Категории
Педагогика
III Контролирующий блок просмотров - 508
Умения
I.Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента
Тема 4. Введение в психологию личности.
III Контролирующий блок
Вопросы для самоконтроля.
1.Какие эмоциональные состояния Вам известны?
2.Приведите примеры астенических и стенических состояний.
3. Как психологически грамотно вести себя с человеком, находящимся в возбужденном состоянии?
4. Какие волевые качества формируются у человека в первую очередь?
5. В каких условиях формируются волевые качества человека?
IVЛитература
1.Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования. Сост. Е.И.рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
2.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.Введение в практическую социальную психологию. М.: 1996.
3.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд. перераб.и дополн. 2001. - 672
результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:
Знания:
- владеть категориями индивид, личность, индивидуальность;
- иметь представление о структуре личности;
-соотносить биологическое и социальное в развитии личности.
II Академический текст.
План
1.Понятие о личности. Человек как индивид, индивидуальность, личность.
2.Проблема соотношения биологического и социального в личности.
3.Структура личности.
1.Понятие о личности. Человек как индивид, индивидуальность, личность.
Понятие личности многозначно и многопланово. Им широко пользуются не только в психологии, но и в социологии и теологии, в политологии и праве. Понятие личности часто употребляется в повседневном общении. Здесь нередко в качестве его синонима используется – "лицо". Применительно к человеку "лицо" указывает на его социальный статус ("значительное лицо", "важная персона") и на его своеобразие ("он потерял/сохранил свое лицо"). В более широком смысле, и не только в отношении человека, лицо, лицевая часть - ϶ᴛᴏ то, что открыто для восприятия Другими людьми ("подать товар лицом"), лучшая, передняя часть предмета в противоположность оборотной стороне. Лицо - ϶ᴛᴏ также лик, облик, обличье, физиономия. Лицо, его выражение раскрывает сущность человека ("лица не общим выраженьем") и в то же время требует особых условий для своего восприятия ("лицом к лицу лица не увидать"). Лицо, личность - ϶ᴛᴏ одновременно и маска, личина, которые можно надеть, чтобы скрыть свои подлинные намерения, или снять, чтобы их обнаружить. Отсюда – лицедействовать, или действовать под личиною. принимать на себя чужой вид. Лицедей - ϶ᴛᴏ человек, чье поведение рассчитано не на то, чтобы выразить себя, а на то, чтобы произвести определенный эффект, приспособится под чужое восприятие. Лицемерить – обманывать, принимать такой облик, который позволяет ввести в заблуждение, скрыть свои подлинные намерения. В этом смысле нелицеприятный - ϶ᴛᴏ открытый, честный, не рассчитанный на то, чтобы доставить удовольствие, ублажить. Личные проблемы, личные интересы, личное мнение - ϶ᴛᴏ то, что противопоставлено общим проблемам, интересам, мнениям, то, что как бы изолирует человека от общества, противопоставляет его ему. Личное имущество находится в распоряжении данного конкретного человека. Вторгаться в личную жизнь предосудительно (человек вправе на личную жизнь). Оскорбить, унизить личное достоинство человека – значит поступить с ним, не считаясь с его мнением о себе.
Индивид - ϶ᴛᴏ человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных свойств.
Человек как индивид - ϶ᴛᴏ человек, раскрывающийся в обусловленности его поведения генетическими, метаболическими, нейродинамическими, конституциональными факторами. В совокупности они обусловливают возникновение интегративного психического механизма темперамента. Темперамент в свою очередь реализуется (проявляется) в поведении
Личность - ϶ᴛᴏ человек как типичный представитель сформировавшего его общества, социума. Человек как личность - ϶ᴛᴏ человек, раскрывающийся в обусловлености его общения с другими людьми и природой, структурой его ценностных ориентации, спектром исполняемых им ролей, соотношением его прав и обязанностей, интернализованными им этническими и культурными стереотипами
Личность - ϶ᴛᴏ человек как представитель общества и социальных групп, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему, активно взаимодействующий с внешней средой, наделенный индивидуально-психологическими особенностями и развитым самосознанием. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания обучения, общения. Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности является не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.
