Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика III.3. Технологические основания разрешения педагогических конфликтов 1 страница
просмотров - 184

Разработать универсальную технологию разрешения педагогического конфликта не представляется возможным, так как его разрешение обусловлено:

– конкретными факторами, условиями, причинами его возникновения и протекания;

– видами педагогического конфликта и направленностью его разрешения;

– индивидуальными особенностями личностей конфликтующих субъектов, их статусом;

– целями, интересами, мотивами, потребностями, ценностями, требованиями конфликтующих субъектов;

– индивидуальностью позиций и стилей поведения конфликтующих субъектов.

По этой причине, целœесообразно говорить только об общих технологических основаниях разрешения педагогического конфликта͵ их слагаемых, алгоритме их построения, отражающих технологический цикл разрешения педагогического конфликта.

Что же касается внутреннего содержания самой технологии разрешения педагогического конфликта͵ то она должна носить индивидуальный характер и быть обусловлена индивидуальностью самой личности разработчика, его профессионально-личностной позицией, отраженной в соответствующем индивидуальном стиле поведения.

Ведущая роль в разрешении педагогического конфликта принадлежит учителю как главному организатору педагогического взаимодействия с учащимися. Его профессиональный статус обязывает взять на себя ответственность и инициативу в разрешении педагогического конфликта на основе взаимного учета образовательных целœей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований как своих собственных, так и конфликтующего субъекта.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, учителя должны овладеть общими технологическими основаниями и на этой основе разрешения педагогического конфликта͵ чтобы впоследствии уметь разрабатывать соответствующие технологии с учетом особенностей своей личности и условий возникновения конкретной конфликтологической ситуации, апробировать и совершенствовать их в реальной педагогической деятельности.

Под технологией разрешения педагогического конфликта в диаде «учитель-ученик» в самом общем смысле следует понимать взаимосвязанное строго научное проектирование и точное воспроизведение учителœем системы педагогических действий, ориентированных на организацию продуктивного педагогического взаимодействия с учеником в педагогическом конфликте, способствующего конструктивному разрешению, гармонизации и установлению между ними педагогически целœесообразных взаимоотношений.

Технологическая модель разрешения педагогического конфликта͵ представленная в схеме 2, включает три взаимосвязанных этапа, последовательно сменяющих друг друга: этап конструирования, этап реализации, этап оценки результатов.

Первый этап включает: осознание педагогической задачи, педагогическое прогнозирование, педагогическое проектирование, на основе которых составляется технологическая карта конструирования процесса разрешения педагогического конфликта.

Осознание педагогической задачи заключается в адекватном восприятии возникшего педагогического конфликта учителœем и создания положительной установки на его конструктивное разрешение и на возобновление педагогически целœесообразных взаимоотношений с учеником.

Осознание педагогической задачи учителœем осуществляется посредством педагогического анализа возникшего педагогического конфликта: вида конфликта͵ различных факторов и групп условий, причин его возникновения и протекания; выделœения объекта͵ предмета педагогического конфликта͵ конфликтующих субъектов: вовлеченных, провоцирующих, заинтересованных; анализа конфликтной ситуации и инцидента; осмысления целœей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований как своих собственных, так и ученика; адекватная оценка своей позиции и стиля поведения, а также позиции и поведения ученика в педагогическом конфликте. Педагогический анализ должен проводиться на основе педагогической рефлексии и педагогической идентификации.

Схема 2

Технологическая модель разрешения педагогического конфликта (РПК)

На основе педагогического анализа ставится педагогический диагноз, в котором дается итоговая оценка общего содержания возникшего педагогического конфликта и заключение о собственном психологическом, психофизиологическом, физическом состоянии и действиях, а также заключения о состояниях и действиях ученика в педагогическом конфликте.

После постановки педагогического диагноза должен осуществляться перевод педагогической задачи в коммуникативную задачу как задачу, направленную на организацию продуктивного педагогического взаимодействия с учеником в педагогическом конфликте с целью его конструктивного разрешения.

Для эффективного решения коммуникативной задачи учителю крайне важно осуществить педагогическое прогнозирование процесса разрешения педагогического конфликта.

Педагогическое прогнозирование крайне важно рассматривать в двух аспектах: проблемном и поисковом.

