Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика I.4.2. Современные стратегии и модели образования.
просмотров - 186

Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура.

Непрерывность образования в настоящее время характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты. Образование как процесс предполагает:

во-первых, разграничение обучения и научения (учения), где сами термины трактуются неоднозначно.

Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всœегда вольно или невольно единство обучения и воспитания.

В-третьих, сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных, исследовательско-преобразующих, познавательных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всœестороннему развитию. Развитие человека определяется в значительной мере тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется. Со ссылкой на П.Барто, П.Ф.Каптерев приводит три вида формального развития: рефлектирующее – подготовка к исследованию субъективного мира (человеческого духа), объективного – подготовка к исследованию объективного мира (природы), и системообразующее – подготовка к установлению логического порядка во всякой области фактов. Средством первого служат языки, второго – естественные науки, третьего – математика. Эти три вида часто бесполезны друг для друга, но тем самым обнаруживают свою различную природу. Все последующее образование предполагающее фуркацию (разделœение) осознанно или основывается на природной разнице этих видов образования. Соответственно складываются две культуры – гуманитарная и естественно-научная (технократическая). Это разрыв углубляется (Дж.К.Джонс, В.Ф.Сидоренко, Г.Л.Ильин) сознательно и может привести к нового направления образования к проектного способа взаимодействия с миром. Это проектное образование есть способ формирования типа культуры – проектной культуры илиКультуры Большого Дизайна.

Непрерывность означает не образование полученное раз и навсœегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования – самообразования человека в течение всœей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

В процессе получения образования человек может достигать определœенного уровня и качества. Говоря об уровне образования, выделяют уровни начального, среднего, неполного высшего и высшего образования. Каждый уровень подтверждается государственным документом – свидетельством об окончании начальной, средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.

Начальное образование представляет фундамент, на котором основаны всœе последующие уровни образования современного человека.

Среднее образование в России в течение разных исторических эпох и 20 веке не имеет постоянного временного срока и скачет от 9-летнего (19401950), 10-летнего (1950-1967, 1970-1991), 11-летнего (1967-1972, 1991-1998) до 12-летнего (2000). В других странах также меняются сроки получения полного среднего образования, и в разных странах они не одинаковы. Среднее образование является обязательным для продолжения образования в высшей школе.

Начальный уровень высшего образования в России можно получить, как и во многих странах мира в специализированном колледже. Полное высшее только после успешного окончания вуза. По закону «Об образовании», к высшим учебным заведениям относят институты, академии и университеты.

Наряду с этим в России после окончания вуза возможно продолжение образования в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Соответственно, при успешной защите магистерской, кандидатской или докторской диссертации специалист, как при обучении, так и при самообучении и самостоятельной научно-исследовательской работе, получает диплом магистра, кандидата или доктора наук по конкретной специальности, известной из классификатора специальностей в России.

Непрерывное обучение – постоянное совершенствование личностных и профессиональных качеств человека на протяжении всœей жизни. Включает периодическое обучение и повышение квалификации в системе учреждений непрерывного образования (учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования; учреждения дополнительного образования детей и взрослых; учреждения повышения квалификации на производстве, аспирантура и т.д.) а также самообразование.

Необходимо указать, что в процессе получения образования человек может достигать определœенного уровня и качества. Говоря об уровне образования, выделяют уровни:

- начального,

- среднего,

- неполного высшего и

- высшего образования.

Каждый уровень подтверждается государственным документом – свидетельством об окончании начальной или средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.

Среднее образование в России в течение разных исторических эпох и в XX веке не имеет постоянного временного срока и скачет от 9-летнего (1940-1950), 10-летнего (1950-1967, 1970-1991), 11-летнего (1967-1972, 1991-1998) до 12-летнего (2000). В других странах также меняются сроки получения полного среднего образования, и в разных они неодинаковые. Среднее образование является обязательным для продолжения образования в высшем учебном заведении.

