Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика III Контролирующий блок
просмотров - 88

Умения

I.Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента

Тема 9. Личность и межличностные отношения

IV Литература

III Контролирующий блок

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите основные признаки группы.

2. Чем лидер отличается от руководителя?

3. Как определить тип лидерства?

4. Назовите факторы, влияющие на социально-психологический климат группы.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1998.

2. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива, Минск, 1984

3. Немов Р.С. Психология: Учебник для высших пед. уч. Заведений. – М.: ГИЦ «Владос», 1998

4. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1.Концепции и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995.

результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:

Знания:

-понятие об общении и его функциях

- признаки вербальной и невербальной коммуникации;

- социальная перцепция;

- использовать в межличностном взаимодействии закономерности невербальной коммуникации;

- преодолевать коммуникативные барьеры в общении;

II Академический текст.

План

1. Общение и его функции. Коммуникативные барьеры

2. Средства общения. Невербальная коммуникация. Общее понятие об языке жестов.

3. Социальная перцепция: эффекты, механизмы, ошибки.

Коммуникативная сторона общения..

1.Общение и его функции.

Общение - установление и развитие контактов между людьми, порожденное крайне важностью в совместной деятельности. Характеристики общения определяют качество психологической жизни человека. Общение - это процесс взаимодействия людей, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса. Общение представляет собой сложный и многогранный процесс, оно есть образование, в котором можно выделить отдельные стороны, те описать его структуру. В структуре общения выделяют: коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается 'в организации взаимодействия между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальности каждая из этих сторон не существует изолированно от других.

Функции общения.

1.информационная (общение как средство обмена информацией);

2. регулятивная (воздействие на всœе составляющие поведения партнера по общению);

3. аффективная (общение как фактор формирования эмоционального состояния; происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация).

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Когда обмен информации вызывает непонимание и напряженность в ситуации общения, возникает коммуникативный барьер. Барьерами общения могут стать такие факторы, как: гендерные различия, принадлежность к разным статусным или возрастным группам, мотивация общения, профессия и др. социокультурные факторы

2. Средства общения. Невербальная коммуникация. Общее понятие об языке жестов

К средствам общения относятся:

А) вербальные

1.Язык - система слов, выражений и правил их соединœения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для говорящих на данном языке, это и делает общение возможным при помощи языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, субъективный смысл, в связи с этим не всœегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация- эмоциональная выразительность, передаваемая при помощи голоса. Интонации способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

Б) невербальные

Мимика, позы, дистанция, взаиморасположение тел общающихся, взгляды, контакт глаз, жесты.Исследования показывают, что «удельный вес» слов (их роль) в установлении взаимопонимания составляет 7%, интонаций - 38%. неречевого взаимодействия - 53%.

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом общении:

1. Интимная (15-45 см)

2. Личная, или персональная (45-120 см)

3.Социальная (120-400 см)

4. Публичная (свыше 400 см)

Виды жестов:

1) Жесты-иллюстраторы

2) Жесты-регуляторы Жесты-эмблемы

3) Жесты--адапторы

4) Жесты- аффекторы.

3.Социальная перцепция: эффекты, механизмы, ошибки

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью - свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.

Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения людей. С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния Человек воспринимает окружающий мир через призму своего образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта.

Восприятие человека человеком и установление понимания другого осуществляется с помощью следующих процессов идентификация и рефлексия.

Термин «идентификация» буквально означает уподобление 'другому. Это один из самых простых способов понимания другого Человека, заключающийся в попытке поставить себя на его место. Близким по значению к идентификации выступает другой механизм познания другого - эмпатия. В отличие от идентификации при эмпатии происходит не рациональное осмысление проблем другого человека, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия- эмоциональное понимание другого. При эмпатии ситуация другого не «продумывается», а «прочувствуется».

Рефлексия в межличностном познании - это осознание индивидом как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как он воспринимает тебя. В процессе восприятия и понимания человека человеком важную играют установки, приводящие к различным социально-психологическим эффектам.восприятия. Более всœего исследованы следующие: эффект ореола, эффект новизны, эффект первичности, эффект стереотипизации.

