Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика II.1. Сущностная характеристика явления педагогического конфликта
просмотров - 185

Гносœеологический экскурс в историю развития проблемы исследования конфликтов в образовательной сфере показывает, что «от понимания конфликта как естественного (неизбежного) явления отечественная наука пришла к рассмотрению конфликта как способа разрешения противоречий (в том числе и в межличностном взаимодействии), как средства развития личности и коллектива; от негативного восприятия конфликта – до крайне важности специального развития противоречий в конструктивный конфликт в ряде случаев» [31. С. 10].

Сегодня процесс изучения педагогических конфликтов постепенно приобретает целостный, системный характер. Конфликт всœе чаще рассматривается как закономерное явление в педагогической системе школы. Причем его изучение идет не только с точки зрения деструктивного влияния на результативность педагогического процесса, а в контексте его конструктивного разрешения, способствующего эффективному развитию школьной системы и адекватному педагогическому взаимодействию между ее основными субъектами.

Сущностная характеристика явления педагогического конфликта позволяет раскрыть его внутреннее содержание, обнаруживающееся во внешних формах его проявления.

Природа педагогического конфликта проявляется в обострении педагогических противоречий, которые выражаются в открытом столкновении между субъектами педагогического взаимодействия, требующих своего конструктивного разрешения. Данное столкновение может быть обусловлено отсутствием взаимного учета образовательных целœей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из субъектов педагогического взаимодействия и различным субъективным пониманием способов их достижения в реальном педагогическом процессе.

В результате происходит нарушение взаимосвязей организационно-деятельностного, нормативно-поведенческого характера, а также в сфере педагогических отношений, которые сопровождаются отстаиванием каждым субъектом своей позиции и демонстрацией индивидуального стиля поведения в педагогическом взаимодействии.

Как следствие, наблюдается деформация педагогически целœесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия, что и приводит к возникновению педагогического конфликта.

Педагогический конфликтпредставляет собойформу проявления назревших и обострившихся педагогических противоречий, выражающихся в открытом столкновении между субъектами педагогического взаимодействия, обусловленного отсутствием взаимного учета образовательных целœей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них, нуждающегося в своем конструктивном разрешении для установления педагогически целœесообразных взаимоотношений между ними.

Ведущие признаки педагогического конфликта можно разделить на общие и специфические. К общим признакам педагогического конфликта следует отнести:

– обострение педагогических противоречий как движущей силы возникновения педагогического конфликта;

– наличие конфликтной ситуации между субъектами педагогического взаимодействия;

– «биполярность» [78. С. 16] как источник столкновения субъектов в педагогическом взаимодействии;

– субъект как носитель столкновения в педагогическом взаимодействии;

– наличие инцидента как крайне важного повода для начала открытого столкновения между субъектами педагогического взаимодействия;

– активность субъектов, направленная на преодоление педагогического противоречия.

К специфическим признакам педагогического конфликта следует отнести:

– отсутствие взаимного учета образовательных целœей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований между субъектами педагогического взаимодействия и различным субъективным пониманием способов их достижения или реализации;

– нарушение взаимосвязей организационно-деятельностного, нормативно-поведенческого характера, а также в сфере педагогических отношений;

– деформация сложившихся педагогически целœесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия;

– отстаивание своей позиции и демонстрация индивидуального стиля поведения субъектами педагогического взаимодействия в процессе открытого столкновения между ними.

Общая динамика педагогических конфликтов проявляется в трех базовых стадиях: предконфликтной, поведенческой, постконфликтной.

Предконфликтная стадия отражает начальный этап развития педагогического конфликта͵ характеризующийся возникновением конфликтной ситуации между противоборствующими субъектами педагогического взаимодействия, еще не перешедших к открытому ведению конфликтных действий.

Поведенческая стадия отражает основной этап в развитии педагогического конфликта͵ характеризующийся открытым столкновением и противостоянием субъектов педагогического взаимодействия.

Постконфликтная стадия отражает заключительный этап педагогического конфликта͵ характеризующийся постепенным прекращением конфликтных действий субъектами педагогического взаимодействия.

Функции педагогического конфликта можно разделить на общие и процессуальные. К общим функциям следует отнести функцию диагностики и перестройки содержания и особенностей педагогического взаимодействия между ведущими субъектами педагогического процесса. Две эти функции органически взаимосвязаны между собой.

Функция диагностики способствует выявлению причин нарушения взаимосвязей организационно-деятельностного, нормативно-поведенческого характера, а также сферы педагогических отношений между ведущими субъектами педагогического взаимодействия.

