Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика II.2. Структура конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса
просмотров - 134

Учителю в процессе изучения содержания и особенностей педагогических конфликтов недостаточно знать его сущностную характеристику. Ему крайне важно изучить структуру конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса и на этой основе перейти к осмыслению видов педагогических конфликтов, причин их возникновения, а также их возрастной периодизации.

Под структурой конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса школы следует понимать упорядоченную, целостную конструкцию, обладающую относительной определœенностью и специфичностью каждой из подструктур и её элементов, отражающую реальные структурные связи между участниками конфликтных взаимодействий в педагогическом процессе школы.

Общая структура конфликтных взаимодействий представлена тремя ведущими подструктурами: педагогический коллектив, ученический коллектив, коллектив родителœей (см. рис. 2).

Первая подструктура (ПС1) имеет, в свою очередь, две подструктуры: подструктура конфликтных взаимодействий администрации (ПС1.1) и подструктура конфликтных взаимодействий педагогов (ПС1.2). Каждая из этих подструктур отражает структурные связи конфликтных взаимодействий как между субъектами каждой из подструктур (внутренние связи), так и конфликтные взаимодействия данных субъектов с субъектами других подструктур (внешние связи).

Вторая подструктура (ПС2) представлена ученическим коллективом и также отражает как структурные связи внутри подструктуры, так и внешние связи с другими подструктурами.

Третья подструктура (ПС3) также с другими подструктурами отражает внешние и внутренние структурные связи.

Общая структура конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса для всœех ее подструктур представлена тремя видами конфликтных взаимодействий по направленности: организационно-деятельностными, нормативно-поведенческими, индивидуально-типологи­чес­кими, взаимосвязанными между собой.

Каждый из видов конфликтных взаимодействий по направленности представлен четырьмя видами конфликтных взаимодействий по субъектам для всœех подструктур общей структуры: внутриличностными, межличностными, внутригрупповыми, межгрупповыми.

Каждый вид конфликтных взаимодействий по субъектам представлен соответствующими конфликтными диадами для всœех подструктур, где внутриличностные конфликтные взаимодействия представлены одной диадой, межличностные – четырьмя диадами, внутригрупповые – двумя диадами, межгрупповые – тремя диадами для всœех подсистем.

Каждая диада отражает внутренние или внешние структурные связи отдельно взятой подструктуры и представлена соответственно либо конфликтными взаимодействиями субъектов одной подструктуры, либо их конфликтными взаимодействиями с субъектами других подструктур. К примеру: ПС1, ПС1.1 диада: администратор – администратор (внутренняя структурная связь); диада: администратор – ученик (внешняя структурная связь).

В каждой диаде, отражающей внешние структурные связи отдельно взятой подструктуры, на первом месте стоит её ведущий субъект, который и является инициатором (подсистем) конфликтного взаимодействия.

По этой причине данные диады, имеющие одних и тех же субъектов для различных подструктур, следует рассматривать как различные. К примеру: в ПС2 в диаде «педагог – родитель» инициатором конфликтного взаимо­действия является педагог, а в ПС3 в диаде «родитель – педагог» инициатором конфликтного взаимодействия является родитель.

Структура конфликтных взаимодействий между субъектами педагогического процесса школы, представленная тремя ведущими подструктурами через их внутренние и внешние структурные связи конфликтных взаимодействий в рамках определœенных конфликтных диад, отражает структуру конфликтного пространства педагогического процесса школы.

Контрольные вопросы и задания:

1. Перечислите ведущие подсистемы конфликтного пространства педагогического процесса школы.

2. Охарактеризуйте содержание конфликтных взаимодействий по направленности и по субъектам.

3. Выделите ведущие диады каждой из подсистем конфликтного пространства педагогического процесса школы.

4. Разработайте структуру конфликтного пространства педагогического процесса школы.

Рекомендуемая литература:

1. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с.

2. Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса: учебное пособие / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002. – 126 с.

3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В.И. Журавлев. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 184 с.

4. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования) / С.Ю. Темина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 144 с.

II.3. Содержание и особенности педагогических конфликтов

Процесс изучения содержания и особенностей педагогических конфликтов в условиях школы будущему педагогу целœесообразно в дальнейшем построить через поэтапный анализ базовых видов педагогических конфликтов и их причин, а также возрастной периодизации педагогических конфликтов и на этой основе перейти к осмыслению их специфических особенностей.

Выделяют три базовых вида педагогических конфликтов, исходя из их сущностной характеристики, а именно: организационно-деятельностные, нормативно-поведенческие, педагогичес­кие конфликты отношений.

Организационно-деятельностные педагогические конфликтысвязаны с обострением педагогических противоречий в деятельностной сфере организации педагогического взаимодействия между ведущими субъектами педагогического процесса с учетом специфики их деятельности и выступают как реакция на создание препятствий в достижении цели и задач этой деятельности, отражающаяся в конкретных позициях и стиле поведения данных субъектов.

Нормативно-поведенческие педагогические конфликтысвязаны с обострением педагогических противоречий в поведенческой сфере организации педагогического взаимодействия между ведущими субъектами педагогического процесса с учетом их регламентированных прав и обязанностей и выступают как реакция на их несоблюдение, отражающаяся в конкретных позициях и стиле поведения данных субъектов.

Педагогические конфликты отношенийсвязаны с обострением педагогических противоречий во внутренней сфере организации педагогического взаимодействия между ведущими субъектами педагогического процесса с учетом их педагогических взаимоотношений и выступают как реакция на их непринятие, несоблюдение, подавление, отражающаяся в конкретных позициях и стиле поведения данных субъектов.

Отличительной особенностью всœех перечисленных видов педагогических конфликтов является их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Так, к примеру, начавшийся организационно-деятельностный педагогический конфликт, может сопровождаться нарушением взаимосвязей нормативно-поведенческого характера и перерасти в конфликт педагогических отношений.

Причины педагогических конфликтов. Знание будущим педагогом действительных причин педагогических конфликтов должно способствовать выбору адекватной стратегии и тактики их конструктивного разрешения.

К внешним (общим) причинам педагогических конфликтов, которые характерны для всœех субъектов педагогического процесса, следует отнести социальные, соматические, физические, психофизиологические, психологи­ческие, нормативно-правовые, морально-этические, общепедагогические.

К внутренним причинам педагогических конфликтов те, которые являются специфическими для каждой из выделœенных нами подструктур: «администрация», «педагоги», «учащиеся», «родители»; в них выделить нарушение взаимосвязей организационно-деятельностного и нормативно-поведенческого характера, а также в сфере педагогических отношений между ведущими субъектами педагогического взаимодействия. Классификация причин педагогических конфликтов представлена в таблице 3.

Таблица 3

Классификация причин педагогических конфликтов

Виды причин Общая характеристика причин
Внешние (общие) причины
социальные (социально-политические, социально-экономические, социально-демографичес­кие, социально-психологичес­кие) социальная напряженность и финансово-экономическая нестабильность ситуаций в российском обществе; непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в области образования; социальная неустроенность современного учителя; дисбаланс финансового благополучия между субъектами педагогического взаимодействия, социальное неравенство, деформация социальных отношений между ними; различия в социально-психологических установках и мотивах субъектов педагогического взаимодействия, обусловленных полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам; смена ценностных ориентаций современным школьником, социальная незрелость личности
соматические снижение общих показателœей здоровья, функциональные расстройства различных систем организма, соматические заболевания, неправильное питание субъектов педагогического взаимодействия
физические низкая физическая активность, несоблюдение правил ведения здорового образа жизни, труда и отдыха субъектов педагогического взаимодействия
психофизиоло­гические несоблюдение требований режима дня, объема учебной
Таблица 3 (продолжение)
нагрузки, снижение уровня работоспособности, нервно-психическое напряжение субъектов педагогического взаимодействия

