Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика А существует ли душа как реальность?
просмотров - 160

Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках cмысла. Объект и предмет психологии (Научные школы, направления в западной и отечественной психологии).

В теме ставится задача обстоятельно познакомиться с понятиями, принципами и методами психологической науки. Главное состоит в том, чтобы уяснить природу психики, такие ее важнейшие характеристики, как вторичность, отражательность, идеальность, субъективность и активность.

Важно четко представлять предмет изучаемой науки, чтобы овладеть ею на профессиональном уровне. В учебниках и словарях есть разные точки зрения на предмет, который должна изучать психологическая наука: а) психология изучает «закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности»[4]; б) психология изучает «факты, закономерности и механизмы психики»[5]; в) предметом изучения психологии является «психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления»[6]; г) предмет психологии – ориентировочная деятельность[7].

В чем причина того, что существуют такие разные точки зрения на предмет психологии? Какая из названных точек зрения Вам представляется наиболее убедительной и почему?

В истории психологии сложились также различные представления о предмете психологии. В дословном переводе психология - сфера научных знаний о душе. Объектом в этом случае психологии станет душа. В случае если она некая метафора, объясняющий человеческую активность, особенности переживаний, мышление и др., то она не может быть объектом, а выступает как объяснительный принцип.

Опять на данный вопрос ответа нет, потому что признание ее объективности только может сделать ее объектом науки. Скажем, если душа существует, то мы ее «ухватить», измерить, увидеть не можем.

В этом и заключается специфические особенности психологии как науки. В случае если в религии и искусстве можно рассуждать о душе, то в психологии как науке указывая о ее существовании крайне важно доказывать или обосновать.

В случае если мы будем говорить вместо «душа» «психика» как особая форма отражения мира, присущую высокоорганизованным существам, то ничего не измениться. Доказать ее как самостоятельной реальности невозможно.

Но если подойти с другой стороны, ведь в нас живут образы, чувства, переживания, есть особенная реальность, которую мы воспринимаем в отличие от внешней. Есть мир, и есть то, как данный мир живет во мне и в других людях – в образах, в мыслях, отношениях, ᴛ.ᴇ. мир психических явлений (процессы, свойства и состояния), субъективная реальность. Субъективная реальность у каждого своя.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, если психика как объект размышлений, то также не может стать объектом психологии. И ей приходится искать «вторичные объекты», чтобы через их анализ сделать выводы.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Основные психические явления мы можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других.


Читайте также


  • - А существует ли душа как реальность?

    Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках cмысла. Объект и предмет психологии (Научные школы, направления в западной и отечественной психологии). В теме ставится задача обстоятельно познакомиться с понятиями, принципами и методами психологической... [читать подробенее]