Категории
Педагогика
II.2. Структура конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса просмотров - 611
Учителю в процессе изучения содержания и особенностей педагогических конфликтов недостаточно знать его сущностную характеристику. Ему крайне важно изучить структуру конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса и на этой основе перейти к осмыслению видов педагогических конфликтов, причин их возникновения, а также их возрастной периодизации.
Под структурой конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса школы следует понимать упорядоченную, целостную конструкцию, обладающую относительной определенностью и специфичностью каждой из подструктур и её элементов, отражающую реальные структурные связи между участниками конфликтных взаимодействий в педагогическом процессе школы.
Общая структура конфликтных взаимодействий представлена тремя ведущими подструктурами: педагогический коллектив, ученический коллектив, коллектив родителей (см. рис. 2).
Первая подструктура (ПС1) имеет, в свою очередь, две подструктуры: подструктура конфликтных взаимодействий администрации (ПС1.1) и подструктура конфликтных взаимодействий педагогов (ПС1.2). Каждая из этих подструктур отражает структурные связи конфликтных взаимодействий как между субъектами каждой из подструктур (внутренние связи), так и конфликтные взаимодействия данных субъектов с субъектами других подструктур (внешние связи).
Вторая подструктура (ПС2) представлена ученическим коллективом и также отражает как структурные связи внутри подструктуры, так и внешние связи с другими подструктурами.
Третья подструктура (ПС3) также с другими подструктурами отражает внешние и внутренние структурные связи.
Общая структура конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса для всех ее подструктур представлена тремя видами конфликтных взаимодействий по направленности: организационно-деятельностными, нормативно-поведенческими, индивидуально-типологическими, взаимосвязанными между собой.
Каждый из видов конфликтных взаимодействий по направленности представлен четырьмя видами конфликтных взаимодействий по субъектам для всех подструктур общей структуры: внутриличностными, межличностными, внутригрупповыми, межгрупповыми.
Каждый вид конфликтных взаимодействий по субъектам представлен соответствующими конфликтными диадами для всех подструктур, где внутриличностные конфликтные взаимодействия представлены одной диадой, межличностные – четырьмя диадами, внутригрупповые – двумя диадами, межгрупповые – тремя диадами для всех подсистем.
Каждая диада отражает внутренние или внешние структурные связи отдельно взятой подструктуры и представлена соответственно либо конфликтными взаимодействиями субъектов одной подструктуры, либо их конфликтными взаимодействиями с субъектами других подструктур. К примеру: ПС1, ПС1.1 диада: администратор – администратор (внутренняя структурная связь); диада: администратор – ученик (внешняя структурная связь).
В каждой диаде, отражающей внешние структурные связи отдельно взятой подструктуры, на первом месте стоит её ведущий субъект, который и является инициатором (подсистем) конфликтного взаимодействия.
По этой причине данные диады, имеющие одних и тех же субъектов для различных подструктур, следует рассматривать как различные. К примеру: в ПС2 в диаде «педагог – родитель» инициатором конфликтного взаимодействия является педагог, а в ПС3 в диаде «родитель – педагог» инициатором конфликтного взаимодействия является родитель.
Структура конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса школы, представленная тремя ведущими подструктурами через их внутренние и внешние структурные связи конфликтных взаимодействий в рамках определенных конфликтных диад, отражает структуру конфликтного пространства педагогического процесса школы.
Контрольные вопросы и задания:
1. Перечислите ведущие подсистемы конфликтного пространства педагогического процесса школы.
2. Охарактеризуйте содержание конфликтных взаимодействий по направленности и по субъектам.
3. Выделите ведущие диады каждой из подсистем конфликтного пространства педагогического процесса школы.
4. Разработайте структуру конфликтного пространства педагогического процесса школы.
Рекомендуемая литература:
1. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с.
2. Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса: учебное пособие / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002. – 126 с.
3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В.И. Журавлев. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 184 с.
4. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования) / С.Ю. Темина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 144 с.
II.3. Содержание и особенности педагогических конфликтов
Процесс изучения содержания и особенностей педагогических конфликтов в условиях школы будущему педагогу целесообразно в дальнейшем построить через поэтапный анализ базовых видов педагогических конфликтов и их причин, а также возрастной периодизации педагогических конфликтов и на этой основе перейти к осмыслению их специфических особенностей.
Выделяют три базовых вида педагогических конфликтов, исходя из их сущностной характеристики, а именно: организационно-деятельностные, нормативно-поведенческие, педагогические конфликты отношений.