Эффект ореола состоит по сути в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на то представление о нем, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было создано заранее. Ранее выработанное представление выполняет ореола, мешающего видеть действительные черты объекта . Общее благоприятное впечатление о человеке приводит к позитивной оценке и его неизвестных качеств. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия.

С этим эффектом тесно связаны и эффекты первичности и эффект новизны. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который состоит по сути в том, что последняя , ᴛ.ᴇ. более новая информация оказывается более значимой.

Эффект стереотипизации- отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей. Стереотипизация « сокращает» и упрощает процесс узнавания, процесс познания, при этом существенно искажая реальность

Вопросы для самоконтроля.

1.Назовите основные функции общения.

2.Приведите примеры коммуникативных барьеров.

3.Какие эффекты межличностного восприятия Вы знаете?

4. Дайте определœение социальной перцепции.

IVЛитература

1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1998.

2.Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива, Минск, 1984

3.Немов Р.С. Психология: Учебник для высших пед. уч. Заведений. – М.: ГИЦ «Владос», 1998

4.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1.Концепции и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995.


Читайте также


  • - III) Жизнь и переводческая деятельность Кирилла и Мефодия

    Император Михаил, а затем и патриарх Фотий начинают непрерывно направлять Константина, как посланника Византии, к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства над всеми другими религиями. Константин отправляется в Болгарию, обращает в... [читать подробенее]


  • - Башня III Интернационала В.Е. Татлина

    Архитектура XX в. План 1. Башня III Интернационала В.Е. Татлина, 2. Музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта Памятник III Коммунистического Интернационала, или "Башня Татлина" - самый известный и грандиозный проект российского художника, архитектора и дизайнера В. Е. Татлина -... [читать подробенее]


  • - ЛЕКЦИЯ XIII

    Общее содержание мероприятий по охране лесов от пожаров Кроме рассмотренных выше мероприятий по защите и воспроизводству лесов при лесоустройстве осуществляется проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров. Оно выполняется по трем направлениям: -... [читать подробенее]


  • - III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.

    I. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 1. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. 2. Типологические классификации языков. 3. Проблема реконструкции индоевропейского... [читать подробенее]


  • - Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.)

    Император Диоклетиан (284-305 гг.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и поселился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завер­шилось... [читать подробенее]


  • - I II III

    В схеме О.Каде выделяются некоторые существенные стороны перевода как коммуникативного акта. Акт перевода распадается на два взаимосвязанных коммуникативных акта – коммуникацию между отправителем и переводчиком и коммуникацию между переводчиком и получателем. При... [читать подробенее]


  • - Часть III. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 2 страница

    Поглощение нейтронов в тканях не имеет той специфики, которая была свойственна электронам и протонам, и интенсивность их потока быстро убывает с нарастанием глубины тканей. Суть терапевтического использования нейтронов состоит в том, что ими пытаются насытить те... [читать подробенее]


  • - Часть III. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 1 страница

    Тесты Ситуационные задачи. Алгоритмы лучевого исследования при патологии ЗЧС. Лучевые методы исследования эндокринной системы. 2. Рентгеноанатомия эндокринных желёз. 3. Лучевая семиотика заболеваний эндокринных желёз.Глава 1. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ... [читать подробенее]


  • - Расознавчі студії XVIII— першої половини XIXст.

    На початок XVIII ст. мандрівники та вчені-натура-лісти накопичили великий фактичний матеріал про фізичні риси населення найвіддаленіших куточків земної кулі. Цей доробок вимагав осмислення та систематизації. Одним із перших свою класифікацію запропонував К. Лінней,... [читать подробенее]


  • - III Універсал УЦР

    Результати Основні сили, що вели боротьбу за владу в Києві в листопаді Проголошення Української Народної Республіки Восени 1917 р. ще більше зросла напруга в політика житті України. Тимчасовий уряд усіма силами перешкоджав Центральній Раді організувати владу в... [читать подробенее]