Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика I.5. Методико-технологический уровень анализа педагогических конфликтов
просмотров - 142

Данный уровень методологического анализа педагогических конфликтов «составляют методика и техника научного исследования, ᴛ.ᴇ. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания» [228. С. 94].

Ведущими методологическими принципами методико-технологического уровня являются принципы философского и общенаучного уровня методологии педагогической конфликтологии, где ведущее значение принадлежит принципу объективности, принципу сущностного анализа, генетическому принципу, принципу единства логического и исторического, принципу концептуального единства, принципу системности, принципу междисциплинарности, принципу личностного и деятельностного подходов.

Остановимся только на анализе принципа объективности, принципа сущностного анализа, генетического принципа, принципа единства логического и исторического, принципа концептуального единства, которые не были освещены ранее, принимая во внимание выводы В.И. Загвязинского [106] в практике использования в психолого-педагогических исследованиях.

Принцип объективности выражается во всœестороннем учете учителями порождающих педагогические конфликты «факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, с целью получить истинные знания об объекте, исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке факторов» [106. С. 40].

Принцип сущностного анализа предполагает соотнесение в изучаемых педагогических конфликтах учителями общего, особенного и единичного, проникновение в их внутреннюю структуру, раскрытие законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целœенаправленного их изменения» [106. С. 40].

Генетический принцип направлен на рассмотрение явления педагогического конфликта учителями, на основе анализа условий его происхождения, последующего развития и разрешения, смены одного уровня функционирования другим» [106. С. 43].

Принцип единства логического и исторического требует от учителя при исследовании явления педагогического конфликта «сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии)» [106. С. 43], а также перспектив его дальнейшего изучения.

Принцип концептуального единства предусматривает в процессе исследования педагогических конфликтов учителями проведения «определœенной концепции, вырабатываемой самим субъектом или присоединяясь к одной из существующих, осуществляя единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок» [106. С. 44].

Данный уровень методологии педагогической конфликтологии носит явно выраженный нормативный характер и направлен на решение учителями конструктивных задач, связанных с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности в процессе познания педагогических конфликтов. Он отражает «практическую методологию педагогического поиска» [107] учителя по проблеме исследования педагогических конфликтов с целью их предупреждения и конструктивного разрешения в реальном педагогическом процессе.

В этой связи методико-технологический уровень предусматривает изучение учителями требований логики научного исследования педагогических конфликтов, процедуры разработки программы конфликтологического исследования, а также с точки зрения аспектов разработки методики проведения конкретного исследования педагогических конфликтов, которые базируются на знании и умении применять на практике методы исследования педагогических конфликтов.

Логика исследования конфликтов подробно описана А.Я. Анцу­повым, А.И. Шипиловым [17]. Логика исследования педагогических конфликтов формирует у учителœей представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач и включает восœемь базовых этапов. Основные этапы научного анализа педагогических конфликтов будущими учителями представлены в схеме 3.

Схема 3

Основные этапы научного анализа конфликтов (по В.А. Ядову)

Составление программы исследования педагогических конфликтов учителями «представляет собой достаточно подробное, всœестороннее и завершенное теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов анализа интересующего конфликтного явления» [17. С. 141].

Определœение конкретного объекта изучения (выборка) связана с выбором интересующего вида педагогических конфликтов и его проявлениями в конкретной диаде конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса (к примеру, диада «учитель-ученик»). В результате генеральную совокупность образуют всœе педагогические конфликты, происходящие в этой диаде, являющиеся объектом исследования, а выборку – только те, которые реально изучаются будущими учителями в рассматриваемой диаде.

Репрезентативность выборки является важным свойством, отражающим способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности.

Разработка методики анализа конкретного вида педагогических конфликтов учителями представляет собой систему методов и процедур, соответствующих целям и задачам изучения используемых в процессе исследования педагогических конфликтов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации.

Пробное изучение педагогических конфликтов будущими учителяминаправлено на решение организационных процедур анализа, предварительную оценку эффективности приемов качественного и количественного анализа полученной информации, её достоверности и т.д.

Сбор первичной конфликтологической информации учителями направлен на реализацию программы анализа, в соответствии с запланированным объемом, не допуская искажения собираемой информации через контроль достоверности и надежности получаемых данных.

Качественная и количественная обработка полученной информации учителями проводится через содержательный теоретический анализ с использованием статистических методов обработки информации.

Анализ и объяснение полученных результатов конфликтологического исследования учителями предполагает систематизацию собранных и обработанных данных, построение описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта педагогических конфликтов, проверку рабочей гипотезы, при крайне важности её уточнения, и повторную проверку.

Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендаций учителями должны подводить общие итоги результатов конфликтологического исследования с учетом собственного опыта͵ а также теоретических знаний по исследуемому аспекту педагогических конфликтов.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, соблюдение требований логики научного исследования педагогических конфликтов учителями должно способствовать достижению высокой результативности исследовательской работы.

Разработка программы конфликтологического исследования учителями является ведущим условием его осуществления на высоком научном уровне. В этой связи учителя должны знать основной алгоритм разработки программы и владеть умениями разработки содержания её базовых частей, а также её реализации в практике педагогического процесса.

«Программа представляет собой изложение базовых задач, методических предпосылок и гипотез, анализа тех или иных явлений (процессов) в конфликтном взаимодействии с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез» [17. С.144].

Разработка программы конфликтологического исследования учителями определяет стратегию научного поиска, качество изучения и адекватности выводов по проблеме изучения педагогических конфликтов, а также оказывает существенной влияние на всœе этапы.

Учителями «в соответствии с логикой научного исследования должна осуществляться разработка методики исследования педагогического конфликта. Она представляет собой «комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложный и многофункциональный объект» [228. С. 105], каким является явление педагогического конфликта.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, методика проведения исследования педагогических конфликтов учителями должна разрабатываться ими на основе овладения знаниями и умениями применять на практике методы педагогической конфликтологии.

Сегодня педагогическая конфликтология использует множество методов исследования, которые разработаны в социологии, психологии, педагогике, математике, статистике и др. науках.

Всю совокупность исследовательских методов при их характеристике можно разделить на методы эмпирического исследования, методы статистической обработки и процедуры формализации средств обработки результатов измерений, теоретические методы.

К эмпирическим методам исследования педагогических конфликтов, которые должны знать учителя и уметь применять в процессе разработки методики исследования педагогических конфликтов, следует отнести метод изучения литературы и других источников, метод изучения продуктов деятельности, метод наблюдения, метод беседы, метод опроса (интервьюирование, анкетирование), метод экспертного оценивания (обобщение независимых характеристик, метод психолого-педагогического консилиума, метод диагностических ситуаций), метод тестирования, метод эксперимента (лабораторного и естественного), герменевтические методы.

Эмпирические методы исследования педагогических конфликтов, являясь методами практического поиска, служат средством сбора научных фактов и эмпирических данных о явлении педагогического конфликта͵ которые должны подвергнуться статистической обработке.

К статистическим методам и процедурам формализации средств обработки результатов измерений, которые должен применять учитель в процессе исследования педагогических конфликтов, следует отнести математическое моделирование, факторный, дисперсионный анализ, методики множественных сравнений, методики определœения достоверности совпадений и различий и др.

Применение статистических методов учителями позволит им научиться определять величины показателœей: среднего арифметического, медианы, среднего квадратичного отклонения, коэффициент вариации, критерия Фишера, критерия χ2, критерия Спилберга и др. при исследовании педагогических конфликтов.

Овладение учителœем статистическими методами, в конечном итоге, будет способствовать наглядному представлению полученных результатов, позволит «выявить объективные закономерности при проверке научных гипотез» [106], оценить и доказать достоверность (значимость) данных эксперимента͵ а также дать обоснования для теоретических обобщений по проблеме исследования педагогических конфликтов.

К теоретическим методам, которые должен применять учитель в процессе исследования педагогических конфликтов, мы относим теоретический анализ и синтез, метод абстрагирования и конкретизации, метод восхождения от абстрактного к конкретному, методы индукции и дедукции, метод моделирования, метод мысленного эксперимента.

Применение теоретических методов исследования педагогических конфликтов учителями должно способствовать проникновению в сущность изучаемого явления, раскрытию его внутренней структуры, установлению причинно-следственных связей, концептуальных механизмов их развития, возникновения и разрешения.

«При использовании исследовательских методов в зависимости от того, какие задачи приходится решать, приходится выявлять и фиксировать условия возникновения и особенности протекания различных видов изучаемых явлений, определять процедуру проведения исследования, снятия данных экспериментов, их анализа и интерпретации» [106. С. 90].

В этой связи для решения подобных задач учителя должны знать и уметь применять на практике конкретные методики исследования педагогических конфликтов.

Конкретные методики исследования педагогических конфликтов «выступают как способы (средства) конкретизации и воплощения исследовательского метода» [106. С. 90].

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, методико-технологический уровень методологии педагогической конфликтологии отражает методико-технологический аспект научного познания педагогических конфликтов учителями, предполагающий изучение научного аппарата (логики, программы, методов и конкретных методик), связанного с техникой и методикой организации и проведения научного исследования, изучения практических рекомендаций и правил осуществления научной деятельности в процессе познания явления педагогического конфликта.

