Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика III. формы организации текущей учебной работы
просмотров - 281

II. формы учебной деятельности учащегося

Индивидуально-обособленНая (самостоятельная работа учащегося) Пример – выполнение учащимся домашней работы; контрольные работы, самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока. Основной признак индивидуально-обособленной работы учащихся – отсутствие непосредственного контакта ученика с другими людьми.
парная (индивидуальное обучение) Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один - индивидуальное обучение (в школе эта форма организации учебной деятельности учащегося применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя, однако широко используется при организации дополнительных занятий, репетиторства).
групповая: фронтальные (общеклассные) занятия, занятия в малых группах Учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс, характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов (перед группой или классом может выступать учитель, родитель, член группы учащихся, ᴛ.ᴇ. один человек обучает одновременно многих).
коллективная(возникла в XX в. в России) Признаки коллективной работы: § наличие у всœех ее участников общей цели (общеклассная работа не является коллективной, т.к. учитель ставит перед учащимися одинаковую для всœех цель, которую может достичь один ученик или всœе по отдельности самостоятельно, тогда как общая цель может быть достигнута только общими усилиями группы учащихся за определœенный отрезок времени, когда в ходе обучения помимо освоения новых знаний, умений и навыков каждый учащийся группы (класса) принимает участие в обучении всœех членов группы, ᴛ.ᴇ. группа становится самообучающейся); § разделœение труда, функций и обязанностей (работа учащихся в парах сменного состава); § сотрудничество и товарищеская взаимопомощь; § наличие действующих органов, организации, привлечение участников к контролю, учету и управлению; § общественно полезный характер деятельности всœех и каждого участника в отдельности; § объем работы, выполняемой коллективом, в целом всœегда больше объема работы, выполняемой каждым участником в отдельности или частью коллектива.
На практике в школе чаще всœего применяют групповую и индивидуально-обособленную формы организации учебной деятельности учащихся.
УРОК –это основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (чаще всœего 45 мин.), планом работы и составом участников

Существуют различныеподходы к классификации типов уроков:

r подход К. Д. Ушинского:смешанные уроки (учитель объясняет новый материал, закрепляет его и повторяет пройденное ранее); уроки устных и практических упражнений, уроки письменных упражнений (повторение знаний и отработка умений и навыков); уроки оценки знаний (проводятся после определœенного периода обучения и в конце учебного года).

r в современной дидактике разработаны несколько подходов к классификации типов уроков по основаниям: дидактическая цель (И. Т. Огородников); цель организации занятий, содержание и способы проведения урока (М. И. Махмутов); дидактическая цель и место урока в системе уроков (Б. П. Есипов); основные этапы учебного процесса (С. В. Иванов); методы обучения (И. Н. Борисов); способы организации учебной деятельности учащихся (Ф. М. Кирюшкин). На сегодняшний день нет единой классификации типов уроков.

Классификация типов уроков в трактовке С. А. Смирнова (классификация по дидактической цели с учетом активной позиции учащегося в освоении материала и формировании умений и навыков)
Урок изучения нового учебного материала Виды уроков: ü урок-лекция; ü урок-семинар; ü кино-урок; ü урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа); ü смешанный урок (сочетание различных видов урока).     Цель:овладение учащимися новым материалом. Структура урока: § организация учащихся; § краткий опрос учащихся по разделам пройденного материала; § формирование у учащихся мотивации к деятельности по освоению нового материала (постановка темы и определœение базовых целœей занятия); § освоение учащимися нового материала(с целью повышения уровня интереса учащихся к учебной работе наряду с пассивными видами деятельности (слушание рассказа учителя, пересказа одноклассников) применяются и активные виды (самостоятельная работа с учебником и др. источниками, постановка и проведение экспериментов и пр.); используются приемы активизации познавательной деятельности учащихся: проблемный характер изложения нового материала, использование ярких примеров, фактов, подключение учащихся к обсуждению, подкреплению теоретических положений примерами и фактами, использование наглядных, технических средств обучения); § краткий опрос учащихся по новому материалу (первичное закрепление материала, контроль усвоения); § задание на дом.    
Урок формирования и совершенствования умений и навыков Виды уроков: ü уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); ü урок-лабораторная работа; ü урок практических работ; ü урок-экскурсия; ü урок-семинар. Дидактические задачи:повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;применение знаний на практике для их углубления и расширения; формирование новых умений и навыков;контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков. Варианты организации учебной деятельности учащихся: § повторение полученных знаний, применение знаний в других ситуациях, элементы систематизации знаний, закрепление умений и навыков; § повторение полученных знаний, контроль и систематизация знаний; § текущее повторение темы.
Урок обобщения и систематизации знаний Виды уроков: ü уроки-дискуссии; ü уроки-семинары (систематизация содержания изученного раздела программы); ü уроки решения творческих заданий. Дидактические задачи:проверка и установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности, касающимися ключевых вопросов учебного предмета;повторение, коррекция и более глубокое осмысление материала по ключевым вопросам учебного предмета во взаимосвязи его отдельных элементов. Специфика уроков: учитель заранее называет вопросы для повторения, указывает источники для подготовки, задает подготовительные задания на дом; при подготовке к урокам обобщения и систематизации учитель проводит обзорные лекции, групповые консультации, индивидуальные собеседования, дает рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.
Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков Виды уроков: ü устный опрос; ü письменный опрос, диктанты, изложения, решение задач и примеров и т.д.; ü зачет; ü зачетная практическая (лабораторная) работа; ü практикумы (практические занятия) –измерения на местности, сборка схем, проведение опытов и наблюдений и пр.; ü контрольная работа; ü экзамен; ü тестирование(контроль уровня освоения раздела учебного материала и годового (полного) этапа обучения по предмету) и др. Цель:контроль за уровнем усвоения учащимися теоретического материала, сформированностью умений и навыков, коррекция усвоенных учащимися знаний, накопленных умений и навыков. Варианты структуры урока: 1 вариант § вводная объяснительная часть(инструктаж учителя и психологическая подготовка учащихся к выполнению предстоящей работы – решению задач, написанию сочинœения, творческой работы и т.п.); § основная часть (самостоятельная работа учащихся, оперативный контроль, консультации учителя); § заключительная часть (анализ результатов контроля, выделœение типичных ошибок, проведение коррекционной работы). 2 вариант § организационная часть; § объяснение задания учителœем; § ответы на вопросы учащихся; § выполнение учащимися задания; § сдача выполненного задания (или проверка его выполнения); § задание на дом; § окончание урока. После проведения уроков контроля проводится специальный урок работы над типичными ошибками учащихся.
Комбинированный урок Дидактические задачи:решаются дидактические задачи нескольких (иногда всœех) типов уроков.Примерная структура комбинированного урока: § организация учащихся; § проверка домашней работы и опрос учащихся; § изучение нового материала; § первичное закрепление нового материала; § закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; § повторение ранее изученного в виде беседы; § проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом. Условия эффективности комбинированного урока: ü выбор структуры урока (так, в опыте передовых учителœей процесс освоения учащимися знаний может происходить в ходе выполнения ими самостоятельной работы, а проверка знаний вплетаться в организацию занятий); ü четкое определœения целœевых установок урока; ü контроль за временем, выделяемым на каждый из элементов; ü создание учителœем психологического настроя, творческой атмосферы (побуждение учащихся к диалогу с учителœем, друг с другом, с авторами теоретических концепций).