Проблемное прогнозирование должно быть направлено на определœение будущего состояния педагогического взаимодействия с учеником в процессе разрешения педагогического конфликта͵ его негативных и позитивных последствий как для себя, так и для ученика. В этой связи поисковое прогнозирование нацелœено на поиск эффективных вариантов разрешения педагогического конфликта. Проблемное и поисковое прогнозирование должно осуществляться посредством педагогического моделирования.

Педагогическое прогнозирование должно способствовать выделœению конструктивных критериев разрешения педагогического конфликта с учетом образовательных целœей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований как своих собственных, так и ученика.

Педагогическое прогнозирование должно способствовать эффективному педагогическому проектированиюпроцессаразрешения педагогического конфликта.

Педагогическое проектирование заключается в содержательном, организационно-методическом, материально-техническом, социально-психологическом оформлении замысла реализации целостного решения коммуникативной задачи на конструктивное разрешение педагогического конфликта.

В результате педагогическое проектирование предполагает выдвижение учителœем педагогической идеи, обоснование педагогического замысла, отраженных в соответствующем плане разрешения педагогического конфликта. Для реализации разработанного плана осуществляется выработка стратегии и тактики разрешения конфликта на основе выбора форм педагогического взаимодействия и методов его разрешения.

В результате последовательного конструирования должна быть разработана соответствующая технологическая карта реализации данного этапа разрешения педагогического конфликта.

Второй этап разрешения педагогического конфликта связан с непосредственной реализацией разработанного конструкта.

Второй этап предполагает решение коммуникативной задачи учителœем через реализацию разработанного плана, ориентированного на конструктивное разрешение педагогического конфликта͵ отраженного в технологической карте реализации процесса разрешения педагогического конфликта. Для реализации намеченного плана крайне важно создать необходимые условия для организации непосредственного продуктивного взаимодействия с учеником в педагогическом конфликте.

С этой целью учителœем осуществляется коммуникативная атака на основе использования соответствующих педагогических техник вербального и невербального общения. Эффективная реализация коммуникативной атаки должна способствовать установлению психологического контакта учителя с учеником на основе педагогической эмпатии, способствующей передаче информации и ее положительному восприятию учеником, осознанию крайне важности и созданию обстановки педагогического поиска вариантов конструктивного разрешения педагогического конфликта учителœем.

В результате должна быть установлена эмоциональная, положительная, обратная связь между учителœем и учеником в педагогическом конфликте, способствующая снижению педагогической напряженности и сближению их позиций и адекватности поведения в процессе его разрешения.

После установления психологического контакта с учеником учителю целœесообразно перейти к реализации разработанной стратегии разрешения педагогического конфликта. При переходе реализации разработанной стратегии важно отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале продуктивного педагогического взаимодействия с учеником. Для того, чтобы данная стратегия способствовала снятию педагогической напряженности, крайне важно придать ей конструктивно-развивающуюся направленность.

Конструктивно-развивающая направленность стратегии разрешения педагогического конфликта характеризуется личностно-ориентированным подходом учителя к ученику в педагогическом конфликте и выражается в положительной согласованности внутренней (отношение) и внешней (поведение) составляющих педагогического взаимодействия учителя с учеником.

Внутренняя составляющая стратегии характеризуется установлением субъект-субъектных отношений между учителœем и учеником и отражает адекватную педагогическую позицию учителя на процесс разрешения педагогического конфликта с учетом целœей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований как своих собственных, так и ученика в педагогическом конфликте.

Внешняя составляющая стратегии проявляется в позитивных педагогических поступках-воздействиях учителя и адекватных поступках-ответах ученика на основе конструктивных тактических действий учителя посредством диалогических форм педагогического взаимодействия с учеником через вербальные и невербальные средства педагогического общения и отражает конструктивную направленность индивидуально-педагогического стиля поведения учителя по отношению к ученику в процессе разрешения педагогического конфликта.

Единство и положительная согласованность внешней и внутренней составляющей конструктивно-развивающей направленности стратегии разрешения педагогического конфликта учителя способствует его конструктивному разрешению, преодолению назревших педагогических противоречий, гармонизации и дальнейшему развитию педагогически целœесообразных взаимоотношений между учителœем и учеником в педагогическом процессе.

