Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика Акцентуации характера
просмотров - 73

В психологии характера, наряду с понятием «черта характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуации характера». Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром А.Е. Личко. При этом и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определœенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении опре­делœенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Аналогично, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженные с данной акцентуацией) могут сочетать­ся с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе бывают объективно более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.

В работах К. Леонгарда используется как словосочетание «акцентуирован­ная личность», так и «акцентуированные черты характера», причем главным ос­тается всœе-таки понятие «акцентуация личности». Сама классификация К. Ле­онгарда есть классификация акцентуированных личностей. В свою очередь, некоторые психологи полагают, что правиль­нее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях и типологии ха­рактера здесь и

идет речь. Скорее всœего, справедливо использовать оба сочетания — и «акцентуированная личность», и «акцентуация характера». В отечественной психологии сложилась традиция четко, а иногда и резко подчеркивать разли­чие понятий «личность» и «характер». При этом имеется в виду, что понятие личности — более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способ­ности и т.д. Между тем западные психологи, говоря о «личности», часто имеют в виду ее характерологию. Для этого есть определœенные основания, поскольку характер — это не только базис личности (так считают многие, хотя это и Акцентуация — дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязви­мость личности в отношении определœен­ного рода воздей­ствий и затрудняет ее адаптацию в некото­рых специфичных ситуациях.  

дис­куссионно), но прежде всœего интегративное образование. В характере находят свое выражение система отношений личности, ее установ­ки, ориентации и т.д. В случае если же обратиться конкретно к описаниям различных акцентуаций (безразлично, в какой типологии — К. Леонгарда или А.Е. Личко), то легко увидеть, что существенная их часть характеризует именно личность в ее различных аспектах. Очевидно действительно вполне допустимо в равной сте­пени и в равном значении использовать оба термина — акцентуированная лич­ность и акцентуация характера.

Одной из распространенных практических ошибок, от которых нам хотелось бы предостеречь, является трактовка акцентуации как установленной патоло­гии. Очень часто такую интерпретацию можно не только услышать в устных выступлениях и на лекциях, но и обнаружить в весьма солидных публикациях. При этом отождествление акцентуаций с психопатологией характера неправомер­но. Возможно, данный ошибочный стереотип был закреплен и получил столь замет­ное распространение потому, что само понятие «акцентуация» появилось и по­началу употреблялось преимущественно в клинической психологии. Впрочем, уже в работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированная личность не синонимична патологической. В противном случае нормой следова­ло бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рас­сматривать как патологию. К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию хотя и не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он сколько-нибудь отличается в положительную. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному развитию, будь оно социально положительно или же, напротив, социально отри­цательно. Обобщая сказанное, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

По различным данным, распространенность акцентуаций в обществе сильно варьируется и зависит от многих факторов, таких как социокультурные особен­ности среды, половые и возрастные отличия и др. По данным К. Леонгарда и его сотрудников, доля акцентуированных личностей во взрослом населœении (эмпи­рические данные по Германии) составляет приблизительно 50%. При этом авто­ры специально подчеркивают, что в других странах соотношение акцентуиро­ванных и неакцентуированных людей может быть иным.

Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, уже сейчас можно определœенно говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скрытые. По данным Н.Я. Иванова (табл. 8.1), распространенность акцентуаций в под­ростковом возрасте, а также в ранней юности различна у мальчиков и девочек. Вместе с тем, доля акцентуированных подростков варьируется в зависимости от типа и особенностей учебного заведения.

Таблица 8.1


Читайте также


  • - Тест 5.1. Оценка акцентуации характера по методике Шмишека

    Инструкция. Вам предлагаются 97 вопросов, на каждый из которых вы должны ответить «да» или «нет». Не тратьте много времени на обдумывание. Здесь не может быть «плохих» или «хороших» отве­тов. 1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным? 2. Восприимчивы ли вы к... [читать подробенее]


  • - Акцентуации характера

    Все исследователи характера отмечают, что он может быть вы­ражен в большей или меньшей степени. Это относится и к чертам характера, каждая из которых имеет разную количественную сте­пень выраженности. Чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их соче­таний,... [читать подробенее]


  • - Характер. Формирование характера. Акцентуации характера.

    Согласно классификации Леонгарда выделяют 10 основных типов акцентуаций. 1. Гипертимный - склонность к повышенному настроению, оптимизм, быстрая переключаемость, недисциплинированность, склонность к приключениям, романтике, тенденция к доминированию, лидерству. В... [читать подробенее]


  • - Акцентуации характера

    Акцентуация характера(англ. сharacter accentuation) – высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы, граничащий с психопатией. Психопатия (от греч. psyche – душа + pathos – страдание, болезнь) – аномалия характера человека,... [читать подробенее]


  • - Акцентуации характера

    Характеристики темперамента Темперамент Факторы, вызывающие напряжение Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик Чрезмерная вспыльчивость, напряженность, раздражительность, напор Равнодушие, невозмутимость, смена интересов Медлительность,... [читать подробенее]


  • - АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

    А у т и з м О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. 1997. Хрестоматия. Детский аутизм. Составитель Л. М. Шипицина.СПб. 2001. Хильда де Клер. Мама, это человек или животное? СПб 2001. К. Гилберт, Т. Питерс. Аутизм. Медицинское и педагогическое... [читать подробенее]


  • - Шкал типов акцентуации характера.

    Психолого-педагогическая диагностика Принципы: 1. Гуманизма и педагогического оптимизма. Выливается в требование «не навреди». Любое исследование должно помочь развитию личности, а не тормозить его. Верить в будущее человека. Диагноз предполагает не только... [читать подробенее]


  • - Различается несколько видов акцентуаций. Акцентуации характера подростков выявил и детально изучил А.Е.Личко.

    Гипертимный тип. Подростки этого типа с детства отличаются большой шутливостью, неугомонностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелость, склонность к озорству. В компаниях сверстников тяготеют к лидерству, любят риск и авантюры, своей... [читать подробенее]


  • - Акцентуации характера у подростков

    Важным моментом в понимании отклоняющегося поведения подростков и определении его причин являютсяакцентуации характера как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в... [читать подробенее]


  • - Акцентуации характера у подростков. Типы акцентуаций

    Характер и черты личности Акцентуации характера Краткое содержание. Характер и чертыличности; акцентуации характера как крайний вариант нормы; типы акцентуаций характера подростков по А. Е. Личко; развитие и трансформации акцентуаций характера. Характер – это... [читать подробенее]