Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика IV. ТЕСТ
просмотров - 170

План

II. Академический текст

I. Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента

Обучение в целостном педагогическом процессе

Тема 6. Дидактика и ее основные категории.

IV. Дидактический практикум

1.В соответствии со структурой, основными компонентами и этапами педагогического процесса предложите свой вариант осуществления педагогического процесса.

2. На ваш взгляд, по каким критериям можно анализировать ход и результаты педагогического процесса.

Основная литература

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. — М., 1988.

2. Воронов Б.Б. Педагогика школы в двух словах. — М„ 1999. — Гл. 3.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1993.

4. Подласый ИЛ. Педагогика. — М., 1996,

5. Стпефановская ТА. Педагогика: наука и искусство. — М., 1998. — Гл. V.

Результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:

Знания:

- сущности процесса обучения и его методологической основы;

- базовых категорий дидактики;

- базовых видов, форм, методов и средств обучения.

Умения:

- выделять существенные признаки различных видов обучения;

- применять различные методы обучения на различных этапах усвоения знаний;

- распознавать базу знаний о методах, формах и приемах обучения в реальном педагогическом процессе;

- анализировать методы самостоятельной работы.

1. Дидактика и ее основные категории.

2. Сущность процесса обучения и его методологическая основа.

3. Виды обучения.

4. Понятие содержания образования.

5. Методы, формы и средства обучения

1. Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий и didasko — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это сло­во появилось в сочинœениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всœех всœему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обуче­ния. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные за­дачи дидактики — разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: ког­да, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются: преподава­ние, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус базовых дидактических категорий предлагается присво­ить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Отсюда получаем краткое и емкое определœение: дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, мето­дах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспече­ние информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возни­кают новые формы поведения и деятельности, изменяются ра­нее приобретенные.

Обучение — это целœенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащегося, направленный на усвоение знаний, умений и навыков и развитие учащихся.

Образование – результат обучения.

Содержание образования - те знания, умения и навыки, а также мировоззренческие идеи и ценности, которыми крайне важно овладеть учащимся в процессе обучения

Знание — совокупность идей человека, в которых выражает­ся теоретическое овладение этим предметом (П.В. Копнин).

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ направлены его усилия.

Форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутрен­ней сущности, логики и содержания. Форма прежде всœего свя­зана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод (от лат. metodos — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмот­рим ниже.

Результаты (продукты обучения) — это то, к чему прихо­дит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

2. Одним из двух главных процессов, составляющих целост­ный педагогический процесс, является процесс обучения (учеб­ный процесс).

Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и раз­вития, составной частью которых он является. Вот почему дать полное и всœестороннее определœение этого процесса очень труд­но. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различ­ной природы. Отсюда и множество определœений процесса.

В сочинœениях древних и средневековых мыслителœей под понятиями «обучение», «процесс обучения» принято понимать глав­ным образом преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих данный процесс компонента — преподавание и учение. Преподавание понима­ется как деятельность учителœей по организации усвоения учеб­ного материала, а учение — как деятельность учащихся по ус­воению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.

Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всœех отношениях.

В современном понимании для обучения характерны следу­ющие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная дея­тельность учителœей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управле­ние; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерно­стям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителœей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Методологической основой процесса обучения отече­ственной дидактики является материалистическая тео­рия познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике».

Материалистическая теория познания утверждает:

• в человеческом познании идет отражение объектив­ной реальности;

• отражение происходит путем ощущений;

• существует закон познания.

Первый акт познания — отражение органами чувств отдельных сторон (свойств) предмета. Достоверность знаний при этом мала, так как это чувственные ощущения. Затем подключаются другие органы чувств, и создается комплекс ощущений. На их основе складывается представление. Представление — это еще не знания, так как в основе его лежит чувственное чувство. Итак, первый этап познания завершается представлением.

На втором акте познания идет осмысление получен­ного представления. Присоединяются к нему личный (жизненный) опыт, знание теории, мыслительные операции, которыми мы владеем. И только тогда мы приходим к знаниям.

Третий акт познания завершает данный процесс. Он сводится к применению знаний на практике с целью выявления их достоверности.

Опираясь на методологическую основу процесса по­знания дидактика определяет полный и завершенный акт усвоения, что характеризует логику и структуру процесса усвоения знаний:

• восприятие,

• осмысление,

• закрепление,

• применение.

3. Основными видами обучения являются:

1. Сократовский вид обучения – первый вид систематического обучения ( метод постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины.

2. Догматическое обучение. Вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание, и дословное воспроизведение текста.

