Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика Беседа.
просмотров - 93

Имитационны

Неимитационные

Активные методы подготовки специалиста-медика

Беседа

♦ Инструктаж преподавателя

♦ Рефлексивный полилог (ра­бота в микрогруппах, обсуж­дение, пленум)

♦ Мозговой штурм» (Осборн)

♦ Синœектика (Гордон)

♦ Тренинг

♦ Групповое фокусированное интервью (метод фокус-группы)

♦ Решение задач

♦ Анализ конкретных ситуаций

♦ Анализ последовательных ситуаций (к примеру, этапы диагностики или лечения, реабилитации и

т.д.)

♦ Дидактические (учебные) игры:

- с жестким сценарием;

- ролевые.

♦ Организационно - деятельностная игра

Большинство указанных методов обучения носит проблемный характер. В медицинском вузе эти методы наиболее адекватны ло­гике врачебного (профессионального, клинического) сознания и мышления, в связи с этим они предпочтительны в период всœего обучения студентов в вузе. Степень самостоятельности студентов должна возрастать по мере обучения, ᴛ.ᴇ. в самом начале быть частично по­исковой, а затем приобретать не только поисковый, но и, в ряде случаев, исследовательский характер. Функция проблемного обучениясостоит в том, чтобы сформировать способности к творческой профессиональной деятельности и потребность в ней, развить базо­вые мыслительные способности, рефлексию и целœеполагание. Ис­пользование проблемно-поисковых и исследовательских методов обучения во внеаудиторное время определяет систему НИРС вуза. Дадим краткую характеристику отдельных методов обучения.

Беседа может использоваться как метод или средство, в основе которого лежит непосредственный межличностный контакт: диа­лог, глубинное общение, диагностическая беседа, нестандартизированные интервью, опросники. Для реализации этих методов, кроме понимания преподавателœем логики последовательности задаваемых вопросов (диагностическая беседа), необходимы коммуникативные умения для сбора крайне важной информации.

Для педагогически грамотного ведения беседы, в том числе эмпатической, необходимы уже упоминаемые пять искусств (пони­мания, уважения, помощи и поддержки, толерантности и искусства быть собой), которые обеспечивают создание обстановки психоло­гической безопасности. Как подчеркивают психологи, главный ме­тодический козырь - умение слушать, внимание к собеседнику, синтонность и эмпатия. В силу кажущейся простоты использования беседы возникает иллюзия простоты и доступности этого метода, а отсюда недооценка, отношение к беседе как к второстепенному, вспомогательному средству на клиническом практическом занятии по сравнению, к примеру, с результатами объективных исследова­ний пациентов. Существует опасность, что врачи могут утратить данный тонкий психологический инструмент (средство), не акценти­руя внимание на нем как на методе обучения будущих врачей. Выс­ший уровень беседы - межличностный диалог, в котором пациент раскрывается врачу, чувствуя атмосферу доверия, уважения, пони­мания, - а именно этому особенно важно учить студентов.

В связи с вышеизложенным мы используем некоторые реко­мендации экзистенциально-гуманистического подхода Джеймса Бюдженталя, который является одним из лидеров современной психологии и психотерапии. Взгляды и концепция Д. Бюдженталя получили мировую известность в рамках движения гуманистиче­ской психологии. Οʜᴎ оказывают большое влияние на мировоззрение врачей, акцентируют их внимание на возможности так назы­ваемого глубинного общения в процессе индивидуального кон­сультирования.

Для подготовки нового поколения российских врачей экзи­стенциально-гуманистический подход предлагает целую програм­му обучения врача как фасилитатора, создающего условия для воз­никновения атмосферы доверия, взаимопонимания в системе меж­личностных отношений.

Мы можем рекомендовать так называемую программу «расши­рения субъективных возможностей» врача-педагога, к примеру в ходе беседы, носящей экзистенциально-гуманистический характер.

Д. Бюдженталем выделяются семь базовых уровней глубин­ного общения, четыре из которых могут использоваться врачом-пе­дагогом в работе:

1) формальные отношения;

2) поддержание контакта;

3) стандартная беседа;

4) критическая ситуация.

При этом в качестве различительных признаков уровня обще­ния используются такие аспекты вовлеченности человека в обще­ние, как доступность и выразительность. Доступность характеризу­ется как степень открытости влиянию другого человека и ослабле­ния защиты от чужого негативного воздействия, а выразительность - как уровень готовности человека быть самим собой, выражать свою субъективность.