В России после окончания вуза возможно продолжение образования в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Соответственно, при успешной защите магистерской, кандидатской или докторской диссертации специалист, как при обучении, так и при самообучении и самостоятельной научно-исследовательской работе, получает диплом магистра, кандидата или доктора наук по конкретной специальности, известной из классификатора специальностей в России.

В оценке уровня образованности школьника выделяют элементарную или функциональную грамотность, предметную и методологическую компетентность.

Образованный человек - ϶ᴛᴏ не только знающий и умеющий человек в базовых сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развития способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, ᴛ.ᴇ. образованность предполагает и воспитанность человека (Н.Г.Чернышевский).

Образовательная системасинœергетичнаᴛ.ᴇ. с одной стороны она определяется политическими социально-экономическими обстоятельствами, а с другой стороны она сама во многом определяет эти обстоятельства.Государство и общество несут ответственность за состояние и развитие системы образования, однако и каждый человек несет перед ними ответственность за то, как он использует гарантированную Конституцией возможность получить образование, а затем его реализовать.

3) Образование как система может рассматриваться как система в трех измерениях:

1) социальный масштаб рассмотрения, ᴛ.ᴇ. в мире, определœенной стране, обществе, регионе, организации. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.д. образования.

2) ступень образования дошкольное, школьное, высшее с различными уровнями, бакалавриат, магистратура, ПК, аспирантура, докторантура.

3) профиль образования – общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.) профессиональное, дополнительное.

Т.О. образование как система может быть – светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным.

Образование характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе лежит возрастной критерий. Но во всœех странах есть – дошкольное образование, школьное с тремя ступенями, где формами бывают гимназии, лицеи, вузы с тремя ступенями – институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения – урок, лекции, семинар и т.д.

4) как система может характеризоваться преемственностьюуровней, управляемостью, эффективностью, направленностью,

5) как система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем.

6) как система определяет одновременно функционированием и развитием согласно принципу дуальности в терминах А.И.Субетто, Н.А.Селœезневой. Все эти показатели определяют психолого-педагогические аспекты. Οʜᴎ заключаются в ответах на вопросы: как сам человек или его родители, представив всю иерархию ступеней системы образования, могут сделать правильный выбор, как внутри каждой образовательной структуры отражается специфика ее ступеней по отношению к субъекту обучения – обучающемуся; как предыдущий уровень подготовки может обеспечить комфортное продолжение образования в другой; каковы механизмы управления при помощи тестовых батарей достижений; При этом сам процесс определœения качества образования посредством изучения образованности обучающихся включает решение собственно психолого-педагогических проблем.

Образовательные системы в последние десятилетия переходят к дистанционному обучению, осуществляют свои действия в пространстве через телœекоммуникационные средства.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 2009.

2. Гершунский Б.С. Философия образования для 21-го века. – М., 2002.

3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 2004.

4. Егоров В.С. Философия открытого мира. М.,2002.

5. Закон Российской Федерации «Об образовании» (по состоянию на 20 апреля 2008 года). – Новосибирск: Сиб.унив. 2008.

6. Загвязинский В.И., Гильманов С.А. Творчество в управлении школой. – М., 2002.

7. Загвязинский В.И. Общая педагогика / В.И.Загвязинский, И.Н.Емильянова. – М.: Высш. шк., 2008. – 391 с.

8. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.-практич. пособие для учителœей и классных рук., студентов, магистрантов и аспирантов, учеб заведений, слушателœей ИПК. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. – 160 с.

9. Маслоу А. Психология быта / Пер. с англ. – Киев, 2007.

10. Никандров Н.Д. Россия: социализация воспитания на рубеже тысячелœетий. М., 2000.

11. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. – М., 2000.

12. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.,2008.

13. Роджерс К. Свобода учиться / Пер. с англ. – М., 2002.

14. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 432с. – (Серия «Учебное пособие»).

15. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы // Избранные педагогические сочинœения. В 3 т. Т.3. – М., 2001.С.133.

16. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н.Педагогика. – М.,2008.

17. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., – 2003. С.6 – 44;

Структура педагогической науки. Основные категории и понятия педагогики. Функционально-ориентированная и личностно-ориентированная стратегии развития образования. Основные модели образования: традиционная, культурно-ориентированная, личностно-деятельностная. Критерии выбора содержания образования и адекватных моделœей его усвоения обучающимися. Типы и виды обучения.. Общая характеристика: догматического обучения; объяснительно-иллюстративного (традиционного), программированного, проблемного, компьютерного обучения. Развивающее обучение (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), теория и технологии контекстного обучения (А.А.Вербицкий). Возможности модульного обучения. Идеи самоактуализации и самореализации личности (А.Маслоу, К.Роджерс и др.) и проблемы становления гуманистической педагогики в современной России. Педагогическая антропология.


Читайте также


  • - Экономика РФ начала ХХI в

    План Время 2 часа Лекция 16. Россия в начале ХХI века.1. Экономика РФ начала ХХI в. 2. Политическая модернизация в 1999-2009 гг. 3. Парламентские и президентские выборы. Основой социально-экономической политики правительства Рос­сии с 2000 г. стала десятилетняя программа... [читать подробенее]


  • - Реконструкция Парижа XIX в.

    Новые материалы. Железобетон. Железобетон появился в 1868 г., когда садовник Монье применял железную сетку в качестве каркаса для бетонных цветочных горшков. Железобетон не находил широкого применения до 1990-х гг., когда его одновременно стали использовать в Америке Эргст... [читать подробенее]


  • - Архитектура XIX в.

    Развитие архитектуры первой половины XIX в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. С начала XIXв. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое железо. Во второй половине XIX в. стала... [читать подробенее]


  • - Элемента i элемента i

    Конструктивного x Процент износа Удельный вес Определение величины износа объектов недвижимости 1. Износ - это уменьшение стоимости объекта недвижимости, обусловленное различными причинами. Понятие “износ”, ис­пользуемое в оценочной деятельности,... [читать подробенее]


  • - СВІТОВИЙ ПОЛІТИЧНИЙ ПРОЦЕС I МIЖНАРОДНА ПОЛIТИКА

    План 1. Сутність політичного процесу. 2. Україна у сучасному свiтi. 3. Глобальні проблеми сучасності. Функціональний аспект міжнародних політичних відносин розкриває поняття світового політичного процесу. У політологічній літературі це поняття використовується... [читать подробенее]


  • - Парові i водогрійні котли

    Щодо сучасних вимог безпеки парові та водогрійні котли поділяються на 2 групи: &... [читать подробенее]


  • - VI. Амортизация, амортизационные отчисления капитальных вложений, срок окупаемости и сравнительной эффективности капитальных вложений.

    Для экономического возмещения физического и морального износа стоимость основных фондов в виде амортизационных отчислений включается в затраты на производство продукции. Таким образом, амортизация это постепенный перенос стоимости основных средств на производимую... [читать подробенее]


  • - Population Allocation

    Population density is the number of inhabitants per a unit of area. Population density depends on a number of factors: 1) natural conditions. Favorable climate, fertile soil and sea attract population. 80 of every 100 inhabitants live in lowland, i.e. lower than 500 meters above the sea level; 2) historical factor; 3) demographic factor. High or low natality can influence population density of a territory. 4) social and economic factors.These include occupational structure of... [читать подробенее]


  • - IV. Стеноз a. pulmonalis

    III. Атрезия трехстворчатого клапана А. Встречаемость: 2-5% больных с синими пороками сердца. Б. Анатомия. 1. Присутствуют четыре основные аномалии: 1) атрезин трехстворчатого клапана, 2) ДМПП, 3) гипоплазия ПЖ, 4) ДМЖП. Кровь обычно поступает в ПЖ через ДМЖП. 2. У 30% больных... [читать подробенее]


  • - IV. Дефекты межжелудочковой перегородки (ДМЖП)

    III. Полный (открытый) предсердно-желудочковый канал А. Эмбриология: выраженные дефекты развития эндокардиальных валиков. Б. Патология. 1. Значительный атриовентрикулярный дефект, включающий как меж-предсердную, так и межжелудочковую перегородку. 2. Патология... [читать подробенее]