Индивидуальность - ϶ᴛᴏ особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Индивидуальность содержит в себе лишь те свойства человека, которые отличают его от других людей. Индивидуальность заключается в продуктах творческой деятельности, изменяющей окружающую действительность. Индивидуальность - это определение собственной позиции в жизни.
Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. В случае если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условий для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. По этой причине, по мнению представителей московской психологи, ческой школы, индивидуальность – лишь одна из сторон личности человека.
2.Проблема соотношения биологического и социального в личности человека — одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.
В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности. Чаще всего мы сталкиваемся с данной позицией у авторов, которые доказывают божественное происхождение психических явлений.
В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция; развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций 'все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон — закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому данный индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все: психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов. К примеру, такой точки зрения придерживался И. П. Павлов.
3.Структура личности.
Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации в структуру личности входят лишь некоторые психофизиологические функции, психические процессы и состояния. Вместе с тем в эту структуру могут войти и некоторые свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к характеристикам организма человека (к примеру, подвижность или инертность нервной системы). Следовательно, структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизни и поведения комплексов органических свойств. Известный отечественный психолог Платонов К.К.предложил следующую структуру личности:
биологически обусловленные особенности личности;
особенности ее отдельных психических процессов;
уровень ее подготовленности (опыта личности);
социально обусловленные качества личности.
Известно, что личность изменяется как в процессе истории человека, так и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе, онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Все четыре основные стороны личности тесно связаны друг с другом. При этом доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной; личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.
Вопросы для самоконтроля.
1.Раскройте соотношение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность».
2. Что входит в структуру личности?
3. Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности.
IVЛитература
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968.
2.Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 2002
3 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер-Ком, 2004
4.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.Введение в практическую социальную психологию. М.: 1996.
5.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997
Тема5. Психологическая структура личности.
Читайте также
Император Михаил, а затем и патриарх Фотий начинают непрерывно направлять Константина, как посланника Византии, к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства над всеми другими религиями. Константин отправляется в Болгарию, обращает в... [читать подробенее]
Архитектура XX в. План 1. Башня III Интернационала В.Е. Татлина, 2. Музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта Памятник III Коммунистического Интернационала, или "Башня Татлина" - самый известный и грандиозный проект российского художника, архитектора и дизайнера В. Е. Татлина -... [читать подробенее]
Общее содержание мероприятий по охране лесов от пожаров Кроме рассмотренных выше мероприятий по защите и воспроизводству лесов при лесоустройстве осуществляется проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров. Оно выполняется по трем направлениям: -... [читать подробенее]
I. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 1. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. 2. Типологические классификации языков. 3. Проблема реконструкции индоевропейского... [читать подробенее]
Император Диоклетиан (284-305 гг.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и поселился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завершилось... [читать подробенее]
В схеме О.Каде выделяются некоторые существенные стороны перевода как коммуникативного акта. Акт перевода распадается на два взаимосвязанных коммуникативных акта – коммуникацию между отправителем и переводчиком и коммуникацию между переводчиком и получателем. При... [читать подробенее]
Поглощение нейтронов в тканях не имеет той специфики, которая была свойственна электронам и протонам, и интенсивность их потока быстро убывает с нарастанием глубины тканей. Суть терапевтического использования нейтронов состоит в том, что ими пытаются насытить те... [читать подробенее]
Тесты Ситуационные задачи. Алгоритмы лучевого исследования при патологии ЗЧС. Лучевые методы исследования эндокринной системы. 2. Рентгеноанатомия эндокринных желёз. 3. Лучевая семиотика заболеваний эндокринных желёз.Глава 1. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ... [читать подробенее]
На початок XVIII ст. мандрівники та вчені-натура-лісти накопичили великий фактичний матеріал про фізичні риси населення найвіддаленіших куточків земної кулі. Цей доробок вимагав осмислення та систематизації. Одним із перших свою класифікацію запропонував К. Лінней,... [читать подробенее]
Результати Основні сили, що вели боротьбу за владу в Києві в листопаді Проголошення Української Народної Республіки Восени 1917 р. ще більше зросла напруга в політика житті України. Тимчасовий уряд усіма силами перешкоджав Центральній Раді організувати владу в... [читать подробенее]