пихологические (индивидуаль­но-психологи­ческие, психолого-возрастные, психолого-педагогические) различная сформированность ведущих психологических подструктур у субъектов педагогического взаимодействия; индивидуально-психологические особенности личности субъекта педагогического взаимодействия; психологические особенности возраста͵ возрастных кризисов; несформированность «Я – концепции» у субъектов педагогического взаимодействия; незнание психологических основ педагогической деятельности, психологии личности современного школьника учителœем; несформированность адекватной позиции и индивидуального стиля поведения у субъектов педагогического взаимодействия
нормативно-правовые несовершенство нормативно-правовой базы в образовательной сфере; нарушение базовых прав и свобод субъектов педагогического процесса, невыполнение ими своих функциональных обязанностей в условиях педагогического взаимодействия
морально-этические несоблюдение моральных принципов, требований, норм и правил этики субъектов педагогического взаимодействия, регулирующих их поведение; отсутствие общей культуры педагогического взаимодействия
общепедагоги­ческие несовершенство содержательных и организационных основ целостного педагогического процесса в условиях модернизации российского образования, доминирование знаниевого подхода к обучению и воспитанию на фоне провозглашенной личностно-ориентированной стратегии педагогического взаимодействия; монологическая направленность форм организации педагогического процесса; формально-ролевые, субъект – объектные отношения между ведущими субъектами педагогического процесса
Внутренние (специфические) причины
организацион­но-деятельност­ные низкий уровень общей и профессиональной культуры учителя и общей культуры учащихся; недостаточная профессиональная компетентность учителя в организации учебной деятельности и проведении внеклассной воспитательной работы с учащимися; несформированность базовых компетенций учащихся; необъективная оценка уровня ЗУН учащихся со стороны учителя; неспособность выполнить типовые учебные
Таблица 3 (продолжение)
задания, систематическая неуспеваемость учащихся по предмету, низкая активность, либо игнорирование участия во внеклассно-воспитательных мероприятиях со стороны ученика, игнорирование диалогических форм взаимодействия с учащимися со стороны учителя в процессе учебной и внеучебной деятельности

нормативно-поведенческие несоблюдение норм и правил педагогической этики учителя в процессе педагогического взаимодействия с учеником; необоснованное наказание ученика со стороны учителя; публичное оскорбление ученика в присутствии других субъектов педагогического взаимодействия со стороны учителя; малая информированность о действительных причинах нарушения поведения ученика со стороны учителя; несоблюдение общепринятых норм и правил поведения учеником в условиях учебной и внеучебной деятельности; провоцирование нервно-психического срыва учителя со стороны ученика из-за личной неприязни к нему; негативная установка со стороны родителœей по отношению к учителю
педагогических отношений неуважительное отношение к личности субъекта педагогического взаимодействия со стороны учителя, либо со стороны ученика при выстраивании педагогических отношений; избирательные отношения между субъектами педагогического взаимодействия в диаде «учитель – ученик»; неуважительное отношение к учащимся со стороны учителя с низкими познавательными возможностями и низким социальным статусом его родителœей; неадекватное представление об отношении к себе учителя (ученика) со стороны ученика (учителя); отсутствие взаимопонимания между учителœем и учеником; отсутствие эмпатии и педагогического такта со стороны учителя по отношению к ученику; неадекватная оценка сложившихся педагогических взаимоотношений со стороны учителя (ученика); несоблюдение педагогических требований со стороны ученика в процессе регулирования педагогических отношений учителœем

Возрастная периодизация педагогических конфликтов в школе. Для каждого школьного возраста существует специальная социальная ситуация развития, ᴛ.ᴇ. определённое соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности ребенка.

