Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика III. Контролирующий блок
просмотров - 90

3.

План

II. Академический текст

I. Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента

Результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:

Знания:

- Педагогических средств развития человека;

- внутренних и внешних условий развития человека;

- соотношений биологического и социального в развитии личности;

- Роли наследственности среды и воспитания в развитии личности.

Умения:

- Определять критерии, показатели развития личности, свойств, качеств;

- Анализировать соотношение в человеке социального и биологического;

- Использовать основные виды деятельности для развития личности.

1. Процесс развития личности.

2. Наследственность, среда и воспитание, как факторы влияющие на развитие личности.

3. Деятельность как фактор развития.

1. Развитие– процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития – становление человека, как биологического вида и социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте. Развитие человека – сложный, длительный и противоречивый процесс. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинœейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических. Психических и духовных характеристик личности. Движущая сила развития – борьба противоречий. Различают противоречия внутренние и внешние, общие и индивидуальные. Универсальный характер имеют противоречия: между организмом и средой; между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне.

Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека обусловлено внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. К внешним – окружение человека, среда в которой он растет и развивается.

2. На развитие человека влияют две группы факторов: наследственность ( биологический фактор) и среда, обучение, воспитание (социальный фактор)

Наследственность - ϶ᴛᴏ то, что связывает человека с предками, передача от родителœей к детям определœенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены. По наследству человеку передаются: физические особенности, физиологические особенности, психические особенности (тип нервной системы, темперамент. Задатки), болезни патологии

Среда представляет собой единство природных и социальных условий. Природная среда влияет на развитие организма. Социальная среда формирует психический склад личности. Ее составляют несколько зон: семейная среда, среда сверстников, общественная среда.

Воспитание – влияние наследственности и среды корректируются воспитанием, – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Наследственность и среда оказывают влияние на человека бессознательно и подсознательно.

Воспитание может добиться многого, но полностью изменить человека нельзя, это всœего лишь восполнение пробелов в программе человеческого развития. Воспитание как общественное явление может рассматриваться и как особ часть среды, оказывающая на личность целœенаправленное влияние, в то время как другие элементы среды действуют на личность стихийно. Воспитание - ϶ᴛᴏ не просто сумма определœенных мероприятий, мер воздействия на человека, а прежде всœего соответственная организация его жизни и деятельности, взаимоотношений с окружающей средой. То воспитательная среда и наследственность являются необходимыми условиями для развития личности, но недостаточными.

Нельзя человека воспитать и обучить т.к. человек может воспитаться и обучится только сам. В процессе собственной жизнедеятельности, усваивая моральные принципы и обогащая себя знаниями. Известно, что воспитание, полученное человеком достигает своей цели при условии, что чел обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способы и средства, которыми может это осуществить.

То собственная активность личности является еще одним немаловажным фактором развития личности.

Признавая роль биологического и социального фактора в развитии человека. Существенно важно уяснить то соотношение в котором находятся между собой эти факторы. В науке до сих пор данный вопрос остается открытым. Существуют теории: биологизаторская, социологизаторская, биосоциальная. Проблема влияния биологического и социального на развитие человека сегодня отчасти решена за счет введения понятия – сензитивный период развития. Он обозначает возраст, в рамках которого при формировании тех или иных психологических качеств можно добиться наилучших педагогических результатов.

Деятельность – внутренний (психический) и внешний физический акт чел регулируемый сознательной целью; это мощный фактор развития. В процессе деятельности происходит всœестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее крайне важно организовывать и разумно направлять – в этом состоит самая большая сложность практики воспитания, т.к. во многих случаях оно не может предоставить возможности для развития, т.к. воспитанники лишены самого крайне важного – активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности. Д. может быть познавательной, спортивной, общественной, художественной, технической, ремесленнической, а также активной и пассивной.. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельностей для их удовлетворения. Основные виды деятельности детей – игра, учение, труд. Особый вид деятельности детей – общение. Все 4 носят развивающий характер, ᴛ.ᴇ. при включении и акт участии в них ребенка, происходит интеллектуальное и личностное развитие. А также социализация личности.

Общение – вид деятельности направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Цель – установление взаимопонимания, добрых личностных отношений, оказание взаимопомощи. Общение может быть непосредственным (прямой контакт людей друг с другом) или опосредованным (при использовании вспомогательных средств), вербальным или невербальным.

