Категории
Педагогика
Анализ урока (схемы) просмотров - 541
При анализе урока студентами-практикантами,посетившими урок своего товарища, крайне важно учитывать его индивидуальность, особенности дарования, сильные стороны.
Недостатки и ошибки, допущенные на уроке, нужно объяснять так, чтобы было ясно, как нужно их исправить или избежать в будущем.
При анализе уроков своих товарищей важно поощрять творческую, самостоятельную разработку урока, исходя из содержания материала, дидактических и воспитательных задач, рекомендаций педагогической науки и возможностей ведущего урок.
Существует несколько видов анализа урока:структурно - временной, психологический, психолого-педагогический аспектный, методический, комплексный.
Структурно-временной анализ урока. Данный вид анализа учит студента-практиканта рациональному использованию времени, бережному отношению к каждой минуте урока.
В данном случае при анализе следует обращать внимание на следующие моменты урока:
- рациональное распределение всего времени между структурными элементами урока, т. е. насколько разумно затрачено время на опрос, психологическую подготовку учащихся к восприятию нового материала, объяснение, закрепление или домашнее задание;
- рациональность каждого из структурных элементов урока;
- распределение времени внутри каждого структурного элемента;
- эффективность использованного времени;
- рациональность использованных приемов и методов обучения;
- разумность связей между содержанием материала и использованными методами.
За время практики желательно несколько раз посетить и проанализировать уроки студентов с позиции рационально затраченного времени.
Психологический анализ урока.При психологическом анализе следует выделять три базовых звена: психологию учителя (деятельность, ум, эрудицию, эмоциональность, речь, поведение, отношение к детям), психологию ученика и эмоциональную связь между учителем и учащимися.
Психологический анализ включает в себя следующие элементы:
- характеристику познавательных процессов: восприятия и осмысления, внимания, мышления, памяти;
- характеристику качества усвоения знаний, умений и навыков;
- характеристику интеллектуальной атмосферы урока: создание положительной мотивации, интерес к уроку, активность и работоспособность учащихся и др.;
- характеристику развития учащихся.
За время практики студент должен овладеть комплексным анализом в несколько упрощенном виде, это наиболее сложный, но целесообразный вид анализа урока с позиций обмена опытом.