В процессе реализации разработанной стратегии учителю крайне важно осуществлять анализ и самоконтроль каждого тактического действия с учетом ответных реакций со стороны ученика, с учетом изменившихся условий протекания процесса разрешения педагогического конфликта. При крайне важности производить коррекцию своих тактических действий, возвращаясь к обсуждению, выдвижению новых аргументов, сокращению запрещающих педагогических требований и расширению позитивно-ориентировочных.

Результатом реализации данного этапа должно стать завершение педагогического конфликта и возобновление педагогически целœесообразных взаимоотношений учителя с учеником.

Третий этап предполагает оценку эффективности разрешения педагогического конфликта учителя посредством системного анализа, обобщения и итоговой оценки результатов, на основе которых составляется технологическая карта мониторинга результативности разрешения педагогического конфликта.

Системный анализ результатов разрешения педагогического конфликта учителœем предполагает анализ эффективности решения поставленной коммуникативной задачи и адекватности поставленного педагогического диагноза, анализ результативности педагогического прогнозирования, анализ эффективности разработанного педагогического проекта͵ анализ эффективности выбранной стратегии разрешения педагогического конфликта и ошибок, допущенных при ее реализации, анализ адекватности выбранных форм и методов разрешения педагогического конфликта при реализации тактических действий.

На основе системного анализа осуществляется обобщение результатов разрешения педагогического конфликта в соответствии с поставленной целью учителя в нем, дается итоговая оценка его разрешения в соответствии с существующими критериями, позволяющими дать итоговое заключение о результативности его разрешения.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определœение понятию «технология разрешения педагогического конфликта».

2. Разработайте технологическую модель разрешения педагогического конфликта.

3. Раскройте содержание базовых циклов процесса разрешения педагогического конфликта.

Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.

2. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с.

3. Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса: учебное пособие / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002. – 126 с.

4. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 1995. – 171 с.

5. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования) / С.Ю. Темина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 144 с.

Заключение

Словарь базовых терминов

Методология педагогической конфликтологии представляет собой совокупность теоретических положений об исходных основаниях, принципах, формах, способах научно-познавательной деятельности по получению достоверного научного знания о педагогических конфликтах с целью его практического применения для предвидения (предупреждения) и преодоления (разрешения) педагогических конфликтов в реальной педагогической действительности.

Педагогическая конфликтология - ϶ᴛᴏ отрасль научных знаний о природе, причинах, видах педагогических конфликтов, динамике возникновения и формах их развития, способах их предупреждения и конструктивного разрешения.

Педагогический конфликт представляет собой форму проявления назревших и обострившихся педагогических противоречий, выражающихся в открытом столкновении между субъектами педагогического взаимодействия, обусловленного отсутствием взаимного учета образовательных целœей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них, нуждающегося в своем конструктивном разрешении для установления педагогически целœесообразных взаимоотношений между ними.

Конструктивное разрешение педагогического конфликта представляет собой целœенаправленный поэтапный процесс преодоления назревшего и обострившегося педагогического противоречия посред­ством прекращения противодействия и организации продуктивного педагогического взаимодействия конфликтующих субъектов, направленного на устранение причин его возникновения, приводящего к установлению педагогически целœесообразных взаимоотношений между ними.

Стратегия разрешения педагогического конфликта представляет собой план действий, основную линию поведения субъекта педагогического конфликта направленную на его разрешение и достижение определœенной цели в нем.

Тактика разрешения педагогического конфликта представляет собой совокупность способов педагогического взаимодействия и приемов педагогического воздействия, выступающих основным средством реализации стратегии его разрешения.

Педагогическая позиция учителя в педагогическом конфликте, характеризует социальную направлен­ность и профессиональные установки личности учителя, проявля­ющихся в его оценочных суждениях, его отношении к возникшему педагогическому конфликту, определяющих содержание и особенности его стиля поведения в процессе педагогического взаимодействия с конфликтующим субъектом.

Индивидуально-педагогический стиль поведения учителя в педагогическом конфликте отражается в относительно устойчивой совокупности педагогических действий, характеризующих реализуемую стратегию и тактику его поведения по отношению к конфликтующему субъекту, обусловленных индивидуальными особенностями личности учителя и их проявлением в условиях конкретной конфликтной ситуации, направленных на разрешение педагогического конфликта.

Метод разрешения педагогического конфликта представляет собой способ педагогического взаимодействия субъектов в педагогическом конфликте, либо способ педагогического воздействия на конфликтующего субъекта с целью его разрешения.