3. Репродуктивный вид обучения (объяснительно-иллюстративное) – передача учащимся ряда очевидных знаний.

4. Развивающее обучение – деятельность учащихся происходит в «зоне ближайшего развития»;

5. Проблемное обучение – раскрывается через постановку учителœем и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи, ситуации;

6. Программированное обучение;

7. Дистанционное обучение.

4. Традиционно под содержанием образования принято понимать те знания, умения и навыки, а так же мировоззренческие идеи и ценности которыми крайне важно овладеть учащимся в процессе обучения.

Различия в подходах к содержанию образования определяются на основе трех ди­дактических теорий: формализма, материализма и прагматизма.

Дидактический формализм (Гераклит, Цицерон, Локк, Песталоцци, Кант, Герберт) опирается на философию рационализма, утверждающую, что источником знаний является разум, в связи с этим крайне важно, прежде всœего, развивать ум и способности человека. Считается, что «многознанье уму не научает», то есть овладение фактическими знаниями не так важно для развития ума. Наоборот, гуманитарное классическое образование и особенно древние языки являются лучшим средством развития ума.

Дидактический материализм (Я. А. Коменский, Г. Спенсер) основной целью шко­лы определяет передачу учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Я. А. Коменский много лет посвятил работе над учебником, в который хотел поместить всœе знания, необходимые для учащихся. Подобная энциклопе­дическая модель обучения пользовалась особой популярностью среди педагогов XIX в. и сохранилась до сих пор вместе с одной из своих проблем — перегрузкой уче­ников излишней информацией.

Дидактический прагматизм (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер). Образование есть не­прерывный процесс реконструкции опыта. Источник содержания образования — не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования представляется в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий по решению поставленных проблем, практических действий, игровых форм занятий, индивидуальной само­стоятельности.

Во внешнем проявлении содержание образования имеет следующие уровни пред­ставления: образование в целом — ступени обучения — циклы учебных курсов — учеб­ные курсы — отдельные дисциплины — разделы, темы, уроки.

Во внутреннем (личностном) проявлении содержание образования имеет уровни представления, соответствующие личностным новообразованиям каждого конкретно­го ученика: знаниям, умениям, навыкам, видам и способам деятельности, способнос­тям, ценностным ориентациям. Структура внутреннего содержания образования и его элементов не совпадает со структурой и уровнями внешнего содержания. Внутреннее содержание образования выражается внешне через создаваемую учеником образова­тельную продукцию.

Принципы построения содержания образования: учет социальных условий и по­требностей общества; соответствие содержания образования целям выбранной моде­ли образования; структурное единство содержания образования на различных его уровнях общности и на межпредметном уровне; единство содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения; доступности и природосообразности.

Направления обновления содержания образования: Личностная ориентация, гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность, фундаментальность, усиление методологической составляющей, приоритет сохранения здоровья учащихся, обеспечение практической ориентации, усиление деятельностного компонента͵ профилирование и дифференциация.

Содержание образования как система может иметь различную структуру изложения. Наиболее распространенными в настоящее время яв­ляются: линœейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения.

При линœейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, то есть содержание образования (знания) передается один раз в определœенной логике.

Концентрическая структура изложения предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз (к примеру, изучение площадей в математике).

Характерной особенностью спиральной системы изложения материала является то, что учащиеся, не теряя, из поля зрения исходную проблему, постоянно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В ней нет перерывов, характерных для концентрической системы. При смешанной системе происходит комбинация вышеуказанных структур.

Содержание образования определяется следующими документами:

- Образовательным стандартом, который определяет

1. минимум содержания базовых образовательных программ;

2. максимальный объем нагрузки обучающихся;

3. требования к уровню подготовки учащихся.

- Учебным планом. Документ, утверждаемый Министерством образования, в котором определяется:

1.Полный перечень предметов изучаемых в данном учебном заведении, на данном факультете;

2.Распределœение предметов по годам и семестрам обучения;

3.Количество часов по каждому предмету;

4. Форма контроля;

5. Структура и продолжительность практики и пр.

На основе учебных планов составляются учебные программы по предметам, учебники и учебные пособия.

5. Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение ими образовательных целœей. Составной частью метода является прием.

С целью систематизации методов обучения создаются различные варианты их классификаций на разных основаниях, к примеру:

- методы учителя, ученика, их совместной работы;

- словесные, наглядные, практические методы;

- объяснительно-иллюстрированные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские;

- методы стимулирования и мотивации учения, методы организации и осуществ­ления учебных действий, методы контроля и самоконтроля;

- коммуникативные, познавательные, преобразовательные, систематизирующие, контрольные методы;

- когнитивные, креативные, оргдеятельностные методы обучения.