Организационно-деятельностные педагогические конфликтысвязаны с обострением педагогических противоречий в деятельностной сфере организации педагогического взаимодействия между ведущими субъектами педагогического процесса с учетом специфики их деятельности и выступают как реакция на создание препятствий в достижении цели и задач этой деятельности, отражающаяся в конкретных позициях и стиле поведения данных субъектов.
Нормативно-поведенческие педагогические конфликтысвязаны с обострением педагогических противоречий в поведенческой сфере организации педагогического взаимодействия между ведущими субъектами педагогического процесса с учетом их регламентированных прав и обязанностей и выступают как реакция на их несоблюдение, отражающаяся в конкретных позициях и стиле поведения данных субъектов.
Педагогические конфликты отношенийсвязаны с обострением педагогических противоречий во внутренней сфере организации педагогического взаимодействия между ведущими субъектами педагогического процесса с учетом их педагогических взаимоотношений и выступают как реакция на их непринятие, несоблюдение, подавление, отражающаяся в конкретных позициях и стиле поведения данных субъектов.
Отличительной особенностью всех перечисленных видов педагогических конфликтов является их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Так, к примеру, начавшийся организационно-деятельностный педагогический конфликт, может сопровождаться нарушением взаимосвязей нормативно-поведенческого характера и перерасти в конфликт педагогических отношений.
Причины педагогических конфликтов. Знание будущим педагогом действительных причин педагогических конфликтов должно способствовать выбору адекватной стратегии и тактики их конструктивного разрешения.
К внешним (общим) причинам педагогических конфликтов, которые характерны для всех субъектов педагогического процесса, следует отнести социальные, соматические, физические, психофизиологические, психологические, нормативно-правовые, морально-этические, общепедагогические.
К внутренним причинам педагогических конфликтов те, которые являются специфическими для каждой из выделенных нами подструктур: «администрация», «педагоги», «учащиеся», «родители»; в них выделить нарушение взаимосвязей организационно-деятельностного и нормативно-поведенческого характера, а также в сфере педагогических отношений между ведущими субъектами педагогического взаимодействия. Классификация причин педагогических конфликтов представлена в таблице 3.
Таблица 3
Классификация причин педагогических конфликтов
Виды причин | Общая характеристика причин |
Внешние (общие) причины | |||
социальные (социально-политические, социально-экономические, социально-демографические, социально-психологические) | социальная напряженность и финансово-экономическая нестабильность ситуаций в российском обществе; непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в области образования; социальная неустроенность современного учителя; дисбаланс финансового благополучия между субъектами педагогического взаимодействия, социальное неравенство, деформация социальных отношений между ними; различия в социально-психологических установках и мотивах субъектов педагогического взаимодействия, обусловленных полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам; смена ценностных ориентаций современным школьником, социальная незрелость личности | ||
соматические | снижение общих показателей здоровья, функциональные расстройства различных систем организма, соматические заболевания, неправильное питание субъектов педагогического взаимодействия | ||
физические | низкая физическая активность, несоблюдение правил ведения здорового образа жизни, труда и отдыха субъектов педагогического взаимодействия | ||
психофизиологические | несоблюдение требований режима дня, объема учебной
| ||
пихологические (индивидуально-психологические, психолого-возрастные, психолого-педагогические) | различная сформированность ведущих психологических подструктур у субъектов педагогического взаимодействия; индивидуально-психологические особенности личности субъекта педагогического взаимодействия; психологические особенности возраста͵ возрастных кризисов; несформированность «Я – концепции» у субъектов педагогического взаимодействия; незнание психологических основ педагогической деятельности, психологии личности современного школьника учителем; несформированность адекватной позиции и индивидуального стиля поведения у субъектов педагогического взаимодействия | ||
нормативно-правовые | несовершенство нормативно-правовой базы в образовательной сфере; нарушение базовых прав и свобод субъектов педагогического процесса, невыполнение ими своих функциональных обязанностей в условиях педагогического взаимодействия | ||
морально-этические | несоблюдение моральных принципов, требований, норм и правил этики субъектов педагогического взаимодействия, регулирующих их поведение; отсутствие общей культуры педагогического взаимодействия | ||
общепедагогические | несовершенство содержательных и организационных основ целостного педагогического процесса в условиях модернизации российского образования, доминирование знаниевого подхода к обучению и воспитанию на фоне провозглашенной личностно-ориентированной стратегии педагогического взаимодействия; монологическая направленность форм организации педагогического процесса; формально-ролевые, субъект – объектные отношения между ведущими субъектами педагогического процесса | ||