По этой причине взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для детей одного школьного возраста. Следовательно, содержание педагогических конфликтов должно изменяться в разные возрастные периоды психологического развития обучаемых.

В младшем школьном возрастедоминируют педагогические конфликты неосознанного нарушения учеником правил поведения, обусловленные сменой видов деятельности (игровой на учебную), переходящие в организационно-деятельностные педагогические конфликты по поводу учебной деятельности.

В средних классах школы достаточно часто встречаются всœе виды педагогических конфликтов: нормативно-поведенческого и организационно-деятельностного характера, а также педагогические конфликты отношений.

Οʜᴎ обусловлены закономерностями психического развития подростка, с одной стороны, и отсутствием адекватного педагогического взаимодействия между учащимися и другими субъектами в педагогическом процессе школы, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, к окончанию сред­них классов школы, достигает критической точки, с другой стороны.

В старшем школьном возрасте доминируют единичные, но сложные и затяжные конфликты педагогических отношений, связанные с нарушением педагогически целœесообразных взаимоотношений между ведущими субъектами педагогического процесса.

Можно выделить ряд особенностей педагогических конфликтов в педагогической диаде «учитель – ученик».

Первая особенность. Педагогический конфликт в диаде «учитель – ученик» проявляется в обострении педагогических противоречий, выражающихся в открытом столкновении между учителœем и учеником, обусловленном отсутствием взаимного учета образовательных целœей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них и различным субъективным пониманием способов их достижения в реальном педагогическом процессе, сопровождающемся нарушением взаимосвязей организационно-деятельностного, нормативно-поведенческого характера, а также в сфере педагогических отношений.

Вторая особенность. Педагогические конфликты в диаде «учитель-ученик» имеют двойное личностно-предметное опосредование. Учитель конфликтует с учащимися «напрямую» («субъект-субъект» - субъектное взаимодействие) и через свой учебный предмет («субъект-предмет» - предметное взаимодействие).

Третья особенность. Различный социальный статус участников педагогического конфликта формирует разную степень ответственности за его разрешение. Выполняя различные социальные роли, субъекты педагогического взаимодействия имеют разную степень ответственности в педагогическом конфликте. Профессиональный статус учителя обязывает его реагировать на поступки формирующейся личности ученика профессионально и взять на себя инициативу в разрешении педагогического конфликта с учеником, учитывая его интересы, мотивы, потребности, ценности.

Четвертая особенность. Степень конфликтности между субъектами в диаде «учитель-ученик» определяется «различными по параметру согласованности внутренних (отношенческие) и внешних (поведенческие) составляющих педагогического взаимодействия» [144]. Положительная согласованность внешних и внутренних составляющих педагогического взаимодействия учителя характеризуется наименьшей степенью конфликтности в диаде «учитель-ученик». Отрицательная согласованность внешних и внутренних составляющих педагогического взаимодействия учителя способствует наивысшей степени конфликтности в диаде «учитель-ученик». Рассогласованность внешних и внутренних составляющих педагогического взаимодействия также приводит к повышению степени конфликтности в диаде «учитель-ученик».

Пятая особенность. Существует определœенная зависимость педагогического конфликта от возрастно-половых и индивидуально-психологических характеристик субъектов педагогического взаимодействия в диаде «учитель-ученик». Содержание и направленность педагогических конфликтов в диаде «учитель-ученик» изменяется в разные возрастные периоды, причём определённому школьному возрасту свойственно доминирование определённого вида педагогического конфликта. Динамика возрастного уровня конфликтности определяется закономерностями психического развития школьника (внешний фактор), с одной стороны, и особенностями педагогического взаимодействия в ПД «учитель-ученик» (внутренний фактор), с другой стороны. Психологические различия полов в диаде «учитель-ученик» (учитель: мужчина, женщина; ученик: девочка, мальчик) также влияют на выбор стратегии и тактики поведения субъектов педагогического взаимодействия в педагогическом конфликте.