Особое место занимают эвристические методы обучения, с помощью которых уча­щиеся создают образовательную продукцию как в изучаемых курсах, так и в органи­зации своего образования. Примеры таких методов: эмпатия, смысловое, образное и символическое видение, эвристические вопросы, конструирование понятий, правил, теорий, прогнозирование ошибок, образная картина, гиперболизация, инверсия, ученическое целœеполагание, рефлексия.

Выбор методов обучения определяется: смысловыми целями образования, особен­ностями учебного курса, целью урока, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения и временем, предпочтениями учителя.

Общие формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, кол­лективные, парные. В основу их делœения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителœем и учениками.

Организационные формы обучения делятся на три группы: 1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение; 2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных; 3) системы индивидуально-коллективных занятий.

Наиболее распространенная форма обучения — классно-урочная.

Типы лекций: инструктивная, лекция-диалог, лекция с научной структурой, мето­дологическая, историческая, обще предметная, обобщающая и др.

Типы семинаров: вводный, обзорный, самоорганизующий, поисковый, с индиви­дуальной работой, с групповой работой, в группах по выбору, с генерацией идей, се­минар «круглый стол», семинар-выставка, рефлексивный семинар и др.

Групповые формы обучения предполагают виды деятельности: индивидуальное самообучение, парное взаимообучение, групповая работа по общей теме, взаимообу­чение групп, выступление ученика вместо учителя и др.

Другие формы организации обучения: экскурсии, практикумы, лабораторные работы, конференции, симпозиумы, кружки, мастерские, лаборатории, олимпиады, конкурсы, консультации, зачеты, экзамены.

Средства обучения — орудия деятельности учителя и учеников представляют собой материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителœей информации и инструмента деятельности.

Существует множество классификаций средств обучения, отличающихся своими основаниями, к примеру: натуральные объекты, изображения и отображения, описа­ния предметов и явлений, технические средства обучения.

Дидактические функции средств обучения: уменьшение затрат времени; передача крайне важной для обучения информации; рассмотрение изучаемого объекта или явле­ния по частям и в целом; обеспечение деятельности учащихся и педагога.

Средства медиаобразования: учебник, средства массовой информации (печать, радио, телœевидение), видео компьютерные обучающие программы и игры, мультимедиа, информационные сети Интернет.

Компакт-диски помогают обеспечить интерактивность взаимодействия ученика с учебным материалом, обеспечить индивидуальную траекторию его освоения, интенсифицировать обратную связь «ученик—учитель»,

Электронный учебник предоставляет дополнительные возможности удобства и творчества: учитель и ученики могут добавлять в электронный учебник свои материалы.

Основой разработки образовательного сайта является целостная педагогическая концепция учебного заведения. Главные принципы его конструирования: адресность, интерактивность и продуктивность.

Образовательные веб-квесты — страницы по определœенной теме на образовательных сайтах, которые соединœены гиперссылками со страницами из других сайтов во Всемирной паутинœе.

III. Контролирующий блок:

1. Вопросы для самоконтроля.

2. На какие вопросы отвечает дидактика?

3. В чем сущность процесса обучения?

4.Что является методологической основой процесса обучения?

5.Назовите и охарактеризуйте основные виды обучения.

6.По каким основным параметрам различаются имеющиеся концепции содержания

образования?

7.Какими документами определяется содержание образования?

8.Сущность личностно-ориентированного содержания образования.

9.Какова связь методов и целœей обучения? Методов и форм обучения? Методов и содержания обучения?

10. Дайте характеристику основным формам обучения.

11. Что такое средства обучения. Охарактеризуйте основные из них.

I. Синтезируя приведенные определœения, установите сущ­ность учебного процесса.

1. Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимся.

2. Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.

3. Процесс обучения заключается в управлении познанием.

4. Процесс обучения предполагает контроль усвоения знаний, навыков, умений.

5. Процесс обучения — это двусторонняя совместная дея­тельность учителœей и учащихся.

6. Учебный процесс — двусторонний управляемый про­цесс совместной деятельности учителœей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучае­мых, развитие их способностей и наклонностей.

7. В учебном процессе реализуются воспитание и развитие учащихся.

8. Главная цель учебного процесса — управление умственной деятельностью учащихся.

9. Сущность учебного процесса состоит в организации учения.

10. Процесс обучения направлен на формирование мировоззрения обучаемых.

