Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика III.2. Основные методы и критерии разрешения педагогических конфликтов
просмотров - 113

Эффективность реализации учителœем определœенной стратегии и тактики поведения в процессе разрешения педагогического конфликта во многом зависит от адекватного выбора соответствующих методов.

По этой причине учителя должны получить необходимые знания и умения о возможности применения различных методов разрешения педагогического конфликта.

Под методом разрешения педагогического конфликта следует понимать способ педагогического взаимодействия субъектов в педагогическом конфликте, либо способ педагогического воздействия на конфликтующего субъекта с целью разрешения педагогического конфликта.

Следовательно, метод является для учителя руководством к действию при разрешении педагогических конфликтов.

Прием, являясь составной частью метода, конкретизирует способ педагогического взаимодействия субъектов в педагогическом конфликте, либо способ педагогического воздействия на конфликтующего субъекта с целью разрешения педагогического конфликта.

Многообразие педагогических конфликтов обусловливает многообразие методов их разрешения. Конкретные обстоятельства требуют применять каждый метод с учетом особенностей конфликтной ситуации.

По этой причине целœесообразно говорить лишь о наиболее общих характеристиках методов, поскольку их конкретный выбор можно осуществить лишь на основе анализа результатов конкретных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе.

Овладение учителями конфликтологическими знаниями и умениями по применению описанных методов является необходимым условием формирования грамотной индивидуальной тактики разрешения педагогических конфликтов.

Таблица 2

Классификация методов разрешения педагогических конфликтов

№ п/п Наимено­вание группы методов Наименование метода (приема) Направленность метода (приема)
Общие методы
внутриличностные метод прием «Я-высказы­вание»: событие, реакция, предпочитаемый исход для личности Метод педагогического воздействия на свою личность в педагогическом конфликте. Направлен на адекватную ор
Таблица 6 (продолжение)
ганизацию собственного поведения, высказывание своей точки зрения, не вызывающей психологической защитной реакции со стороны другого субъекта педагогического конфликта.

структурный метод приемы: «разъяснение требований»; формирование координационных и интеграционных механизмов взаимодействия, постановка и уточнение общеорганизационных целœей; использование системы вознаграждения (поощрения) Метод педагогического воздействия по профилактике и устранению организационно-деятельност­ных педагогических конфликтов. Направлен на правильное распределœение полномочий, обязанностей и их выполнения ведущими субъектами педагогического конфликта.
метод переговоров тактические приемы ведения переговоров на каждом из его этапов: первоначальный выбор позиций, поиск взаимоприемлемого решения, завершение переговоров Универсальный метод разрешения педагогических конфликтов посредством переговоров. Направлен на поиск и реализацию взаимоприемлемых решений конфликтующих субъектов педагогического взаимодействия.
метод посредничества тактические приемы действия посредников Метод привлечения авторитетного субъекта педагогического процесса к разрешению педагогического конфликта. Направлен на использование авторитета͵ статуса, рекомендаций, указаний привлекаемого субъекта к разрешению педагогического конфликта.
метод трансактного анализа приемы построения трансактных матриц Метод разрешения педагогического конфликта посредством трансактного анализа. Направлен на разработку трансактных матриц и их реализацию в процессе разрешения педагогического конфликта.
рационально-инту-итивный метод приемы: визуализации,
Таблица 6 (продолжение)
заземления, метод очищения энергетического поля, прием самоконтроля

Метод разрешения педагогического конфликта на основе подавления негативных эмоций конфликтующих субъектов. Направлен на поиск возможных решений педагогического конфликта посредством перевода негативных эмоций в позитивное русло с помощью интуиции.
теоретико-игровой метод приемы построения игровых моделœей и их решения Метод разрешения педагогического конфликта на основе концепции теории игр и решений. Направлен на построение и реализацию формальных игровых моделœей, в которых конфликтующим субъектам крайне важно принять оптимальное решение.
эвристические методы приемы: мозговой штурм, эвристические вопросы, инверсии, многомерные матрицы Методы нестандартного решения педагогических конфликтов. Направлены на организацию продуктивного педагогического взаимодействия конфликтующих субъектов по поиску эффективных путей разрешения педагогического конфликта.
психотерапевтические методы приемы: социально-психологический тренинг, индивидуальное и групповое психологическое консультирование, аутогенная тренировка, посредническая деятельность психолога, самоанализ конфликтного поведения, интеллектуализированная интерпретация, организация плодотворных отношений, организация благоприятной психосоциальной среды Методы разрешения педагогического конфликта на основе применения психотерапевтических техник. Направлены на разрешение педагогического конфликта посредством целœенаправленного психотерапевтического влияния на конфликтующих субъектов с целью оказания им помощи, в лучшем, более точном понимании себя, в обретении личностной целостности и самореализации.
прямые методы
Таблица 6 (продолжение)
приемы: разъяснительная беседа, экспертиза, арбитраж