Внутренние (специфические) причины | |||
организационно-деятельностные | низкий уровень общей и профессиональной культуры учителя и общей культуры учащихся; недостаточная профессиональная компетентность учителя в организации учебной деятельности и проведении внеклассной воспитательной работы с учащимися; несформированность базовых компетенций учащихся; необъективная оценка уровня ЗУН учащихся со стороны учителя; неспособность выполнить типовые учебные
| ||
нормативно-поведенческие | несоблюдение норм и правил педагогической этики учителя в процессе педагогического взаимодействия с учеником; необоснованное наказание ученика со стороны учителя; публичное оскорбление ученика в присутствии других субъектов педагогического взаимодействия со стороны учителя; малая информированность о действительных причинах нарушения поведения ученика со стороны учителя; несоблюдение общепринятых норм и правил поведения учеником в условиях учебной и внеучебной деятельности; провоцирование нервно-психического срыва учителя со стороны ученика из-за личной неприязни к нему; негативная установка со стороны родителей по отношению к учителю | ||
педагогических отношений | неуважительное отношение к личности субъекта педагогического взаимодействия со стороны учителя, либо со стороны ученика при выстраивании педагогических отношений; избирательные отношения между субъектами педагогического взаимодействия в диаде «учитель – ученик»; неуважительное отношение к учащимся со стороны учителя с низкими познавательными возможностями и низким социальным статусом его родителей; неадекватное представление об отношении к себе учителя (ученика) со стороны ученика (учителя); отсутствие взаимопонимания между учителем и учеником; отсутствие эмпатии и педагогического такта со стороны учителя по отношению к ученику; неадекватная оценка сложившихся педагогических взаимоотношений со стороны учителя (ученика); несоблюдение педагогических требований со стороны ученика в процессе регулирования педагогических отношений учителем |
Возрастная периодизация педагогических конфликтов в школе. Для каждого школьного возраста существует специальная социальная ситуация развития, ᴛ.ᴇ. определённое соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности ребенка.
По этой причине взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для детей одного школьного возраста. Следовательно, содержание педагогических конфликтов должно изменяться в разные возрастные периоды психологического развития обучаемых.
В младшем школьном возрастедоминируют педагогические конфликты неосознанного нарушения учеником правил поведения, обусловленные сменой видов деятельности (игровой на учебную), переходящие в организационно-деятельностные педагогические конфликты по поводу учебной деятельности.
В средних классах школы достаточно часто встречаются все виды педагогических конфликтов: нормативно-поведенческого и организационно-деятельностного характера, а также педагогические конфликты отношений.
Οʜᴎ обусловлены закономерностями психического развития подростка, с одной стороны, и отсутствием адекватного педагогического взаимодействия между учащимися и другими субъектами в педагогическом процессе школы, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, к окончанию средних классов школы, достигает критической точки, с другой стороны.
В старшем школьном возрасте доминируют единичные, но сложные и затяжные конфликты педагогических отношений, связанные с нарушением педагогически целесообразных взаимоотношений между ведущими субъектами педагогического процесса.
Можно выделить ряд особенностей педагогических конфликтов в педагогической диаде «учитель – ученик».
Первая особенность. Педагогический конфликт в диаде «учитель – ученик» проявляется в обострении педагогических противоречий, выражающихся в открытом столкновении между учителем и учеником, обусловленном отсутствием взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них и различным субъективным пониманием способов их достижения в реальном педагогическом процессе, сопровождающемся нарушением взаимосвязей организационно-деятельностного, нормативно-поведенческого характера, а также в сфере педагогических отношений.
Вторая особенность. Педагогические конфликты в диаде «учитель-ученик» имеют двойное личностно-предметное опосредование. Учитель конфликтует с учащимися «напрямую» («субъект-субъект» - субъектное взаимодействие) и через свой учебный предмет («субъект-предмет» - предметное взаимодействие).
Третья особенность. Различный социальный статус участников педагогического конфликта формирует разную степень ответственности за его разрешение. Выполняя различные социальные роли, субъекты педагогического взаимодействия имеют разную степень ответственности в педагогическом конфликте. Профессиональный статус учителя обязывает его реагировать на поступки формирующейся личности ученика профессионально и взять на себя инициативу в разрешении педагогического конфликта с учеником, учитывая его интересы, мотивы, потребности, ценности.
