на овладение ими основами правовых знаний через раскрытие базовых нормативно-правовых документов, защищающих права и свободы личности при возникновении педагогического конфликта. Ведущими понятиями в рамках данного аспекта являются следующие: «права и обязанности», «нормативно-правовые акты», «ответственность», «правовые отношения», «правовой конфликт».

Этический аспект изучения педагогических конфликтов учителями должен быть связан с этикой, исследующей моральные принципы, требования, нормы и правила, регулирующие поведение человека в конфликтах, возникающих во всœех без исключения сферах общественной и личной жизни, его отношение к оппоненту, к социальной группе, к себе как члену общества в конфликте, а также в процессе выполнения возложенных на него социальных обязанностей.

В рамках педагогической этики характеризуются принципы педагогической морали, основы нравственного сознания, нравственной деятельности, нравственных отношений в педагогическом конфликте.

Этические конфликты связаны с нарушением норм и правил поведения человека в обществе. В этой связи этический аспект изучения педагогических конфликтов должен быть направлен на овладение учителями основами знаний и умений в области педагогической этики, разрабатывающей «основы педагогического этикета͵ представляющего собой совокупность специфических правил общения и поведения людей в педагогической среде, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения» [234. С. 28].

Ведущими понятиями в рамках этого аспекта являются «этический конфликт», «педагогическая этика», «моральные нормы и правила поведения».

Психофизиологический аспект изучения педагогических конфликтов учителями должен быть связан с психофизиологией, исследующей психофизиологические механизмы возникновения и протекания конфликтов.

Психофизиологическим атрибутом конфликтов может выступать такое явление как стресс, который определяется как способ достижения устойчивости организма при воздействии на него повреждающего фактора, раздражителя (стрессора).

Нервно-психическое состояние субъектов конфликта может характеризоваться нервно-психической адаптацией (психической стабильностью) или вызывать дезадаптацию (депрессивные состояния) и нервно-психические заболевания.

Технология выхода из стрессового состояния в конфликте предполагает определœение крайне важного уровня регуляции: социального, психологического, медицинского.

Психофизиологический аспект изучения педагогических конфликтов учителями должен быть направлен на овладение основами знаний по проблеме стресса, как психофизиологического атрибута педагогического конфликта и практических умений предупреждения и выхода из стрессовых состояний в педагогическом конфликте. Ведущими понятиями в рамках данного аспекта являются такие: «стресс», «стрессор», «уровни проявления стресса», «нервно-психическое состояние».

Предметный (педагогический) аспект изучения педагогических конфликтов учителями должен быть связан с изучением конфликтов в практике педагогической деятельности, в практике педагогического процесса, обусловленных содержанием и особенностями педагогического взаимодействия ведущих субъектов данного процесса.

По этой причине предметный аспект должен быть связан с педагогикой и ее отраслями (возрастной, коррекционной, отраслевой, сравнительной, социальной, общей педагогикой, частными методиками, историей педагогики и образования), где педагогические конфликты рассматриваются с позиции теории и практики педагогического процесса.

В этой связи в рамках собственно педагогического (предметного) аспекта основное внимание педагогическая конфликтология должна акцентировать на природу педагогической деятельности, на содержание и особенности педагогического взаимодействия, на профессиональные действия педагога по предупреждению и конструктивному разрешению педагогических конфликтов, возникающих в педагогическом процессе между ведущими субъектами педагогического взаимодействия.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, предметный аспект анализа педагогических конфликтов учителями должен быть направлен на изучение педагогических основ их возникновения, развития и разрешения в реальном педагогическом процессе.

Конструктивное разрешение педагогического конфликта возможно посредством изучения учителями технологических оснований их конструктивного разрешения.

Овладение технологическими основаниями конструктивного разрешения педагогических конфликтов учителями должно предполагать формирование у них специальных конфликтологических знаний и умений, становление базовых основ педагогической позиции и индивидуально-педагогического стиля поведения в конфликте, развитие культуры педагогического мышления в области предупреждения и разрешения педагогических конфликтов.

Ведущими понятиями в рамках данного аспекта являются понятия: «педагогический конфликт», «педагогическое взаимодействие», «педагогическое воздействие», «педагогический процесс», «педагогическая деятельность», «педагогическое общение», «педагогические отношения», «педагогическая позиция», «индивидуально-педагогический стиль поведения».

В результате, конкретно-научный уровень методологии педагогической конфликтологии предполагает организацию процесса научного познания явления педагогического конфликта учителями с позиции принципов подхода, применяемых в педагогической конфликтологии как синтетической отрасли научных знаний о педагогических конфликтах.

Методологический инструментарий педагогической конфликтологии включает: принцип междисциплинарности, принцип эволюционизма, принцип аксиологического, личностного, деятельностного, диалогического подходов, а также учёт принципов культурологического, этнологического, антропологического подходов.