Методы активного целœесообразного педагогического воздействия руководителя и его заместителœей на субъектов в педагогическом конфликте направлены на применение административных санкций по отношению к конфликтующим субъектам, предоставление им возможности поочередного изложения сути и причин конфликтного столкновения, изменение их конфликтной мотивации, разведение конфликтующих.
косвенные методы приемы: «выход чувств», «эмоционального возмещения», обмена позициями, рассмотрение духовного горизонта спорящих Методы продуктивного взаимодействия субъектов педагогического конфликта. Направлены на регуляцию и снижение общего конфликтного фона между субъектами педагогического конфликта.
метод картографии приемы построения картографических моделœей и схем педагогического конфликта Метод разрешения педагогического конфликта посредством его картографии. Направлен на описание логики анализа и на этой основе проектирование возможных вариантов разрешения педагогического конфликта.
рефлексивный метод приемы рефлексивного мышления Метод разрешения педагогического конфликта посредством рефлексии. Направлен на анализ собственных действий и состояния, понимание состояния и действий другого, постижение того, как каждый из них понимает друг друга в педагогическом конфликте.
Специфические (педагогические) методы
методы педагогического воздействия Созидающие приемы: убеждение, обходное движение, просьба, активизация сокровенных чувств ребенка, опосредование, флан­говый подход, проявление огорчения, доверие, нравственное упражнение. Тормозящие приемы: параллельное педагогическое действие, ласковый упрек, намек, мнимое безразличие, ирония, развенчание, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, наказание, предупреждение, возбуждение тревоги о предстоящем наказании, взрыв. Методы педагогического воздействия на субъектов педагогического конфликта. Созидающие приемы направлены на развитие положительных качеств личности и подавление отрицательных качеств конфликтующих субъектов в процессе разрешения педагогического конфликта. Тормозящие приемы способствуют преодолению отрицательных качеств личности и формируют основание для развития положительных качеств конфликтующих субъектов в процессе разрешения педагогического конфликта.

Для того, чтобы учитель в реальной педагогической деятельности мог грамотно оценить эффективность разрешенного педагогического конфликта͵ ему крайне важно иметь представление о критериях разрешения педагогических конфликтов.

Н.И. Леонов, исследуя проблему критериев разрешения конфликтов, считает, «что в настоящий момент трудно говорить о наличии какого-то универсального критерия, способного сразу установить, успешно или нет разрешен конфликт, так как характер и содержание критериев, на наш взгляд, зависят от типа самого конфликта͵ специального объединœения, в котором он возник, состав участников и ряда других параметров, оказывающих существенное влияние на процесс развития конфликтов [167. С. 65-66].

А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов считают основным критерием конструктивного разрешения конфликта «степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта͵ и победа в нем правого оппонента» [17. С. 471].

Успешность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на данный процесс, а именно: время, участие третьей стороны, своевременность, равновесие сил, уровень общей культуры, единство ценностей, наличие опыта решения подобных проблем, характер сложившихся отношений [17].

Н.В. Гришина считает «рабочим» критерием разрешенности конфликта «удовлетворенность участников его исходом» [78. С.296] через «во-первых, устранение или минимизацию проблем, разделяющих стороны; во-вторых, достижения согласия между участниками» [78. С.296].

Систематизация критериев конструктивного разрешения конфликтов наиболее полно представлена в работе В.М. Афоньковой [19], которая выделяет следующие критерии: «прекращение реального противоборства (противодействия); устранение травмирующих факторов; достижение цели одной из конфликтующих сторон, в результате ее успешной стратегии и тактики поведения; изменение позиции индивида (имеется в виду снятие или ослабление эмоциональной напряженности); наличие навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем [167. С. 65].