Технология разрешения педагогического конфликта в диаде «учитель-ученик» представляет собой взаимосвязанное строго научное проектирование и точное воспроизведение учителœем системы педагогических действий, ориентированных на организацию продуктивного педагогического взаимодействия с учеником в педагогическом конфликте, способствующего конструктивному разрешению, гармонизации и установлению между ними педагогически целœесообразных взаимоотношений.

Библиографический список

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А. Абдуллина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 140 с.

2. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2000. – 48 с.

3. Акимова Е.Е. Педагогические основы использования конфликта в образовательном процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Н. Новгород, 1999. – 21 с.

4. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1998. – 43 с.

5. Алексеев П.В. Диалектический материализм (общие теоретические принципы): учеб. пособие / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Высш. школа, 1991. – 335 с.

6. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика: учеб. пособие для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Высш. школа, 1991. – 382 с.

7. Алексеева А.Т. К вопросу об условиях возникновения конфликтных ситуаций // Сборник трудов МОИП им. Крупской. – М., 1973. – 140 с.

8. Амелин В.Н. Сущность, структура, типология и способы разрешения социальных конфликтов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12, Социально-политические исследования. – 1991. – № 6. – С.64-74.

9. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В.И. Андреев. — Казань: Фирма СКАМ, 1992. - 142 с.

10. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев. – М.: Высшая школа, 1981. – 240 с.

11. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – ч I. – Казань, 1996. – 567 с.

12. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – ч II. – Казань, 1998. – 318 с.

13. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений/ И.П. Андриади. – М.: Академия, 1999. – 160 с.

14. Аникина М.А. Проявление характера образовательного конфликтного взаимодействия в тематических рисунках детей младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Красноярск, 2000. – 24 с.

15. Анненкова О.О. Средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2002. – 25 с.

16. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, Баклановский. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.

17. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.

18. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы / С.И. Архангельский. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.

19. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 201 с.

20. Ашхагуа Э.Р. Подготовка будущего учителя к нравственному воспитанию учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1991. – 16 с.

21. Бабосов Е.М. Конфликтология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. — Минск: ТетраСтистемс, 2000. — 464 с.

22. Багмет К.В. Конфликт в педагогической деятельности: учеб.-метод. пособие для работников общеобразоват. учреждений / К.В. Багмет. – М.: ФОН, 1998. – 156 с.

23. Базелюк В.В. Историография проблемы познания конфликтов в школе России с позиции подготовки будущего учителя: монография. — М.: Компания Спутник+, 2002. – 125 с.

24. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с.

25. Базелюк В.В. Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтом в учебно-воспитательном процессе школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 1996.

26. Базелюк В.В. Разрешение педагогических конфликтов: учебное пособие / В.В. Базелюк. – Челябинск: ЧГПУ, 2005. – 169 с.

27. Базелюк В.В. Теория и технология конфликтологической подготовки будущего учителя / В.В. Базелюк. – М.: МГПУ, 2005. – 236 с.

28. Балакина Л.Л. Педагогические приёмы организации диалога на уроке: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2000. – 22 с.

29. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл. – М.: Педагогика, 1990. – 183 с.

30. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога / С.В. Баныкина. – Астрахань, 1997. – 169 с.

31. Баныкина С.В. Конфликтологическая служба школы: статус и содержание деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук – М., 1997. – 20 с.

32. Басилюк Р.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Р.Е. Басилюк. – М., 1984. – 174 с.

33. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (методика «включенного конфликта»): дис. … канд. психол. наук. – М., 1992. – 180 с.

34. Батчаева А.Х-М. Подготовка педагога к разрешению конфликтных ситуаций в группе учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Казань, 1993. – 22 с.

35. Баччино-Астрада А. Права и обязанности медицинского персонала в вооруженных конфликтах: (руководство) / А. Баччино-Астрада. – М.: Междунар. комитет Красного креста͵ 1995. – 80 с.

36. Белин В.Л. Сущность понятия «педагогическая культура». Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. Ткаченко Е.В. – Вып. 2. – Екатеринбург, 1996. – С.275-284.

37. Белич В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности / В.В. Белич. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1991. – 144 с.

38. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. – Челябинск: ОАО / С 2014 г. Публичное акционерное общество/ Юж-Урал, 2004. – 176 с.

39. Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса: учебное пособие / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002. – 126 с.

40. Белкин А.С. Педагогическая конфликтология / Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. – Екатеринбург: Глаголь, 1995. – 96 с.

41. Белкин А.С. О проблеме повышения профессиональной компетентности работников на современном этапе развития образования. Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ/ А.С. Белкин, С.Л. Фоменко. – №25. – 2004. – С.14-20.

42. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Центр Педагогический поиск, 2003. – 256 с.

43. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.

44. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода/ И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1973. – 271 с.

45. Бодалев А.А. Психологические трудности общения и их преодоление / А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев // Педагогика, 1992. – № 5-6. – С.65-70

46. Болтунова Г.М. Подготовка будущих учителœей к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1991. – 16 с.

47. Большакова З.М. Теоретические основы становления профессионально-педагогической деятельности: монография. – Челябинск: Факел, ЧГПУ, 1998. – 292 с.

48. Большая советская энциклопедия / Под ред. Прохорова А.М. – М.: Советская энциклопедия. — 1978. – Т.28. – 615 с.

49. Бондаренко А.А. Решение конфликтных ситуаций в педагогическом общении: Республиканские межведомственные научные сборники. Психология. Выпуск № 3. Психология воспитания школьников / А.А. Бондаренко. – Минск: Нар.света͵ 1982. – С.91-98.

50. Бондаренко Т.А. Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2000. – 24 с.

51. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 299 с.

52. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – 2-е изд. – Новосибирск: Наука, 1989. – 186 с.

53. Буралчук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций: учеб. пособие / Л.Ф. Буралчук, Е.Ю. Коржова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 263 с.

54. Бухарова Г.Д. Понятие «задача в психологии, общей и частных дидактиках». Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. науч. статей / Под ред. Ткаченко Е.В. – Вып. 1. – Екатеринбург, 1995. – С.97-107.

55. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.

56. Васильев Э.Д. Диагностика конфликтов учителœей со старшеклассниками как условие их разрешения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2004. – 24 с.

57. Введение в специальность / Под ред. А.И.Рувинского. – М.: Просвещение, 1988. – 206 с.

58. Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч./ Под общ. ред. Фролова И.Т. – М.: Политиздат, 1989. – Ч.2. – 639 с.

59. Вдовина С.А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тюмень, 2000. – 21 с.

60. Вебер А. Большой толковый психологический словарь / А. Вебер. – Т. 2. П-Я. – М.: Вече-АСТ, 2000. — 560 с.

61. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М., 1991. – 204 с.

62. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: учебник / Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. – М.: Инфра-М, 2002. – 240 с.

63. Выготский Л.С. Проблема сознания. // Собр. соч. в 6 т.т. – Т 1. – М.: Педагогика, 1982. — 487 с.

64. Галагузова Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов: монография. – М., 2001. – 250 с.

65. Геращенко И. Педагогическая конфликтология// Учитель. — 2000. – №2. – С.64-68.

66. Гершунский Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. – М.: МПСИ Флинта͵ 1998. — 432 с.

67. Гожев К.М. Антрополого-образовательная детерминация социального конфликта: автореф. дис. … канд. пед. наук. 09.00.11. РГПУ.

68. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителœе / Ф.Н. Гоноболин. – М.: Просвещение, 1965. – 260 с.

69. Горб В.Г. Методология и теория педагогического мониторинга в вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 2005. – 53 с.

70. Горбачёва Н.А. Подготовка учителœей к развивающему педагогическому взаимодействию с учащимися в образовательных учреждениях: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Коломна, 2000. — 22 с.

71. Горбунова М.Ю. Конфликтология: конспект лекций / М.Ю. Горбунова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 256 с.

72. Гордеева Н.Н. Индивидуализация практической подготовки будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности: монография. – М.: Издат. центр Академии профессионального образования, 2001. – 193 с.

73. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей / Л.Ю. Гордин. – М.: Педагогика, 1971. – 200 с.

74. Горелова Д.В. Формирование у будущих учителœей профессионально-педагогической готовности к диагностике и разрешению конфликтных ситуаций в ученической среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1998. – 19 с.

75. Граилина Л.П. Психологический анализ конфликтов и конфликтных ситуаций в среднем школьном возрасте и психокоррекционная работа по их устранению. Сб. Теоретические и прикладные проблемы социально-психологической и медико-педагогической службы / Л.П. Граилина. — Краснодар, 1993. – С. 47-56.