Четвертая особенность. Степень конфликтности между субъектами в диаде «учитель-ученик» определяется «различными по параметру согласованности внутренних (отношенческие) и внешних (поведенческие) составляющих педагогического взаимодействия» [144]. Положительная согласованность внешних и внутренних составляющих педагогического взаимодействия учителя характеризуется наименьшей степенью конфликтности в диаде «учитель-ученик». Отрицательная согласованность внешних и внутренних составляющих педагогического взаимодействия учителя способствует наивысшей степени конфликтности в диаде «учитель-ученик». Рассогласованность внешних и внутренних составляющих педагогического взаимодействия также приводит к повышению степени конфликтности в диаде «учитель-ученик».
Пятая особенность. Существует определенная зависимость педагогического конфликта от возрастно-половых и индивидуально-психологических характеристик субъектов педагогического взаимодействия в диаде «учитель-ученик». Содержание и направленность педагогических конфликтов в диаде «учитель-ученик» изменяется в разные возрастные периоды, причём определённому школьному возрасту свойственно доминирование определённого вида педагогического конфликта. Динамика возрастного уровня конфликтности определяется закономерностями психического развития школьника (внешний фактор), с одной стороны, и особенностями педагогического взаимодействия в ПД «учитель-ученик» (внутренний фактор), с другой стороны. Психологические различия полов в диаде «учитель-ученик» (учитель: мужчина, женщина; ученик: девочка, мальчик) также влияют на выбор стратегии и тактики поведения субъектов педагогического взаимодействия в педагогическом конфликте.
Содержательная модель изучения педагогических конфликтов учителями представлена в таблице 2 (приложение 2).
Контрольные вопросы и задания:
1. Дайте характеристику базовых видов педагогических конфликтов.
2. Перечислите основные причины педагогических конфликтов.
3. Проанализируйте содержание педагогических конфликтов в различных школьных возрастах.
4. Выделите основные особенности педагогических конфликтов в диаде «учитель-ученик».
Рекомендуемая литература:
1. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с.
2. Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса: учебное пособие / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002. – 126 с.
3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В.И. Журавлев. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 184 с.
4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
5. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования) / С.Ю. Темина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 144 с.
Глава III. Технологические основы конструктивного разрешения педагогических конфликтов
Читайте также
А. Встречаемость: 5-8% от всех случаев ВЗС (25% всех летальных исходов в период новорожденности из-за ВЗС). Б. Этиология: аномальное строение луковицы аорты. 1. С соотношением 4:1 преобладают мужчины. 2. Факторы риска не выделены. В. Анатомия. 1. Желудочково-артериальная... [читать подробенее]
Император Михаил, а затем и патриарх Фотий начинают непрерывно направлять Константина, как посланника Византии, к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства над всеми другими религиями. Константин отправляется в Болгарию, обращает в... [читать подробенее]
Архитектура XX в. План 1. Башня III Интернационала В.Е. Татлина, 2. Музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта Памятник III Коммунистического Интернационала, или "Башня Татлина" - самый известный и грандиозный проект российского художника, архитектора и дизайнера В. Е. Татлина -... [читать подробенее]
«Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля» ПБ 03-372-00 [3] устанавливают основные требования к лабораториям и порядок аттестации лабораторий, выполняющих неразрушающий контроль (ПК) технических устройств, зданий и сооружений,... [читать подробенее]
Общее содержание мероприятий по охране лесов от пожаров Кроме рассмотренных выше мероприятий по защите и воспроизводству лесов при лесоустройстве осуществляется проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров. Оно выполняется по трем направлениям: -... [читать подробенее]
I. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 1. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. 2. Типологические классификации языков. 3. Проблема реконструкции индоевропейского... [читать подробенее]
1. З організацій енергетичної галузі назвіть таку, що належить до структуриООН: а) МАГАТЕ; б) МЕА; в)АЯЕ; г) ЦЕРН. 2. З організацій енергетичної галузі назвіть такі, що належать до структури ОЕСР: а) МАГАТЕ, ЦЕРН; б) МЕА, АЯЕ.- 3. Головним напрямом діяльності ЮНІДО е... [читать подробенее]
1. Визначте головну мету ЮНІДО. 2. Назвіть джерела фінансових витрат ЮНІДО на цілі розвитку. 3. Яким чином складається система гарантій МАГАТЕ? 4. Визначте сферу діяльності АЯЕ. 5. Співробітництво ФАО з Україною. Функції ФАО. 6. Головна мета Світової продовольчої... [читать подробенее]
Император Диоклетиан (284-305 гг.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и поселился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завершилось... [читать подробенее]
Однако все эти характеристики по-прежнему не позволяют ответить на вопрос о том, во сколько раз доходы одних групп населения превышают доходы других. В этом отношении анализ доходов целесообразно дополнить характеристиками, измеряющими разрыв между высокодоходными и... [читать подробенее]