К основным критериям конструктивного разрешения педагогических конфликтов следует отнести:

– снятие педагогической напряженности, прекращение конфликтного взаимодействия между субъектами педагогического конфликта͵ совместное достижение ими цели разрешения педагогического конфликта;

– преодоление педагогического противоречия между субъектами педагогического конфликта на основе взаимного учета образовательных целœей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них;

– восстановление взаимосвязей организационно-деятельностного, нормативно-поведенческого характера, а также в сфере педагогических отношений между субъектами педагогического конфликта после его завершения;

– согласованность позиции и демонстрация адекватных стилей поведения субъектами педагогического конфликта в процессе их педагогического взаимодействия после его завершения;

– нормализация психофизиологического состояния субъектов педагогического конфликта и установление положительного социально-психологического микроклимата между ними после его завершения;

– возобновление и дальнейшее развитие педагогически целœесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического конфликта после его завершения;

– удовлетворенность конфликтующих сторон итоговым результатом разрешения педагогического конфликта.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определœение понятию «метод разрешения педагогического конфликта».

2. Перечислите и проанализируйте общие и специфические методы разрешения педагогических конфликтов.

3. Перечислите основные критерии разрешения педагогических конфликтов.

Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.

2. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с.

3. Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса: учебное пособие / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002. – 126 с.

4. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 1995. – 171 с.

5. Леонов Н.И. Конфликтология / Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 192 с.

6. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования) / С.Ю. Темина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 144 с.


Читайте также


  • - III) Жизнь и переводческая деятельность Кирилла и Мефодия

    Император Михаил, а затем и патриарх Фотий начинают непрерывно направлять Константина, как посланника Византии, к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства над всеми другими религиями. Константин отправляется в Болгарию, обращает в... [читать подробенее]


  • - Башня III Интернационала В.Е. Татлина

    Архитектура XX в. План 1. Башня III Интернационала В.Е. Татлина, 2. Музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта Памятник III Коммунистического Интернационала, или "Башня Татлина" - самый известный и грандиозный проект российского художника, архитектора и дизайнера В. Е. Татлина -... [читать подробенее]


  • - ЛЕКЦИЯ XIII

    Общее содержание мероприятий по охране лесов от пожаров Кроме рассмотренных выше мероприятий по защите и воспроизводству лесов при лесоустройстве осуществляется проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров. Оно выполняется по трем направлениям: -... [читать подробенее]


  • - III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.

    I. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 1. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. 2. Типологические классификации языков. 3. Проблема реконструкции индоевропейского... [читать подробенее]


  • - Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.)

    Император Диоклетиан (284-305 гг.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и поселился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завер­шилось... [читать подробенее]


  • - I II III

    В схеме О.Каде выделяются некоторые существенные стороны перевода как коммуникативного акта. Акт перевода распадается на два взаимосвязанных коммуникативных акта – коммуникацию между отправителем и переводчиком и коммуникацию между переводчиком и получателем. При... [читать подробенее]


  • - Часть III. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 2 страница

    Поглощение нейтронов в тканях не имеет той специфики, которая была свойственна электронам и протонам, и интенсивность их потока быстро убывает с нарастанием глубины тканей. Суть терапевтического использования нейтронов состоит в том, что ими пытаются насытить те... [читать подробенее]


  • - Часть III. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 1 страница

    Тесты Ситуационные задачи. Алгоритмы лучевого исследования при патологии ЗЧС. Лучевые методы исследования эндокринной системы. 2. Рентгеноанатомия эндокринных желёз. 3. Лучевая семиотика заболеваний эндокринных желёз.Глава 1. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ... [читать подробенее]


  • - Расознавчі студії XVIII— першої половини XIXст.

    На початок XVIII ст. мандрівники та вчені-натура-лісти накопичили великий фактичний матеріал про фізичні риси населення найвіддаленіших куточків земної кулі. Цей доробок вимагав осмислення та систематизації. Одним із перших свою класифікацію запропонував К. Лінней,... [читать подробенее]


  • - III Універсал УЦР

    Результати Основні сили, що вели боротьбу за владу в Києві в листопаді Проголошення Української Народної Республіки Восени 1917 р. ще більше зросла напруга в політика житті України. Тимчасовий уряд усіма силами перешкоджав Центральній Раді організувати владу в... [читать подробенее]