Содержательная модель изучения педагогических конфликтов учителями представлена в таблице 2 (приложение 2).

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте характеристику базовых видов педагогических конфликтов.

2. Перечислите основные причины педагогических конфликтов.

3. Проанализируйте содержание педагогических конфликтов в различных школьных возрастах.

4. Выделите основные особенности педагогических конфликтов в диаде «учитель-ученик».

Рекомендуемая литература:

1. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с.

2. Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса: учебное пособие / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002. – 126 с.

3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В.И. Журавлев. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 184 с.

4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.

5. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования) / С.Ю. Темина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 144 с.

Глава III. Технологические основы конструктивного разрешения педагогических конфликтов


Читайте также


  • - II. Транспозиция крупных сосудов (ТКС)

    А. Встречаемость: 5-8% от всех случаев ВЗС (25% всех летальных исходов в период новорожденности из-за ВЗС). Б. Этиология: аномальное строение луковицы аорты. 1. С соотношением 4:1 преобладают мужчины. 2. Факторы риска не выделены. В. Анатомия. 1. Желудочково-артериальная... [читать подробенее]


  • - III) Жизнь и переводческая деятельность Кирилла и Мефодия

    Император Михаил, а затем и патриарх Фотий начинают непрерывно направлять Константина, как посланника Византии, к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства над всеми другими религиями. Константин отправляется в Болгарию, обращает в... [читать подробенее]


  • - Башня III Интернационала В.Е. Татлина

    Архитектура XX в. План 1. Башня III Интернационала В.Е. Татлина, 2. Музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта Памятник III Коммунистического Интернационала, или "Башня Татлина" - самый известный и грандиозный проект российского художника, архитектора и дизайнера В. Е. Татлина -... [читать подробенее]


  • - XII.2. Аттестация лабораторий

    «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля» ПБ 03-372-00 [3] устанавливают основные требования к лабораториям и порядок аттестации лабораторий, выполняющих неразрушающий контроль (ПК) технических устройств, зданий и сооружений,... [читать подробенее]


  • - ЛЕКЦИЯ XIII

    Общее содержание мероприятий по охране лесов от пожаров Кроме рассмотренных выше мероприятий по защите и воспроизводству лесов при лесоустройстве осуществляется проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров. Оно выполняется по трем направлениям: -... [читать подробенее]


  • - III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.

    I. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 1. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. 2. Типологические классификации языков. 3. Проблема реконструкции индоевропейского... [читать подробенее]


  • - Підсумкові тестові завдання до модуля II

    1. З організацій енергетичної галузі назвіть таку, що належить до структуриООН: а) МАГАТЕ; б) МЕА; в)АЯЕ; г) ЦЕРН. 2. З організацій енергетичної галузі назвіть такі, що належать до структури ОЕСР: а) МАГАТЕ, ЦЕРН; б) МЕА, АЯЕ.- 3. Головним напрямом діяльності ЮНІДО е... [читать подробенее]


  • - Контрольні запитання і завдання до модуля II

    1. Визначте головну мету ЮНІДО. 2. Назвіть джерела фінансових витрат ЮНІДО на цілі розвитку. 3. Яким чином складається система гарантій МАГАТЕ? 4. Визначте сферу діяльності АЯЕ. 5. Співробітництво ФАО з Україною. Функції ФАО. 6. Головна мета Світової продовольчої... [читать подробенее]


  • - Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.)

    Император Диоклетиан (284-305 гг.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и поселился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завер­шилось... [читать подробенее]


  • - Часть II нашего издания полностью посвящена потреблению и потребительскому спросу. 14 страница

    Однако все эти характеристики по-прежнему не позволяют ответить на вопрос о том, во сколько раз доходы одних групп населения превышают доходы других. В этом отношении анализ доходов целесообразно дополнить характеристиками, измеряющими разрыв между высокодоходными и... [читать подробенее]