Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИИ ЕГО ЛИЧНОСТИ
просмотров - 346

ИНДИВИДОМ РОЖДАЮТСЯ. ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОТСТАИВАЮТ». (...) Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнару­живает способность стать личностью, реализуемые в со­циально значимой деятельности. Этим определяется раз­витие человека как личности»68.

68 Асмолов А Г., Петровский А.В. Личность// Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 523.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, исходя из того, что биологические свой­ства и качества человека ему имманентно присущи (ᴛ.ᴇ. являются врожденными), тогда как личностные качества — психические и социальные — формируются, развиваются прижизненно, можно сделать следующий вывод:

объектом и предметом педагогической теории и педаго­гической деятельности могут и должны быть:

• личность человека во всœем многообразии её природ­ных, психических и социальных свойств, качеств и про­явлений;

• процесс воспитания, обеспечивающий целœенаправлен­ное формирование и развитие личности.

Проблема соотношения биологического и социального — одна из наиболее важных и сложных проблем антрополо­гии. В науке давно ведется дискуссия о природе, источни­ках и факторах развития человека между сторонниками базовых философско-психолого-педагогических концеп­ций: биологической, социологической и биосоциальной. В чем суть этих концепций?

Биологическое и социальное — не два параллельных и не­зависимых друг от друга фактора: они воздействуют на че­ловека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействий бывают разными и зависит это от многих обстоятельств. А может ли быть оптимальным соотношение влияний биологического и социального?..

Определœенный интерес в этой связи представляет схема, которую предложил Й.Шванцара69 - она своеоб­разно иллюстрирует взаимоотношения трех факторов раз­вития человека - наследственности, среды и воспитания.

69 См : Шванцара И. Диагностика психического развития // Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 91.

Таблица 7

Биологическая   Социологическая   Биосоциальная  
Человек - сугубо природное суще­ство; духовные свой­ства личности име­ют биологическую основу; развитие и поведение определя­ется врожденными потребностями, вле­чениями и инстинк­тами, а также вне­шними требования­ми, к которым чело­век вынужден при­спосабливаться; вос­питание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного разви­тия   Человек рождается как существо биоло­гическое, но в про­цессе своей жизне­деятельности социа­лизируется под вли­янием среды, в первую очередь тех соци­альных групп, кото­рые составляют его ближайшее окруже­ние. Среда является определяющим фак­тором формирова­ния личности, ее влияние практичес­ки необратимо;вос­питание призвано корректировать ха­рактер влияния сре­ды   Человек — существо и биологическое и социальное: психи­ческие процессы (ощущения, воспри­ятие, мышление и др.) имеют биологи­ческую природу, а направленность, способности лично­сти формируются в результате объектив­ных и специально организованных воз­действий социаль­ной среды. При дан­ном подходе недо­статочное значение придается роли са­мовоспитания и де­ятельности  

И. Шванцара считает, что врожденные и унаследован­ные предрасположения, обозначенные обобщенным тер­мином «наследственность», развиваются в результате вне­шних влияний - среды и воспитания. Взаимодействие всœех трех факторов может быть, по его мнению, либо опти­мальным (равносторонний треугольник АВС), либо дис­гармоничным — 1) при преимущественном воздействии одного из внешних факторов (треугольники АВС, и АВС^);

2) при недостаточном их влиянии (треугольник АВС^). Необходимо отметить, что вариантов расположения вер­шины С может быть бесконечное множество — это отра­жает множественность индивидуальныхвариантов раз­вития человека.

Рисунок 8

• Представленная схема - как и вообще любая схема — условна. Никто сегодня не может утверждать, что только одинаковое воздействие наследственности, среды и вос­питания может обеспечить гармоничное развитие чело­века. Но и никто, пожалуй, не может доказать несостоя­тельность такого утверждения... Люди ищут ответы на ин­тересующие их вопросы, предлагают версии... Удачи вам, люди!


Читайте также


  • - БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИИ ЕГО ЛИЧНОСТИ

    ИНДИВИДОМ РОЖДАЮТСЯ. ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОТСТАИВАЮТ». (...) Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнару­живает способность стать личностью, реализуемые в со­циально значимой деятельности. Этим... [читать подробенее]


  • - БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИИ ЕГО ЛИЧНОСТИ

    ИНДИВИДОМ РОЖДАЮТСЯ. ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОТСТАИВАЮТ». (...) Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнару­живает способность стать личностью, реализуемые в со­циально значимой деятельности. Этим... [читать подробенее]


  • - Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности

    Тема 3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАОдной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими... [читать подробенее]


  • - Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности

    Факторы, влияющие на формирование личности. Движущие силы и основные закономерности развития личности. Базовые понятия:человек, личность, индивид, индивидуальность, раз­витие, формирование, социализация, воспитание, наследственность, среда общение.Одной из... [читать подробенее]