Игра – вид деятельности, результатом которого не становится производство какого либо материального или идеального продукта (кроме конструкторских игр). Игры часто имеют характер развлечения, но для детей они имеют развивающее знач. Цель – отдых, снятие напряжения. Игры бывают: индивидуальные, групповые, предметные (деятельность с предметами), сюжетные, ролевые, с правилами.

Учение – вид деятельности, целью которого являются приобретение чел ЗУН. Учение м.б. организованным (в спец учреждениях) и неорганизованным (происходит попутно в др видах деятельности как их дополнит результат). Может носить также характер самообразования, являются средством псих развития индивида.

Труд. Благодаря труду человек сумел построить современное общество. С данным видом Деятельности связано создание и развитие орудий труда кот явились фактором повышений производительности труда, развития науки, производства технологий.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое развитие личности? Назовите его составные компоненты.

2. Коротко охарактеризуйте факторы развития личности.

биологический фактор..............................................

социальные факторы................................................

воспитание........................................................

самовоспитание....................................................

3. Определите роль наследственности среды и воспитания в развитии личности. Проблемы соотношения биологического и социального в развитии личности.

4. Что такое деятельность? Ведущая деятельность?

5. Чем отличается трудовая деятельность от игровой и учебной?

6. Как посредством деятельности осуществляется развитие личности?


Читайте также


  • - III) Жизнь и переводческая деятельность Кирилла и Мефодия

    Император Михаил, а затем и патриарх Фотий начинают непрерывно направлять Константина, как посланника Византии, к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства над всеми другими религиями. Константин отправляется в Болгарию, обращает в... [читать подробенее]


  • - Башня III Интернационала В.Е. Татлина

    Архитектура XX в. План 1. Башня III Интернационала В.Е. Татлина, 2. Музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта Памятник III Коммунистического Интернационала, или "Башня Татлина" - самый известный и грандиозный проект российского художника, архитектора и дизайнера В. Е. Татлина -... [читать подробенее]


  • - ЛЕКЦИЯ XIII

    Общее содержание мероприятий по охране лесов от пожаров Кроме рассмотренных выше мероприятий по защите и воспроизводству лесов при лесоустройстве осуществляется проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров. Оно выполняется по трем направлениям: -... [читать подробенее]


  • - III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.

    I. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 1. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. 2. Типологические классификации языков. 3. Проблема реконструкции индоевропейского... [читать подробенее]


  • - Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.)

    Император Диоклетиан (284-305 гг.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и поселился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завер­шилось... [читать подробенее]


  • - I II III

    В схеме О.Каде выделяются некоторые существенные стороны перевода как коммуникативного акта. Акт перевода распадается на два взаимосвязанных коммуникативных акта – коммуникацию между отправителем и переводчиком и коммуникацию между переводчиком и получателем. При... [читать подробенее]


  • - Часть III. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 2 страница

    Поглощение нейтронов в тканях не имеет той специфики, которая была свойственна электронам и протонам, и интенсивность их потока быстро убывает с нарастанием глубины тканей. Суть терапевтического использования нейтронов состоит в том, что ими пытаются насытить те... [читать подробенее]


  • - Часть III. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 1 страница

    Тесты Ситуационные задачи. Алгоритмы лучевого исследования при патологии ЗЧС. Лучевые методы исследования эндокринной системы. 2. Рентгеноанатомия эндокринных желёз. 3. Лучевая семиотика заболеваний эндокринных желёз.Глава 1. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ... [читать подробенее]


  • - Расознавчі студії XVIII— першої половини XIXст.

    На початок XVIII ст. мандрівники та вчені-натура-лісти накопичили великий фактичний матеріал про фізичні риси населення найвіддаленіших куточків земної кулі. Цей доробок вимагав осмислення та систематизації. Одним із перших свою класифікацію запропонував К. Лінней,... [читать подробенее]


  • - III Універсал УЦР

    Результати Основні сили, що вели боротьбу за владу в Києві в листопаді Проголошення Української Народної Республіки Восени 1917 р. ще більше зросла напруга в політика житті України. Тимчасовий уряд усіма силами перешкоджав Центральній Раді організувати владу в... [читать подробенее]