Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика Базовой культуры личности и ее развития
просмотров - 275

Народная мудрость

Глоссарий

· Цель педагогического процесса – предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия.

  • Задача педагогического процесса – ближайшая, тактическая цель.

· Базовая культура личности – уровень развития и реализации сущностных сил человека, его знаний, умений, навыков, отношений к себе и окружающему миру, выражающийся в совокупности базовых (обязательных) компетенций.

· Компетенция – совокупность знаний, умений, опыта͵ личностных свойств (отношений) человека, которые характеризуют его способность действовать в той или иной сфере жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями.

Материал для «вставок на полях или по тексту»

«В случае если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна» (Д. Дидро).

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом с самостоятельной волей (Гегель).

Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладевают гражданские отношения (А. Дистервег).

Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты (В.М. Бехтерев).

«Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целœей» (А.С. Макаренко).

Педагог становится стратегом воспитания, если хорошо владеет целœеполаганием, глубоко осознает содержание цели воспитания (Н.Е. Щуркова).

«Реализуемые школой цели обучения… только тогда приобретают для учащихся реальный смысл, когда связываются с конкретными и легко понимаемыми задачами, которые ставит перед ними школьная работа на уроках, во внеклассное время, дома, в работе на ближайшие недели и месяцы (В. Оконь).

Ø Птице крылья, человеку – разум (рус.).

Ø Труд кормит, а лень портит (рус.).

Ø Дружные сороки и гуся утащат (рус.).

Ø Не топор тешет, а человек (рус.).

Ø Всяк человек своему счастью кузнец (рус.)..

Ø Человек без родины, что соловей без песни (рус.).

Ø В работе язык не в зачет: кто работает, тому и почет (рус.).

Ø Добрая слава дороже богатства (рус.).

Тема 1.11 Содержание образования как средство формирования

Жизнедеятельность ребенка, а не «прохождение» учебных

дисциплин должна находиться в центре внимания учителœей.

С.Т. Шацкий

Требования к компетентности по теме:

· знать сущность понятия «содержание образования», уметь раскрывать основные положения существующих теорий содержания образования,

· знать и уметь характеризовать структурные компоненты содержания образования, источники, факторы и критерии отбора содержания образования;

· знать и уметь анализировать тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь;

· уметь характеризовать документы, определяющие содержание образования на разных уровнях.

Основные вопросы:

1. Понятие о содержании образования.

2.Структура содержания образования.

3.Источники, факторы и критерии отбора содержания образования.

4.Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь.

5.Документы, определяющие содержание образования.

Понятия темы:содержание образования, структура содержания образования, общее образование, профессиональное образование, образовательные стандарты, учебный предмет, учебный план, учебная программа, учебник, учебное пособие, учебно-методический комплекс.

Рекомендуемая литература

1Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей; под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – С. 219-231.

2 Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 316-331.

3. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – С. 298-314.

4Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 184-200.

5Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 214-250.

6Степаненков, Н.К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2007. – С. 82-98.

7Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск : Універсітэцкае, 2000. – С. 137-151.


Читайте также


  • - Базовой культуры личности и ее развития

    Народная мудрость Глоссарий · Цель педагогического процесса – предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия. Задача педагогического процесса – ближайшая, тактическая цель. · Базовая культура личности – уровень... [читать подробенее]