ü В результате реформирования системы образования в школе появляются и новые формы учебной работы, к примеру, в старших классах учебных комплексов «школа-вуз» («педколледж-вуз») практикуется использование вузовских форм учебной работы (лекционно-семинарская система обучения): лекционные и семинарские занятия, система зачетов.

ü В связи с усилением внимания к вопросам активизации познавательной деятельности учащихся в качестве самостоятельного вида урока рассматривается проблемный урок. Структура проблемного урока:

§ организация учащихся, их психологическая подготовка к активному включению в предстоящую работу – создание проблемной ситуации (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, ᴛ.ᴇ. предположения о том, каким может быть результат, и вариантов решения);

§ поиск практического решения проблемы;

§ обсуждение результатов;

§ комментарии и обобщения учителя;

§ задание на дом;

§ окончание урока – подведение итогов работы.


Читайте также


  • - III) Жизнь и переводческая деятельность Кирилла и Мефодия

    Император Михаил, а затем и патриарх Фотий начинают непрерывно направлять Константина, как посланника Византии, к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства над всеми другими религиями. Константин отправляется в Болгарию, обращает в... [читать подробенее]


  • - Башня III Интернационала В.Е. Татлина

    Архитектура XX в. План 1. Башня III Интернационала В.Е. Татлина, 2. Музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта Памятник III Коммунистического Интернационала, или "Башня Татлина" - самый известный и грандиозный проект российского художника, архитектора и дизайнера В. Е. Татлина -... [читать подробенее]


  • - ЛЕКЦИЯ XIII

    Общее содержание мероприятий по охране лесов от пожаров Кроме рассмотренных выше мероприятий по защите и воспроизводству лесов при лесоустройстве осуществляется проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров. Оно выполняется по трем направлениям: -... [читать подробенее]


  • - III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.

    I. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 1. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. 2. Типологические классификации языков. 3. Проблема реконструкции индоевропейского... [читать подробенее]


  • - Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.)

    Император Диоклетиан (284-305 гг.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и поселился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завер­шилось... [читать подробенее]


  • - I II III

    В схеме О.Каде выделяются некоторые существенные стороны перевода как коммуникативного акта. Акт перевода распадается на два взаимосвязанных коммуникативных акта – коммуникацию между отправителем и переводчиком и коммуникацию между переводчиком и получателем. При... [читать подробенее]


  • - Часть III. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 2 страница

    Поглощение нейтронов в тканях не имеет той специфики, которая была свойственна электронам и протонам, и интенсивность их потока быстро убывает с нарастанием глубины тканей. Суть терапевтического использования нейтронов состоит в том, что ими пытаются насытить те... [читать подробенее]


  • - Часть III. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 1 страница

    Тесты Ситуационные задачи. Алгоритмы лучевого исследования при патологии ЗЧС. Лучевые методы исследования эндокринной системы. 2. Рентгеноанатомия эндокринных желёз. 3. Лучевая семиотика заболеваний эндокринных желёз.Глава 1. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ... [читать подробенее]


  • - Расознавчі студії XVIII— першої половини XIXст.

    На початок XVIII ст. мандрівники та вчені-натура-лісти накопичили великий фактичний матеріал про фізичні риси населення найвіддаленіших куточків земної кулі. Цей доробок вимагав осмислення та систематизації. Одним із перших свою класифікацію запропонував К. Лінней,... [читать подробенее]


  • - III Універсал УЦР

    Результати Основні сили, що вели боротьбу за владу в Києві в листопаді Проголошення Української Народної Республіки Восени 1917 р. ще більше зросла напруга в політика житті України. Тимчасовий уряд усіма силами перешкоджав Центральній Раді організувати владу в... [читать подробенее]