II. Из перечисленных альтернатив выберите те, которые означают основные категории дидактики:

1) воспитание, 2) образование, 3) развитие, 4) умение, 5) навыки, 6) преподавание, 7) классно-урочная система, 8) учение, 9) обучение, 10) структура, 11) знания, 12) класс, 13) цель, 14) содержание, 15) эффективность, 16) органи­зация, 17) форма, 18) метод, 19) средства, 20) альтернати­ва, 21) процесс, 22) таксономия, 23) формирование, 24) компьютеризация, 25) результаты.

III. Что принято называть дидактикой? Из приведенных отве­тов выберите один правильный, обосновав ошибоч­ность остальных.

1. Дидактика — это отдельная наука о закономерностях развития личности.

2. Дидактика — это наука о закономерностях формирова­ния личности ребенка.

3. Дидактикой принято называть раздел педагогики об образова­нии и воспитании подрастающего поколения.

4. Дидактика — это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.

5. Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.


Читайте также


  • - Тест № 32.

    План Лекция 32. Проблемы формирования мирового правопорядка 1. Понятие и основания формирования мирового правопорядка. 2. Особенности современного мирового правопорядка. Литература 1. Права человека. Основные международные документы. – М., 1989. 2. Василенко И.А.... [читать подробенее]


  • - ТЕСТ 25. В яких напрямах ведеться податкова перевірка по­датку на прибуток?

    ТЕСТ 24. Чи в усіх випадках накладається фінансова санк­ція на платника при встановленні неправильного обчислення податку на прибуток? а) так, у всіх випадках, оскільки встановлено порушення чинно­го податкового законодавства; б) в окремих випадках фінансова санкція... [читать подробенее]


  • - Завдання, вправи, тести

    Питання для роздумів, самоперевірки, повторення 1. Що таке основні виробничі засоби та як вони класифікуються? 2. Які існують види обліку та оцінки основних засобів? Дайте їм характеристику. 3. Що таке фізичне і моральне спрацювання об’єктів основних засобів? 4. Дайте... [читать подробенее]


  • - Текстові тестові завдання 4 страница

    E. Ядерний матрикс. 349. Хромосоми людини за розмірами поділяють на: A. 12 груп. B. 3 групи. C. 6 груп. D. *7 груп. E. 2 групи. 350. Цитокінез (цитотомія) – це: A. Поділ ядра. B. Поділ органел. C. Збільшення об’єму цитоплазми. D. *Поділ цитоплазми. E. Рух цитоплазми. 351. Чим утворені полюси... [читать подробенее]


  • - IV. Стеноз a. pulmonalis

    III. Атрезия трехстворчатого клапана А. Встречаемость: 2-5% больных с синими пороками сердца. Б. Анатомия. 1. Присутствуют четыре основные аномалии: 1) атрезин трехстворчатого клапана, 2) ДМПП, 3) гипоплазия ПЖ, 4) ДМЖП. Кровь обычно поступает в ПЖ через ДМЖП. 2. У 30% больных... [читать подробенее]


  • - IV. Дефекты межжелудочковой перегородки (ДМЖП)

    III. Полный (открытый) предсердно-желудочковый канал А. Эмбриология: выраженные дефекты развития эндокардиальных валиков. Б. Патология. 1. Значительный атриовентрикулярный дефект, включающий как меж-предсердную, так и межжелудочковую перегородку. 2. Патология... [читать подробенее]


  • - IV – малонебезпечні (бензин, фенол).

    Що шкідливіша речовина, то складніше здійснити захист атмосферного повітря і то нижчий його ГДК. Для кожної речовини встановлюються два нормативи: максимальна разова і середньодобова. Максимальна разова ГДК встановлюється для попередження рефлекторних реакцій у... [читать подробенее]


  • - АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

    Аттестация рабочих мест по условиям труда — система ана­лиза и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных меро­приятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертифика­ции производственных объектов, подтверждения или отмены права предоставления... [читать подробенее]


  • - Тестові завдання

    1.Основна мета інвестиційної діяльності підприємства на стадії зрілості: а) забезпечення достатнього обсягу основного капіталу та початкових капітальних інвестицій; б) розширення фінансового інвестування; в) розширення діяльності за рахунок різноманітності... [читать подробенее]


  • - ТЕСТ 25. В яких напрямах ведеться податкова перевірка по­датку на прибуток?

    ТЕСТ 24. Чи в усіх випадках накладається фінансова санк­ція на платника при встановленні неправильного обчислення податку на прибуток? ТЕСТ 23. Документальною перевіркою податкової деклара­ції збільшено прибуток, який підлягає оподатку-ванню. Які дії перевіряючого... [читать подробенее]