Врачи-педагоги вступают во взаимодействие со студентами и пациентами разными способами и, соответственно, создают раз­личные условия для доступности и выразительности своих партне­ров. Врачам-педагогам нужно знать, что не на всяком уровне обще­ния возникают столь необходимые как в педагогике, так и в меди­цинœе «жизнеизменяющие процессы». Глубинное общение возника­ет на уровне «критических ситуаций». При этом не следует эти реко­мендации воспринимать как догму и навязывать пациенту или сту­денту, крайне важно лишь использовать данный материал для разви­тия способности глубинного общения и понимания его возможно­стей для успешной деятельности.

Успех глубинного общения как возможности понять субъек­тивный мир партнера по общению обеспечивается и такими крите­риями (или экзистенциальными аспектами), как ценность и смыслы, свобода и ответственность, вера в себя, способность к творчест­ву (креативность), отношение «Я и другие».


Читайте также


  • - Индивидуальная беседа

    Анализ документов МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО Каждый командир должен знать о своем подчиненном: · фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность; · род занятий до военной службы; · семейное положение; · успехи и недостатки в боевой... [читать подробенее]


  • - Беседа 8. Сколько должно быть детей?

    Статистика в Талдомском районе такова: около 220 многодетных семей, в которых воспитывается около 660 детей. Благодаря простым подсчетам я сделал для себя удивительное открытие: оказывается, что многодетной семьей считается семья с тремя детьми. Это открытие не сразу... [читать подробенее]


  • - Беседа 3. Дети

    В прошлой беседе мы уже говорили, что появление детей изменяет семью, она словно второй раз рождается. Без детей очень трудно проявиться настоящей любви, поскольку супруги без детей замкнуты сами на себе и любят только друг друга. Настоящая любовь возникает, по выражению... [читать подробенее]


  • - Беседа 2. Как вступать в брак?

    Правильно вступить в брак очень сложно. Выбор супруга должен совершаться один раз на всю жизнь. В идеале здесь не должно быть промахов. Но в том–то и дело, что нет способа, который гарантировал бы от ошибок. Я бы даже сказал так: брак — это всегда риск, брак — это всегда шаг с... [читать подробенее]


  • - Беседа 11. Внутренний уклад семьи

    Народ — это живой организм, клеточками которого являются семьи. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Сын работает рядом с отцом — плечо к плечу — и именно здесь... [читать подробенее]


  • - Беседа 1. Возможен ли брак по любви?

    Основные даты исторических событий 16 июня 1223 г. – сражение на реке Калке 1237–1240 г.г. – нашествие хана Батыя на Русь, начало монголо-татарского ига 1237 г., зима – вторжение Батыя в пределы Рязанского княжества. 4 марта 1238 г. – сражение на реке Сити. 1239 –1240 гг. – поход... [читать подробенее]


  • - II. Аналитическая беседа

    Этапы духовных исканий Пьера Безухова I. Вступительное слово учителя Основные тезисы: Толстой отстаивал идею текучести, изменчивости человека, эту «диалектику души» и показывал писа­тель в образах своих «любимых» героев.В характере Андрея Болконского учащимся... [читать подробенее]


  • - Следующая беседа относительно важности Пуджи была проведена Шри Матаджи в Мадриде 24 мая 1986г.

    Сегодня я расскажу вам о важности Пуджи. Даже среди первых христиан обычно проводились Пуджи поклонения, возможно, статуям Марии, или может быть фотографиям, или, можно сказать, копиям Матери Христа из цветного стекла. Но позднее люди начали становиться более... [читать подробенее]


  • - Беседа Шри Матаджи с сахаджа-йогами

    Англия, Оулд Алресфорд 17 Май 1980 Когда подготовка к тому, чтобы стать кем-то завершена, и когда в общем вы знаете, что это ваше эго и суперэго чрезмерно загружают вас, тогда вам необходимо просканировать их вибрационным осознанием. Есть два типа внимания, которое нам следует... [читать подробенее]


  • - Беседа матери с йогами.

    ВЫПУСК 3 17 мая 1980г.,Винчестер ,Англия. 1 Дневник Когда подготовка к тому, чтобы стать кем-то завершена, и когда в общем вы знаете, что это ваше эго и суперэго чрезмерно загружают вас, тогда вам необходимо просканировать их вибрационным осознанием. Есть два типа внимания,... [читать подробенее]