76. Грачева В.И. Введение в педагогическую конфликтологию: учеб. пособие / В.И. Грачева. – М.: Моск. ун-т МВД России, 2004. – 210 с.

77. Григорьева Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук.

78. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. — СПб.: Питер, 2000. — 464 с.

79. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 1995. – 171 с.

80. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для системы доп. проф. образования для студентов вузов / М.Т. Громкова. – М.: Юнити: Юнити-Дана, 2003. – 69 с.

81. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций / О.Н. Громова. – М.: Академия, ЭКМОС, 2000. — 320 с.

82. Громова О.Н. Конфликтология: учебное пособие / О.Н. Громова. – М.: ГАУ им. С.Орджоникидзе, 1993. – 42 с.

83. Громыко Г.Л. Общая теория статистики / Г.Л. Громыко. – М.: Инфра-М, 1999. – 139 с.

84. Гурков И.Б. Проблемы теории конфликта в современной научной литературе // Известия АН СССР. Серия экономическая. – 1991. – № 1. – С.131-142.

85. Гурьева Н.А. Подготовка будущего учителя начальных классов к разрешению педагогических конфликтов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Елец, 2001. – 20 с.

86. Давыденко Т.М. Теория и практика рефлексивного управления школой: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М.: НИИТО и ПОР, 1996. — 36 с.


Читайте также


  • - III) Жизнь и переводческая деятельность Кирилла и Мефодия

    Император Михаил, а затем и патриарх Фотий начинают непрерывно направлять Константина, как посланника Византии, к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства над всеми другими религиями. Константин отправляется в Болгарию, обращает в... [читать подробенее]


  • - Башня III Интернационала В.Е. Татлина

    Архитектура XX в. План 1. Башня III Интернационала В.Е. Татлина, 2. Музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта Памятник III Коммунистического Интернационала, или "Башня Татлина" - самый известный и грандиозный проект российского художника, архитектора и дизайнера В. Е. Татлина -... [читать подробенее]


  • - ЛЕКЦИЯ XIII

    Общее содержание мероприятий по охране лесов от пожаров Кроме рассмотренных выше мероприятий по защите и воспроизводству лесов при лесоустройстве осуществляется проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров. Оно выполняется по трем направлениям: -... [читать подробенее]


  • - III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.

    I. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 1. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. 2. Типологические классификации языков. 3. Проблема реконструкции индоевропейского... [читать подробенее]


  • - Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.)

    Император Диоклетиан (284-305 гг.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и поселился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завер­шилось... [читать подробенее]


  • - I II III

    В схеме О.Каде выделяются некоторые существенные стороны перевода как коммуникативного акта. Акт перевода распадается на два взаимосвязанных коммуникативных акта – коммуникацию между отправителем и переводчиком и коммуникацию между переводчиком и получателем. При... [читать подробенее]


  • - Часть III. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 2 страница

    Поглощение нейтронов в тканях не имеет той специфики, которая была свойственна электронам и протонам, и интенсивность их потока быстро убывает с нарастанием глубины тканей. Суть терапевтического использования нейтронов состоит в том, что ими пытаются насытить те... [читать подробенее]


  • - Часть III. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 1 страница

    Тесты Ситуационные задачи. Алгоритмы лучевого исследования при патологии ЗЧС. Лучевые методы исследования эндокринной системы. 2. Рентгеноанатомия эндокринных желёз. 3. Лучевая семиотика заболеваний эндокринных желёз.Глава 1. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ... [читать подробенее]


  • - Расознавчі студії XVIII— першої половини XIXст.

    На початок XVIII ст. мандрівники та вчені-натура-лісти накопичили великий фактичний матеріал про фізичні риси населення найвіддаленіших куточків земної кулі. Цей доробок вимагав осмислення та систематизації. Одним із перших свою класифікацію запропонував К. Лінней,... [читать подробенее]


  • - III Універсал УЦР

    Результати Основні сили, що вели боротьбу за владу в Києві в листопаді Проголошення Української Народної Республіки Восени 1917 р. ще більше зросла напруга в політика житті України. Тимчасовий уряд усіма силами перешкоджав Центральній Раді організувати владу в... [читать подробенее]