Функция перестройки содержания и особенностей педагогического взаимодействия способствует устранению причин нарушения взаимосвязей организационно-деятельностного, нормативно-поведенческого характера, а также в сфере педагогических отношений между ведущими субъектами педагогического взаимодействия посредством выработки и реализации конструктивно-развивающей стратегии педагогического взаимодействия для дальнейшего развития и гармонизации педагогически целœесообразных взаимоотношений между ними.

Процессуальные функции педагогического конфликта могут иметь деструктивную, стабилизирующую, конструктивную направленность.

Деструктивная функция педагогического конфликта приводит к разрушению педагогически целœесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия и углублению педагогических противоречий.

Стабилизирующая функция характеризуется устранением отклонения от норм педагогически целœесообразных взаимоотношений, поддержанием и закреплением их признаков между ведущими субъектами педагогического взаимодействия.

Конструктивная функция способствует устранению причин нарушения педагогически целœесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия, их гармонизации и дальнейшему конструктивному развитию с учетом образовательных целœей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определœение понятия «педагогический конфликт».

2. Перечислите ведущие признаки педагогического конфликта.

3. Раскройте динамику педагогического конфликта.

4. Определите основные функции педагогического конфликта.

Рекомендуемая литература:

1. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с.

2. Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса: учебное пособие / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002. – 126 с.

3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В.И. Журавлев. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 184 с.

4. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования) / С.Ю. Темина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 144 с.


Читайте также


  • - II. Транспозиция крупных сосудов (ТКС)

    А. Встречаемость: 5-8% от всех случаев ВЗС (25% всех летальных исходов в период новорожденности из-за ВЗС). Б. Этиология: аномальное строение луковицы аорты. 1. С соотношением 4:1 преобладают мужчины. 2. Факторы риска не выделены. В. Анатомия. 1. Желудочково-артериальная... [читать подробенее]


  • - III) Жизнь и переводческая деятельность Кирилла и Мефодия

    Император Михаил, а затем и патриарх Фотий начинают непрерывно направлять Константина, как посланника Византии, к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства над всеми другими религиями. Константин отправляется в Болгарию, обращает в... [читать подробенее]


  • - Башня III Интернационала В.Е. Татлина

    Архитектура XX в. План 1. Башня III Интернационала В.Е. Татлина, 2. Музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта Памятник III Коммунистического Интернационала, или "Башня Татлина" - самый известный и грандиозный проект российского художника, архитектора и дизайнера В. Е. Татлина -... [читать подробенее]


  • - XII.2. Аттестация лабораторий

    «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля» ПБ 03-372-00 [3] устанавливают основные требования к лабораториям и порядок аттестации лабораторий, выполняющих неразрушающий контроль (ПК) технических устройств, зданий и сооружений,... [читать подробенее]


  • - ЛЕКЦИЯ XIII

    Общее содержание мероприятий по охране лесов от пожаров Кроме рассмотренных выше мероприятий по защите и воспроизводству лесов при лесоустройстве осуществляется проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров. Оно выполняется по трем направлениям: -... [читать подробенее]


  • - III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.

    I. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 1. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. 2. Типологические классификации языков. 3. Проблема реконструкции индоевропейского... [читать подробенее]


  • - Підсумкові тестові завдання до модуля II

    1. З організацій енергетичної галузі назвіть таку, що належить до структуриООН: а) МАГАТЕ; б) МЕА; в)АЯЕ; г) ЦЕРН. 2. З організацій енергетичної галузі назвіть такі, що належать до структури ОЕСР: а) МАГАТЕ, ЦЕРН; б) МЕА, АЯЕ.- 3. Головним напрямом діяльності ЮНІДО е... [читать подробенее]


  • - Контрольні запитання і завдання до модуля II

    1. Визначте головну мету ЮНІДО. 2. Назвіть джерела фінансових витрат ЮНІДО на цілі розвитку. 3. Яким чином складається система гарантій МАГАТЕ? 4. Визначте сферу діяльності АЯЕ. 5. Співробітництво ФАО з Україною. Функції ФАО. 6. Головна мета Світової продовольчої... [читать подробенее]


  • - Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.)

    Император Диоклетиан (284-305 гг.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и поселился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завер­шилось... [читать подробенее]


  • - Часть II нашего издания полностью посвящена потреблению и потребительскому спросу. 14 страница

    Однако все эти характеристики по-прежнему не позволяют ответить на вопрос о том, во сколько раз доходы одних групп населения превышают доходы других. В этом отношении анализ доходов целесообразно дополнить характеристиками, измеряющими разрыв между высокодоходными и... [читать подробенее]