Конкретно-научный уровень методологического анализа направлен на научное познание социологического, психологического, правового, этического, психофизиологического и собственно педагогического (предметного) аспектов педагогического конфликта на основе внешних и внутренних междисциплинарных связей педагогической конфликтологии.

Социологический аспект изучения педагогических конфликтов связан с социологией и её отраслями (социологией образования), а также с социологией конфликта͵ исследующих социальную обусловленность конфликтов, их роль и значение в жизни общества. Ключевые понятия: «социальный конфликт», «социальная система», «социальный кризис», «социальное взаимодействие», «социальные отношения».

Психологический аспект изучения педагогических конфликтов связан с психологической наукой и её отраслями (социальной психологией, возрастной психологией, педагогической психологией), а также с психологией конфликта͵ исследующих психологические механизмы возникновения, развития и разрешения конфликта в жизни людей. Ключевые понятия: «психологический конфликт» (личностный, межличностный, внутригрупповой, межгрупповой).

Правовой аспект связан с правоведением а также юридической конфликтологией, исследующих правовые нормы, их роль и значение для предупреждения и разрешения конфликтов. Ключевые понятия: «правовой конфликт», «правовые отношения» (поле), «нормативно-правовые акты».

Этический аспект связан с этикой и её отраслями (педагогической этикой), направлен на изучение морально-этических принципов, требований, норм и правил, регулирующих поведение человека в конфликте. Ключевые понятия: «этический конфликт», «педагогическая этика», «этические нормы» и «правила поведения».

Психофизиологический аспект связан с психофизиологией, исследующей психофизиологические атр


Читайте также


  • - Экономика РФ начала ХХI в

    План Время 2 часа Лекция 16. Россия в начале ХХI века.1. Экономика РФ начала ХХI в. 2. Политическая модернизация в 1999-2009 гг. 3. Парламентские и президентские выборы. Основой социально-экономической политики правительства Рос­сии с 2000 г. стала десятилетняя программа... [читать подробенее]


  • - Реконструкция Парижа XIX в.

    Новые материалы. Железобетон. Железобетон появился в 1868 г., когда садовник Монье применял железную сетку в качестве каркаса для бетонных цветочных горшков. Железобетон не находил широкого применения до 1990-х гг., когда его одновременно стали использовать в Америке Эргст... [читать подробенее]


  • - Архитектура XIX в.

    Развитие архитектуры первой половины XIX в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. С начала XIXв. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое железо. Во второй половине XIX в. стала... [читать подробенее]


  • - Элемента i элемента i

    Конструктивного x Процент износа Удельный вес Определение величины износа объектов недвижимости 1. Износ - это уменьшение стоимости объекта недвижимости, обусловленное различными причинами. Понятие “износ”, ис­пользуемое в оценочной деятельности,... [читать подробенее]


  • - СВІТОВИЙ ПОЛІТИЧНИЙ ПРОЦЕС I МIЖНАРОДНА ПОЛIТИКА

    План 1. Сутність політичного процесу. 2. Україна у сучасному свiтi. 3. Глобальні проблеми сучасності. Функціональний аспект міжнародних політичних відносин розкриває поняття світового політичного процесу. У політологічній літературі це поняття використовується... [читать подробенее]


  • - Парові i водогрійні котли

    Щодо сучасних вимог безпеки парові та водогрійні котли поділяються на 2 групи: &... [читать подробенее]


  • - VI. Амортизация, амортизационные отчисления капитальных вложений, срок окупаемости и сравнительной эффективности капитальных вложений.

    Для экономического возмещения физического и морального износа стоимость основных фондов в виде амортизационных отчислений включается в затраты на производство продукции. Таким образом, амортизация это постепенный перенос стоимости основных средств на производимую... [читать подробенее]


  • - Population Allocation

    Population density is the number of inhabitants per a unit of area. Population density depends on a number of factors: 1) natural conditions. Favorable climate, fertile soil and sea attract population. 80 of every 100 inhabitants live in lowland, i.e. lower than 500 meters above the sea level; 2) historical factor; 3) demographic factor. High or low natality can influence population density of a territory. 4) social and economic factors.These include occupational structure of... [читать подробенее]


  • - IV. Стеноз a. pulmonalis

    III. Атрезия трехстворчатого клапана А. Встречаемость: 2-5% больных с синими пороками сердца. Б. Анатомия. 1. Присутствуют четыре основные аномалии: 1) атрезин трехстворчатого клапана, 2) ДМПП, 3) гипоплазия ПЖ, 4) ДМЖП. Кровь обычно поступает в ПЖ через ДМЖП. 2. У 30% больных... [читать подробенее]


  • - IV. Дефекты межжелудочковой перегородки (ДМЖП)

    III. Полный (открытый) предсердно-желудочковый канал А. Эмбриология: выраженные дефекты развития эндокардиальных валиков. Б. Патология. 1. Значительный атриовентрикулярный дефект, включающий как меж-предсердную, так и межжелудочковую перегородку. 2. Патология... [читать подробенее]