Методологический инструментарий данного уровня методологии составляют принципы организации научного исследования педагогического конфликта: принцип объективности, принцип сущностного анализа, генетический принцип, принцип концептуального единства, принцип системности, принцип междисциплинарности, принцип личностного и деятельностного подходов.

Ключевыми понятиями данного уровня являются понятия: «научная логика конфликтологического исследования», «программа конфликтологи­ческого исследования», «исследовательские методы» (эмпирические, статистические, теоретические), «конкретные методики конфликтоло­гического исследования».

Контрольные вопросы и задания:

1. Перечислите и раскройте содержание базовых принципов методико-технологического уровня методологического анализа явления педагогического конфликта.

2. Перечислите основные требования, предъявляемые к исследованию явления педагогического конфликта.

3. Раскройте содержание эмпирических и теоретических методов исследования педагогических конфликтов. Обоснуйте крайне важность применения методов статистической обработки результатов исследования педагогических конфликтов.

4. Разработайте модель проведения исследования педагогического конфликта.

Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.

2. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. — СПб.: Питер, 2000. — 464 с.

4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.А. Таханов. – М., 2005. – 208 с.

5. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учеб. пособие / Н.И. Леонов. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

6. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования) / С.Ю. Темина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 144 с.

Глава II. Теоретические основы изучения содержания и особенностей педагогических конфликтов


Читайте также


  • - Экономика РФ начала ХХI в

    План Время 2 часа Лекция 16. Россия в начале ХХI века.1. Экономика РФ начала ХХI в. 2. Политическая модернизация в 1999-2009 гг. 3. Парламентские и президентские выборы. Основой социально-экономической политики правительства Рос­сии с 2000 г. стала десятилетняя программа... [читать подробенее]


  • - Реконструкция Парижа XIX в.

    Новые материалы. Железобетон. Железобетон появился в 1868 г., когда садовник Монье применял железную сетку в качестве каркаса для бетонных цветочных горшков. Железобетон не находил широкого применения до 1990-х гг., когда его одновременно стали использовать в Америке Эргст... [читать подробенее]


  • - Архитектура XIX в.

    Развитие архитектуры первой половины XIX в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. С начала XIXв. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое железо. Во второй половине XIX в. стала... [читать подробенее]


  • - Элемента i элемента i

    Конструктивного x Процент износа Удельный вес Определение величины износа объектов недвижимости 1. Износ - это уменьшение стоимости объекта недвижимости, обусловленное различными причинами. Понятие “износ”, ис­пользуемое в оценочной деятельности,... [читать подробенее]


  • - СВІТОВИЙ ПОЛІТИЧНИЙ ПРОЦЕС I МIЖНАРОДНА ПОЛIТИКА

    План 1. Сутність політичного процесу. 2. Україна у сучасному свiтi. 3. Глобальні проблеми сучасності. Функціональний аспект міжнародних політичних відносин розкриває поняття світового політичного процесу. У політологічній літературі це поняття використовується... [читать подробенее]


  • - Парові i водогрійні котли

    Щодо сучасних вимог безпеки парові та водогрійні котли поділяються на 2 групи: &... [читать подробенее]


  • - VI. Амортизация, амортизационные отчисления капитальных вложений, срок окупаемости и сравнительной эффективности капитальных вложений.

    Для экономического возмещения физического и морального износа стоимость основных фондов в виде амортизационных отчислений включается в затраты на производство продукции. Таким образом, амортизация это постепенный перенос стоимости основных средств на производимую... [читать подробенее]


  • - Population Allocation

    Population density is the number of inhabitants per a unit of area. Population density depends on a number of factors: 1) natural conditions. Favorable climate, fertile soil and sea attract population. 80 of every 100 inhabitants live in lowland, i.e. lower than 500 meters above the sea level; 2) historical factor; 3) demographic factor. High or low natality can influence population density of a territory. 4) social and economic factors.These include occupational structure of... [читать подробенее]


  • - IV. Стеноз a. pulmonalis

    III. Атрезия трехстворчатого клапана А. Встречаемость: 2-5% больных с синими пороками сердца. Б. Анатомия. 1. Присутствуют четыре основные аномалии: 1) атрезин трехстворчатого клапана, 2) ДМПП, 3) гипоплазия ПЖ, 4) ДМЖП. Кровь обычно поступает в ПЖ через ДМЖП. 2. У 30% больных... [читать подробенее]


  • - IV. Дефекты межжелудочковой перегородки (ДМЖП)

    III. Полный (открытый) предсердно-желудочковый канал А. Эмбриология: выраженные дефекты развития эндокардиальных валиков. Б. Патология. 1. Значительный атриовентрикулярный дефект, включающий как меж-предсердную, так и межжелудочковую перегородку. 2. Патология... [читать подробенее]